Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Лучшие люди


 

Взгляд


Лучшие люди.

 

Все Евангелия изобилуют обличениями вождей Израильского народа. Их обличает Сам Христос, обличают евангелисты. В 23 главе Евангелия от Матфея есть просто разительные слова Господни. Восьмикратно Он обращается к книжникам и фарисеям: «горе вам». Он называет их лицемерами, безумными и слепыми! А в нормативной лексике русского языка «фарисей» и «фарисейство» вообще стали именами нарицательными, обозначающими лицемерие.


Более того, во всех Евангелиях они являются фактически единственными, кого обличает Господь так категорично. В то же время и сами духовные израильские лидеры с самого начала заняли непримиримую позицию в отношении Христа.
Но что же это за люди? Почему в Израиле они сели «на Моисеевом седалище», т.е. заняли место духовного руководства? Почему они хотели смерти Христовой? В чем была их несовместимость с Господом?


Даже в какой-то мере, конспективно, пытаясь дать ответы на эти вопросы, можно многое осознать. Ведь рассказывая о «книжниках и фарисеях», евангелисты не просто пытались правдиво отобразить исторический фон общественного служения Богочеловека, но в их лице ставили перед читателем как бы зеркало, в котором он должен был бы увидеть и свое лицо.


Фарисеи – одна из самых влиятельных религиозных партий во времена Иисуса Христа в Иудее. Она возникла примерно за полторы сотни лет до рождества Христова и в начале проповедовала строгую жизнь, ее чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян.26:5), так же они стояли за независимость и несмешиваемость с другими народами (Исх.23:32, 34:15). Фарисеи очень хорошо ориентировались в Писаниях, занимались их толкованием, проповедью и сами рачительно пытались исполнить то, что проповедовали. Тем самым они привлекли к своему учению массу народа.


Впрочем, в Израиле было несколько религиозных партий или сект, различающихся в основном толкованием текстов Св. Писания и политическими пристрастиями. Наряду с фарисеями существовало еще одно весьма влиятельное религиозное образование, возникшее в 145 г. до Р.Х. – саддукеи. Это менее многочисленная, но и более элитарная секта, куда входили люди, как правило, из священнического сословия и высших классов. Саддукеи в отличие от фарисеев отрицали воскресение мертвых и т.н. «предания старцев», придерживаясь только закона Моисея. В это время в Израиле существовал еще целый ряд мелких религиозных групп, которых отличали несущественные нюансы. Но вместе с фарисеями и саддукеями они в Евангелиях часто собирательно именуются «книжниками и фарисеями».


Все эти партии формировались на основе ревностного исполнения воли Божией, возвращения к праведной жизни, желания понести бремя Закона. Ко времени Боговоплощения они имели несколько поколений людей, жизненный интерес которых коренился в слове Св. Писания. Это была уже сильная традиция. Вспомним притчу «о мытаре и фарисее». Нас не должно смущать, что последний перечислил мало дел. Двумя пунктами им было просто обозначено, что он в целом исполнитель закона. В этой притче самодовольство, гордость, высокомерие фарисея очевидны. Но вот вопрос: а вообще, возможно ли, опираясь на свою волю, изо всех сил стараться исполнить, пусть даже только внешне, установления Божии и не возгордиться?


Предметом гордости для человека может стать любая житейская мелочь, не говоря уже о чем-то серьезном. А если при этом вспомнить, например, слова святых отцов об универсальности тщеславия и как эта страсть примешивается к любому нашему доброму делу, то на поставленный вопрос напрашивается ответ - отрицательный.


Конечно, не только духовные учителя – все иудеи были призваны и пытались исполнить Закон. Но вот, что интересно, читая Ветхий завет, возникает естественное, вроде бы, недоумение: ну почему, вопреки явному многократному отрицательному опыту, иудеи, однако, с завидным постоянством ходили «вслед чужим богам», вели междоусобные войны, кратко сказать, уклонялись от заповедей Божиих. Ведь, в связи с этим, они все время терпели какие-то напасти: то враги нападут, то между собой разделения и нестроения, то, вообще, всех в рабство уведут. Причем Господь, казалось бы, постоянно предупреждал, что если народ будет слушать Его, то Он Сам избавит их и от любой внешней экспансии, и государство будет расти, множиться и крепнуть. И несмотря ни на что, Израиль упорно нарушал волю Божию. Так почему?


Ветхозаветные книги дают ясно понять, что Закон для иудеев был теми самыми «веригами неудобоносимыми», и чем ревностней кто-то пытался его исполнить, тем ярмо становилось тяжелее.


В Деяниях апостольских мы читаем уничижительные слова первомуч. Стефана: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы…» (Деян.7; 51:53).


Да, фарисеи и саддукеи, действительно, «плоть от плоти, кровь от крови» - потомки «жестоковыйных» отцов. Поэтому и желали распять «Правденика», как и отцы желали убивать предвозвещавших Его. Однако вспомним, Израиль в океане языческих народов был единственным теократическим государством, исповедывающим Единого Истинного Бога. Фарисеи же и саддукеи были лучшие из народа. Смысл их жизни был в том, чтобы точно понять, истолковать и исполнить закон Моисеев, который свят, ибо дан святым Богом. И кто может сказать, что дорос до их уровня в смысле этого исполнения. Пусть фарисей из притчи о нем и мытаре гордился, но ведь он и исполнял, человеку же свойственно гордиться, при этом ничего не исполняя.


Евангельские слова об учителях Израиля, которые «возлагают бремена неудобоносимые, а сами не хотят и перстом двинуть» (Мф.23:4), говорят не о лености, а о том, что за исполнением буквы и «предания старцев», книжники «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23), или как в другом месте: «нерадите о суде и любви Божией» (Лк11:42), что они «очищают только внешность чаши и блюда. Между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мф.23:25).
Но если малое стадо, среди «языков» - ветхозаветный Израиль избран Богом, а «фарисеи и книжники» - лучшие из народа, то и распинали Спасителя – лучшие же!


Однако то, что это сделал народ Божий в лице самых достойных своих представителей не должно нас удивлять! Таков удел безблагодатных трудников.


Да, они были народом Божиим в том смысле, что единственные имели Закон, данный Богом. Но как раз история единственного государства, живущего не по человеческим, а по Божиим законам, показывает, что падший человек не в состоянии самостоятельно исполнить Божию правду. Поэтому ап. Павел и называет Закон «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24). Тогда понятно, почему фарисей в притче говорит о своих заслугах. Коль скоро исполнение Божиих установлений, неважно, в чем-то формально мелком или крупном, своими силами, основанными только на своей воле – каторжный труд, то ясно, сколько сил эта работа ему стоила! Поэтому утешением ему и служило любование собой. Целью здесь становится само делание.


Но если человек основывает духовную жизнь только на «личном подвиге», он с неизбежностью встает под обличение Христово: «Горе вам!.. что обходите море и сушу, дабы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». (Мф.23:15). Ибо с неизбежностью же тяжесть труда будет заставлять искать восполнения. И тогда милостыня, молитва, и пост начинают делаться для того, «чтобы показаться перед людьми» (Мф.6:1-16), для поиска человеческой славы (Ин.12:43). Это и есть начало лицемерия. Преп. Максим-исповедник о таком «подвиге» сказал: «Добро сделанное с насилием есть зло»!


Именно к «безблагодатному труднику» обращены слова Христовы: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога не ищите?» (Ин.5:44). Это же и начало непримиримости ко Христу, земная жизнь Которого была полной самоотдачей, открывающей и являющей славу Отца.


Для того чтобы по существу исполнить Божию правду, нужно избавиться от своей самости: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23).
Необходима Жертва Христова. Парадоксально, но для этого нужно было человеку в конце концов убить Бога. Убить предательски и коварно, руками язычников, желанием верных и лучших. Но именно после этого человек получил возможность истинной святости, вводящей его в Царство Небесное, поднимающей его над своим душевным, естественным добром. Поэтому знакомство с религиозной жизнью древнего Израиля времен Иисуса Христа позволяет нам сделать вывод, что «книжники и фарисеи», стараясь исполнить Закон, действительно, сделали все, что могли.


Отныне стало очевидно, что Царство Небесное достигается не мнимой самостоятельной праведностью, а милостью Господней: «Без Меня не можете творить ничего», и: «не здоровые нуждаются во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию», - говорит Сын Божий. И если у христианина есть вера именно в эту неисчерпаемую милость, то «иго» Господне для него – «благо, и бремя» Его «легко есть» (Мф.11:30), т.к. душа постепенно становится причастна Царству, зарождающейся в ней сокровенной благодатной жизнью. В этом смысл евангельского: «Царство Божие внутрь вас есть». (Лк.17:21).


И еще вопрос: А мог ли, вообще, кто-нибудь принять Христа? Здесь мы можем уверенно ответить положительно: да, безусловно. Это пророки (вспомним прав. Симеона Богоприимца, св. Иоанна Предтечу, Анну пророчицу), или люди, ведомые Духом Святым, которые появятся в День Пятидесятницы. Об этом и слова Христовы: «А теперь иду к Пославшему Меня… но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его…».


Вот за счет чего упраздняются «неудобоносимые» вериги и тяжкое ярмо исполнения Закона. Вводит же в эту веру в милость Божию честное осознание своей падшести и естественное, в таком случае, покаяние как желание обретения утерянного в себе Бога. Прежде всего, об этом идет речь в Евангелии от Луки, где говориться, что «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Главное «усилие» не в фарисейском истязании себя (и добавим, как естественное следствие – других), а в смиренном признании того, что своего добра, которым можно было бы воспользоваться для исполнения праведной жизни – нет (только на этом и может строится какое-либо подвижничество). Поэтому в своей основе грехи - не досадные промахи или нарушение того, что мы могли бы сделать правильно (хотя, внешне бывает и так), а органичная человеческая болезнь, без которой, увы, не может исполниться ни одно, даже самое доброе наше дело. Для преодоления этой радикальной поврежденности Сын Божий воплотился, был распят и воскрес из мертвых, обещал Духа Утешителя и Им же благодатно входит в нашу жизнь, исполняя любое наше благое начинание.


А искомая цель в результате так высока, что захватывает дух. Человек должен сочетаться с Божеством так же, как сочеталось Человечество и Божество в Иисусе Христе – нераздельно и неслиянно: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок.3:20).


По поводу этих слов В. Лосский заметил: «Господь как нищий стоит у двери нашей души и просит подаяния покаяния», и добавим: ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29).

Священник Александр ЛАВРИН

 


В избранное