Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


 

Азы

 

ЗАПОВЕДИ ХРИСТА

(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

 

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». В прошлый раз, рассуждая об этой заповеди Христа, мы пришли к выводу: если в нашей жизни появляется свободный выбор, мы часто воспринимаем его как трагедию, муку. Волнуемся, как бы не ошибиться, побольше получить, не прогадать. Самый назойливый из наших вопросов в этой ситуации: как правильно поступить?

 

А человек с чистым сердцем страдает, если нет выбора (которого нас лишает грех, подчиняя себе). Его вдохновляет то, что он может поступить как угодно, а не по принуждению или правилам: «Господи, я знаю, что Ты меня примешь, не отвергнешь, помилуешь, даже если я уйду от Тебя далеко». Именно об этом говорил апостол Павел: мне все возможно, но не все полезно.

 

Только сделав вольный выбор, можно свидетельствовать: «Как же мне сладко идти навстречу Тебе, Господи!» Подобно этому мы идем по жизни навстречу любимому человеку.

 

Мы говорим о Божиих заповедях, но, по сути, одновременно пытаемся оторваться от собственных заповедей – законов. Они есть у каждого из нас. Чтобы вместо них принять что-то другое, нам опять нужно пройти путь – преодолеть эгоизм и расстаться с ним (это и значит «отвергнуться себя»). А сразу ничего не получится.

 

На земле жили люди, достигавшие святости, не сомневавшиеся в том, что есть Бог, что в сердце человека сосуществуют добрые и злые помыслы, скука и отчаяние. Эти молитвенники за нас – нашего рода и понимают нас, потому что и падали, и каялись. Но они видели даже нетварный Божий свет – энергии Божества, Его благодать. Этот сокровенный свет и может быть путеводной звездой для человека, позволяющей нам узнавать волю Божию. Где есть этот свет прощения, милости, помощи, там береги и храни его.

 

Но это сказано не для того, чтобы немедленно применить в жизни, а как некий пример, который когда-нибудь кому-нибудь станет интересен и которому можно довериться.

 

Мы привыкли к суете дня, очень устаем, изнашиваемся от нее. И эти слова могут показаться лишней нагрузкой. Люди не хотят думать об этих вещах. Жить мечтами, вымыслом им приятнее. Хотя мечты – фальшь, обман. А тут – реальность, она может сделать нас счастливыми, но люди бегут от нее как от лжи.

 

Если задуматься, то, как это хорошо, когда Господь видит сердце человека, а человек – видит Его. Эта взаимность называется любовью. В ней заключается блаженство жизни, которая не знает ничего «своего». Так Христос говорил об Отце: все Мое – Твое, все Твое – Мое. Не в приземленном варианте, а во всей полноте жизни, которую невозможно представить и объять.

 

Среди наших чувств и впечатлений мы не умеем разглядеть, вычленить нечто прекрасное, небесное, а оно все время с нами и внутри нас. Бог дарит нам одну за другой возможности для новой жизни. Она может стать нашей – и при этом нам не принадлежать.

 

Звучит парадоксально. Но тут проведу такую аналогию. Известно, что человек становится рабом греха. Раб – тот, кто не принадлежит себе. У него есть руки, ноги, тело, но им владеет другой. Рабу вырывают язык – и он молчит.

 

Рабство нам противно, и мы живем как бы свободными людьми, не хотим его замечать. Но если оно начинает в нас «говорить», то обязательно борется с Богом. Многие пугаются: «Да это же не я!» Конечно, ты, который раньше молчал, был безгласным рабом и надеялся счастливо прожить, унижаясь и пресмыкаясь перед мерзостью. Ты смирился, считал это нормальным, делал вид, что все в порядке.

 

Обнаружить в себе такое бывает порой гибельно, если мы не верим в милость Бога. А ведь Он узнает о нас не из исповеди. Как только впервые шевельнется сердце человека навстречу истине, Господь уже это принимает и радуется за нас.

 

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение в следующем номере)

 


В избранное