Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени и Тицаве' – Прикажи


Шалом ядидим! Мир вам друзья!
Сегодня я высылаю вам 2 недельных толкования на недельную главу Торы от мессианских евреев
и также, как обычно, от наших братьев ортодоксальных евреев.

Открыта подписка на рассылку недельной главы Торы в мессианском и ортодоксальном варианте.
Желающие подписаться -  через сайт Исход-2 http://tikvaisrael.com .
Возникает вопрос - для чего эта подписка вообще нужна?
В этом я вижу более глубокое пониание мессианства и ортодоксального иудаизма,
их единство и различие, более глубокое понимание Священных Писаний.

У нас - у евреев также на будущей неделе праздник - Пурим катан
Более подробно о нем читайте здесь http://tikvaisrael.com/pina_purim.html
Будьте благословенны!
Шмуэль (Езра)

О ПУРИМЕ 18 февраля - 14 адара алеф)

Детский праздник?
Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо? «Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность,» равнодушно пожмут плечами другие. Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился. «Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,» останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий, и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!»

Главным методом борьбы антисемитского народа Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно. Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет, то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано вершить любое зло, грабить и убивать.

История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман, задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить весь еврейский народ.
Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день.

Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно» в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение), «случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно» он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он наткнулся именно на эпизод раскрытия заговора Мордехаем и еще несколько подобных «случайностей».

Так в борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости – «мера за меру»: «Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей ты и погибнешь!»
Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те, кто считают Пурим не более чем детским праздником, ссылаясь на внешнюю оболочку шумного веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями и забывая об истиных причинах этой нашей радости. Ведь точно так же как чудесное Провидение было скрыто под маской ряда совпадений, по-детски искренее и беззаботное веселье евреев в Пурим на самом деле таит в себе глубочайший смысл.


Глава Торы: "Тицаве" – "Прикажи…" от МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Израиля.
Исх 27:20-30:10

Афтара (Доп. чтение):
Йешайяhу / Исаия 1:1-27,
Йехэзкейл / Иезекииля 43:10-27,
Иврим / Евреям 13:10-17

Оглавление:
1. Оливковое масло. Результат химической обработки или давления
2. Семи свечник – знаменитая Менора. Соблюди Слово..
3. Священники по наследству
4. Арур – высшее проклятие..
********
В прошлом недельном чтении «Трума», Господь повелевает Моше собрать трума – добровольное пожертвование, для строительства скинии собрания. Далее, Моше получает четкие повеления, как, что за материал и способы постройки скинии.
Коснусь лишь нескольких деталей. Вообще все устройство этой скинии, должно ассоциироваться с небесами, т.к. образ был показан на горе.
Каждое кольцо или крючок имеют значение. Но у каждого может быть довольно пространная интерпретация. Я хочу прокомментировать лишь некоторые. Надеюсь они дадут каждому нужные аналогии.

I . Елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения (Исх.25:6)
Интересен сам процесс производства елея. Это масло оливок, которое получается путем давления на оливки.
Давление создается в три последовательных шага. Вначале оливки загружают в специальные сетки и ставят одна на другую.
То масло, которое вытекает из оливок, из - за веса самих сеток считается самым чистым. Именно оно использовалось в храме для светильников. Его получают совсем не много.
Следующий уровень чистоты масла достигался с помощью прессового давления. Это масло шло в пищу. Оно было менее чисто, но его объем был большим.
Далее так же следовал пресс, но уже более тяжелый – это масло использовалось для хозяйственных целей, для производства мыла и т.п.
В производстве масла есть парадигма для нас. То, что происходит в нас, через нас, в нашем следовании за Богом, т.е. с выбором, но без излишнего принуждения – обычно самое лучшее. Это самое чистое, и от него больше всего толку. Это следование включает и радости и трудности, но с постоянным упованием на Господа и в максимальном доверии Ему, вместо упорства своих сил. Плод такого опыта самый дорогой и последствия самые эффективные.
Чем больше наших собственных усилий, или точнее надежды на «я могу», даже достигая результата, происходит сильнейший «личный износ» и менее эффективный плод.
5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.
6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.
7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!"(Зах.4:5-7)

31 И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; (Исх.25:31)
Это и есть знаменитая Менора – семи свечник. Одно из пояснений Меноры я давал в недельном чтении Мишпатим в 3-м уроке -
Но значений для Меноры, стоявшей в Храме можно найти множество. Многие из этих значений имеют эсхатологический смысл.

I. Менора – это видимая работа Господа на земле. Она зависит от отношения верующих к Божьему Слову и от их реального послушания Водительства Божьего Духа. Все это не пустые слова. Иешуа сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоан.14:23)
Многие люди воспринимают «Соблюсти Слово» в значении "быть знакомым с текстом Библии". "Быть знакомым с текстом" еще не делает тебя "живущим по тексту". Тем более, что жить по тексту невозможно. Да, важно знать текст, но важно так же дать этому тексту коснуться внутренности. Сказано - «вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,» (Еф.1:13)
Смысл данного выражения в том, чтобы быть ободренным найти «слово истины», которое и общее и индивидуальное для всех. И как результат - мы рождены Свыше или Запечатлены Святым Духом. И это и индивидуальное и личное переживание. Но оно имеет место. Это не само- убеждение, как некоторые пытаются сказать, но реальное переживание, которое приближает нас к Богу и учит слышать побуждения, исходящие от Него и в соответствии с ними поступать.

II. Менора – это символ человека. Один известный рав Альшех говорит: «Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в восемнадцать ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото.
Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота – принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты.
И об этом сказано: "...будет выкована из цельного слитка чистого золота" (Исход25:36) – посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою "удары судьбы", испытания. Менора изготовлена из единого куска чистого золота, а не из многих разрозненных слитков, соединенных впоследствии, символизируя тем самым единство всех органов человеческого тела – ни один из них не должен оскверниться и стать качественно отличным от других».
К словам рава Альшеха хочу добавить лишь « и веровать в посланного Мошиаха - Искупителя, т.к. без Него все можно почитать тщетой. Он же может наши жизни преобразовать начиная изнутри и заканчивая внешним».

III. Менора – символ полноты. Семь дней в неделе, семь праздников Торы, «семь очей Господа» из Захарии 4гл. Мы знаем, что в служении Иешуа проявились 5 служений, записанных в Ефесянах 4:11. Но учитывая, что Он абсолютно отобразил в Себе еще Человека и Бога, приходим к числу семь. Таким образом, можно истолковывать до бесконечности.
И как отступление, я искренне рад, что Менора – герб Израиля.

Тицаве…Прикажи…
Это недельное чтение говорит об одеждах Священников и их действиях в Скинии Собрания.

Урок 1
1 И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.2 И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. (Исх.28:1,2)
Почему Бог избирает Аарона и его детей? Что в Израиле не было больше достойных людей? Почему должно быть наследственно священство?
Думаю конкретно не ответит никто, кроме Давшего эту заповедь.
Я верю, что в глазах Господа есть большой смысл в отношениях Отец – Сын.
Во первых, это очень по - Мессиански.
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс.2:12)
Т.е. есть четкий намек в преемственности, и посему нет недоразумения в словах Иешуа, говорящего «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно.» (Иоан.10:29,30)
Так же мы уже читали и размышляли о важности заповеди « почитай отца и мать..». Иешуа говорит, что это первая заповедь с обетованием добра для исполняющих ее.
Так же, возможно «наследственность в священстве» ободряет верующих в плане надежды для наших детей.
Безусловно, идти за Богом – обязательный личный выбор каждого человека.
Но вера может передаваться по наследству. И этим пренебрегать не стоит.
Павел говорит: « приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.(2Тим.1:5)»
Молитесь за детей. Молитесь, что бы вера ожила в их сердцах. Писание настаивает на этом. Учите детей вере в Бога « и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая » (Втор.6:7) Верь и благодари за это обетование, и твои надежды оправдаются.

Урок 2
Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти] и из крученого виссона сделай его;(Исх.28:15) и вставь в него оправленные камни в четыре ряда (Исх.28:17) И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище (Святое), для постоянной памяти пред Господом. (Исх.28:29)
Это место напоминает «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Мошиаха.» (Гал.6:2)

Т.е. по аналогии, Аарон был так же прообразом Мессии. Как первосвященник стоял пред Богом, и Шехина касалась камней на его наперснике, донося Благословение небес всему Израилю, так и сегодня, мы все, на наместнике, который на груди Иешуа, и всякий раз, когда Он входит к Отцу, на нас изливается благословение Небес.
Кровь Иешуа Мессии, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. (Евр.9:14,15)

Урок 3.
Но это не единственное понимание. Я вижу, что на груди первосвященника всегда должен быть Израиль. На груди Иешуа так же Израиль всегда. Этот народ призван к исправлению мира. Иной раз, смотря на греховность Израиля - в это трудно поверить. Но пути Господни неисповедимы и мы понимаем лишь ограниченно.
Бог через этот наместник прикасался к Израилю, а через Израиля ко всему миру. Израиль просто вплетен в суды и благословения мира. Посему сегодня, когда многие суды Божьи видны явным образом, Церкви и вообще миру важно изменить свое отношение к Израилю.
Израиль – есть фильтр, между человечеством и Богом. Замечу, фильтр, а не Ходатай.
Ходатай – Мессия Израиля – Иешуа. Но фильтр – народ Мессии.
Один учитель сказал: « Бог наказывает Израиль через народы, а народы непосредственно Сам, и Бог благословляет Израиль Сам, а народы через Израиль».

В Писании на русском языке, когда говорится о зле, используется слово "Проклятие". На иврите слово "проклятие" используется в пяти разных интерпретациях. Я назову их по степени жесткости и длительности. Начну с самого серьезного.
Арур – эти слова были произнесены змею и Адаму.
Арур – проклятие – приходит на нарушающих десять заповедей. Об этом написано во Второзаконии.
Далее идет Клала – проклятие возникающее из за греха, преступлений, нарушений и т.п.
Далее Элла – проклятие лжи и нарушения нравственности, например в примере «известковой воды и неверной жены».
Далее Невела – заклятие, например колдовское. Оно используется в примере с Валаамом.
Далее Херем – отлучение. В Захарии следует читать «не проклятый Иерусамлим, а отделенный, по принципу эмбарго».

Так вот, когда Бог говорил с Авраамом, Он сказал ему. Если кто Мекалель (менее сильное проклятие) наведет на тебя, сам будет моментально Арур.
Когда Бог говорил с Ицхаком, сыном обетования, Он сказал ему «Арур – высшее проклятие), Я его Арур (прокляну вечности). Это говорит об уровне охраны, который Бог возвел вокруг Израиля, сына по обетованию.
Двойная преемственность – Бог будет Проклинать наиболее худшим проклятием проклинающих Авраама и Израиля.
На сколько важно Церкви не навлекать на себя Арур – проклятие, которое изменяет даже природу. Змей, по всей видимости, до греха Адама ходил на лапах, но после стал ползать и питаться прахом. Это было действие Арур!

Урок 4
Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него.(Исх.30:9)
Чистота поклонения на жертвеннике Господнем. Это очень объемная тема. Я ограничусь лишь пожеланием, чтобы мы могли испытывать свои сердца, чтобы быть пред Ним без пятна и порока.

Авину ше бе шамаим, Небесный Отец, Ты благословен в Вышних и на земле, Ты послал Мошиаха и Он выкупил нас из всякого народа и племени. Он обетование Израиля и свет к просвещению гоим – народов. Он делает наши лица святыми пред Твоими глазами, и Он изменяет наши сердца, что бы из них исходила сила небесного царства и благословляла нас и тех кто рядом с нами.
Благослови нас Твоим благословением и помоги всегда в верности следовать за Твоим Сыном, Мошиахом Иешуа.
Амен.

Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",
Хайфа, Израиль.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
От МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из КАНАДЫ

«Предай Г-споду дела твои»
Шемот (27:20-21) Ты же вели сынам Исраэйлевым , чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно. В Шатре Собрания вне завесы, которая пред Ковчегом Откровения, да устроит его Агарон и сыновья его, от вечера до утра, пред Г-сподом. Это устав вечный для поколений их от сынов Исраэйлевых.

Какой контраст! Ведь на прошлой неделе чтение Главы Тэрума начиналось совершенно иначе:
Шемот (25:1-9) И сказал Г-сподь Моше, говоря: Скажи сынам Исраэйлевым, чтобы собирали для Меня приношение; от всякого человека, благорасположенного сердцем, берите приношение Мне. И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; И синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть, И кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, Елей для светильника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, Камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника. И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их. Все, как Я показываю тебе, образец Скинии и образец всех сосудов, так и сделайте.

Вглаве Тэрума Моше было сказано, чтобы он сказал сынам Исраэйля, чтобы они добровольно приносили тэрума (приношение) для строительства Мишкан (Шатра), но сейчас в главе Тэцаве, тон Г-спода совершенно меняется. И больше мы не встречаем слово «скажи», но «вели», и это больше не добровольное дело, но повинность. Но подождите минутку, что-то здесь кажется не совсем правильным. Обратите внимание на различие в этих двух приношениях. Добровольным приношением было золото, серебро, медь (надо сказать, весьма ценные материалы), в то время как обязательным веществом для подношения было всего-навсего оливковое масло. Я не знаю как вам, но лично мне было бы гораздо проще отдать мое оливковое масло, нежели мое золото и серебро, а вам? Почему тогда в одном случае было использовано слово «скажи», а в другом – «вели»? Неужели весь мир инвестирует в неправильные вещи?


Должны ли мы вкладывать наши деньги в оливковое масло, а не в золото и серебро? Я так не думаю! И не потому, что оливковое масло - это не надежная инвестиция (вполне возможно, что это хороший объект для вложения средств), но потому что Ха Шем старается указать нам на нечто совсем иное, по меньшей мере мне так думается.
Я вижу в этом, что Ха Шем хорошо знает нашу человеческую суть, как, впрочем, Он должен это знать, так как Он сотворил нас и Он показывает нам немного нас же самих. Думаю, я смогу объяснить этот принцип, основываясь на моем опыте здесь, в Мелех Исраэйль.

Этот принцип заключается в том, что большинство людей с готовностью и добровольно жертвуют на особые нужды или на исключительный проект, на осуществление которого идет сбор средств. Но они нечасто хотят продолжать давать свои пожертвование на поддержание реализации этого проекта. В нашей общине имеются особые нужды: есть семьи, жизненный уровень которых находится много ниже прожиточного минимума в Канаде. И когда я обращаюсь за помощью, то люди нашей общины дают, и я знаю, что Ха Шем доволен и благословен готовностью людей давать и помогать тем, кому повезло меньше. Но все же одноразовое пожертвование хоть и облегчает положение на какое-то время, но оно не снимает самой проблемы. Нужда остается, и порой требуются многократные пожертвования в течении долгого времени, и которые, к сожалению, намного труднее получить от людей.

В случае с главой Тэрума таким особым проектом для сынов Исраэйля был Мишкан. Каждый человек был озарен проникновением, и каждый был вовлечен в это приношение. Как-никак все они видели, как сосед брал в руки свои шкатулки с ювелирными украшениями и опустошал их в пользу фонда строительства Мишкан. Несомненно, ради такого проекта, как этот, они сделают никак не меньше! И вот, этот проект был исполнен полностью, и Моше объявил всем, что сыны Исраэйля собрали более чем достаточно для строительства. Всеобщее возбуждение поутихло, и люди, должно быть, были довольны собой и тем, что они дали, так как цель была достигнута.
Но оставалась одна проблема: необходимо было установить долгосрочное обязательство. Для Меноры, для которой они уже раз принесли чистейшее оливковое масло, необходимо было продолжать приношение масла, чтобы огонь горел непрерывно, а это требовало ежедневного пополнения запасов. Свойственно ли человеческой природе наступить на собственное горло и добровольно снабжать Мишкан этим маслом каждый день? Очевидно, что нет! Тогда необходим приказ!
Практически каждое известное мне служение, включая наше, испытывает эту же проблему, предвиденную Г-сподом в случае с Мишкан.
Долгосрочные обязательства всегда трудны для исполнения, такова уж человеческая сущность! Но знаете что? Нам приказано выполнять!

Мишлей / Притчи (16:3) Предай Г-споду дела твои, и предприятия твои совершатся.

Барух Ха Шем!
Рабай Яков Фарбер

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Недельная глава «Тэцавэ» от ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

На этой неделе мы читаем главу «Тэцавэ». Эта глава Торы описывает службу священников в Храме. Особое место в ней занимает подробное описание специальных одежд Аарона-первосвященника и его сыновей-коэнов (рядовых священников).

Итак, большая часть этой недельной главы посвящена одеждам священников. Тора, обычно скупая на слова, начинает описывать одежды священников – от льняных штанов до особого головного убора – перечислять все драгоценные камни на груди у первосвященника, пересчитывать гранаты и колокольчики на подоле верхнего одеяния из голубой шерсти и т.д. Откуда вдруг эта погоня за внешней мишурой, в то время как многие факты истории еврейского народа упомянуты только намеком, а значительная часть важнейших законов дана лишь в форме кратчайшего конспекта, расшифрованного лишь в устной традиции?

Да и это еще не все. Тора прямым текстом гласит: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и великолепия». Неужели Тора придает такое огромное значение внешней красоте, «славе и великолепию»? Ответ весьма категоричен: да!
Она однозначно требует, что в «человеке все должно быть прекрасно – и одежда, и тело, и душа».
«Как же так?!» в недоумении пожмет плечами наиболее искушенный читатель «Ведь не так давно мы праздновали праздник Хануки, и нам объясняли, что зто праздник победы еврейского духа над греческой красотой. Нет ли тут явного противоречия?»

Действительно иудаизму чуждо греческое поклонение Красоте как таковой, тем более, что Тора запрещает нам вообще обожествлять что бы то ни было и поклоняться каким-либо кумирам .Бессмысленная красота, красота как самоцель для нас неприемлема, ибо такой подход граничит с идолопоклонством!
Но с другой стороны и отрицание важности формы под предлогом исключительности ее содержания отнюдь не соответствует еврейскому подходу. С точки зрения Торы, внешняя форма очень важна – еще бы! Она ведь призвана служить внутреннему содержанию! Поэтому-то именно одежде священников (и особенно первосвященника) Тора уделяет такое огромное внимание.

Жемчужины еврейского комментария
В этот шабат у нас есть возможность выполнить заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек... Для этого просто зайдите в синагогу послушавть этот небольшой отрывок из Торы.
Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га».
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос: какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и тем, что Амалек не боится Б-га?
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если бы не тонкий рациональный расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет, Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них места нет. Подчеркнул и… был разгромлен.

Женский уголок
Кулинарным апогеем праздника Пурим бесспорно являются так называемые «озней-Аман» (оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной формы с начинкой темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита Амана, рискнувшего раз и навсегда решить «еврейский вопрос»).
Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман» у каждой еврейской хозяйки - свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут служить мак, финики, чернослив.
Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный недостаток - невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот» (предварительно предупредив о их молочном содержимом).

Озней-Аман из творожного теста
Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного) творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте чайную ложку лимонного сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий лист и разделите на кружочки с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите начинку, поднимите края и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите «озней-Аман» на слегка смазаный противень. Печь около получаса при температуре 180 градусов.


Маковая начинка.
Приготовьте сироп из пол-стакана воды, четверти стакана меда и чайной ложки лимонного сока. Добавьте стакан мака и 2 столовые ложки изюма.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Когда в кинозале после окончания фильма вспыхивает свет, Софа Рабинович к своему ужасу и негодованию неожиданно видит сидящего впереди нее мужа.
- Ах, значит, так ты занимаешься с детьми, пока я ухаживаю за больной мамой?!

 

В избранное