Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ваишлах - Послал


 Мир вам!
Высылаю толкования на недельную главу Торы - Ваишлах (Послал).
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие важные книги по мессианскому движению. Там же  выложены статьи, проповеди, еврейские песни, фотографии нашей страны.
Будьте благословенны!
Езра (Шмуэль)

Рубрика - изучаем иудаизм
Раби Моше Хаим Луцатто - Путь Творца - Дерех Ха Шем.
Часть 4. О служении Творцу
Глава 4. О чтении Шма и его благословений
(продолжение, начало в предыдущей рассылке)

[3] Все это имеет очень большое значение для исправления всего Творения. Ибо порядки и структуры Творения установлены таким образом, что когда Царство Всевышнего становится известным и его признают все творения, в творениях наличествует всяческое добро и спокойствие, умножается в них благословение и увеличивается мир. А когда рабы бунтуют, не подчиняются и не признают Его Царства - недостает всякого добра, тьма одолевает, и зло властвует.

И эти пути Ашема прослеживаются во всех частях (Его) Творения, верхних и нижних, действующих и воздействуемых, как мы упомянули в первой части. Но признание или непризнание Его Царства следует, безусловно, из деяний нижних (людей), и эти принципы уже были объяснены в своем месте.
Но к нашей теме относится следующее: если будет на то причина, чтобы Творец явился в Своем Царстве и воцарился над Своим миром, это повлечет великое добро и большое спокойствие сотворенным, и умножатся сияние, святость, чистота и всякое добро, а силы зла преклонятся, подчинятся и не будут портить благо мира. А если нет -Святой, благословен Он, скрывает Свое Лицо и не открывает силу Своего правления, и силы зла распространяются и властвуют, и порождения этого - во всех местах, где возможно, и это - вся совокупность существующего в мире зла.

И покуда евреи каждый день укрепляются в этом деле, принимают Царство Всевышнего и признают его сердцем и устами, Святой, благословен Он, проявляется в Своем мире, силы зла слабеют под воздействием добра, и в мир притягивается благословение. Когда мы свидетельствуем об Его единстве, как мы упомянули выше, Он откликается нам, возносится в Своем единстве и укрепляет его (проявления); Он прибавляет миру исправление за исправлением в аспекте упомянутого нами истинного исправления, к которому направлены все цепочки управления, и реализует Свой замысел: приведение Творения к состоянию совершенного добра.

И необходимо понять, что все эти вещи предназначены лишь для того, чтобы исправление Творения производилось людьми, а не само собой. Ибо управление миром уже установлено и производится таким образом, что все его циклы движутся к (полному) совершенству, направляемые добротой и силой Творца. Но Его мудрость постановила, чтобы это совершенствование производилось через людей. И тогда усовершенствуются люди, которые сделали это, и само совершенствование будет полным, поскольку творения сами будут обладателями своего совершенства, как мы упомянули.
И оказывается, что основной принцип этих вещей в том, что то, что Господин, благословен Он, упорядочил и приготовил для совершенствования созданий, будет выполнено и реализовано людьми. Тогда и сами люди усовершенствуются подобающим образом.

[4] Мы уже объяснили в первой части, что истинное совершенство притягивается к Творению от совершенства Всевышнего, ибо только Он - (истинное) совершенство. Одно из следствий исполнения заповеди чтения Шма заключается в том, что когда мы свидетельствуем об Его единстве, и признаем, что буквально все зависит от Него, тогда Он отзывается нам, и получается, что все Творение совершенствуется Его совершенством и все сущности исправляются истинной коренной сущностью - сущностью Его, Благословенного, как мы упомянули там.

[5] Одно из условий выполнения этой заповеди состоит в том, чтобы человек решился отдать жизнь за единство Всевышнего и принять на себя все страдания и все виды казней для освящения Его Имени. И эта решимость зачтется человеку, как если бы он сделал это на самом деле и был убит, освящая Имя Б-га. И такое решение порождает важные результаты для пользы Творения и всеобщего исправления. Дело в том, что один из принципов, установленных Высшей Мудростью в сотворенных объектах и их бытии, заключается в том, что все они находятся на определенном духовном уровне, который посчитала Высшая Мудрость подобающим соответственно желаемому в мире и его состояниях. Этот уровень дает место для существования тьмы и распространения и действия нечистоты, но в известных пределах, а именно, чтобы не было столько тьмы, и нечистота не властвовала настолько, чтобы мир окончательно осквернился, а творения - испортились. Ведь если бы дошло до этого, все они подлежали бы уничтожению и стиранию, как случилось во время Потопа. Но (тьма и нечистота находятся) в такой мере, чтобы мир не испортился окончательно, но чтобы оставались в нем явления профанные и не святые, темные и не светлые.

И было установлено, что такова будет первая и основная ступень явлений, но, в порядке добавления, сделаются для них возможными возвышенное сияние и драгоценное воздействие, с помощью которого они поднимутся выше этой низкой ступени, и святость и просветленность достигнут созданий в степени, подобающей сущности этого мира.

Все это отмерено с чудесной мудростью, всякое явление - в своих пределах, не более и не менее. То есть, отмерено, что подобает им иметь на основном уровне и что в порядке прибавления. И оба уровня, в свою очередь, разделяются на части и различные подуровни. Также отмерены и времена, когда надлежит объектам получить это прибавление к их уровням, и мы еще объясним это, с Б-жьей помощью, далее.

Это воздействие и сияние должны ежедневно обновляться в творениях, чтобы поднять их над основной, низкой ступенью и придать им святость и просветленность, как мы упомянули. Высшая мудрость установила природу этого сияния, усиливающегося и устраняющего из мира тьму и увеличивающего в мире и в творениях достоинство, значимость и святость, как мы упомянули и поставила привлечение этого воздействия в зависимость от деяний людей в нижнем мире, как и в случае всех других воздействий и исправлений. А действие, от которого это воздействие зависит - это самопожертвование ради освящения Имени Всевышнего.

И в этом тоже есть различные уровни. Если человек на самом деле отдает свою жизнь для Освящения Имени, то это привлекает великое и сильное воздействие, совершает в Творении сильнейшее исправление и весьма умножает в нем святость и просветленность. А мысленное самопожертвование, то есть, решимость отдать свою жизнь, также привлекает воздействие этого вида, хотя и не столь сильное. Но для того, что, согласно порядкам управления, нуждается в ежедневном обновлении и привлечении, достаточно мысленного самопожертвования, которое достигается стихом Шма (Исраэль). В результате этого ко всему Творению привлекается воздействие святости и просветленности, чтобы придать ему небольшое возвышение над профанностью и темнотой, в которых оно пребывает, согласно своей исходной ступени.

[6] Таким образом, значение первого стиха Шма («Слушай, Израиль, Ашем - наш Б-г, Ашем Един!») - свидетельство и признание единства Всевышнего во всех его аспектах (т.е. в аспектах существования, власти и управления), принятие ига царства Творца, воцарение Его над всем миром и принятие решения отдать жизнь для освящения Его Имени.
В результате этого Господин, благословенно Его Имя, усиливает правление Своего единства над всем Творением. Силы зла склоняются и подчиняются, а добро усиливается; Творение ощущает свою зависимость от Него и совершенствуется Его совершенством; привлекается упомянутое воздействие, возвышающее в нужной мере творения, с приданием им подобающих просветленности и освящения.

[7] И это великое исправление соединяется с другим - прославлением, которое произносят вслед за тем:
«Благословенно имя славы Его царства во веки веков». Как мы уже объяснили, все воздействия и сияния Всевышнего притягиваются различными причинными цепочками. Но все они укоренены в единстве и истинном совершенстве Всевышнего и зависят от них. Творения участвуют в различных круговоротах, согласно всем этим воздействиям и порождаемым ими причинам, и в конце концов достигнут истинного совершенства. Ибо Высшая Мудрость постановила, что творения смогут достичь совершенства только этими путями, после всех обращений. И поскольку всякое действие и правление (принадлежат) Единому - все зависит от Него, и все эти воздействия известны тем, что они -не что иное, как порождения Единого и пути, по которым можно достичь Его
.
И поскольку смысл первого стиха (Шма Исраэль) в том, что поставить все в зависимость от Единства, получается, что все воздействия зависят от Него, и все возвращается к теме истинного совершенства, о которой мы упомянули.
Как результат всего этого, Всевышний расположит на творениях Свое Имя, и Его святость соединится к ним великим соединением. Он будет править ими и постоянно влечь за Собой; все они окажутся зависимыми от Него, совершенствующимися Его совершенством. Этого состояния творения, действительно, достигнут в конце всех круговоротов. Тогда исполнится воля Всевышнего, и Его слава увеличится, и это - основа того Венца, которым Он коронуется в Своих творениях и как бы возвеличивается через них.

Однако сейчас совершенны лишь духовные (объекты), ибо они чисты и святы, и Его Имя пребывает на них и связано с ними сильной связью. Они в буквальном смысле постоянно влекутся за Ним, и Его Слава возвеличивается в них. Но в объектах нижнего мира этот процесс не закончен, поскольку они все еще несовершенны: зло примешано к ним, они не очистились от него и Слава Всевышнего как бы не возвеличивается в них, как следует.
Ангелы в силу своего состояния исправленности славят Его прославлением «Благословенно Имя Славы Его царства во веки веков». Нижние (т.е. люди), однако, не могут прославлять Его таким образом, ибо недостойны этого. Имя не пребывает на них, как подобает, и (Его) Слава не возвеличивается в них.

Но наш праотец Яаков, мир ему, удостоился этого в момент своего ухода из этого мира, когда вокруг него собрались его святые и непорочные сыновья и увенчали себя Единством Всевышнего, провозгласив: «Слушай, Израиль, Ашем - наш Б-г, Ашем Един». Тогда ответил старец: «Благословенно Имя Славы Его царства во веки веков» (Песахим 56а).
Поэтому очевидно, что мы со стороны самих себя недостойны произносить это прославление. Но в какой-то мере это дано нам со стороны нашего праотца Яакова. И поэтому мы произносим его шепотом, за исключением Йом Кипура, когда Израиль достигает ступени ангелов, как мы объясним, с Б-жьей помощью, в своем месте.

[8] Остальные разделы Шма завершают эту идею, обобщенную в трех основных принципах: принятии ига Его царства и любви к Нему, принятии ига заповедей и упоминании Исхода из Египта.
В первом разделе человек должен иметь намерение укрепиться в любви к Б-гу во всех ее условиях, а именно: «всем своим сердцем, всей своею душою и всем своим существом», привлечь сияние Его святости и иго Его царства к своим детям и ко всем их потомкам («и повторяй их своим детям»), исправить положение человека во всех аспектах («сидя в своем доме и идя дорогой») и исправить аспект своего дома («и напиши их на косяках своего дома и на своих воротах»).

[9] После этого (еврей) принимает на себя иго заповедей в разделе «И будет, если послушаете», и, наконец, упоминает Исход из Египта в разделе цицит. Ибо Исход из Египта стал для Израиля великим исправлением, которое запечатлелось навеки.
Дело в том, что после греха Первого Человека все человечество испортилось, как мы упомянули в первой части, и в нем настолько усилилось зло, что для добра совсем не осталось места. И хотя наш праотец Авраам, мир ему, был избран для того, чтобы он и его потомки стали посвященными Ашему и отделенными от всех народов, у них все еще не было места, где бы они могли укрепиться и составить целый народ и удостоиться всех подобающих им венцов. Ибо зло, затемняющее их, и первоначальная скверна еще не вышли из них.
Поэтому было необходимо, чтобы они были изгнаны в Египет и порабощены там, и очищены в том великом порабощении, как золото в плавильной печи. И когда пришло время, Господин, благословен Он, усилил Свое воздействие и свечение на Израиль, склонил зло перед ними, отделил их от зла, возвысил их над низменным положением, в котором они пребывали и поднял их к Себе. И они освободились от зла навеки, и с тех пор и навсегда стали цельным народом, прилепленным к Всевышнему и увенчанным Им.
И это, как мы упомянули, вечное исправление, и все блага, которые постигли и постигают нас, зависят от него. Поэтому нам было приказано помнить о нем всегда и упоминать вслух, ибо таким образом укрепляется в нас это исправление и усиливается в нас свет, и польза от этого исправления привлекается постоянно.

[10] И еще одно исправление производится при чтении этих разделов: исправление человеком всех элементов своей сущности светом Единства Всевышнего, и также исправление им всех деталей Творения.
Сущность человека состоит из 248 аспектов, соответственно числу его органов. Все Творение также делится на 248 частей, и они соответствуют 248 органам человека. И те, и другие должны быть исправлены светом Единства Всевышнего, что и выполняется с помощью 248 слов молитвы Шма.

[11] Наши Мудрецы, благословенна их память, присоединили к этому благословения перед чтением Шма и после него.
Ибо все Бытие ежедневно обновляется Всевышним. И в этом обновлении есть два аспекта. Первый - поддержание существования мира и его постоянства; (Б-жественное) воздействие ежедневно обновляется во всем (сотворенном), чтобы поддержать и продолжить его существование.
И второй аспект, который заключается в том, что о каждом дне из шести тысяч лет, (которые существует мир), есть отдельное постановление от Всевышнего. Эти постановления определяют все свечения, воздействия, положения и состояния, необходимые миру, чтобы он завершил желаемый круговорот и достиг совершенства. Получается, что каждый день предстает буквально в новом качестве, и в этом аспекте все Творение обновляется. Об этом сказано (в конце первого благословения перед чтением Шма): «По Своей доброте ежедневно обновляющий мироздание».

И в соответствии с этим принципом установили (Мудрецы) эти благословения и прославления (до и после Шма) об ежедневно обновляющейся общности творений. Все эти творения можно разделить на две группы: первая -все объекты мира, высшие и низшие, а вторая - род человеческий, а именно, Израиль, который поистине является человеческим родом. И в этом порядке установили первое благословение в хвалу всей совокупности творений и управляющих ими: созданий внизу и ангелов наверху, каждый - в своем порядке, и включили сюда тему дня и ночи и управляющих ими светил. Во втором благословении мы благодарим Всевышнего за избрание Израиля, за любовь к нему и за то, что приблизил нас к служению Себе. Эти благословения включают в себя все эти вопросы в их истинном виде. За ними следует чтение Шма, а после него Мудрецы установили другое благословение о всех великих чудесах, которые совершил для нас Господин, благословен Он, и в основном - об Исходе из Египта и его деталях, упорядоченном во всех своих аспектах, согласно своим истинным тайнам.

[12] Основа этих преобразований связана с утром, когда обновляется все Бытие, как мы упомянули. А ночью все творения получают добавление, соответствующее сущности ночи. Но это не что иное как окончание того, что происходило днем и его завершение. И в этом аспекте установлены благословения (до и после чтения) Шма вечером, но более кратко, ибо они - повторение вкратце того, что было сказано утром, потому что ночное обновление мира определяется тем, что было обновлено днем. И еще добавили благословение по поводу ночного покоя и сна во всех его аспектах, благословение «Уложи нас с миром...».

Как говорится «И в ожидании бессмысленых чудес, мы забываем, что вся жизнь – сплошное чудо. За множеством деревьев видеть лес – задача не из легких, видно будет.»
В еврейских кругах широко известен случай о том, как к одному раввиному подошел еврей-насмешник, давно отошедший от веры отцов и доверительно сказал:
«А Вы знаете, ребе? Я не верю в бога!» - «А в какого бога ты не веришь?» - поинтересовался раввин. Насмешник опешил. «Как в какого? Известно какого! Обыкновенного!» - «А!» многозначительно вздохнул раввин. «В такого и я не верю!»

Недельная глава Торы - Ваишлах («Послал»)

Недельная глава Ваишлах рассказывает нам о встрече Яакова и Эйсава, о смерти и похоронах Рахели в Бейт-Лехеме и о рождении последнего родоначальника колен Израиля – Беньямина. Не одна глава посвящена сложным взаимоотношениям двух братьев-близнецов, столь похожим и родным, и столь разным и чуждым – Яакова и Эйсава. Начинается эта глава с возвращения Яакова на Родину и его опасений о встречи с грозным и мстительным братом после более двадцати лет разлуки. Его опасения были совсем не беспочвены. Эйсав направлялся на встречу к многодетной семье Яакова во главе 400 воинствено настроенных амбалов. Но, слава Б-гу, все заканчивается вполне благополучно.

Молитвы Яакова о том, чтобы ему не пришлось ни убивать, ни быть убитым, были услышаны, и на момент встречи Эйсав неожиданно для самого себя проникся самыми, что ни на есть, братским чувствами. «И побежал Эйсав ему навстречу, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал его и плакали они». Идилия, не так ли? Еврейская традиция утверждает – не так! Мы уже говорили, что в Торе нет ни одного лишнего слова, ни одной лишней буквы. Но скажем больше - в Торе нет ни одной лишней точки! А вот над словом «поцеловал» Тора как раз и расставляет непонятные точки. Непонятные – читателю несведующему. Ибо тот, кто знаком со знаками в Торе, знает, что если над тем или иным словом стоят точки, значит это слово не имеет своего буквального смысла, и, как будто, стоит не на своем месте. Не поцеловать, говорит Мидраш, а укусить хотел Эйсав Яакова, бросаясь к нему на шею.

Но не тут-то было! Случилось чудо – шея Яакова на миг превратилась в камень, и пытаясь укусить ее, Эйсав только лишился своих зубов! И плакали они – Эйсава от боли, а Яаков – от того, что несмотря на все свои радужные надежды, Эйсав оправдал самые тяжелые подозрения и остался тем самым Эйсавом, каким и был 30 лет тому назад. Но если так оно и было, и слово «целовал» тут излишне, то зачем Тора все-таки употребляет его? Не лучше было бы сказать все прямым текстом, не ссылаясь лишний раз на нашу осведомленность в значках и мидрашах?

Все дело в том, что Тора – актуальна на все времена, и один из аспектов этой актуальности – умение извлечь из нее уроки на каждый день. Так, в жизни каждого из нас случаются встречи со своими «Эйсавами» и не всегда он бросается на нас "с огнем и мечем". И все-таки нам ни в коем случае не следует забывать о том, что за внешними улыбками и поцелуями Эйсава подчас скрываются животное желание укусить нас в лучшем случае в...шею. Но почему именно шею Яакова выбирает Эйсав объектом своей злости? Четыре пары захоронены в Пещере Праотцев – Маарат А-Махпела: Адам и Хава (Ева), Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Но и Эйсав удостоился частичного захоронения в том же святейшем месте: он был убит прямо на входе в пещеру и его голова закатилась внутрь. Из этого мы учим, что на уровне «головы» Эйсав не уступал Яакову.

С точки зрения понимания разумом логики праведной жизни, философской концепции, мыслительного потенциала – между ним и Яаковом практически не было разницы. Все разница начиналась...с шеи! С того места, где голова соединяется с туловищем, с того этапа, когда логичиские умозаключения переходят в действие, когда виртуальная идеология реализуется в конкретные поступки, когда теологические дискуссии переходят в соблюдение заповедей. И вот в этом-то месте, Эйсав определенно уступал Яакову. Соображать по-еврейски он еще был способен, но вот жить по-еврейски – увольте!

И тут мы сталкиваемся с интереснейшим психологическим феноменом. Мы помним, что после продажной сделки с Яаковом Эйсав «презрел первородство». Эйсав, исходя из собственного опыта, что жить по-еврейски ему не под силу, сделал вывод, что жить по-еврейски вообще никому не под силу. «А раз так, то значит и Яаков, взявший на себя первородство со всеми прилагающимися к нему обязанностями, не более чем притворяется! Значит, у нас с ним нет разницы ни на уровне «головы», ни на уровне «шеи».
Хотите наглядных доказательств его лицемерия? Давайте я попробую нанести удар по «той самой шее» и...» И шея Яакова мгновенно превратилась в камень, как свидетельство свыше в прочности практики его убеждений. И единственное, чего добился Эйсав – нанести лишний удар самому себе!

Женский уголок
Говоря о ближайшем празднике Хануки, люди обычно вспоминают о военной победе Маккавеев и о чуде с кувшином масла. Причиной знаменитого, победного восстания Хасмонеев (они же Хашмонаим, они же Маккабим, они же Маккавеи) без сомнения явлись абсурдные и жестокие требования эллинистов прекратить евреям жить по-еврейски. Но вот о том, что именно явилось той каплей, переполнившей чашу терпения евреев, мы склонны забывать. Забывают наши мужчины о том, что евреи уже были не в силах выдержать насильные попытки греков накормить евреев свинными деликатесами. Забывают, увы, наши женщины, что в попытке защитить их скромность разыгралась война.

Для многих народов т. наз. «право первой брачной ночи» не являлось событием шокирующими и из ряда вон выходящим. Учить Тору, соблюдать шабат, освящать месяц и делать обрезание своим младенцем евреи худо-бедно могли позволить себе делать тайно, но что касается посягания на скромность еврейской женщины, на стержень еврейской семьи – тут не может быть и речи ни о чем другом, как о явном сопротивлении. Ведь единственная заповедь, в наказание за пренебрежении которой Тора прямым текстом угрожает тем, что Всевышний (не дай Б-г) отвернется от своего народа - это закон о скромности.

Евреи победили. До сих пор в память об этой победе горят ханукальные свечи, и на все время их горения (где-то около получаса) еврейские женщины освобождены от повседневных трудов. Осталось только, чтобы и память о первопричинах не угасла с годами...
А чем еще порадовать наших близких в ближайший праздник?

Печеночные оладьи
Пол-кило откашерованной печени перемелите вместе с двумя яйцами, луковицей, специями и пол-стаканом манки. Сформируйте оладьи и жарьте в масле с обеих сторон.

Пончики без дрожжей.
Вскипятите стакан воды с пол-пачкой маргарина. Добавьте стакан муки и хорошенько вымесите. Добавляем по одному 4 яйца. После каждой добавки основательно все перемешиваем до полного растворения. Формируем пончики и обжариваем во фритюре.

В избранное