Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Шмот Имена


Шабат шалом дорогие друзья! 
С Новым годом! Пусть этот год принесет нам много счастья, удачи, улыбок, тепла и света. Пусть он будет полон ярких красок, приятных впечатлений и радостных событий. Желаю всем в новом году быть здоровыми, красивыми, любимыми и успешными! 
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы. Эта недельная глава «Шмот» («Имена»)
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael 
или на сайте Исход-2 http://tikvaisrael.com 
Там вы можете читать online Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие важные книги по мессианскому движению.
На сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни.

Кто хочет знать больше- Недельная глава «Шмот» («Имена») по книге Зогар в видео 
с комментариями рава- https://youtu.be/lKWZftYCflw
Будьте благословенны.
Шмуэль (Алекс).

Вариант недельной главы «Шмот» («Имена») от мессианских евреев из Израиля.
Шмот / Исход 1:1-6:1 
Йешаягу / Исайя 27:6-28:13 
Маасей Талмидим / Деяния 7:17-29 

"Гэула" – спасение.
Этот недельный отрывок говорит о начале одного из тех великих процессов, инициатором и главным действующим лицом которого является Бог. 
Я говорю об избавлении еврейского народа из рабства Египта. Одним из важных понятий Торы и книг пророков с точки зрения Иудаизма является принцип воздаяния; в соответствии с этим принципом «не бывает награды без предшествующих ей определенных действий». 
Поэтому многие еврейские толкователи Писаний столкнулись с ситуацией, в которой им приходится объяснять и оправдывать тот факт, что Господь спас столь великим и необычным образом целое поколение людей, которые якобы ничем не отличилось от других, и вроде бы даже не заслуживали этого. 
Некоторые из них говорят, что евреи сделали «тшува» (покаялись в грехах), другие утверждают, что это произошло из-за заслуг праведных женщин оставлявших в живых младенцев. 
Некоторые мудрецы, например Раши, говорят, что будущее предназначение Израиля («И вы совершите мне служение на этой горе» - Исход 3:12 – получение Торы на Синае в конце третьего месяца после выхода из Египта) послужило причиной избавления. 
Сколько комментаторов – столько мнений.

Прежде всего, думаю, будет интересно рассмотреть значение слова «гэула» (избавление). 
В еврейской традиции это слово обычно принято употреблять, вкладывая в него следующий смысл: избавление от кого-то или чего-то; но это слово имеет еще одно значение – «выкуп, искупление». 

Исаия 44:22 – «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако: обратись ко Мне, ибо Я искупил (однокоренное слово слову «геула» - от автора) тебя». 
Можно сделать вывод, что существует две стадии «избавления»: «гэула физит» - избавление физическое и «гэула руханит» - духовное избавление или спасение.

Возвращаясь к избавлению Израиля, можно отметить, что два значения слова «геула» пророчески сплетаются воедино в этом Божественном действии. Физическое избавление Израиля является не только проявлением Божьей любви и верности избранному Им народу, но и пророчески указывает на духовное предназначение этого народа – приход Мессии, который в Писаниях назван «гоэль» - Искупителем (однокоренное слово со словом «геула»). 

Таким образом, духовное избавление человечества, которому предначертано совершиться через много лет после выхода евреев из Египта, является конечной целью (но не единственной причиной) физического избавления евреев. В этом смысле Раши, говоря о будущем предназначении народа, был наиболее близок к данному здесь толкованию.
В итоге, упомянутый в начале этой статьи принцип воздаяния терпит крах, поскольку Израиль не только спасен по благодати (то есть совершенно бесплатно) и благодаря Божьей любви, но и с целью в будущем принести благодать всему миру. 
Искупительная жертва Мессии как нельзя больше доказывает несостоятельность принципа воздаяния, так как Мессия умер за всех, проявив силу Божьей любви, которая не требует воздаяния. Исаия 53:10-11 – «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, раб Мой, оправдает многих и грехи их на себе понесет».

Таким образом, физическое спасение приобретает силу только в духовном. Если за физическим избавлением не следует духовного, конечная цель искупительной работы не достигнута. Бог вывел наш народ из рабства много лет назад, и теперь освобождение от духовного рабства греха зависит от принятия решения каждого из нас лично. Бог предлагает нам отвергнуть «принцип воздаяния» этого мира и окунуться в благодать Мессии!
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава господня взошла над тобой» (Исаия 60:1).

Леон Мазин. "Шавей Цион" — "Возвращенные на Сион",
Хайфа, Израиль.

От наших братьев евреев ортодоксов:
Одна из самых распространенных аллегорий жизни в еврейской традиции – аллегория дороги. Недаром, выражение «жизненный путь» является таким устойчивым во многих языках. Все мы находимся в пути к конечной и разным промежуточным целям. Каждый из нас выбирает свою дорогу. Кто-то идет вперед, напролом. Кто-то двигается зигзагами. Кто-то без конца кружится по кольцевой дороге. И самое главное – не потерять ориентацию. Иначе мы рискуем вместо Бердичева оказаться в Конотопе. И все-таки, и это еще не самое страшное. Куда страшнее, когда обнаружив в пути свою ошибку, мы все равно стараемся ее не замечать, и вместо того, чтобы исправить хотя бы то, что пока еще можно, мы с пеной у рта начинаем обвинять во всем кого-то другого. 

Всевышний предлагает нам путь. Путь Торы. Кратчайший путь к счастью. Мы же, впитавшие с молоком матери заветы Ильича, упрямо «идем другим путем», путем совершенно противоположным. При этом, совершенно не понятным для нас образом счастье как-то ускользает из наших рук и мы начинаем размышлять над Лермонтовской «чашей бытия». (Помните? «Тогда мы видим, что пуста \ Была златая чаша,\ Что в ней напиток был - мечта,\ И что она - не наша!»). И мы начинаем винить «Машиниста» в том, что это Он завел нас не туда, куда мы стремились! А ведь стоило лишь нам использовать билет по назначению и...

Недельная глава «Шмот» («Имена») 

На этой неделе мы читаем главу «Шмот», повествующую о порабощении еврейского народа в Египте, о личности Моше-рабейну и о возложении на него миссии Всевышнего у подножия горы Синай при виде горящего и несгораемого тернового куста – символа судьбы еврейского народа. 

Как уже было сказано в кратком изложении, значительная часть нашей недельной главы посвящена эпизоду, в котором Всевышний возлагает миссию спасителя еврейского народа (и соответственно еврейского лидера) на Моше-рабейну. Как ни странно, в отличие от современных политиков сам Моше-рабейну не только не стремился к власти, но наоборот, всячески сопротивлялся и пытался доказать Всевышнему, насколько он не соответствует этой высокой должности. Один из весьма существенных доводов Моше-рабейну заключался в том, что он страдал физическим недостатком, совершенно очевидным образом способным помешать его роли вождя. Дело в том, что первый и самый выдающийся еврейский пророк и лидер за всю историю был…заикой. 

Некоторые комментаторы говорят, что Моше-рабейну был избран Всевышним не вопреки, а частично благодаря этому «недостатку». Невозможно даже представить себе, чтобы заика мог быть блестящим оратором, способным ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том, что избрав путь Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием, а всего-навсего красотой той формы, в которой она была подана. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая на всю видимую неказистость ее изложения!

Но нас интересует не только это. Посмотрим, что же отвечает Всевышний на этот веский довод «скромнейшего из всех людей» (как свидетельствует сама Тора). «Сказал ему Б-г: кто дает человеку рот, или кто сделает (человека) немым, или глухим, или сообразительным, или слепым, если не Я, Б-г? А сейчас иди, и я буду с твоим ртом и укажу, что тебе говорить.» (Шмот 4:11-12)

В нашей повседневной жизни мы соврешенно разумно полагаемся на здравый смысл, анализируя прошлое и планируя наше будущее. И надо сказать, что иудаизм вполне поощряет такое поведение. Более того, евреям строго запрещено сидеть, сложа руки, в ожидании чуда. Но, к сожалению, иногда рациональность наших расчетов заходит слишком далеко и заставляет нас забывать о главном – об Едином Источнике всего происходящего. И в этом -корень многих наших ошибок и недочетов. Да, с сугубо-прагматической точки зрения человек, напрочь лишенный каких-либо ораторских способностей, а тем более заика, никак не может стать лидером (да еще такого народа, как евреи), но если за ним стоит Всевышний, если сам Всевышний назначил его на эту роль – самые выдающиеся представители риторического искусства по сравнению с ним покажутся немыми. Да, с той же практической точки зрения, невероятно тяжело вести еврейский образ жизни во всех его многочисленных тонкостях, но стоит только вспомнить, КТО именно возложил на нас это сладкое бремя, и все вопросы и сомнения отпадают сами собой. 

Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах. 

Терновый куст горит и не сгорает, 
Хоть неказист на вид, но как упрям! 
Какая сила в нем страсть к жизни разжигает? 
Того, возможно, он не знает сам. 

Народ мой! Ах, какие только муки 
Не претерпел ты от безжалостных сердец? 
И сколько раз за все твои заслуги 
Наградой лишь терновый был венец? 

Но в промежутке между пыткой и изгнаньем 
Ты в тайны мироздания проник, 
И продолжаешь путь свой изначальный 
Ты через терни к звездам напрямик! 

Женский уголок

По весьма понятным причинам эпоха египетского рабства была периодом самой большой деморализации и упадка духа еврейского народа. Не будем забывать, что тогда евреи еще не получили Тору, о которой сказано «она возвращает силы душе» (Теилим 19:8). И все-таки добрая половина еврейского народа не теряла присутствия духа и пыталась всеми силами поддержать всех тех, кто впали в депрессию. Речь о идет о еврейских женщинах. Именно они в нечеловеческих условиях древнеегипетских трудовых лагерей, когда новорожденных еврейских младенцев под стягом египетского закона бросали в воды Нила и замуровывали в стены пирамид вместо недостающих кирпичей, они, еврейские женщины, делали все возможное и невозможное, чтобы поддержать стимул и жажду жизни своих мужей.

Не забывали они в частности и такой простой, житейской истины, что «голодное брюхо к ученью глухо» и прежде чем перейти к своим доводам и увещиваниям, они перво-наперво кормили своих мужчин, перебивавшихся без этого на полуголодном рабочем пайке. Что же могли предложить еврейские хозяйки своей сильной половине в Египте? Прежде всего, различные блюда из свежей рыбы, выуженной ими в Ниле. Почему бы и нам не попытаться обрадовать наших мужчин (и не только их), которые порой нуждаются в нашей поддержке неменьше, чем в свое время в Египте? Конечно, вместо того, чтобы удить рыбу можно вполне довольствоваться той, что продается в магазинах. 

Гравлакс. 

Филе лосося натрите смесью 2 ст.л. соли, 2 ст.л. сахара, белого перца и мелко-нарезанного укропа. Гермитично оберните полиэтиленом и оставьте на три дня под прессом в холодильнике. Нарежьте ломтиками наискосок и наслаждайтесь! 

Форель в фольге 

Обмажьте форель солью и растительным маслом изнутри и снаружи. Нафаршируйте брюшко форели горошками перца, лавровым листом, помидором, луковицей и зеленью. Оберните в фольгу. Печь полчаса в горячей духовке.

В избранное