Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля: Мишпатим - Суды (законы)


Шалом дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы от мессианских и ортодоксальных евреев. 
Эта недельная глава "Мишпатим - Суды". Подписаться на эту рассылку в тексте вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Наш сайт "Исход-2. Возвращение к Источнику"  www.tikvaisrael.com 
Будьте благословенны.
Езра 

От Мессианских евреев
Параша ХаШавуот «Мишпатим»
 Список Чтений Этой Недели: 
 Шмот / Исход 21:1-24:18, 30:11-16 
 Мелахим Алеф / 1 Царств 12:1-7 
 Матитьягу / Матфея 5:38-42 

«Слушайте Мой голос…»
Шемот ( 23:20-22) Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, так как имя Мое в нем. Если же слушаться будешь голоса его и сделаешь все, что Я говорю, то буду враждовать с врагами твоими и теснить притеснителей твоих. 

Среди всех тех законов и наставлений, которые Ха Шем (Имя Б-га) дает в нынешнем недельном чтении, особенно значительным и убедительным является наставление об Его Ангеле. Для того, чтобы осознать, кто же этот Ангел есть на самом деле, я хотел бы сначала объяснить вам значение ивритского слова «коль», которое было переведено выше как «голос». Впервые встречаемся мы с этим словом в главе Торы, прочитанной нами на прошлой неделе, когда Моше прислушивается к голосу своего тестя Итро (Шемот 18:24). 
В следующий раз мы встречаем слово «Голос» в той же недельной главе Итро в том эпизоде, когда Ха Шем сообщил сынам Исраэйля следующее:
Шемот (19:5) . И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля…
Итак, исходя из этих двух словоупотреблений слова «коль» нам становится очевидным, что это слово в иврите означает также послушание. Но более того, слово «коль» может иметь значение «Мир». 
Голос Б-га является и Словом Б-га! И это имеет огромное значение применимо к тому, что говорит нам Ха Шем в вводном отрывке главы Мишпатим.
Подумайте о том, что нам говорится в этом отрывке. Г-сподь пошлет Своего Ангела к Исраэйлю во-первых, для того, чтобы хранить его в дороге (слову «хранить, оберегать» в иврите «Шамар» означает ограничение в определенных рамках), а во-вторых, чтобы привести их в место, приготовленное Вс-вышним. Затем сынам Исраэйля говорится, чтобы они внимали голосу Ангела («ангел» на иврите «Мал’ах», имеет также значение «посланник, вестник») и не раздражать Его, иначе Он не простит непослушание. Почему? Потому что имя Г-спода в Нем (некоторые переводчики говорят: «Он раскрывает Его Имя»). И все же сынам Исраэйля говорят также, что если они послушают голоса Ангела, то Ха Шем станет врагом их врагов.

Должно быть, это был особенный Ангел, и давайте сейчас разберемся, чем же этот Ангел был необычен. Прежде всего, насколько я понимаю этот отрывок, именно этот Ангел будет хранителем сынов Исраэйля, и во все время пути они должны слушаться Его гласа. 
И как мы уже говорили с вами раньше, слово «голос» в данном случае означает «Его Слово». Следовательно, здесь нам дается понять, что Слово Ангела станет для сынов Исраэйля тем, что будет держать их в рамках. Однако из Брит Хадаша (Обновленного Завета) мы знаем, что ангелы посылаются нам не для того, чтобы распоряжаться нами и не для того, чтобы держать нас в определенных рамках, но, скорее всего, они посланы, чтобы служить нам и не быть помехой. 
Говоря об ангелах, автор Послания к Евреям свидетельствует:
Евреям (2:14) Разве они не просто служащие духи, посланные на помощь тем, кто будет спасен Б-гом? 

В отличие от всех других случаев, данное конкретное служение Ангела будет носить совершенно иной характер: это служение будет активным вмешательством в жизнь людей. 
Во-вторых, нам говорится, если не прислушиваться и не исполнят повеления этого Голоса Ангела, то Он не простит неповиновение обидчика. 
Но насколько мы знакомы с ангелами, известно нам, что карательные функции не являются отличительной чертой ангелов. Почему? Потому что Слово, которое будет говорить Ангел, станет законом и если не исполнять его, то наступит кара. Он не простит непослушания. 
И нигде в Писании нам ни разу не говорится и даже не дается намека на то, что Ангел может провозглашать законы или прощать грехи, только Б-г может делать это! И третье, что мы узнаем об этом Ангеле, это то, что Он заключает в Себе Имя Г-спода. И это одно из самых поразительных утверждений во всей Торе! Ангелы – это созданные существа. 

В прошлых комментариях к Торе мы узнали, что Имя Г-спода представляет собой Его характер. Имя Б-га - это Его характер! И здесь мы узнаем, этот Ангел будет не только совершать великие дела, действуя от имени Б-га, и совершать эти великие дела не только силой Б-га как многие поступали (Моше, например), но также обладать всей сущностью и характером Б-га. Непосредственное Б-жественное участие в этом Ангеле не вызывает сомнений!

И еще один поразительный факт видим мы в сегодняшней главе Мишпатим:
Шемот (24:9-11) И взошел Моше и Аарон, Наддав и Авиу, и семьдесят из старейшин Исраэйл , И видели они Б-га Исраэйлева; и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо, по чистоте. И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.

Сейчас в традиционной Еврейской Библии этот эпизод истолковывается так: семьдесят старейшин поклонялись Б-гу, не видя Его. Также еврейские мудрецы объясняют, что у старейшин было видение, но не зрительное восприятие. Давайте разберемся в этих двух объяснениях.
В иврите для обозначения действия «видеть» в этом отрывке Писания используется слово «Йира», которое переводится как «видеть», «наблюдать», «показываться», «пристально смотреть» и никогда не встречается значение «поклоняться, почитать». 
Вдобавок ко всему они увидели то, что находится под ногами Б-га: «и под ногами Его как образ кирпича из сапфира и, как самое небо». Это означает, что старейшины видели, но не поклонялись, поскольку это было видение! Как вы думаете, каковы шансы на то, что семьдесят человек в одно время и в одном месте увидят одно и то же? Или они были все введены в транс? Или все вдруг заснули? Маловероятно! К тому же на это нет даже и намека в Писании!

Самое лучшее объяснение, которое будет совпадать с тем, что Ха Шем сказал Моше: семьдесят старейшин увидели Б-жественного Ангела, предвоплотившего Йешуа (об этом сказано в стихе 23:20). Это также объясняет Б-жественную сущность Ангела, и, соответственно, почему Он воспользовался этими сверхъестественными и Б-жественными свойствами. И это объяснит тот факт, что старейшины видели Б-га и остались в живых.
Шемот (24:11) И на избранников из сынов Исраэйлевых не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели, и пили.
Рабби Яков Фарбер

От наших ортодоксальных братьев
 Недельная глава «Мишпатим»
 Продолжаем знакомить вас с Торой- сокровищем нашего народа. Итак, на этой неделе мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о праздновании трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого еврея прийти в Иерусалим. 
«Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него проценты!»,
«Если в залог возмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!», 
«Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их ему!», 
«Если увидишь осла твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу) разгрузить его (осла) вместе!», 
«Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!»
 
«Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени.
 «Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Отчасти, да, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с овечкой. 

В частности приводится следующая притча. Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда наделил Б-г овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку. Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца! 

А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война? 

Недельная глава "Мишпатим - Суды" от ортодоксов каббалистов

Сегодня мы читаем главу Мишпатим (Книга Исход, главы 21-24), в которой говорится о происходящем после событий у горы Синай, где все "увидели голос Творца". После огромного духовного подъема вдруг даются некие частные предписания, например, закон о рабе:
ЕСЛИ КУПИШЬ РАБА-ЕВРЕЯ, ШЕСТЬ ЛЕТ ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ, А НА СЕДЬМОЙ - ВЫЙДЕТ НА СВОБОДУ БЕЗ ВЫКУПА. (21:2)
Не удивительно, что после достижения высокого уровня мы должны получить четкие законы. 
Ведь если мы действительно хотим на него подняться, то должны знать, как себя судить, как относиться к желаниям и свойствам, которые заложены в нас тем или иным способом. Мы должны научиться измерять и проверять эти желания относительно Творца: помогают ли они приблизиться к Нему, способствуют ли реальному достижению статуса, подобного Ему?

Иными словами, у горы Синай была поставлена цель и показано, к чему человек обязан прийти, а в главе Мишпатим даются конкретные указания, которые необходимо выполнить, чтобы эту цель реализовать.
Та гора Синай, на которую человек поднимается с помощью силы Моше, вмещает в себя все наши неисправленные свойства. Они все плохие – так необходимо к себе отнестись.Человеку не раскрывается все сразу, но, действительно, иногда бывают всплески ненависти к самому себе. Хотя обычно мы ненавидим себя лишь потому, что не смогли чего-то достичь. Например, я хотел украсть, и не получилось. Тогда я ненавижу себя за недостаток ловкости, изворотливости, коварства для достижения цели.

Глава начинается с закона о покупке раба еврея? Прежде всего, ты для себя открываешь, что ты раб своего желания получать.
Прежде всего, мы должны свои желания остановить, проанализировать и систематизировать, чтобы начать исправление с самых легких из них и постепенно перейти к более тяжелым. Так постепенно раскрывая свой "ларец Пандоры", человек продвигается.

И весь этот свод законов дан нам для того, чтобы мы смогли проанализировать свои желания, а затем их исправить.
И первый из законов – о рабе еврее. Речь идет о духовной силе, которую человек постепенно приобретает. Если он еще не может работать с ней самостоятельно, то смиряется с этим и считается рабом.

Есть разные виды желания получать. "Еврей" означает малое желание, как сказано о народе Израиля: "Вы малочисленны среди всех народов". Наше эго действительно невелико по сравнению с другими народами.
Именно так, хотя нам и всему миру кажется, что оно у нас самое большое. Просто у остальных людей эгоизм полностью еще не раскрылся.

Итак, глава начинается с законодательства о рабах, затем говорится об убежище для преступников, и идет целая серия разных частных законов: о плохом отношении к родителям, о кровной мести, о вреде чужому имуществу и т.д. 
Речь идет о разновидностях желания получать, принадлежащих к разным уровням: неживому, растительному, животному и человеческому. Согласно этим уровням мы классифицируем все наши желания. Самые малые из них относятся к неживому уровню, чуть большие – к растительному, и так по мере возрастания – к животному и человеческому уровням.

Соединение полов символизирует единение силы Творца (мужское начало) с силой нашего эго (женское начало). Мы хотим объединить их, чтобы поднять женскую часть на уровень мужского начала, т.е. поднять себя на уровень Творца. Ведь мы все считаемся относительно Творца невестой, а Он – жених. Совокупление же с животным означает, что вместо единения с Высшей силой человек обращается вниз - к животному началу.

Относительно запрета взимать проценты.
В этом законе говорится о том, что вся прибыль от духовной работы должна быть направлена только на дальнейшее продвижение в духовном, а не на получение выгоды в этом мире. Сегодня распространены всевозможные якобы духовные теории и практики, которые обещают человеку здоровье, успех, благополучие и процветание, если он будет выполнять определенные правила и условия. Это называется, что человек хочет использовать духовные силы для материальной выгоды. То есть вместо продвижения на духовном уровне, он хочет притянуть оттуда силы для достижения эгоистических целей в нашем мире. Это и есть тот процент, о котором идет речь. Разумеется, это не работает, и людей просто обманывают. Поэтому подобными вещами заниматься запрещено.

СТОРОНИСЬ НЕПРАВДЫ (23:8) - сказано в этой главе. Кстати, нигде в Торе не сказано напрямую: "Не лги". Вместо этого говорится: "Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством", "не разглашай тайн". Почему же нет прямого запрета лжи?
Потому что человек все равно не сможет это выполнить. Поэтому тебе говорят: выясни это для себя. Тора всегда говорит о выяснении и исправлении, а не о беспрекословном исполнении указаний "делай…" или "не делай…" У человека всегда должно оставаться право выбора - только тогда он может реализовать себя как человек. Поэтому Тора оставляет ему место для внутреннего самоанализа.

Все эти законы, по сути, говорят о внутреннем анализе, который мы должны сделать, чтобы вместе со всем этим миром прийти к раскрытию мира духовного. Тогда границы этого мира расширятся, и мы явно увидим действующие в нем силы. 
Ложью ты ничего не исправляешь. Ты просто окрашиваешь свою жизнь в розовые тона, но она остается все такой же плохой. Смысл заповеди "Не лги" состоит в том, чтобы человек выяснил истину: "Купи истину, и не продавай" (Притчи 23:23). Человек должен идти к тому, чтобы не лгать себе, а не другим.

 Такой внутренний ежедневный самоанализ, очень труден. Конечно, намного легче закрыть глаза и ничего не видеть! Но это ложь самому себе. В итоге человек заплатит за это высокую цену.
Тора говорит о необходимости внутреннего самоанализа. В постепенном - от простого к более сложному - прояснении закономерностей устройства мира человек начинает понимать цель, к которой обязан прийти. Путь к этой цели может проходить через страдания или быть наполнен радостью, но миновать его нельзя. 

 Женский уголок 
Пестрая запеканка 
В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне. 
Десертный творог 
Разбавьте 250 г творога тремя ложками молока. Взбейте. Добавьте изюм, курагу, шоколадную крошку или орехи. Размешайте и подавайте. 

В избранное