Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ноах - Ной


Недельная глава Торы: "Ноах".
От наших мессианских братьев
Список Чтения Этой Недели:
BeReshit / Genesis 6:9-11:62
Yeshayahu / Isaiah 66:1-24
Kefa Aleph / 1st Peter 3:18-22

Берешит (6:19) А от всего живущего, от всякой плоти по два из всех введешь в ковчег, чтобы остались они в живых вместе с тобою; мужского пола и женского пусть будут они. (20) Из птиц по роду их, и из скота по роду его, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, по два из всех войдут к тебе, чтобы остались они в живых. (21) Ты же возьми себе всякой пищи, какою они питаются , и собери у себя; и будет тебе и им для еды». (22) И сделал Ноах все, как повелел ему Всесильный, так и сделал.

В стихах нашего недельного Чтения кроется множество очень интересных моментов, и я с удовольствием представлю их вам.
Самый первый из них мы встречаем в стихе, приведенном мною выше. Здесь Ха Шем велит Ноаху собрать достаточное количество еды на ковчеге для пропитания всех животных а также его семьи. Однако, если на ковчеге находились тигры и львы, то что чем же они собирались питаться, если на ковчеге было всего лишь только по одной паре каждого вида? Они не могли поедать друг друга и даже никого из пар других видов находившихся ковчеге, поскольку это противоречило бы самому замыслу ковчега. Ответ на этот, казалось бы, сложный вопрос мы получаем в тексте Параша прошлой недели:
Берешит (1:29) И сказал Всесильный: «Вот Я даю всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу . (30) А всем животным земли и всем птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, всякая зелень травная для пищи» и стало так.

Получается, что люди и животные – заметьте, все животные! – были вегетарианцами до Потопа. Поэтому задача снабдить пищей семью и всех животных не была невыполнимой, так как не было нужды находить особую пищу для хищников или семьи, находившихся на борту.
Другой вопрос, на который я хотел бы обратить наше внимание: пусть даже ковчег был размером с бейсбольное поле (около 400 футов (около 122 метров) в длину и 30 футов в высоту (больше 9 метров). Но как Ноах смог поместить всю живность на борт ковчега, особенно если учесть, что в те далекие времена на земле обитали еще и динозавры? Ответ на этот вопрос, пусть даже и не содержится в Писании, но все же можно сделать вывод исходя из того, о чем не было сказано. Нигде в Писании нам не говорится, что животные должны были быть взрослыми! Я знаю, что любая картинка или иллюстрация ковчега изображает нам абсолютно взрослых животных, строевым шагом восходящих на ковчег. Но факт в том, что все они, вероятно, были еще малышами! Еще более вероятно то, что это были малыши, только что отлученные от своих родителей. На самом деле, Ха Шем приказал, что ни одно животное младше восьми дней от роду не должно быть принесено Ему в жертву.

Этот факт, а также то, что в то время еще не было хищных животных как таковых, значительно облегчили задачу Ноаха. И следующий вопрос для рассмотрения мы находим в следующем отрывке:
Берешит (7:1) И сказал Б-г Ноаху: «Войди со всем семейством твоим в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в этом поколении. (2) Из всякого скота чистого возьмешь себе по семи, самца с самкою, а из скота, который не чист, по два, самца с самкою.
Потом, который Ха Шем послал на землю, случился задолго до того, как была дарована Тора бней Исраэль на горе Синай. Судя по возрасту Ноаха и возрасту его потомков, я могу с уверенностью сказать, что Потоп случился, по меньшей мере, за тысячу лет до дарования Торы на горе Синай. Однако в вышеприведенном отрывке Ноаху было сказано привести семь особей от каждого ритуально чистого животного и только по паре нечистых животных. Если Тора еще не была дана людям, как Ноах мог знать отличие между чистыми и нечистыми животными? И почему Ха Шем пожелал, чтобы на ковчеге семь чистых животных каждого вида и соответственно по два нечистых, если никто не собирался их есть?

Ответ на первый вопрос мы находим в Брит Хадаша (Обновленном Завете):
Йохана (Иоанн) (1:1) В начале было Слово, и Слово было с Б-гом, и Слово было с Б-гом. Он был с Б-гом в начале. Все существующее произошло через него, и без него не существовало ничто из сотворенного.
Тора - это Слово Б-га и она существовала, как ним сказал Йоханан, с самого начала, с самого момента сотворения. Йешуа – это живая Тора:
Йоханан (1:14) Слово стало человеком и жило с нами, и мы видели Его Шхину, Шхину единственного сына у Отца, полного благодати и истины.

Вы делаете ваши выводы из прочитанного, но я верю, что Ноах знал Йешуа еще до воплощения Его в человеческом облике, а значит, он знал Тору!
Что касается ответа на второй вопрос о том, как Ноах отличил чистых животных от нечистых, нам просто следует навести справки в Чтении Торы этой недели:
Берешит (8:20) И построил Ноах жертвенник Б-гу, и взял из всякого скота чистого, и из всякой птицы чистой, и принес жертвы всесожжения на жертвенник. (21) И обонял Б-г благоухание приятное, и сказал Б-г в сердце Своем «Не буду более проклинать землю за человека, ибо помысел сердца человека зол от молодости его, и не буду более поражать все живущее, как Я сделал. (22) Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и тепло, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
Очевидно, что Ха Шем ожидал, что когда потом завершится и ковчег пристанет к твердой земле, то жертвы, принесенные Ему, будут приняты. Именно по этой причине была необходимость в чистых (таhор) животных, поскольку Ха Шем никогда не принимал ничего нечистого из того, что было принесено Ему.

Возможно, есть иная причина тому, что на борт Ковчега были взяты дополнительные чистые животные. В предыдущем отрывке говорится нам, что Ноах взял от всякого скота чистого, а не от любого скота. Итак, по какой причине были взяты дополнительные чистые животные на борт ковчега? Ответ на это опять-таки находим в нашей недельной порции Чтения:
Берешит (9:3) Все движущееся, что живет, будет вам для еды, как зелень травы даю вам все. (4) Только плоти, в которой еще есть душа – кровь – не ешьте.

После Потопа режим питания Ноаха изменился! Отныне он стал мясоедом. Следовательно, возникла необходимость в достаточном количестве разрешенных Торой пригодных в пищу животных для всей семьи Ноаха. Эти дополнительные чистые животные дали возможность размножаться и заселить собою землю.

И не только питание Ноаха претерпело изменения после Потопа. Оказывается, по прошествии времени множество видов животных сменило свою диету, и вот результат: сегодня у нас есть животные-хищники.
История Ноаха учит нас, что человек находится в пути. Мы покинули утопические условия Ган Эдена (Эдемского Сада), места, где все живое жило в гармонии друг с другом, и где не было ни хищных животных, следовательно, не было и человека-хищника. И вот мы там, где мы находимся сейчас: в нашем мире есть множество замков на наших дверях, хищные животные нападают на людей, и весь мир снова наполнен насилием и жестокостью.

Но нам следует благодарить Б-га за то, что наш путь еще закончен. У нас еще есть путь, по которому следует идти! Писание говорит нам, что мы возвратимся в то утопическое состояние, которое мы так давно покинули. Мы снова будем жить в гармонии во всем живым и с Б-гом:
Йешайягу (Исаия) (65:17) Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут и не придут на сердце. (18) А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Йерушалаим веселием и народ его радостью. (19) И буду радоваться о Йерушалаиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. (20) Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. (21) И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их (22) Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. (23) Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Г-спода, и потомки их с ними. (24) И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. (25) Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Г-сподь.

Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер.

От наших братьев ортодоксов.
Недельная глава «Ноах»
Недельная глава «Ноаха» повествует о двух ключевых моментах мировой истории. В ней описывается история всемирного потопа и история строения Вавилонской башни (Вавилонского столпотворения). А в самых последних строчках недельной главы мы узнаем родословную первого еврея – Авраама-авину (Авраама, нашего праотца).

Вавилонское столпотворение – довольно распространенный фразеологический оборот. Давайте, хоть немного попытаемся разобраться, что же именно там происходило. Начнем попорядку. Итак, за 1656 лет, начиная от сотворения первого человека, человечество достигло такого морального упадка, что заслужили кары потопа. Лишь один человек, Ноах несмотря ни на что оставался Человеком с большой буквы и в атмосфере абсолютной анархии, разврата, грабежа и всех вытекающих отсюда последствий, вел абсолютно праведную жизнь, а потому
и не был приговорен к смертной казни в водах потопа в отличие от всех его аморальных соратников. Но вот потоп окончен. От Ноаха и его потомков начинается новая ветвь развития человечества, и вдруг все люди начинают дружно собираться в Вавилоне и строить гигантский небоскреб – знаменитую, так и недостроенную Вавилонскую башню. Зачем? Почему?

Существовало несколько групп со своими собственными доводами и причинами, но всех их объединял один, общий лозунг «На благо человечества». Одни хотели доказать, что в природе нет ничего сверхъестественного. На основе точного математического расчета они вычислили простую цикличность мировых катаклизмов, отсчитав 1656 лет от потопа до их современности, пришли к выводу, что близок следующий этап этой природной цикличности, а значит, стоит предпринять экстремальные меры безопасности и построить сооружение, способное оградить человечество от возможного стихийного бедствия. Сам по себе подход кажется весьма логичным и даже похвальным. Но он скрывает в себе весьма существенный недостаток. В его основе лежит чисто марксистская предпосылка, что материя – главный двигатель человечества. Что все зависит от чисто прагматических действий. Что потоп – чисто физическое явление, а не наказание за аморальность. Что материальный мир существует сам по себе, а не является всего лишь проекцией нашего духовного, морального и поведенческого
состояния.
Тогда в поддержку первой поднимается другая группа, провозглашая, что их целью является не спастись от природы, и даже не дать ей отпор, а бросить ей вызов – подняться на небеса, создать новый вид человечества, приспособленный к жизни в условиях свободного космического пространства, а заодно - увековечить свое имя, противопоставить бессмертную славу технического прогресса неминуемой смертности, доказать всем, что «Ленин умер, но дело его живет».
И тут уж вступает в дело и третья группа, желающая подняться на небеса (на башне ли, на самолете), чтоб дерзко осмотреть все вокруг и презрительно усмехнуться «Б-г? Чего-то я его не увидел!», и подготовить почву для знаменитого достоевского умозаключения «если Б-га нет, значит, все разрешено».
И завязалось строительство. Строительство общего светлого будущего. А когда мы строим общее будущее, то каждый кирпич – на вес золота, и частная человеческая жизнь – ничто по сравнению с ним.
Но если даже великий ученый Нильс Бор повесил подкову к дверям своего дома, поясняя, что «несмотря на то, что он не верит в приметы, подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит", то уж Творец мира действует, не зависимо от того, верим ли мы в Его действия. Вдруг оказалось, что уже нет всех тех зачинщиков, пытавшихся доказать, что это Б-га–то нет. Любители мутаций, бросившие вызов силе природы превратились в...обезьян. Тех самых, существование которых по сей день подкрепляет материалестическую идеологию
строителей Вавилонской башни в глазах тех, кто верит не в то, что человек может скатиться до уровня животного, а в то, что сила – довод, что выживает сильнейший (вот только еврейский народ почему-то является живой иллюстрацией обратного), и что животное, управляемое инстинктами, каким-то необъяснимым образом может подняться до уровня человека, управляющего своей свободой выбора.
Все же остальные, понемногу теряющие свой индивидуальный, человеческий облик ради сомнительного коллективного благополучия, потеряли наиболее характерный обобщающий, человеческий критерий – общий язык. Общая работа в условиях отсутсвия коммуникации стала нереальна. Так закончилась история Вавилонского столпотворения. Или еще нет?
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об сказанного и в наши дни судите сами.


Женский уголок

Итак, общий язык – необходимое условие общей жизни. Этот вопрос стоит наиболее остро в рамках семьи. Причем иногда оба супруга могут говорить на русском, иврите, английском или суахили и не понимать друг друга, а иногда люди могут знать всего лишь несколько общих слов и при этом совершенно понимать друг друга, даже без слов. Что значит «мы займемся уборкой», «я скоро приду», «скромный подарок» в вашем семейном лексиконе? Кто такие «мы», что значит «скоро», и как определяется «скромность» подарка?
Умейте четко выражать свои мысли! Прислушивайтесь друг к другу! Искренне желайте достичь полного взаимопонимания! И тогда вы удостоитесь построить крепкий дом и почувствуете себя на небесах!

А теперь давайте спустимся с небес на землю и подумаем, что приготовить избраннику сердца.
Курица со сливами.
Нарежьте курицу на порции. Посолите. Поперчите. Обжарьте лук на глубокой сковороде. Добавьте курицу и обжарьте со всех сторон. Добавьте содержимое банки консервированных слив (вместе с сиропом). Вскипятите. Накройте крышкой и варите 45 мин. на медленном огне.

Картофель по-швейцарски.
Отварите картофель в мундире до полуготовности. Очистите. Натрите на крупной терке. Добавьте соль и специи по вкусу. Обжарьте плоским блином на маргарине с двух сторон. Посыпьте чесноком и мелконарезанной зеленью.


В избранное