Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 145 (7 января 2007 г.)


Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 9

Светлана Горячева

Часть III. Раннее христианство

С самого начала своей истории христианские общины, которые к тому времени еще не выработали никакой единой авторитетной доктрины, находились в контакте с эллинистической цивилизацией и духовностью. Их общим убеждением было то, что воскресший из мертвых Христос был их Спасителем, который избавил их от морального рабства и который ведет их через трудности этого мира к новой жизни. Именно Христос даровал им через Дух Святой истинное знание, гнозис, об их собственной природе и о тайнах Царства Небесного. Те из христиан, кто особенно стремился к полному посвящению в гнозис, широко пользовались сокровищами эллинской духовности, и их поиски нашли отражение в гностической христианской литературе, в особенности в писаниях, найденных в 1945 г. в Наг-Хаммади (Верхний Египет).

Среди исследователей по-прежнему остается предметом споров, действительно ли библиотека Наг-Хаммади и другие гностические тексты содержат ссылки на реинкарнацию. Два писания из библиотеки Наг-Хаммади представляют в этой связи наибольший интерес. Ближе к концу знаменитого Апокрифа Иоанна Иоанн задает воскресшему Спасителю серию вопросов относительно посмертной участи различных родов душ (25:16 и слл.), и слышит в ответ, что души истинных гностиков войдут в вечный свет и будут взяты «в покой эонов», т.е. высшую духовную реальность:

И я сказал Спасителю: «Господи, все ли души тогда будут спасены в свете чистом?» Он ответил и сказал мне: «Великие вещи поднялись в твоем уме, ибо трудно обнаружить их перед другими, если не перед теми, кто от рода недвижимого. Те, на кого Дух жизни спустится и будет с силой, - будут спасены, и станут совершенными, и будут достойны величия, и будут очищены в этом месте от всего злодеяния и заботы испорченности. И нет у них иной заботы, если не одна нерушимость, о которой они станут заботиться из этого места, без гнева, или ревности, или зависти, или желания, или алчности ко всему. Они не заботятся ни о чем, кроме существования одной плоти, которую они несут, ожидая время, когда они будут встречены принимающими. Таковы суть достойные нерушимой вечной жизни и призыва. Они сносят все и выдерживают все, так что они свершат благое и унаследуют жизнь вечную» (Апокриф Иоанна, 25:23 – 28).

Те души, «на кого сила Духа спустилась», но которые еще не достигли совершенного знания, также будут спасены:

....Ибо сила спустится на каждого человека, ведь без этого никто не сможет восстать. И после того, как они родились, тогда, когда Дух жизни становится могущественным и сила приходит и укрепляет эту душу, никто не может ввести ее в заблуждение делами лукавства (там же, 25:30 – 31).

Но те души, которые чужды знания вообще и кого обманчивый дух «совратил к делам лукавства», будут брошены «в забвение», и когда такая душа выйдет из тела,

ее отдают властям, тем, которые произошли от архонта, и они сковывают ее оковами и бросают ее в темницу и кружат ее до тех пор, пока она не пробудится от забвения и не достигнет знания (там же, 26:20 – 27:10).

Связь данного пассажа с реинкарнацией подкрепляется следующим вопросом: «как может душа умалиться и возвратиться в естество своей матери или в человека?» (27:10 – 15; ср. Ин. 3:4!). Ответ Спасителя заключается в том, что такая душа должна следовать за другой, просветленной душой, «в которой есть Дух жизни», через который она и получит избавление, в противоположность еще одной категории душ, которые злословили о Духе и потому «будут пытаемы и наказаны наказанием вечным». Несмотря на неясности в этом пассаже, можно заключить, что он в большей или меньшей степени соответствует древней модели жизни после смерти, обнаруженной в оде Пиндара: кроме тех, кто спасен, и тех, кто осужден, есть еще те, кто после многочисленных перевоплощений достигнет окончательного блаженства.

(продолжение следует)

Связаться с автором статьи: sg@hotmail.ru


Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 1. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 2. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 3. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 4. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 5. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 6. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 7. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 8. Светлана Горячева

Родственные проекты:

Духовные законы   |   Беседы об Истине   |   Свет внутри вас   |   Путь Единства

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное