Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

Библия, реинкарнация и всеобщее спасение


Библия, реинкарнация и всеобщее спасение

Выпуск 146 (14 января 2007 г.)


Истоки идеи реинкарнации в раннеевропейской мысли
Часть 10

Светлана Горячева

Аналогичным образом о реинкарнации свидетельствует другой текст Наг-Хаммади, озаглавленный Толкование о душе (шестое произведение во II Кодексе Наг-Хаммади). Это своеобразная новелла, повествующая в аллегорической форме о судьбе души. Когда она «находилась у Отца одна, была она девственницей и гермафродитом по своему виду», однако по причинам, оставшимся неназванными, она «упала в тело» и стала жертвой «многочисленных разбойников», которые «перебрасывали ее друг другу и осквернили ее», насильно или убеждая «ложным даром», пока она не превратилась в блудницу. В конце концов, лишившись всего, она раскаялась и стала умолять Отца о милосердии. Предполагается, что эта история описывает приключения души во время ее единственной земной жизни, когда она забывает о своем небесном происхождении и предается всевозможным мирским удовольствиям, забывая и оскверняя свою чистую внутреннюю сущность. Однако столь же правомерна и мифологическая интерпретация, согласно которой «разбойники» – это власти мира сего, архонты, которые «долгое время» удерживают душу обманом, вынуждая ее проходить через различные стадии и уровни, описанные в повествовании. Эти стадии могут быть понять как последовательные перевоплощения, по аналогии с тем, что было сказано о третьей категории душ в Апокрифе Иоанна.

Следует признать, однако, что в библиотеке Наг-Хаммади свидетельства веры в реинкарнацию относительно скудны. Похоже, что это представление не слишком привлекало внимание авторов собрания «гностических» текстов. Они были жизненно заинтересованы в окончательном освобождении, которое рассматривалось ими как истинный дар Спасителя. Поэтому доктрина реинкарнации в лучшем случае служила вступлением к окончательному избавлению, которое мыслилось как освобождение от телесного существования:

Есть некоторые, кто боится воскреснуть обнаженным. Это потому, что они желают воскреснуть во плоти, и они не знают, что те, кто носит [плоть, – те] обнаженные. Те, кто [разденется], чтобы быть обнаженным,- [те] не обнаженные. Ни плоть, [ни кровь не могут] наследовать [царствие] божие. Каково же то, что не будет наследовать? Это то, что на нас. А каково то, что будет наследовать? Это то, что принадлежит Иисусу и его крови. Поэтому он сказал: Тот, кто не будет есть моей плоти и пить моей крови, не имеет жизни в себе. Какова его плоть? (Его плоть) - Логос, а его кровь - Дух святой. Тот, кто получил это, имеет еду, и питье, и одежду (Евангелие от Филиппа, 5).

Имеются, однако, прямые доказательства того, что некоторые христиане в поисках освобождающего гнозиса действительно верили в реинкарнацию как в последнюю ступень перед окончательным избавлением. Так, знаменитый богослов Климент Александрийский (жил в конце II в. н.э.) сохранил фрагменты, заимствованные им у гностического учителя Василида, который интерпретировал тексты вроде Втор.5:9 («ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня») и Рим. 7:9 («Я жил некогда без Закона...») как свидетельства реинкарнации. (Климент, Strom. IV 81, 1 – 87, 2; цит. по: Афонасин, с. 278 - 280). В частности, обсуждая вопрос об отношении последователей Василида к мученичеству, Климент приводит следующие его слова, заимствованные из третьей книги не дошедшего до нас трактата Экзегетик:

Я говорю о тех, кто претерпевает вышеупомянутые страдания, что они несомненно удостоены такой чести [самим Богом], поскольку многие их иные прегрешения остались незамеченными, однако, благостью того, кто вел их, они привлечены к ответственности совсем за другое, дабы не страдали как те, кто наказывается за общепризнанные преступления, и не были осуждены как прелюбодеи или преступники, но за то, что они христиане. И это придает им силу все терпеть и никак не выказывать свои страдания. А если среди пострадавших встретится такой человек, который не грешил вовсе, что редко случается, он окажется среди преследуемых не потому, что некая злая сила злоумышляет против него, но как младенец, который также страдает, хотя и, очевидно, не грешил... Подобно тому как младенец, который не согрешил ранее и не совершил никакого реального греха, однако содержащий в себе греховность [от природы], получает пользу от того, что он подвергается наказанию и пожинает их плоды, так и взрослый человек, даже если он не совершил греха, может тем не менее пострадать; и страдает он так, как страдал бы младенец, поскольку и в нем содержится греховность, однако он не имел возможности проявить ее, посему то обстоятельство, что он не согрешил, не может быть вменено ему в заслугу... Я готов скорее принять это положение, нежели признать, что провидение может быть злым (Strom. IV 81, 1 – 82.1)

«Согласно Василиду, - пишет далее Климент, - получается, что душа согрешила в предыдущей жизни, поэтому страдает здесь; при этом избранные искупают грехи героически, посредством мученичества, а остальные очищаются каждый как придется» (там же).

(продолжение следует)

Связаться с автором статьи: sg@hotmail.ru


Предыдущие статьи:

Истоки идеи реинкарнации. Часть 1. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 2. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 3. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 4. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 5. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 6. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 7. Светлана Горячева   |   Истоки идеи реинкарнации. Часть 8. Светлана Горячева

Родственные проекты:

Духовные законы   |   Беседы об Истине   |   Свет внутри вас   |   Путь Единства

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное