Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 58 (1 июня 2008 г.)


Секс в Библии: Радость секса

Джеральд Ларю

Умели ли иудеи наслаждаться сексом? Неужели они не испытывали моментов яростной страсти? Или оргазмов? Разве в их мозгу не возникали сверкающие, разноцветные зрительные образы? Действительно ли они держали всю жизнь под контролем бесчисленных правил и установок в соответствии с той картиной, которую мы видим в Библии?

Сам факт наличия в Библии регулирующих сексуальное поведение правил свидетельствует о том, что законникам было что запрещать. Существовали блудницы и неверные супруги, трансвеститы и любители онанизма, насильники и виновные в инцесте. Были и просто любовники, наслаждавшиеся своими половыми отношениями. Единственная часть Библии, которая рисует перед читателями яркую и полную картину этого наслаждения - это Песнь Песней Соломона, поэтическая книга о любви и любовниках.

Название «Песнь Песней» означает «Лучшая из песен» или «Высшая из всех песен». Эта библейская книга представляет собой антологию (собрание) стихов об интимной, чувственной, страстной любви женщины и мужчины. Хотя она приписывается перу Соломона (а кому, как не царю, имевшему семьсот жен и триста наложниц, лучше знать о всех тайнах любви?), структура книги не отличается единством, что заставляет считать ее просто собранием разрозненных стихов. Более того, рассказчики – а книга состоит из монологов и хоров – не индивидуализированы. В Песни Песней встречаются самые разные географические названия, что дает основания считать книгу сборником.

В книге не содержится никаких теологических рассуждений. Бог в ней даже не упоминается. Сексуальность в ней никак не осуждается. Иудейские книжники, включившие Песнь в библейский канон в конце I века н.э., рассматривали эти стихи как аллегорию божественной любви Ягве к народу Израиля. Позднее христианская церковь унаследовала от иудеев эту аллегорическую интерпретацию. Теперь Песнь Песней стала книгой о любви Христа ксвоей церкви. Некоторые современные ученые обнаружили сходство библейской лирики с сирийскими народными стихами, другие пытались доказать, что эти стихи были частью древних религиозных обрядов, связанных с умиранием и воскресением бога в культах плодородия. Существуют и те, которые пытаются проанализировать структуру сборника, доказывая, что это повествование о романе Соломона с деревенской девушкой. Однако какой бы интерпретации не придерживался тот или иной исследователь, все они единодушно признают чувственный аспект стихотворений.

В стихах выражено взаимное восхищение формами тела прекрасных возлюбленных, а также описаны ласки, поцелуи и сам сексуальный акт. Тоска и желание, сексуальные образы и эротические выражения обоих партнеров – все нашло место в этом замечательном произведении. Начальные слова выражают желание:

Да лобзает он меня лобзанием уст своих!
Ибо ласки твои лучше вина.
От благовония мастей твоих,
имя твое, как разлитое миро.
(1:1-2 и далее)

Женщина выражает свои чувства с теплой интимностью:

Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня;
у грудей моих пребывает.
Как кисть кипера, возлюбленный мой
у меня в виноградниках Енгедских.
(1:12-13)

Женщина продолжает экстатическое восхваление своего любовника:

Он ввел меня в дом пира,
и знамя его надо мной – любовь.
Подкрепите меня пирогами с изюмом,
освежите меня яблоками,
ибо я изнемогаю от любви.
Левая рука его у меня под головою,
а правая обнимает меня.
(2:4-6)

Песнь Песней играет важную роль в помощи тем, кто воспитан в строгих религиозных правилах, которые часто негативно относятся к человеческой сексуальности и чувственности. Прочитав этот текст, они обнаружат, что существует библейский прецедент следования своим чувствам в любовных взаимоотношениях. Основная идея идея этого сочинения – в том, что сексом можно наслаждаться, что секс создан для удовольствия и в библейские времена был такой же неотъемлемой и важной частью человеческой жизни, как и сегодня. Иными словами, библейские персонажи, на которых мы якобы должны равняться, тоже наслаждались половыми отношениями.

(окончание следует)


За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное