В
ролях: Брюс Уиллис, Мэтью Пэрри, Наташа
Хэйнстридж
СЮЖЕТ
Два
наёмных убийцы, решившие уйти на покой,
живут себе мирно со своими любимыми, и
планов возвращаться в бизнес не вынашивают.
Один из них (Брюс Уиллис) с головой ударился
в домашнее хозяйство: разводит кур, печёт
обеды и изготавливает своими руками
несколько своеобразных кукол для будущего
ребёнка. Его возлюбленная, сама мечтающая
стать наёмной убийцей, с таким положением
дел мирится со страшным скрипом, и то лишь
потому, что это, дескать, хорошая маскировка.
Брюс Уиллис при этом до
буйнопомешательства желает обзавестись
ребёнком, но природа-мать его в этом благом
начинании пока не поддерживает – то ли из-за
того, что он стал слаб в мужском отношении,
то ли потому, что сексом со своей
возлюбленной он в последний раз занимался
чёрте когда.
Второй
(Мэтью Пэри) живёт менее интересной жизнью:
он работает вполне респектабельным
дантистом и зарабатывает неплохие деньги.
Кроме того, его жена как раз в начале фильма
беременеет, так что радость этого человека
велика и непритворна.
Однако
случается страшное. Из тюремного
заключения выходит некий мафиозный босс, у
которого к Брюсу Уиллису давние счёты. Дело
в том, что Уиллис некогда убил его сына, а
сам инсценировал собственную смерть. Но у
мафиози есть все основания полагать, что на
самом деле жив, здоров и невредим мальчик
Вася Бородин. Чтобы выйти на Уиллиса,
мафиози выходит на его старого приятеля
Мэтью Пэрри и берёт в заложницы его
беременную жену. Мэтью бросается в Мексику
за помощью.
Так
оказывается нарушена мирная жизнь Брюса
Уиллиса, которому уже до смерти осточертело
стрелять из автоматов и корчить злобные
морды. Но делать нечего – враги должны
почувствовать на собственной шкуре волны
праведного гнева!
ВЕРДИКТ
Чудо,
что за кино! Всю первую его половину я
хохотал как припадочный и колотил рукой по
головам окружающих зрителей. Очень смешно!
Этакий чёрный юмор – местами тонкий и
интеллигентный, местами просто оголтело
сортирный. Сами собой в голову
напрашиваются две ассоциации: братья Коэны
и Эмир Кустурица. От первых здесь уже
упомянутый юмор и масса невероятно
колоритных персонажей, от второго –
совершенно идиотские мафиози и общий
сказочный настрой. Ах, какая лепота!
Уиллис
в роли отставного убийцы – просто сказка.
Одинаково убедителен и в роли заботящегося
о семейном очаге домохозяина, и в роли
настоящего мужика, силящегося решить
семейные проблемы словами "ещё раз меня
тронешь, я тебе нож воткну в лоб", и в
традиционной роли супергероя. Не поверю,
что сцена, где Уиллис встаёт во весь рост
под градом пуль и криво при этом усмехается
не выведена авторами специально. Явный же
закос под его супергероическое прошлое!
Хорош
и Пэрри, который местами даже переигрывает
Уиллиса, что, казалось бы, именно здесь
решительно невозможно. Он так
правдоподобно корчит из себя параноика,
готового обнести свой дом рвом с
крокодилами, что смех в зале стоит просто
беспрестанный (на моём сеансе, по крайней
мере, стоял, не знаю, как там будет на вашем).
Плюс
к тому – уже упомянутые гротексные мафиози,
словно бы прямиком пришедшие из фильмов
Коэнов. И девушки у главных героев
симпатичные; наблюдать за Наташей
Хэйнстридж, выполняющей заказ на убийство в
самом начале фильма – сплошное
удовольствие...
И
сюжет поначалу кажется таким великолепным!
Просто сидишь и с радостью скрипишь мозгами,
наблюдая за непростыми и замысловато
пересекающимися взаимоотношениями Уиллиса,
Пэрри и их жён... И слушаешь эти чертовски
смешные диалоги, мечтая просто расцеловать
их автора и запечатлеть его в бронзе... В
общем, всю первую половину фильма я не верил
своей удаче и готовил оценку не меньше
"11", держа в голове даже цифру "12",
настолько всё было лепо!
Увы,
но правильно я не верил – всё изменила
революция. Во второй половине фильма с
момента перестрелки у машины пошло совсем
другое кино, будто бы откровенно поменяли и
режиссёра, и съёмочную группу. Смешные
ситуации резко сошли на нет, и я совсем
перестал смеяться, лишь посмеивался
местами по старой памяти. Начали погибать
яркие герои (которые у того же Кустурицы
явно чудеснейшим образом ожили бы к финалу
фильма, благо предпосылки к этому были), что
и вовсе обескуражило – жалко, понимаете,
людей-то! И сюжет вдруг из лёгкого и
солнечного фарса превратился в банальный
фильм про ограбление наподобие каких-нибудь
"11 друзей Оушена"...
И
эта перемена меня просто поразила. Я до сих
пор считаю, что либо сценарий писали два
разных человека, либо сценаристу кто-то
помешал в процессе работы. Потому что ну
никак не сочетаются душевные метания
Уиллиса по поводу смысла жизни и коварной
женской природы с финальным объяснением
всего произошедшего. Нет между ними никакой
связи и нельзя вторыми объяснить первые.
Нельзя искромётный фильм с заходом в вечные
ценности превращать в махровую
голливудщину с унылым хэппи-эндом и кривым
объяснением, для понимания которого
недостаточно даже блок-схемы на бумаге
чертить.
В
общем, я опечален страшно. И какую ставить
итоговую оценку, решительно не представляю.
Первая половина – местами даже на "12",
вторая – откровенно на "6". Выведу
примерно среднее, чуть увеличив за ту
великую радость, которую испытал в первой
части... А вообще, надо ещё раз пересмотреть.
Вдруг откроются новые глубины?
Ведь,
открою страшный секрет, фильм "О, где же
ты, брат?", с которым у "Десяти ярдов"
немало общего, у меня поначалу тоже вызывал
крайне противоречивые чувства... А теперь
вон, вишь, в числе самых любимых по жизни...
ОЦЕНКА
– 5 из 12.
P.S.
Пересмотрел второй раз, радости испытал
намного меньше. Увы. Новых глубин не
открылось. Впрочем, от вышеуказанной оценки
не отказываюсь. Хорошее кино. Жаль только,
не дотянутое до вершины...
ФАКТЫ
И КАССОВЫЕ СБОРЫ:
–
Увы, провал. При бюджете в 40 миллионов (+20
миллионов на рекламу), "Десять ярдов"
собрали по всему миру 18,5 миллионов, из них 16 –
в США. Как говаривал ослик Иа,
душераздирающее зрелище...
–
Стартовал фильм 9 апреля 2004 года (в среду) –
на отвратительном 8-м месте чарта, со
сборами 6,7 млн. за премьерный уик-энд.
Конкуренция, кстати, была не очень ощутимая:
малобюджетные "Каникулы семейства
Джонсон", откровенно провалившийся
диснеевский эпик "Аламо" и ещё парочка
безобидных комедий – "Порнососедка" и
"Зачарованная Элла". Впрочем именно в
то время вновь поднимались на вершину
гибсоновские "Страсти Христовы" и шла
вторая неделя проката таких не то, чтобы
гигантских, но всё же хитов – "Хеллбой"
и "Широко шагая". Видимо именно эти три
фильма и отрезали всем новичкам дорогу к
вершине. В том числе – и "Десяти ярдам".
–
Уже на второй неделе проката – 16 апреля
– фильм вылетел из десятки навсегда. И
это логично – началось майское время
больших блокбастеров.
ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ
ПИСЬМО
№1
From:
Kin
Subj:
Реклама в "Я, робот"
Почитал
письма про рекламу и удивился, как это никто
не заметил центрального рекламодателя и
спонсора фильма "Я, робот", название
которого появлялось практически постоянно,
это фирма U. S. Robotics (производитель модемов,
если кто не в курсе). Наверное реклама в
американских фильмах не кажется нам такой
навязчивой, потому что эти марки не так
раскручены в России. Представьте себе, что
главным злодеем в фильме Я робот была бы
переквалифицировавшаяся компания МТС, что
бы вы тогда сказали о навязчивости рекламы?
ОТВЕТ
На
самом деле US Robotics не стала спонсором фильма,
а всего лишь взяла своё название из книги
Азимова. Из книги, соответственно, про
роботов. А потом появилась и в фильме. Вот
ведь какая интересная история...