Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Апокалипсис (11 из 12)


АПОКАЛИПСИС / Apocalypto


Режиссёр: Мел Гибсон ("Храброе сердце", "Страсти Христовы")

СЮЖЕТ

16, кажется, век, Америка ещё не открыта. В стране Бразилии, помимо множества диких обезьян, живут также тамошние дикие индейцы. Живут они в диком лесу, спят в индейских национальных решетчатых хижинах, занимаются охотой, собирательством и продолжением рода в своё удовольствие. Молодцы!

Но некоторые индейцы оказываются не чужды благам цивилизации. Со временем зритель выясняет, что в лесу живут только небольшие разобщённые племена, а наиболее продвинутые индейцы давно построили ацтекские города с пирамидами и рынками, где заправляют жрецы и военные вожди.

А тут как раз у жрецов неурожайный год. Что делать? Разумеется, приносить жертвы на пирамидах. И самое гармоничное, что тут можно совершить – это устроить набег на лесных жителей, понабрать их в плен, и уже с их помощью означенные жертвоприношения осуществить. Чтобы уж если губить, так хоть не свой рабочий люд.

Так и получается, что на посёлок обрисованных в начале фильма героев нападает слаженный отряд отборных головорезов. Главный герой-индеец только и успевает, что спрятать жену с сыном, как уже оказывается связан, и вот его уже ведут по дороге разочарований, прямиком к индейской жертвенной пирамиде.

Однако, ряд знамений в пути указывает на то, что угнетатели трудового крестьянства напрасно бесчинствуют, что найдётся и на них управа. Находится, да. Но до того времени много всего произойдёт...

ВЕРДИКТ

Вы тут не смотрите на мой ёрнический тон. На самом деле дядька Гибсон снял феерическое кино, от которого натурально захватывает дух. Смотришь, и оторваться невозможно – такой непрекращающийся экшен разворачивается на экране. Примерно такого же уровня экшен, бывает, прёт в отдельные моменты какого-нибудь супер-блокбастера какого-нибудь Майкла Бэя (например, в сцене авто-погони в "Плохих парнях 2"). Но там – отдельные сцены, а тут весь фильм – сплошной экшен! Причём, замечу,– в лесу, среди голозадых индейцев, с копьями и стрелами. Боевик про Рэмбо из жизни пещерных племён. Казалось бы, может ли такой боевик быть брутальным и внушать чувство безоговорочного восторга, может ли он увлечь современного избалованного огнестрельным оружием и восточными единоборствами зрителя со страшной, нечеловеческой силой?

Оказывается, может, да ещё как. Именно – брутальностью происходящего. Уж если какой эффект от этого фильма и возникает, так это появляющееся после просмотра желание быть мега-мачо, рвать сырое мясо голыми руками, уволакивать женщин за волосы в пещеру и скакать по деревьям. Вот какой эффект от фильма! Как после "Кинг-Конга"!

Потому что герои все – хороши! Хоть и дикие индейцы, а личности. Жён любят и мужественно защищают, о вечном думают, весело друг над другом подшучивают, чтут семейные узы... Просто титаны духа, а не люди. И знаете, как обидно, когда с этими людьми начинает происходить непоправимое? Переживаешь как за родных, буквально весь вертишься в кресле от волнения.

Тут, конечно, Гибсон тоже молодец. По всем статьям молодец – просто чудо, что за творческая личность. Начнём с того, что он сумел собрать воедино такую огромную толпу индейцев и повлечь её за собой, выстроил в нужном ему порядке и нарисовал посредством этой толпы такой живой мир, что никаких сомнений в его реальности! Это не актёры, это настоящие индейцы! Стоит только задуматься о том, как Гибсон на съёмках справлялся со всей этой шоблой, как первая же мысль, посещающая голову, рисует совсем уж гротескные картины. Вот подопечные индейцы вдруг отказываются выполнять указания какого-то там цивильного режиссёришки в рубашке и начинают славить настоящего вождя – того самого, со звериной челюстью на лице, военного лидера города, человека – живого памятника! Это искусственный мир? Да бросьте вы. Тут всё по-настоящему!

Далее – ритм. Передышку зритель получает только в самом начале фильма, когда оператор очень уж постепенно начинает свой рассказ. Здесь, в самом начале, и заснуть можно... На первую минуту. Потом вы фиг уснёте! Лишь на какие-то мгновения будете вместе с героем затаиваться на дереве, но тут же на головы пробегающих внизу врагов будет капать ваша кровь, и потому расслабиться не получится. Совсем! Говорю же – одна сплошная экшен-сцена на два часа! Но при том никакого хаоса, никакого мельтешения. Это – высшее достижение, а Гибсон – матёрейший мега-человечище!

Плохо только, что по большому счёту фильм его – ни о чём. Да, перед нами просто эпизод из жизни одного, пусть и самого сильного индейца. Тут ещё, кстати, наши переводчики подвели – мне из соседней кабинки только что подсказали, что название "Apocalipto" правильнее было бы перевести как "Новое начало" или "Новая жизнь" (эти слова, кстати, в фильме пару раз повторяются). Но уж никак не как "Апокалипсис", которым в фильме и не пахнет, отчего некоторые зрители находят нужным пожимать плечами. Здесь нет никакого крушения цивилизации майя, нет ничего глобального. Просто одно индейское племя и один отдельно взятый индеец попали в серьёзный переплёт и были принуждены к нечеловеческому напряжению всех сил. Всего-то.

Впрочем, и этого очень уж немало. Хотя вот это отсутствие какой бы то ни было мысли несколько сбивает с толку. О чём этот фильм да ни о чём! Просто красивая, величественная, жутко захватывающая историю и целый мир, доселе неведомый. Мир, в котором индейцы говорят на своём странном языке (как и "Страсти Христовы", фильм идёт с субтитрами, и это – очень правильное решение!) и живут своей странной жизнью, но при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, понятными современному офисному планктону. Практически чудо.

И в любом случае, "Апокалипто" – один из сильнейших фильмов в этом году, который я вам всячески рекомендую.

ОЦЕНКА – 11 из 12.

 Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch

mailto: linch@mail333.com


В избранное