НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Жара (7 из 12)
ЖАРА
Режиссёр:
Резо Гигинеишвили
В
ролях: Алексей Чадов, Артур Смольянинов,
Константин Крюков, Тимати, Анастасия
Кочеткова, Федор Бондарчук.
СЮЖЕТ
Четверо
друзей встречаются после долгой разлуки. В
детстве они дружили, а теперь судьба
раскидала их в разные стороны. Чадов сразу
после школы отправился служить на флот
моряком. Джоконда уехал в Англию, но увлёкся
там нетрадиционным тантрическим сексом,
наркотиками и рок-музыкой, из-за чего был
выперт из тамошнего английского колледжа и
вернулся обратно, в Россию. Лютый просто всё
это время страдал какой-то фигнёй и мечтал
стать актёром. Но больше всех, конечно,
повезло простому русскому парню Тимати,
который ударился об шоу-бизнес, сделался
участником "Фабрики звёзд" и
превратился в звезду R'n'B, то бишь адептом
современной негритянской культуры и рэп-читалок.
И
вот спустя годы друзья снова встретились и
решили это дело отметить, забурившись в
какой-нибудь барчик. Но случается неладное
– администрация барчика, чтоб она
провалилась, отказывается принимать к
оплате простые советские доллары.
Приходится одному из ребят идти к
ближайшему обменному пункту и менять
доллары на более привычную отсталым
барменам валюту.
Однако
добраться до обменного пункта не
представляется возможным. Как минимум, из-за
отсутствия такового, а как максимум – из-за
того, что в пути наших героев ждут самые
немыслимые приключения. Один за другим наши
ребята уходят на поиски обменного, и в итоге
остаётся один, у которого ни денег, ни
ключей от машины, ни модной куртки – ничего!
Ёлки!
Незавидная
ситуация.
ВЕРДИКТ
Откровенно
жаль, возможно, хорошего человека Фёдора
Бондарчука, с именем которого "Жару"
связывают в первую голову, хотя здесь он
выступил не в роли режиссёра, а в роли "всего
лишь" продюсера. Ибо что бы ни делал
теперь этот человек, ко всему народные
массы относятся с подозрением, во всём
видят гламур, нахрап и отсутствие видимого
таланта.
Так
и здесь. По большому-то, чай, счёту, "Жара"
– не самый ужасающий образец пост-советского
кино. Но прозвучало имя Фёдора Бондарчука, и
окружающие уже только и ждут выгодного
момента, чтобы заклеймить и без того
несчастного творца. Отовсюду слышны голоса
недовольства, всюду несчастный фильм "Жара"
заслуживает не самые высокие оценки.
Впрочем,
местами эти оценки таки оправданы. Поелику
начинается кино и правда не самым лучшим
образом. Хотят того авторы фильма, или нет,
но любому насмотренному зрителю первое же
приходящее в мозг сравнение сразу
напоминает о "Питере FM". Совершенно
очевидно, что авторы "Жары" пытались
повторить успех этой картины и создать
такой же фильм-настроение, фильм ни о чём.
Да
только вышло по-другому, потому что
получилось не так легко и не так весело.
Возможно, потому, что с самого начала "Жара"
берёт несколько неверный тон и начинает
создавать позитив не самыми позитивными
способами. К примеру, такой сюжет.
Иностранный гость столицы случайно толкает
девчонку и разбивает ей фотоаппарат.
Девчонка садится на тротуар и горюет.
Иностранный гость идёт дальше и встречает
афериста, который похищает у гостя его
фотокамеру. Аферист с похищенным
фотоаппаратом идёт дальше, видит сидящую
девчонку, жалеет её и отдаёт ей похищенный
фотоаппарат. Тем самым, по замыслу авторов,
якобы торжествует вселенская
справедливость.
Однако
зрителей в моём лице в этот самый момент
лишь неудержимо тошнит. Потому что мало
того, что позитив создаётся такими
уродливыми и нехристианскими средствами.
Так ещё и ситуация настолько не отличается
жизненностью, что ближайшая приходящая на
ум аналогия – поздние фильмы Эльдара
Рязанова и вся пост-перестроеная чернуха.
Ага, вор отдал горюющей девочке фотоаппарат.
Верим, верим. Тьфу! Позитива ни на грош, а
лишь ощущение, что нас совсем за дебилов
держат...
И
наворотили-то, наворотили... Чтобы
разобраться в том, как Чадов догадался
прийти к театру, надо смотреть фильм очень и
очень внимательно – до мелочей, как квест. А
чтобы понять хитроумную комбинацию с
квартирой, надо вообще усиленно скрипеть
мозгами на всём протяжении, чтобы только на
следующий день вдруг понять – а, вот оно что!
Не кино, а натуральный паззл какой-то! Не то,
чтобы это было таким уж серьёзным
недостатком, но выглядит подобное в данном
случае не столько как авторский замысел,
сколько как авторская недоработка.
Впрочем,
со второй половины фильма всё более-менее
приходит в норму, и местами начинаются уже
более внятные сюжетные линии. Как, к примеру,
рассказ о приключениях Лютого,
отправившегося сниматься в фильм к
известному режиссёру Фёдору Бондарчуку. На
этом моменте я даже улыбаться начал, в итоге
даже выйдя из кино в слегка приподнятом
настроении. Тоже, наверное, немало. Хотя и во
второй половине нашлось место совершенно
дурацкому аресту того самого афериста. Это,
типа, такой китч и прикол, задорные маски-шоу
посреди обычного фильма?
Но,
в общем, сюжет при всей его гламурности и
многочисленных нелепостях (ладно, Тимати не
смог позвонить, однако отчего не позвонили
следующие два гонца – совсем лишились
рассудка?), в целом – вот парадокс! –
выглядит небезынтересно и местами даже
почти волшебно (как, к примеру, эпизод с той
самой девочкой, у которой в фотоаппарате
вдруг оказались фотки всех героев истории (хотя
и этот отрывок авторы слишком быстро
скомкали и не довели до того уровня, на
котором настоящее начинается волшебство)).
Местами сюжет даже приобретает лёгкость,
которой ему так не хватает в целом. То есть,
попытки сделать хорошо и гармонично всё-таки
видны.
Но
именно что попытки. Ибо можно ли сделать
кино о любви, замешанное больше на рекламе?
Всю первую половину фильма авторы только
тем и занимаются, что рекламируют друг
друга. Ах, какой красавчик Тимати, какой
крутой режиссёр Фёдор Бондарчук, какой
хороший актёр Лютый, какая замечательная
водка "<Название>"... Осточертело!
Хотя
за один из побочных рекламных эффектов "Жару"
можно даже похвалить. Дело в том, что многие
актёры "Жары" до этого снимались в
бондарчуковской же "Девятой роте", и в
итоге их узнаёшь словно родных, им многое
прощаешь. Этакий получается дружеский
капустник, к которому предъявлять
серьёзные претензии несерьёзно.
Вот
только за мега-человека Тимати авторов
хочется отдельно пожурить. Я даже не знаю,
как передать это ощущение добрыми словами...
Всё равно, как если бы на главную роль
позвали Децла или Олега Газманова. Только
народ потешать, честное слово. Конечно, я не
исключаю, что в жизни Тимати может
оказаться очень милым парнишкой, и всё
представленное – лишь его сценический
образ, однако особой жизненности этот образ
фильму не добавляет и сопереживать
представленному имбецильному герою не
вынуждает.
В
итоге "Жара" оставляет двойственное
впечатление. С одной стороны, после фильма
осталось слегка повысившееся настроение. С
другой стороны, осталось впечатление, что
меня, как зрителя, авторы фильма несколько
поимели, выступив в роли откровенных
манипуляторов.
Так
что, если поставить вопрос ребром – да, или
нет – то, пожалуй, я "Жару" к просмотру
не порекомендую. Ну что поделать, никак не
может Бондарчук ничего своего создать! А
прославиться в веках-то хочется! Вот и
творит – то по мотивам работ отца, то по
творчеству коллег ("Питер FM")... И в том,
и в другом случае получается не
безоговорочная фигня, но нечто довольно
среднее и уж явно не заслуживающее того
пафоса, который сопровождает каждое новое
явление Великого Режиссёра народу.
Особенно
показателен в этом отношении рекламный
слоган фильма: "Их ждали – они вернулись".
С фильмом и сюжетом связи никакой, чистый
шоу-бизнес.