Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №196. 7 марта 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

Вот и весна пришла. И вместе с ней - праздник, с которым я вас всех, дорогие мои читательницы, сердечно поздравляю. Я желаю вам всех земных благ, чтобы исполнилось все, о чем вы мечтаете, и хотите, чтобы это осуществилось. Я желаю вам любить и быть любимыми.

Когда ночами мне не спится -
Когда печалюсь и грущу,
Когда от дел охота смыться,
Когда забвения ищу...
Тогда случайно кликну мышкой,
Тогда открою чей-то стих,
Тогда им зачитаюсь слишком,
Тогда припомню я тот миг,
Когда гулял в саду с подругой,
Когда был молод и красив,
Когда вино пускал по кругу,
Когда любил аперитив...
Тогда влюблялся без оглядки,
Тогда девчата были сладки,
Тогда с судьбой играл я в прятки...

И мысли были так легки...

*****

Теперь сижу, и вот, украдкой,
Кропаю в тишине стихи.

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 68 .
"Девушка в футболке"

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Метафора... Какой колдовской притягательной силой обладает это необъяснимое качество мыслить образами, рождающееся в душе художника. Результат его мировидения. Ощущения горя и радости, любви или неприятия.
Поистине метафора - сердце каждого произведения большого искусства. Вот почему картины, в которых родилась метафора, так притягательны для широкого зрителя. Эти полотна словно приглашают задуматься, попытаться раскрыть тайну очарова¬ния такого простого с первого взгляда холста.
Особенно ценен портрет-метафора. Ведь он отражает не только визуальное сходство с данным человеком, а подчас обретает характер символа целой эпохи. Портреты такого уровня входят в историю искусств наравне с самыми сложными и масштабными композициями.
Вспомним „Джоконду" Леонардо да Винчи.
Рядом с ней - скромный мальчик Берпардино Пинтуриккио, в котором соединились достоинство и пытливость юного существа, рожденного Ренессансом. Вспомним "Портрет молодого человека с перчаткой"' Тициана - все это образы итальянского Возрождения:.
Взгляните на могучую „Зеленщицу" кисти Жака Луи Давида. И вмиг окажетесь в конце XVIII века, в пору Великой французской революции.
Посмотрите на "Продавщицу креветок" Хогарта, героев холстов Франса Гальса, на стариков и старух позднего Рембрандта, и во всех этих картинах поразит правда времени, образ живого человека, На фронтисписе этой книги, рядом с титулом - портрет ,,Девушки в футболке" художника Александра Самохвалова. Она создана в 1932 году.
Будто вольный ветер нашей эры колышет пряди ее волос. Она глядит на нас из полувекового далека, чуть лрищурясь. В глазах девушки неуловимая грустинка. Мгновенное раздумье.
Ведь настоящая картина будто живое существо.
И эта девушка много повидала со дня своего рождения. Слыхала песни и смех своих веселых подруг начала тридцатых годов. Много, много она знала победного и страшного, немало пришлось ей пережить за пролетевшие годы. В ее чистом взоре, в смелом разлете бровей, в готовых раскрыться пухлых губах - вечная юность.
Вера и гордое сердце. Это дочь времени трудного, но неповторимого, полного драматизма, смены света и теней, правды и полуправды. Добра и зла. Цельность характера, духовность, стремление идти в завтра - создали ее такой чистой и тревожной, всегда молодой.
Сам Александр Самохвалов рассказывает. что для него составляло особую радость писать образы современников, изучать, искать черты нового человека формировавшегося социалистического общества. Он был полон идеалов и надежд.
Вдруг он нашел „прекрасную современницу", которую раньше никогда не встречал. Она, как показалось мастеру, могла стать символом времени. Он написал ее.
Когда он создал портрет, то многие друзья с предубеждением отнеслись к этому образу. Они были уверены, что лицо эпохи должно раскрыться в труде, в преодолении трудностей, стоящих на пути к достижениям. Тогда, по их мнению, "некогда было быть красивой"'.
Живописец с ними не соглашался. Он совершенно справедливо полагал, что творческий труд ,,зто не только работа лопаты или молотка, но также напряжение ума и души человеческой".
Были и иные сложности. Когда портрет был уже создан. Самохвалов вспоминает, что тогда, в сороковых и даже в конце тридцатых в моду входила помпезная пастозность письма. А если говорить проще - группе художников, весьма влиятельных, нравилась размашистая, „псевдокоровинская" манера живописи. Она создавала иллюзию некой раскованной художественности, но чаше просто прикрывала огрехи рисунка, фальшь колорита.
Но что самое неприятное было в этакой разудалой манере письма - она частенько приглушала „за шикарной мазистостью" неглубокость, а иногда ложь. Такие огромные полупанно-полукартины были, как правило, лакировочно-бездумны и лишены духовности.
Предоставим слово Александру Самохвалову, Он колоритно описывает диалог с одним из апологетов этого самого ,,псевдокоровинского стиля". Эта сцена весьма убедительна.
- Александр Николаевич, отчего вы не хотите писать, как все?
- Вопрос меня очень смутил, - записывает Самохвалов. - Как это должен писать, как все? Кто это все? Ведь Пименов и Дейнека не пишут, как все. Отчего же мне нельзя писать так, как я пишу, следуя, руководствуясь своим ощущением реальности?
...Писать, как все. Это же беда. Ведь ничего нет в искусстве страшнее, чем некая усредненность, отсутствие личностного, ярко выраженного видения. Ведь именно свобода самовыражения художника гарантирует искусство от засилья серости, становлению которой способствует всяческая регламентация.
Художник принадлежит своему времени, И если он настоящий Мастер, то в его картинах будет биться живое трепетное сердце искусства - метафора.
Грабарь, вкусу и чувству прекрасного которого можно верить, увидел ,,Девушку в футболке" (которую Самохвалов принес на выставку в 1932 году для утверждения на жюри). Игорь Эммануилович вскричал, долго предварительно вглядываясь то в смущенного художника, то в портрет:
- Это брависсимо!
И обеими руками пожал руку живописцу. Так увидела свет „Девушка в футболке".

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное