Одесса – один из самых необыкновенных городов мира. Она построена из песчаника, известняка, который добывался из подземных карьеров и шахт. В результате под городом возникла несколько этажей катакомб. Катакомбы - таинственная сеть подземных пещер, запутанных коридоров, ходов, залов, источник легенд о контрабандистах, затерянных сокровищах, зарытых кладах, сверхъестественных явлениях. Сокровенная, невидимая, подземная, тайная составляющая
необходима полноценному городу, как подводная часть - айсбергу, и подкладка дорогому костюму. Но и доступный глазу город тоже хранит свои секреты, точней - приемы строительства, пряча за внешней легкостью труд планировщиков, инженеров, архитекторов.
Планировка Одессы - квинтэссенция классицизма. Историческая часть города спланирована с тщательностью и предусмотрительностью, почти невероятной для докомпьютерной эпохи. Первые архитекторы Одессы - Ф.Де Волан, П.Харламов, Е.Ферстер - идеально "привязали" к прибрежной местности, изрезанной оврагами, геометрически выверенные квадратики кварталов еще не рожденного города. Учтено было все или почти все: ширина улиц, ориентация их по розе ветров, по количеству солнечного света в разное время суток, практические
требования и эстетические запросы. Была соблюдена пропорция четырех стихий - земли, моря, ветра и солнечного света.
Были предусмотрены возможности расширения города и порта, способы подвоза строительных материалов и провианта, варианты защиты от возникновения эпидемий и многое, многое другое. Вплоть до формирования "городов в городе". Предполагалось, и совершенно справедливо, что люди каждой из национальностей - славян, греков, немцев, французов, евреев - стремительно заселяющих новый город, пожелают жить рядом с соплеменниками и единоверцами. Значит, у города должен быть не один центр, а много - для каждой нации свой. Но
не в закрытой системе гетто, отгороженного стенами от всех остальных, а, наоборот, в открытой. "Национальные" центры должны были разрастаться вширь. Как руки, протянутые навстречу друг другу, сплетающиеся в конце концов в рукопожатии. Открытость - городу и миру, такова сверхзадача возникновения Одессы. Чтобы не заблудиться - ни в прямом, ни в переносном смысле.
Результаты не замедлили себя ждать. Город, основанный на берегу Черного моря в 1794-м году, сравнивали с Парижем уже в 1810-м, а тридцать лет спустя называли одним из богатейших городов Европы. Многое, что изумляло современников в XIX веке, никого не удивит сегодня. Но многое осталось незыблемым. В частности, эффект внезапности, производимый Одессой. И двести лет назад, и теперь она воспринимается как кусочек Европы, перенесенный Бог весть какими силами на край земли. Когда транспортными средствами были корабли,
волы да лошади удивление путников, конечно, было сильней. Но сохраняется оно и сегодня. Особенно, когда подъезжаешь к Одессе морем.
Если же начать знакомство с Одессой от железнодорожного вокзала, то с привокзальной площади открывается вид на церковь св.Пантелеймона (во время существования Советского Союза здесь размещался городской планетарий), на Пантелеймоновское подворье, традиционный пункт остановки паломников, едущих через Одессу в Святую землю.
Железнодорожный вокзал, отстроенный после второй мировой войны в духе сталинского дворцового социализма, стоит на развилке путей в парадную часть города, торговую - по соседству крупнейший продуктовый рынок Одессы - "Привоз", курортную - к пляжам, санаториям, дачам Французского бульвара, Аркадии, Фонтанов, а также в районы новостроек. Любая из дорог и улиц, ведущих от вокзала, может предложить много интересного. Когда гуляешь по Одессе, часто возникает проблема - какое из направлений выбрать - каждое хорошо
по-своему. Но лучше всего пройти через подземный переход, пересечь кусочек привокзальной площади, и вновь через подземный переход (они появились в Одессе в 1970-х годах) вынырнуть на улице Пушкинской.
Прогулки по Одессе
Комментарии и сообщения Вы можете оставлять на ФОРУМЕ