Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Страна граждан


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Сергей Маркедонов
"Поствертикальный" период российской истории
Кадровые перестановки на Юге России как повод для институционального анализа

Назначение Владимира Яковлева на пост президентского представителя в Южном федеральном округе (ЮФО) уже успели окрестить "кавказской ссылкой" для экс-губернатора "северной столицы". В то же время отставка Виктора Казанцева была расценена СМИ как опала для одного из представителей "силовой масти" российской власти. Однако управленческая смена вех в самом проблемном из федеральных округов (единственном реально воюющем и имеющем целый ряд латентных угроз межэтнического противоборства), на наш взгляд, не должна быть рассмотрена исключительно в "кадрово-бюрократических" рамках. Практически никто не обратил внимание на тот факт, что решение о замене игроков на управленческом поле ЮФО имеет и символическую нагрузку.

Владимир Путин, став президентом России в 2000 году и пройдя инаугурацию, свой первый указ посвятил преобразованию института полномочных представителей президента и образованию федеральных округов, что тут же было расценено как первый шаг к масштабной реформе федеративных отношений и всей региональной политики. Свою первую легислатуру президент завершает также проблемой полпредов, проводя кадровую замену в округе, от стабильности и безопасности в котором без преувеличения зависит сохранение единства Российской Федерации как государства. В 2000 г. кадровые решения президента по назначению представителей главы государства в округах прочитывались, что называется, с листа и были содержательны в идеологическом плане. Выбор Путина падал тогда либо на силовиков (Пуликовский, Казанцев, Черкесов), либо на политиков федерального уровня (Кириенко). В любом случае статус президентского полномочного представителя был поднят на недосягаемую с 1991 года высоту.

Последующие назначения (Матвиенко, Клебанов), включая и последнее (яковлевское) показали, что фигура полпреда, равно как и сам институт, нужны не только (и не столько) для укрепления властной вертикали (для чего они собственно и предназначались), а для организации очередной ярмарки вакансий для вышедших в тираж или не слишком приемлемых для Кремля политиков. Сначала, с помощью призыва в полпреды Валентины Матвиенко, была организована кампания по пересадке Яковлева из кресла питерского губернатора в кресло главного реформатора безнадежного ЖКХ. Затем, когда данная бюрократическая зачистка увенчалась успехом, Матвиенко с легкостью перешла из полпредов в губернаторы, тем самым поспособствовав административной девальвации должности президентского назначенца. Представить себе в 2000-2001 гг. легкий уход из полпредов в губернаторы было невозможно. Тогда это однозначно расценили бы как понижение и опалу. В 2003-2004 гг. ситуация кардинальным образом изменилась. И теперь уже переход на представительскую работу Ильи Клебанова и Владимира Яковлева никто не рискнет назвать повышением по службе.

Налицо девальвация института, формирование которого стало своеобразной визитной карточкой второго российского президента. Если угодно, заявкой на место в новейшей российской истории. И никто теперь не вспоминает про властную вертикаль. Первый шаг президента Путина, нацеленный на реформу региональной политики, не получился столь мощным и уверенным, как было заявлено четыре года назад. Замена Казанцева на Яковлева, которого только ленивый не называл главным путинским нелюбимцем, со всей очевидностью показала, что сам президент заметно охладел к своему первому детищу - федеральным округам и полномочным представителям в них.

А ведь как славно начиналось. Словосочетание "укрепление вертикали власти" стало фирменным знаком первых лет президентства Владимира Путина, сменив символ веры ельцинского десятилетия - "рыночные реформы". 2000-2002 годы оказались чрезвычайно насыщенными инновациями главы Российского государства в региональной политике. Создание федеральных округов, изменение порядка формирования Совета Федерации и, как следствие, серьезная ротация кадров губернаторского корпуса. Но стали ли эти инициативы переломным пунктом в процессе "регионализации" России? Увы, ответ будет не слишком оптимистичным.

Славно начатая президентскими представителями работа по созданию унифицированного правового пространства далека и до завершения, и от совершенства. И особый "вид на жительство" в Москве (т.н. регистрация), и "суверенитет" для Татарстана, и этнократия (тейпократия) как главный кадровый принцип в национальных республиках в составе РФ и борьба с "инородцами" в Краснодарском крае (несмотря на уход пресловутого "батьки Кондрата") никуда не исчезли. Деятельность президентских назначенцев и политика по укреплению вертикали власти вообще с самого начала были ограничены бюрократическими рамками. Сама идеология преобразований государственных институтов базировалась на явной недооценке институтов гражданского общества и общественного мнения. Изначально с созданием института полпредов наметилась тенденция бюрократизации их аппаратов, переключение их деятельности на "текучку".

Но самое страшное для института полномочных представителей заключалось в поведении самой высшей власти, которая, похоже, сама четко не представляла, для какой конечной цели этот институт создается. Он - "государево око", наблюдающее за губернаторами и президентами национальных республик? Или это огромная информационно-аналитическая служба для составления адекватной "картинки" происходящего в государстве? Исправление регионального законодательства - финальная цель в деятельности аппаратов полпредов или промежуточная? Без ответов на эти вопросы говорить об эффективности новой бюрократической структуры проблематично. Вместо ответов высшая государственная власть в стране пошла в преддверии очередного выборного цикла, по сути дела, по пути "сдачи" своих полпредов ради "дурного мира" с региональными руководителями.

Будущие исследователи новейшей российской истории, характеризуя эпоху Владимира Путина, наверняка выделят в ней два отдельных этапа: период укрепления "вертикали власти" и "поствертикальный" период. Рубежом между этими периодами стало постановление Конституционного суда от 9 июля 2002 года, согласно которому отсчет первого губернаторского срока начинается с октября 1999 года. На своей пресс-конференции, предварявшей вердикт КС (24 июня 2002 года), Владимир Путин высказал тезис, что определение количества сроков пребывания у власти местных руководителей находится в компетенции избирателей. В переводе на общедоступный язык это означает, что победит сильнейший (в смысле, в соревновании административных ресурсов).

Тем самым российский президент сделал ставку на политическую целесообразность, возродив на новом витке ельцинскую политику "кнута и пряника" в отношении регионов. Не желая ссориться с губернаторами и президентами республик в составе РФ, которые являются политическими "долгожителями" и обладают значительным электоральным ресурсом, Путин продемонстрировал, что собственное бесконфликтное избрание на второй срок он считает более важным, нежели преодоление системы "удельного федерализма". Для чего в таком случае нужны аппараты полномочных представителей - риторический вопрос. Осваивать "электоральные деньги" региональные руководители могут и собственными усилиями. Непонятно, зачем было создавать дополнительные бюрократические надстройки в виде семи армий федеральных представителей, инспекторов, советников и консультантов. Зачем тратить такие огромные бюджетные средства на содержание аппаратов полпредов (фактически лишних информационно-аналитических служб), освещающих разные неблаговидные дела региональных баронов. Не проще ли организовать процедуру их цивилизованной ротации?

Тем паче, что в случае с самым проблемным регионом России - Чечней Кремль и вовсе вернулся к практике договорных отношений центра и регионов, равно как и создания особых юридических условий для отдельных субъектов федерации даже ценой их противоречия федеральному законодательству.

Таким образом, не одна из целей, заявленных президентом России при создании института его полпредов в федеральных округах, не выполнена. Региональное законодательство не только не приведено в соответствие с российским, но и - в случае с Чечней - сознательно нарушается. "Вертикаль власти", в свете разрешения региональным баронам "царствовать и всем владети" на подведомственных территориях, стала ничего не значащим газетным штампом. И мы уже не говорим о том, что сами округа и институт полномочных представителей не предусмотрены российской Конституцией. Если это временные органы Кремля, то хорошо бы знать, когда закончится их время.

Когда-то цитата классика о земствах как "о пятом колесе в телеге самодержавия" была обязательна для изучения в советских вузах. Между тем Ленин верно понимал, что земства с их гражданским пафосом и опорой на личную инициативу явно не вписываются в прокрустово ложе идеи "православие - самодержавие - народность", а потому и есть "пятое колесо". Но каким колесом являются сегодня аппараты полномочных представителей, и нужно ли вообще это колесо? Вопрос, на который, похоже, даже в Кремле сегодня не готовы дать ответ. А пока ответ не готов, пожалуйте, господа чиновники, на вакантные должности...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное