Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Образование


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Татьяна Базжина
Дрессура вторичной свежести

особразование ожидает скорее позитивных изменений от данного нововведения на территории всей страны".

Научная общественность Камчатки осуждает действия Минобразования. На этом, в принципе, можно было бы и остановиться, потому как ни прибавить, ни убавить, ибо сказано - эксперименты с образованием продолжаются на территории всей страны, а результат уже заранее известен: ожидается он скорее позитивным. Если кто проделал подстановку с "чем" или "нежели", то напрасно, ведь это специальный прием - называется он скрытым сравнением, и ничего никуда подставлять не нужно, а то, что применили приемчик не там, где нужно, не по правилам, так не страшно. На то они и правила, чтобы их нарушать.

И вообще не страшно. И все не страшно. И трудовая армия - не страшно, и обучение с пяти лет, и быстрая передача госсобственности, и стандарты, и концепции - все не страшно. Просто потому, что "то, что мы с вами делаем, - это всерьез и надолго... По крайней мере, до 2008 года мы должны сделать новый существенный шаг в продвижении нашей системы образования".

Когда "всерьез и надолго" эквивалентно четырем годам, это означает "не всерьез" и "не надолго", а лишь до 2008 года - что тогда произойдет, ясно и без подробных объяснений. И чтобы совсем уж сразить пессимистов: "Коллегия является этапной, разговор о стратегических приоритетах образования переходит на новый уровень". Вот если бы приоритеты перешли, или стратегия - тогда, может, и стоило бы испугаться, а то всего лишь разговор. Разговор, он на то и разговор, что может переходить, куда ему вздумается.

А то, что на заседании Российского союза ректоров под грифом Министерства образования и науки РФ обнародовали "Стратегию Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.", так ведь в виде слайдов, да и министр назвал этот документ "диким" и "потусторонним": "Я вижу здесь чистейшей воды провокацию. Я подозреваю, кто это мог сделать. Но документ коллективный, и ответственность за него готов как глава министерства взять на себя". А вот это по-джентельменски, если не сказать по-мужски. Документ, как разум, коллективный, а ответственность - на себя. Прямо германовский ремейк - "Я отвечаю за все".

Правда, дальше с ремейками дело обстоит чуть хуже: "Мы должны найти в себе силы посмотреть с уважением и с любовью на те результаты, которые уже получили, и двинуться дальше, не опираясь на то, что уже наработано". Вот когда "не опираясь", то становится как-то знобко, мерещится "до основанья", а затем "мы наш, мы новый мир построим" или "для начала надо место расчистить, а строить будут другие". Но все эти аллюзии и вызванные ими страхи отмел сам министр: "Перефразируя строчки Галича, не стоит бояться того, кто скажет, как надо. Не нужно бояться нового. Изменения - это не только опасности и сложности, но и новые возможности". Знающих "как надо", может, и не стоит бояться, но кто сказал, что не надо бояться их знания: "Фундаментальность, то есть изучение всех наук, - это традиция российского образования. Но как показывает западный опыт, от современного человека требуются не просто знания, а компетентность в конкретных вопросах". Нужно ли объяснять, куда двинуться дальше, посмотрев с любовью на результаты и не опираясь на традицию? Да все туда же - к компетентностям, к западному опыту, к двухступенчатой системе бакалавр-магистр, к школе с пяти лет, к приоритетам, где основной - повышение минимальной ставки работника образования до уровня прожиточного минимума. Там мы уже побывали четыре года назад, то есть в нынешней лексической системе "всерьез и надолго", в начале первого срока нынешнего президента, туда же нас влекут с начала второго срока и до 2008 года, то есть до его конца, ровно потому, что "всерьез". Если же из этой лексической системы перейти в более привычную, то все эти телодвижения с отбрасываниями традиций и оглядками на чужой опыт означают ровно одно - "а воз и ныне там".

Ну а если и сдвинулся, то разве что чуть: "Основная наша задача - быть интересными, учить нестандартных людей", - считает министр образования второго срока. Тут бы в самый раз испугаться за стандартных - их что, учить уже не будут? Да не надо бояться, потому что из задачи быть интересными плавно вытекает и тезис о поиске нестандартных решений, и его реализация: в рамках нестандартности в министерстве решили компьютеризировать все российские школы. И правительство РФ уже одобрило предложение Министерства образования и науки о займе у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 300 миллионов долларов на реализацию программы информатизации школ и ПТУ в России. Средства пойдут не на покупку компьютеров, а на разработку информационных материалов, на создание межшкольных методических центров, на подготовку учителей. "Компьютеры в школах есть, но знание информационных технологий оставляет желать лучшего", - считает г-н Фурсенко. В качестве эксперимента компьютеризируют 7 регионов, но в дальнейшем, как пообещал министр, география эксперимента расширится.

После этого пассажа ну просто грех не вспомнить: "По прежней моей службе расправляться с ученым народом не приходилось, и сильно я задумывался, как бы мне по неопытности не наделать неловкостей, а нас еще в корпусе учили, что на каждую лошадь особый трензель приходится и что важнее всего знать, каким какую тянуть надо". Во времена Н.С.Лескова то ли на западные образцы смотрели внимательнее, то ли про компетентности меньше рассуждали, но про трензеля знали и о неловкостях ведали. Потому что о нестандартности компьютеризации и о ее экспериментальности в конце 2004 года - право слово, как-то не с руки. Ведь с августа 2000 года этим знаком-знаменем размахивают, это ж когда еще прежний министр в Красноярский край компьютеры завозил и лично тем самым узнавал, что там не во всех селах электричество есть, когда выяснялось, что антенны для приема Интернета на силосные башни устанавливать сложно, потому что у них (у башен) крыши сносит, это ж тогда уже 39 регионов центрами компьютерной грамотности ФИО (Федерация интернет-образования, читай ЮКОС) оснастила. И теперь опять у МБРР (или у ЕБРР? или у МВФ?) на то же самое денег просим, и опять в семи регионах экспериментируем. А как же с единым госэкзаменом, где вся проверка компьютеризирована, дабы избежать коррупции, а он проводится в повальном большинстве регионов? Или 300 миллионов пойдут в регионы, единым и нерушимым еще не охваченные? Ну, в общем, столько вопросов, а дело-то пустяковое - за четыре года (а это, напомню, "всерьез и надолго") задачу интернетизации вся Руси решить не удалось, эксперимент продолжается, для начала в семи регионах, и денег на него теперь надо просить на Западе.

А с этим уж совсем полный трензель выходит, потому как весь этот словесный эквилибр про компьютеры и займы звучал аккурат за две недели до очередного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, где в повестке дня числится: "Только вместе власть и бизнес в состоянии обеспечить дальнейший экономический рост России". Понимать надо, что власть российская и бизнес тоже российский, коль РСПП. Тогда что ж на технологии учительские - у Запада. В тезисах, подготовленных для обсуждения, значится, что "предприниматели обеспокоены снижением уровня образования россиян и тем, что рынок не получает квалифицированных специалистов". По мнению предпринимателей, структура высших и средних учебных заведений России должна соответствовать потребностям народного хозяйства. Странно, конечно, что предприниматели мыслят категорией "народное хозяйство". Им, казалось бы, сподручнее было бы с "микроэкономикой", "макроэкономикой", так ведь нет - "народное хозяйство". А для него "необход имы новые стандарты образования, система непрерывного обучения и введение рейтингов учебных заведений по двум показателям: за какое время выпускник сможет устроиться на работу, и какую зарплату ему готов заплатить работодатель", - говорится в докладе к съезду РСПП. Зачем, спрашивается, такой рейтинг вводить - только зря воздух сотрясать. За какое время сможет устроиться - так это смотря как и где, и вообще, что значит "устроиться на работу". Если политтехнолог работает ассенизатором - он устроился на работу или нет? Какую зарплату ему готов заплатить работодатель - так это проблема социальной ориентированности работодателя и проблема социальной самооценки работника, а не качества высшего образования. А еще, наверное, и от позиции зависит, на которую претендует алчущий труда и денег. Да и вообще, системщик с дипломом Cisco стоит на рынке труда от трех тысяч долларов, а системщик без этого диплома, но умеющий делать то же самое, - полторы тысячи. Те, которые родом из народного хозяйства,! возьмут , наверное, за три, а те, которые платят из своего кармана, скорее, за полторы. Так что же, диплом Cisco оттого обесценится?

Кстати, самыми востребованными на сегодняшний день, по данным опросов предпринимателей, в России являются специалисты в области IT-технологий и менеджеры по продажам и стратегическому планированию, бухгалтеры и финансисты, секретари, инженеры-проектировщики, инженеры-технологи. Ежели власть и бизнес вдвоем будут строить образование на рыночных рельсах, основах и конкуренциях, то аппендикс им будет удалять мерчендайзер, которому ассистировать будет финансовый консалтер. Красивая конфигурация, когда власть и бизнес что-то вместе, но на ту ли лошадь трензель?

За недели до Дня примирения и согласия среди образовательных "вбросов-выбросов" прозвучало столько всего занятного, что и не перечесть. Например, ректору ГУ-ВШЭ видится некая селективно-отсевная кампания, для чего стоит заняться модернизацией системы аттестации научно-педагогических кадров и создать центр переквалификации преподавателей вузов, что позволит учить молодых преподавателей и отсеивать тех, кто привык к старым стандартам. Министерство экономического развития и торговли предложило в актах передачи учебных заведений на баланс регионов указывать только юридические лица, не составляя исчерпывающих перечней имущества, передаваемого в собственность субъектов федерации. На коллегии Минобрнауки выяснилось, что на государственную систему образования давят с двух сторон. С одной стороны, средства массовой информации и реклама, производя модели поведения, которые молодежь усваивает в м ассовом порядке, но которым школа противостоять не может. Не может "в силу инерционности, снижения квалификации учителей и неготовности к использованию современных технологий". С другой стороны давит на образование бизнес, тем, что "для обслуживания своих корпоративных интересов предлагает преподавателям более высокий уровень ресурсообеспеченности". И тут же придумано, что с этим давлением делать - сохранить каждому гражданину возможность в течение профессиональной карьеры повысить квалификацию и образовательный уровень в системе послевузовского образования. Ее-то и будут совершенствовать, чтобы полнее использовать потенциал государства и бизнеса. А как иначе? Если в школе с рекламой не справиться, если бизнес вузы обескадрил, то пусть тогда вместе с государством образовывает в течение карьеры. Тем более что "постановка стратегических задач переходит в реальные проекты с конкретными источ никами финансирования".

И от чреды этих построений опять вспоминается Н.С.Лесков: "В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики", а еще более оттого вспоминается, что про неопытность, и про лошадей, и про гримасы с болячками все в одном тексте писано - в рассказе "Административная грация". У рассказа этого, правда, и подзаголовок имеется - Zahme Dressur1 ... в жандармской аранжировке.

Примечания:

Вернуться1 Мягкая, ручная дрессировка (нем.)





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Отписаться

В избранное