Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале / Образование


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша



Виктор Фертман
"Мы радостно наступаем на те грабли, на которые весь мир уже наступил"
Директорский клуб

Сегодня в гостях у "Директорского клуба" Виктор Александрович Фертман, организатор и бессменный директор "Государственной Столичной гимназии". Столичная гимназия основана в 1993 году, но, несмотря на свою молодость, быстро вошла в десятку лучших школ Москвы.

Русский Журнал: Начнем с нашего традиционного вопроса - как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в образовании?

Виктор Фертман: С моей точки зрения, дела обстоят не просто плохо, а очень плохо. Мы стоим на грани кадрового коллапса, если уже не перешли ее. Мне кажется, что основные проблемы в образовании связаны не с деньгами, а с людьми. Если представить себе совершенно гипотетическую ситуацию, что сейчас дали в образование много денег и стартовая зарплата учителя будет тысяча долларов, то это все равно ничего не изменит. Потому что у нас образовалась возрастная "яма", лет в 10-15, и нет серьезного преподавательского состава младше 40 лет. Отдельные люди из поколения 25-30-тилетних скорее являются исключением, лишь подтверждающим общее правило. Где-то государством был допущен страшный просчет, причем достаточно давно. При советской власти в школе было много интересных людей, по разным причинам они оказывались здесь: не было другой работы, поступали в педвузы, потом распределялись в школы, как-то приживались и так далее. А дальше что произошло? Открылись разнообразные другие в озможности интересных и более достойно оплачиваемых работ. И очень многие из школы ушли, потому что работа в школе неблагодарная, денег не приносящая и вообще весьма специфическая. Остались сейчас в образовании лишь отдельные энтузиасты, а большинство - люди, которые нигде в условиях конкуренции не устроились. Школа, к сожалению, - неконкурентная среда. А у серого учителя - серые ученики, никуда от этого не деться. Помните, у Маяковского есть страшные строчки, в одном из стихотворений о грядущей революции: "Запомните, в шестнадцатом году из Петрограда исчезли красивые люди". Вот так же исчезли красивые люди из школы.

РЖ: У Маяковского - в шестнадцатом году, а эти в каком?

В.Ф.: А вот как рыночная экономика пришла, в начале 90-х. Ничего плохого я про рынок сказать не хочу и ностальгии по советским временам не испытываю, но школа оказалась к рынку не готовой. Нигде в мире нет такой низкой оплаты труда, такой незащищенности педагога и отсутствия перспектив. Я смотрю на ситуацию крайне пессимистически и выхода не вижу. Нужны колоссальные финансовые вливания в отрасль (которых не предвидится), нужны масштабные пиаровские акции, направленные на поднятие престижа учительского труда, акции, рассчитанные на годы.

Государство этого не понимает. Министры, которые у нас сменяют друг друга, люди не школьные, это в основном вузовская публика. Школа для них вопрос темный. Я глубоко убежден, что при сохранении нынешних подходов к политике образования через пять-десять лет в Москве работать будет некому. Я не беру сейчас регионы - там просто податься некуда, поэтому люди идут в школу и даже в очереди стоят. Мне рассказали страшную историю о том, как в одном провинциальном городе дали взятку директору школы, чтобы он взял на работу. Мы тут очень веселились на эту тему - в Москве впору давать взятку учителю, чтобы пришел. И с каждым годом положение усугубляется.

РЖ: А некоторые ваши коллеги, с которыми мы беседовали ранее, утверждают, что школа - это привлекательная инвестиционная среда, куда можно и должно вкладывать...

В.Ф.: Узнаю эти идеи. На мой взгляд, школа не является привлекательным инвестиционным полем, потому что долгосрочные перспективы сейчас бизнес не интересуют. Да и никогда никого не интересовали в нашей стране. У нас бизнес живет короткими перебежками. А в краткосрочной перспективе школа абсолютно непривлекательна. Разговор на тему, что вложение в образование - это вложение в будущее, просто красивые слова.

При этом я не очень понимаю, какие инвестиции имеются в виду. Если речь идет о родительских деньгах, то это иллюзия, что многие родители готовы платить. Репетиторство - отдельный разговор, это скорее болезнь современной школы. А основные инвестиции - в репетиторство. Мы сейчас проходим курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики, и нам там все время твердят, что общество готово платить за образование - только берите, берите, берите. Директора школ из регионов слушают все это с круглыми глазами: у них там рубля никто не понесет, потому что его часто просто физически нет, этого рубля. Я знаю многие московские школы, где попытки привлечь родительские деньги наталкиваются на изумленное: "У нас же бесплатное образование!?"

РЖ: А государство, с вашей точки зрения, понимает, что у нас не бесплатное образование? Или, как и в вопросе с кадрами, оно не в курсе?

В.Ф.: Государство не понимает в образовании самого главного - невозможно, не вкладывая ничего, что-то получать. То, что происходит сейчас, - это и есть то самое "ничегоневкладывание". Государственные вложения идут только на то, чтобы поддержать умирающего больного. Школа больна - ее можно лечить радикально, а можно просто поддерживать жизнь. Жизнь поддерживается - но не более того. В Москве, кстати, это происходит лучше, чем во многих местах - но хуже, чем, например, в Перми. У них идет эксперимент с нормативным финансированием - это когда деньги идут за учеников: грубо говоря, сто у меня учеников - значит, сто рублей, тысяча учеников - тысяча рублей. Идея вообще-то очень неплохая, но она приходит в противоречие с массой вещей. Например, с казначейством. Если казначейство будет опять диктовать схему расходов, то это полная ерунда.

Я помню начало 90-х, когда я был директором 956 школы. Тогда вышел знаменитый 45 приказ, который позволял нам работать самим. То есть я, условно говоря, получал кусок денег и делал, что было необходимо. Платил из него зарплаты и премии, ремонтировал школу, мог развивать образовательный процесс, отправлять учеников на отдых и так далее. И на все хватало. И стимулы были искать новые пути. Мы, например, первые в округе поставили счетчики для воды, за что коммунальные службы до сих пор нас простить не могут. Ведь мы до этого не просто переплачивали, а платили в шесть раз больше, чем должны были! Они списывали на бюджетные учреждения все свои утечки, а мы сказали - хватит!

Конечно, и в этой системе есть изъяны. Были, например, директора, которые, мягко говоря, тратили деньги не на то. В общем, все это прекратилось. Так вот, если нормативное финансирование будет так построено, что даст возможность директору планировать самому, то это будет здорово. А если над нами будет висеть казначейство, как сейчас, то смысла и в нормативном финансировании нет. Ведь мы сейчас сами ни за что не платим. Так у меня есть стимул экономить воду или электричество? Нет, потому что платятся не мои деньги. У меня есть стимул купить мебель подешевле и получше? Нет, потому что это решают за меня. И это придумали государственные люди, чиновники, которые хотят, как им кажется, сократить расходы, прекратить коррупцию и так далее, но, по-моему, порождают новое разбазаривание средств.

РЖ: Если все так плохо, то что же заставляет вас идти на работу? Не просто же желание как-то провести эти 5-10 лет, за которые все загнется?

В.Ф. Мы - я имею в виду школьных работников - привыкли работать. Это вообще-то хорошая привычка. Затем - надо понимать, что система образования очень консервативна. А в силу этого трудно разрушаема. Мы сумели сохраниться и в 80-е, и в 90-е, не разрушились и сейчас. Более того, образование едва ли не самая стабильная структура, по крайней мере в Москве. Так что в каком-то смысле сила инерции играет роль благую.

РЖ: Но инерция - это сила, тянущаяся из прошлого. А в будущем ничего не манит? Неужели никаких целей впереди образование себе не ставит?

В.Ф.: Дело-то вот в чем: цели нам должно поставить общество. А оно само не понимает и не формулирует, какими качествами должен обладать выпускник школы - как гражданин, как потенциальный носитель рабочей силы, как семьянин и так далее. Общество должно сформулировать нам социальный заказ - а оно этого не делает. Сейчас вообще нет образовательной доктрины, все разговоры о ней - только разговоры.

У нас в гимназии мы, например, пытаемся формировать личность с либеральным сознанием. Поскольку общество мне ничего другого не заказывает, то я делаю то, что мы считаем необходимым. Собственно, потому я ввязался в историю с созданием гимназии (а было это уже почти 12 лет назад), что мне хотелось делать свое.

Что же касается более узких, операциональных умений, то тут проще формулировать. Когда начиналось у нас движение по организации гимназий, то идея состояла в том, чтобы уйти от школы памяти к школе мышления. Ребенок должен быть не столько накачан информацией, сколько получить инструментарий для того, чтобы искать и перерабатывать информацию самому. Мы же для себя определили, что одно из основных умений, которым должен обладать выпускник, это умение работать с текстом, с любым текстом. Если он умеет это делать - он умеет все.

РЖ: Хорошо, давайте тогда про этих самых выпускников. Вы работаете директором почти четверть века. Изменился ли портрет ученика школы за это время? Запросы детей? Подходы к учебе?

В.Ф.: Прежде всего, образование как процесс в какой-то степени потеряло свою ценность. Ученики стали более прагматичны. И не только ученики, но и родители. "На кой ляд вы пристаете к моему Васе с "Войной и миром", если он эту книгу больше в жизни в руки не возьмет" - такой разговор раньше был невозможен. Было убеждение - как же без этого, этого нельзя не знать. Теперь логика другая: а зачем мне это знать? То, о чем я говорю, не хорошо и не плохо - нужно просто это понимать. Пришло другое время, значит, надо по-другому работать.

РЖ: Вот вы государство ругали за то, что оно ничего не понимает в образовании, а разве планируемый сейчас переход к профильной школе - не ответ государства на то изменение, о котором вы только что говорили?

В.Ф.: Тут ведь какая интересная штука получается. Америка, Англия сейчас пришли к выводу, что они заигрались со своим образованием. Особенно США со своей профильной школой, где в старших классах можно взять себе какой-нибудь экзотический набор предметов, вроде баскетбола, чего-нибудь еще в этом же роде - и американскую историю как обязательную дисциплину. Они доигрались до того, что, допустим, Силиконовая долина состоит из индусов, китайцев и выходцев из России. И сколько бы они ни хихикали по этому поводу, вряд ли это их не беспокоит. Я общался недавно с руководством Британского колледжа по переподготовке кадров (это аналог наших институтов усовершенствования) - так они в ужасе от того, что происходит у них в образовании, и хотят вернуться к тому, от чего мы сейчас уходим! К обязательной системе школьных предметов, например. Я опять же не говорю, что это хорошо или плохо. Просто весь мир ходит по кругу. Мы же радостно наступаем сейчас на те грабли, на которые весь мир уже наступил.

Я недавно был в Венгрии и видел работу одной из будапештских гимназий. А венгерское образование - одно из сильнейших в мире. Так вот, там классическая система - в том смысле, что они изучают все предметы. На разумном, правда, уровне, но все. Это о профильной школе.

Теперь о стандартах - тоже часть исходящей от государства деятельности. Я имел несчастье быть причастным к их разработке. Всячески открещиваюсь от того, что я там делал. Через три часа работы я понял, что мы занимаемся полной ерундой. "Вот Александр Сергеевич Пушкин. Мы вот это стихотворение будем включать в стандарт или не будем? - Нет, не будем. - Почему? - А ну его, оно мне не нравится". Все это звучало примерно так. С 1992 года этой ерундой занимались - и дозанимались до того, что Верховный суд только что все это отменил. Конечно, стандарты нужны. Они просто необходимы, чтобы сохранить общее образовательное пространство. Только должны делаться и выглядеть не так. Стандарт должен быть минимумом. То же, что предлагалось, потянут далеко не все гимназисты. Кроме того, стандарт должен давать представление о предмете. А у нас простыни перечней: "Пушкин - столько-то стихотворений, Лермонтов - столько-то" - и так страницами. А стандарт для профильного уровня - то же сам ое плюс еще по два произведения. Что это за стандарт?

РЖ А как вы относитесь к ЕГЭ?

В.Ф.: Недавно в газете "Первое сентября" было опубликовано интервью с Исааком Калиной, который возглавляет теперь один из ведущих департаментов в Министерстве образования и науки. Он сказал там замечательную вещь - ЕГЭ должен быть обязательным не выпускным, а вступительным экзаменом. Если ребенок не собирается в вуз, зачем ему сдавать ЕГЭ?

При этом надо понимать, что ЕГЭ без стандарта делать нельзя. Просто опереться не на что. Я все жду, когда же кто-нибудь из грамотных родителей подаст в суд и выиграет дело о несоответствии уровня вопросов ЕГЭ существующей нормативной базе. Ответьте, на основании чего составлены вопросы ЕГЭ?

Если действовать по уму, то сначала нужно сделать стандарт для начальной школы, опробовать его в течение нескольких лет, потом уже стандарт основной школы - и так далее. А потом уже делать ЕГЭ.

Хочу сказать еще об одной акции властей, теперь уже московских, которая является разрушительной для образования. Это повышение зарплаты учителям...

РЖ: Вы не оговорились? Повышение зарплаты учителям разрушает образование???

В.Ф.: Именно так. Потому что повышение не коснулось ни воспитателей ГПД, ни работников дополнительного образования, ни библиотекарей, ни администрации, ни технического персонала. Сейчас идет массовый исход завучей из администрации в простые учителя. Завучи - это ведь все равно что сержанты в армии, старпомы на флоте. Это основной костяк управления в школе. Им теперь невыгодно работать - как учителя они будут получать гораздо больше. У меня не укладывается в голове, зачем это сделано. То, что учителя будут получать больше, - это здорово. Но почему со всеми остальными так поступили? Я подозреваю, что это какой-то средний чиновник придумал. Вряд ли инициатива исходит от Лужкова - думаю, что ему тоже объяснили так, чтобы эта вопиющая несправедливость не была замечена. Мне пришлось пойти на очень сложные ходы, чтобы внутри школы сгладить эту ситуацию.

РЖ: Но почему же уважаемые директора продвинутых московских школ не собрались, не сформулировали свои требования и не объяснили их власти? Или ваше слово ничего не значит?

В.Ф.: Я не вижу в последнее время у власти желания спрашивать что-то, общаться с нами, объяснять и выслушивать. Когда-то, лет 5-7 назад, этот интерес у власти был - теперь потихоньку исчез. Но этот вопрос заведет нас далеко...

РЖ: Хорошо, давайте поближе. Например, про вашу гимназию. Кстати, почему это гимназия, а не школа номер такой-то?

В.Ф.: Ну, во-первых, красиво звучит... А если серьезно, у нас совсем другая среда, по сравнению со школой, другая нагрузка на ученика. Учиться у нас сложнее. Кстати, по нашим опросам, на первое место среди мотивов, по которым родители приводят детей именно к нам, стоит "безопасность". В широком смысле - они знают, что детей здесь не изобьют, они не будут принимать наркотики, пить и курить. Это сегодня много. А потом уже в списке стоит получение знаний.

Профильного образования у нас в гимназии практически нет. Я вообще его противник. Ну не могут в массе своей дети к 10 классу определиться! Мы пошли другим путем - поточным. Есть два уровня преподавания предметов, и ребенок сам формирует свой образовательный план. Допустим, литературу на повышенном, а математику на пониженном уровне изучает. По набору все предметы представлены, а уровень разный.

Если уж есть необходимость создавать профильную школу, то надо дать ребенку в основной школе представление обо всех предметах, а затем позволить выбрать, что ему не изучать. Не что изучать, а что не изучать. Я гуманитарий? Так оставьте меня в старшей школе в покое с вашей физикой и химией. Я с ними познакомился на минимальном уровне? Представление об этих науках получил? Ну так давайте теперь я сконцентрируюсь на главном для себя. Тогда только возможно какое-то серьезное изучение.

Есть еще одна беда старшей школы - довузовская подготовка. По-честному, надо бы сказать: давайте мы закончим учить детей после 9 класса, пусть дальше с ними вузы развлекаются. Потому что они добрались до 10 класса, сейчас уже в 9-й влезают. Мы не можем с ними конкурировать. Учат они тому же, что и мы, но только под маркой поступления. Но я опять стал говорить об общих вещах.

Возвращаясь к своей школе - образование у нас очень востребовано. Правда, про старшую школу идет дурная слава - о том, что здесь труднее учиться, шесть дней в неделю, мы первого сентября ухитряемся шесть уроков делать, в день учителя, в другие праздники... Кроме того, у гимназии нет прямых договоров с вузами, что также забирает у нас часть старшеклассников в другие школы. Это нормально. Мы не ставим себе цель готовить учеников в вуз. Это специальная отдельная задача.

РЖ: Последний вопрос - чем может быть полезен другим ваш директорский опыт? Что за эти годы вы поняли или прочувствовали - как свое, добытое знание?

В.Ф.: Не надо бояться. Это, наверное, главное. В принципе не надо ничего бояться, потому что ничего страшного на самом деле нет.

Беседовал Сергей Волков





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Отписаться

В избранное