Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Net-культура
http://russ.ru/netcult
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Реальный и виртуальный Арт-Питер
Николай Кононихин

/authors/konon.html/authors/konon.html
Редактор ARTPITER.SPB.RU - современное искусство
www.artpiter.spb.ru
prexsys@infopro.spb.su
Мы живем в виртуальном мире. СМИ, реклама и PR-технологии инсталлируют в нашем сознании
пространства желаний и предпочтений, симулируя миры со своими героями и злодеями,
насущными "проблемами" и блестящими их "решениями". В основе этих миров, как правило,
лежат бинарные модели "хороший-плохой" независимо от того, идет ли речь о выборах
президента или рекламе стирального порошка. При этом объективные критерии или политические
программы вообще выводятся из поля рассмотрения/внимания и заменяются симулякрами
- знаками, ориентированными на эстетическое (красивый/некрасивый) или этическое (хороший/плохой)
восприятие. Идеология уступила место эстетике, пропаганда - моде, мораль - этике.
Налицо глобальная эстетизация и виртуализация повседневной жизни, начиная от массового
использования термина "виртуальный" (причем, не только в контексте компьютерных игр
и интернета) и кончая непонятно откуда вдруг возникшим художественным мышлением и
восприятием действительности "широких народных м!
асс", которое традиционно считалось уделом и привилегией художников и литераторов.
Теперь политическая реклама бьет не на разум, а на чувство ("Наш город устал"). Политические
и экономические митинги используют арсенал художественных акций - работники птицефабрик
устраивают виселицы для кур и вполне серьезно утверждают, что "от такой жизни даже
куры повесились". Студенты питерского "Военмеха" организуют публичное сжигание доллара
у посольства США. Жители Тамбова вынашивают планы установки памятника "тамбовскому
волку" (почему-то с крыльями). В свою очередь художникам-акционистам ничего не остается
как цитировать политиков - недавно Игорь Баскин сотоварищи в общественном "сортире"
на Невском мочили листовки с надписями "Зюганов", "Явлинский", "Жириновский". При
этом действительное положение дел в городе или с налогами у птицефабрик остается
"за скобками", оно не предъявляется обществу (как и чемоданы компромата или списки
коррупционеров), не выстраивается система доказательств и аргументов, основанных
на фактах и документах. Истина никого не интересует: полит!
ика/бизнес стремятся убедить общество, что их "дерьмо" самое лучшее "дерьмо" (если
использовать жаргон "Криминального чтива"), а люди (в условиях продажности СМИ и
коррозии морали) хотят получить "хорошую" (т.е. простую и убедительную) и эстетически
привлекательную "картинку", инсталлированную политикой/бизнесом у них в сознании.
Восприятие этой "картинки" ничем не отличается от восприятия очередной серии "Санта-Барбары",
детектива Марининой или, скажем, "секса по телефону" - это эстетическое/чувственное
восприятие виртуального мира.
В этих условиях происходит кризис старой модели "художник-общество". Художник теряет
монополию творца/носителя эстетических канонов общества. С одной стороны, его поджимают
реклама и масс-медиа, с другой - когорта галеристов, кураторов и философов, все чаще
берущих на себя несвойственную им ранее функцию творца (теперь перед автором произведения
все чаще указывается автор идеи и куратор). Более того, сам зритель (и недавний потребитель
художественной продукции) из пассивного наблюдателя (вспомним прежнее ощущение "полного
дурака") превращается в участника и со/творца "картин", инсталлированных в его сознании
(т.к. "докрашивает" и домысливает их он сам). Его эстетическое Эго полностью удовлетворяет
телевизор и реклама. Этими, а вовсе не финансовыми и образовательными причинами объясняется
сегодня падение интереса к "картине" и традиционным видам изобразительного искусства.
Художник оказывается вытесненным с арт-рынка (вернее, сам рынок "переехал" с "арт"
на "медиа"), он вынужде!
н осваивать новые технологии (дизайн, фотография, акционизм) и новые арт-территории.
Одной из таких территорий стал интернет.
Действительно, одновременно с виртуализацией реальности стремительно развивается
процесс обживания виртуального мира, куда все чаще и все масштабнее привносятся "дела
земные". Если раньше интернет был лишь рекламной площадкой для репрезентации проектов
(фирм, товаров, услуг), то теперь он быстро превращается в территорию реализации
самих этих проектов (интернет-магазины, информационные и рекламные агентства). Те
же тенденции происходят и в художественных ресурсах сети: за информационными страничками
музеев и галерей пришли "настоящие" виртуальные музеи и виртуальные галереи, за сетевыми
анонсами газет и журналов пришли новые электронные издания, за изображениями картин
пришло дигитальное творчество, за пресс-релизами выставок пришли сетевые художественные
проекты ("Виртуальное кладбище", "Дневник Игоря Баскина"). Наконец, проект Гельмана
GIF.RU с его региональным делением (какая, к черту, в сети может быть география!)
- это вовсе не художественный "ресурс", организованный по т!
ерриториальному принципу, а "машина" для строительства (симулирования) в сети новой
административной структуры современного искусства - будущего сетевого министерства
культуры.
Таким образом, сеть становится местом реализации проектов, которые по тем или иным
причинам не могли/не могут быть реализованы в реальном мире ("Русский журнал" продолжает
жить после закрытия его бумажного двойника - журнала "Пушкин"). Сеть становится продолжением,
частью реального мира (как когда-то такой же частью стало радио, а затем телевидение),
она быстрее и свободнее реагирует на проблемы и потребности общества, по ней мы можем
диагностировать точки дефицита и зоны неудовлетворенности происходящим в реальном
мире.
Все это в полной мере относится к художественной жизни Петербурга и питерским арт-ресурсам
в сети, которые последний год демонстрировали стремительный количественный и качественный
рост. Они станут для нас индикаторами состояния арт-питера. На отсутствие какого-либо
справочника по культуре и современному искусству Петербурга почти одновременно отреагировали
институт "PRO ARTE" (фонд Сороса) и ТехноАртЦентр на Пушкинской-10 (по заказу "Helsinki
2000"), представившие весной этого года "Культуру в Интернете" (culture.spb.osi.ru/spb)
и "Культурный навигатор" (www.2000.hel.fi/st.petersburg/navigator.swf) соответственно,
правда, последний только на английском языке (зато ТехноАртЦентр выпустил еще и CD-ROM,
правда, тоже на английском языке). О строительстве питерской части GIF.RU Гельмана
уже говорилось, по имеющимся сведениям это будет самый обширный справочный ресурс,
включающий большую часть действующих художественных проектов объединений, кураторов,
арт-критиков и художников.
Не лучше обстоит дело в Питере с галереями и музеями современного искусства. Первые,
за редким исключением, влачат жалкое существование. Исключениями являются те, кто
"сидит" на бюджете (и коммерческими галереями не являются) или ориентированы на поставку
картин на запад - они, как правило, и не репрезентируют себя в сети. "Вытянуть счастливый
билет" пытаются виртуальные галереи: "RussianFineArt" с семейством (www.geocities.com/SoHo/Den/6243),
"Русский альбом" (www.russkialbum.com), "ArtExpoCom" (www.artexpocom.spb.ru) и др.
Однако, и они тоже полностью ориентированы на Запад.
В целом же перспективы арт-рынка в интернете пока туманны, и не только в силу ограниченных
темпов коммерциализации сети, но и по причине туманности перспектив самого арт-рынка.
Виртуализация и эстетизация общества привели к тому, что арт-рынок оказался вытесненным
масс-медиа и рекламой с территории, всегда считавшейся вотчиной высокого искусства.
Но это не столько проблема интернета, сколько проблема профессионального искусства
вообще (не только у нас, но и во всем мире). Сегодня необходимо переосмыслить роль
художника в обществе и стратегии арт-рынка; думаю, это будут опосредованные стратегии,
направленные на симулирование привлекательности арт-территории для инвестиций со
стороны политики и бизнеса. И здесь интернет идет впереди реальности - именно в сети
сегодня рождаются художественные проекты, стремящиеся окупить затраты и заработать
на рекламе, информации, политике и т.п. Впечатляющими результатами, правда, никто
пока похвастаться не может, но именно сегодня формируется !
инфраструктура сети, которая будет определять лицо Рунета в ближайшие годы. И это
будет вполне симпатичная "мордаха", не лишенная креативности и куража.
В Петербурге до сих пор нет публичного музея современного искусства, и это несмотря
на существующие коллекции Русского музея, "Манежа" и Пушкинской-10 (действует сейчас
лишь музей "Царскосельская коллекция" в Пушкине). Реакцией на отсутствие в Питере
такого музея стало создание питерской студией "Арт Медиа" виртуального "Музея современного
искусства Петербурга: 1940-1990-е" (www.artmedia.pl.ru). Это действительно виртуальный
музей, основанный на реальной коллекции и включающий разделы послевоенного искусства
от соцреализма до андеграунда. Музей проводит оригинальные выставки (из фондов музея,
от художников и коллекционеров), формирует каталог художников (более 80 имен) и издает
компакт-диски по искусству Ленинграда-Петербурга. Ситуация с художественными журналами
Питера тоже оставляет желать лучшего: "Новый мир искусства" (www.worldart.ru), взявший
год назад модный псевдоним "НоМИ", сегодня не ругает только ленивый (за аморфность
и отсутствие концепции), "Мир дизайна" (www.bes!
trussia.com/net/worldesign/wd_rus) превратился в каталог мебели и машин, "Максимка"
(www.guelman.ru/maksimka) выходит раз в полгода. О "новостях" двухмесячной давности
мы узнаем из НоМИ, включая и те выставки, которые были отменены (информацию, видимо,
брали из анонсов). Показательна и репрезентация этих журналов в сети: НоМИ дает только
анонсы статей и рекламу подписки, "Мир дизайна" не обновляется в сети с 1998 года
(как кризис грянул). Исключением является "Максимка", который исправно (и полностью)
выгружается в ресурсах Гельмана, но, повторюсь, раз в полгода.
В этих условиях как никогда востребованным оказался ежедневный электронный журнал
"АРТ ПИТЕР" (www.artpiter.spb.ru), запущенный 30 марта 2000 года в сеть питерской
студией "Арт Медиа". На сайте публикуется новостная информация (ежедневные репортажи
с выставок, "событие недели", анонс выставок, обзор арт-прессы и питерский арт-контекст),
а также мнения ведущих кураторов и художников Питера. "АРТ ПИТЕР" стал консолидирующей
площадкой для наиболее активных художественных сил города. Сейчас на сайте представлены
авторские рубрики: "Другая культура" Дмитрия Пиликина, "ВВС - разбор полетов" Валерия
Савчука, "Новости Новой Академии" Тимура Новикова, "Архив" Андрея Хлобыстина. Заявлены
и в ближайшее время появятся на сайте: "Директория П" Дмитрия Голынко-Вольфсона,
"Золотое дно художественной критики" Максима Райскина, "Ретроспектива" Валерия Вальрана
и др. Авторские рубрики обновляются 1-2-4 раза в месяц. Особое внимание ARTPITER.SPB.RU
уделяет художественным проектам, которые реализ!
уются специально для сети и существуют только в сети. Они посвящены виртуализации
реальности и, наоборот, обживанию виртуального мира (см., например, "Виртуальное
кладбище "Новые Литераторские мостки"", www.artmedia.pl.ru/kladb), а также стратегиям,
связанными с инсталляциями в общественном сознании пространства желаний/предпочтений
("Дневник Игоря Баскина - откровения акциониста", www.artpiter.spb.ru/projects/baskin).
Сегодня в Питере сложился мощный пласт художников и кураторов, литераторов и издателей
(в том числе самиздата), мыслящих и творящих на современном языке стремительно меняющейся
Европы, сложился не благодаря, а вопреки какой-либо востребованности (не говоря уже
о поддержке) со стороны власти и бизнеса. Такая ситуация, может быть, устраивает
и художников, и власть/бизнес, однако она никак не может устраивать общество, заинтересованное
в обретении новой эстетики постидеологического общества (эту нишу сейчас заполнили
массмедиа).
Как было сказано, существующие сайты по питерскому искусству - это либо "ресурсы"
и дайджесты (собирающие все, что есть), либо представительства реальных институций,
либо виртуальные музеи и галереи. Все они преследуют узкие (корпоративные) интересы
и не заинтересованы в систематическом производстве новостей. Не заинтересованы они
также и в объективной и всесторонней, учитывающей различные точки зрения, картине
происходящего в Питере. Поэтому главную цель ARTPITER.SPB.RU видит в создании регулярной
информационно-аналитической среды современного искусства Питера, которая поможет
художникам, кураторам и галеристам разобраться во внутрицеховых проблемах, общественности
- в происходящем на петербургской арт-сцене, а власти и бизнесу - убедиться в привлекательности
арт-территории для инвестиций.



----------------------------------------------------------------------------
Обсуждение материалов "Net-культуры" http://russ.ru/forums/msg/940/940.html
Бессрочная ссылка http://russ.ru/ssylka/current.htm
Невод http://russ.ru/netcult/nevod

Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie


----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное