Ты говорил, что физический мир
достаточно изучен, чтобы посвящать ему особое внимание; кроме того, он иногда настолько
жесток и катастрофичен, что разумнее избегать чрезмерного контакта с ним, и в этом
плане с тобой трудно не согласиться. И сосед мой, физик, доктор своей науки, говорил
мне вчера на кухне - в трусах и тапочках, пьяный - о методологическом пределе физического
опыта, по ту сторону которого (скорее, сразу на пограничной черте) поджидает исследователя
тоска и разочарование (на таких контрольных пунктах физик обычно задумывается о карьере
программиста). В этом смысле виртуальный мир обещает нам нечто большее. И это "нечто
большее" легко представить... Ведь виртуальность зиждется на нашей (и не нашей) "psyche"-
тут и фантазии, и любопытство, !
и страхи, и гнев, и надежды, и желания, и фрустрации, и стратегии, и фокусы, и целый
план бессознательного, и все такое прочее, что всегда "открыто" и с расплывающимися
контурами. И все-таки, виртуальный опыт - эти туманности за-парадигматических знаний,
этот космос (или может быть хаос?) абсолютной свободы, эти водовороты относительного
и анонимного бытия и власти, эта буйнорастущая "ризома" фактов, приподнятых над "эмпирическим"-
должна же быть эта область беременна ну какими-то проблемами для человечества? Как,
например, у Делеза (или все-таки Бодрийяр? - не важно) тупик замечается не иначе
как в безграничности, дефицит осознается нигде как в изобилии, смерть проявляется
в самой полноте жизни... Чувствуешь? Не слишком ли я здесь метафоричен? Короче говоря,
исследование виртуального - то, что тебя (и меня косвенно) занимает довольно долгое
время - безусловно захватывающий проект, но чем нам - свободно парящим исследователям
- этот мир может угрожать? Даже если поверхности!
этого мира абсолютно гладкие, мы должны где-нибудь шлепнуться и наста
вить себе синяков - поскользнувшись, если не споткнувшись (от чего мы не застрахованы
на ухабистых тротуарах мира физического). Разве нет? Не соскользнем ли мы все на
собственные орбиты разумения. Не упакуемся ли мы в частные смысловые домейны? Не
перестанем ли мы понимать друг друга? Не сойдем ли мы все завтра с "ума"?
Действительно, говорил.
Для тех, кому лень ходить по ссылке, повторяю, что космос изотропен, а это значит,
что в дальнем космосе мы не встретим ничего принципиально нового, чего нет в ближнем.
Чтобы узнать погоду, необязательно выходить на улицу. Достаточно выглянуть в окно.
На смену считаным героям-космонавтам, рисковавшим жизнью и здоровьем ради одного
или в лучшем случае нескольких полетов в космос, пришли бесшабашные орды сетенавтов,
запросто бороздящих просторы кибер-пространства с сигаретой в одной руке и бутылкой
пива - в другой. А главное, не нужно изнурительных тренировок и обескровливающих
затрат на строительство ракет. Да и плезира несравненно больше - с такими девушками
в чате познакомишься, каких во всем созвездии Девы не встретишь. Или такой кощунственный
пример: кто добровольно и в здравом рассудке согласится взойти на борт "настоящей"
атом!
ной подводной лодки, если у него под рукой будет включенный компьютер с заряженным
диском "Погружение-3"?
В первом случае вас ждет "боевое дежурство" - многочасовое рутинное наблюдение за
точками на экране монитора, во втором - увлекательная игра, в которой вы сможете
не только самостоятельно управлять подводной лодкой, но и наблюдать за ней со стороны.
"А как же риск? Чтобы дух захватывало и в животе опускалось?" - спросят любители
суровых мужских игр. Но вы уверены, что хотите РЕАЛЬНО рисковать своей жизнью? Опыт
показывает, что люди, жизнь которых однажды находилась в опасности, не стремятся
к повторению "острых ощущений". И давайте смотреть правде в ее изуродованное шрамами
лицо: риск - благородное дело, когда ты мчишься впереди драгунского эскадрона на
лихом вороном коне, а когда ты по ночам "пидарасишь гальюн", ешь на завтрак протухшую
селедку и клюешь весь день носом перед монитором, с трудом фокусируя зрение на мерцающих
бликах, риск возникновения пробоины в боку подводной лодки не представляется тебе
романтической перспективой. Вот и весь экзистенциализм "по самое не хочу". Можете
поверить мне на слово, у меня есть некоторый опыт сравнительного анализа: я два года
служил в армии и на протяжении пяти лет по несколько часов в день играл в компьютерные
игры. После счастливого пребывания в виртуальной реальности ар!
мейский быт представляется мне чем-то вроде извращения. Мне гораздо проще поверить
в то, что я был персидским принцем, спасавшим невесту от злого джинна, чем в то,
что мне в столовой сержант надевал на голову стопку плохо вымытых мисок. Это к вопросу
о "чувстве реальности".
Беременна ли виртуальность проблемами для человечества? Если продолжить предложенную
аналогию, проблема здесь заключается не в неправильном развитии плода и не в возможном
ухудшении здоровья будущей матери - опасность кроется не в самой беременности, а
в вызываемом ею резком увеличении веса и размеров тела. По статистике, одна из основных
проблем при беременности - бытовые травмы из-за потери концентрации внимания и нарушения
координации движений.
Есть один замечательный анекдот. Программист едет с семьей в спортивной машине
по горной дороге, сын смотрит через окно в обрыв и спрашивает: "Папа, сколько у нас
жизней на одну поездку?" Замечено, что люди, которые длительное время играют в компьютерные
игры, начинают неадекватно воспринимать опасности, которыми чревата реальность. Я
это и на себе испытал: однажды после двухчасовых виртуальных гонок сел за руль реального
автомобиля и поймал себя на том, что моя правая рука непроизвольно дергается в попытке
вывернуть руль в сторону реальных рядом идущих машин, чтобы столкнуть их на реальную
обочину. Самое страшное в том, что я заметил это не сразу, а только после того, как,
проехав около километра, задумался над тем, почему я все-таки не сбрасываю "соперников"
в кювет.
Переходя от анекдотов к философским эмпиреям, я бы вслед за Бодрийяром (или все-таки
Делезом?) сказал, что познание необремененной физическими законами виртуальной реальности
переводит из бессознательного в осознанное вопрос об энтропийной необратимости нашего
жизненного пути. На смену ницшеанскому "вечному возвращению" как циклическому прохождению
жизни по одной и той же колее приходит возвращение на три шага назад, чтобы пройти
их не только заново, но и по-новому. Проще говоря, то, что раньше не попадало в поле
нашего зрения как безусловно существующее и не подлежало глубокому осмыслению как
нечто тривиальное, после соприкосновения с виртуальной реальностью начинает вызывать
протест и недоумение. Почему у меня всего одна жизнь? Почему я должен умереть? Почему
я не могу родиться еще раз и прожить жизнь по-другому? Почему отрезанный палец не
отрастает заново? Почему я не могу быть одновременно двумя людьми? Зачем мне для
существования нужно тело? Зачем вообще нужна "мате!
рия", если в другой реальности можно обойтись без нее? Если есть Бог, почему я его
не вижу, а если его нет, почему о нем говорят? Все эти вопросы в нашей реальности
замыкаются на себя и для ответа на них мы должны хотя бы мысленно выйти за границы
физического мира и взглянуть на него с позиций виртуальной вседозволенности.
Имеет ли виртуальный "беспредел" свои границы? На этот вопрос мы, в свою очередь,
не сможем ответить, пока используем виртуальную реальность для кропотливого - и в
основном бесцельного - воссоздания собственной вселенной. Заключенных выпустили на
свободу и сказали, что теперь они могут делать все, что хотят - бывшие зэки не придумали
ничего лучшего, как построить модель тюрьмы и играть в надзирателей. Вот вам обескураживающая
сущность современных электронных игр, начиная от псевдо-интеллектуальной "Цивилизации"
и заканчивая рефлексогенным "Квейком". Мы еще не вошли в океан виртуальности - мы
только бросаем в него с материальной скалы камешки с надписями "гравитация", "инерция"
и "энтропия" и следим за тем, как они виртуально тонут. С другой стороны, может и
не стоит на самом деле соваться в воду не зная броду. Виртуальная реальность ничем
не угрожает нам, пока мы контактируем с ней через нажатие кнопок, но неизвестно,
как она нас примет, если мы попытаемся в нее вжиться.!
Не сойдем ли мы все завтра с "ума"? Разумеется, сойдем вслед за нашими предками,
сходившими с ума от наскальной живописи, жертвоприношений, крестовых походов, алхимии,
Мопассана, Заратустры, рок-н-ролла и хиппизма. Наша глобальная крыша едет со скоростью
тающего ледника, медленно и незаметно. Когда общество сходит с ума быстро, это называется
"социальной революцией", но такие случаи буйного помешательства происходят, к счастью,
нечасто. Просвещенное человечество безболезненно переносит собственные психозы, даже
во время острых припадков сохраняя житейскую мудрость и способность к наукообразному
мышлению. Атомная бомба - тяжелое безумие, ядерный паритет - великое достижение мировой
политики. Порнография - по общему признанию "грязь", но использование глобальной
электронной сети для ее распространения не представляется сумасшествием даже в пуританских
странах, пока порносайты приносят хороший доход.
Потеряем ли мы взаимопонимание? А было ли оно у нас? Лично мне проще говорить
с виртуальным человеком из Сети, которого я никогда не видел и который живет где-нибудь
в Австралии, где я никогда не был, чем со своим соседом по подъезду, с которым я
каждую неделю встречаюсь в лифте. Короче, вы меня поняли. :)