Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

12 причин лишнего веса. Как быть? Взгляд телесного терапевта


12 ПРИЧИН ЛИШНЕГО ВЕСА. КАК БЫТЬ? ВЗГЛЯД ТЕЛЕСНОГО ТЕРАПЕВТА

# 4 от 17-10-2006. Рассылка выходит с 8 сентября 2006 г. Архив рассылки
Авторская рассылка Елены Шубиной и издательского дома "Олма Медиа Групп"

У вас лишний вес? Вы не довольны своей фигурой? Вы не любите свое тело? Движение не доставляет радость? Вы перестали чувствовать себя здоровым человеком?

Эта беда поправима!

Издательский дом «Олма Медиа групп» выпустила серию книг-тренингов известного телесного психотерапевта и писателя Елены Шубиной «Книга-целитель», адаптированных для широкой аудитории и содержащие в себе сконцентрированный набор эффективных упражнений, медитаций, настроек и психотехник для решения различных проблем. Книги вошли в список бестселлеров и помогли уже сотням людей. Среди них лидирует книга-тренинг «Смотрю и худею».

Но, в книгу не вошли многие свежие наработки автора. Учитывая большой интерес к данной теме, мы выпускаем эту рассылку.

В течение года, с периодичностью раз в месяц, Елена Шубина будет предлагать новые взгляды на проблему лишнего веса, через призму телесно-ориентированной терапии и психологии. Мы разберем основные психологические причины полноты и предложим конкретные способы решения проблемы.

Путь к красивой фигуре лежит через красоту Души! Освободись от душевной боли и тело само приобретет оптимальные формы. Важно не просто похудеть, важно стать счастливым и похудеть! Для тех, кто с этим согласен – наша рассылка.

Елена Шубина -
Телесно-ориентированный психотерапевт, журналист, психолог. Автор 24 книг по популярной психологии и эзотерике, ведущая тренингов и семинаров в России и за рубежом.
Узнать больше >>>

Итак, дорогие читатели, мы приступаем к серьезной и детальной работе над проблемой лишнего веса.

Я обещала выстроить эту рассылку по принципу тренинга. Это наиболее эффективная и удобная форма подачи и изложения материала, когда его надо не просто прочесть, но и выполнить то, о чем в нем говориться. Выполнять или не выполнять упражнения – воля ваша. Отмечу лишь, что если вы действительно хотите решить раз и навсегда проблему лишнего веса выполнение упражнений в ваших интересах.

Текста много! Поэтому не пытайтесь прочитать его на бегу, между делом, с экрана. Лучше распечатать.

Любой текст, напрямую обращающий нас к нашим проблемам априори читается тяжело, поэтому не стирайте рассылку, если вам не понравились первые строки. То, что мы стараемся уничтожить зачастую и есть наша настоящая проблема. Так дети закрывают глаза, чтобы не видеть того, чего бояться.

Периодически возвращайтесь к тексту. Во время первого прочтения у вас могут включиться психологические защиты. Тогда вы чего-то не увидите, или из вашей памяти выпадет кусок текста. Часто защитой является раздражение – пишут муть всякую… Все-таки, перечитайте эту муть еще раз, через неделю-другую.

Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу. И вообще, выполняйте только те упражнения, которые считаете для себя необходимыми.

О результатах напишите мне!

Желаю Вам удачи и благополучия!

Ваша Елена Шубина

ЗАЧЕМ МЫ ПЕРЕЕДАЕМ?

Я не буду оригинальна, если скажу, что, по крайней мере, половина из нас не имела бы того веса, который имеет сейчас, если бы не переедала. Вот об этом и поговорим.

ПРИЧИНЫ ПЕРЕЕДАНИЯ.

Как это происходит?

Утро. Завтрак. Разбиваешь на сковородку одну яйцо и соотносишь размеры этой крохотной бледно-желтой лужицы с размерами предстоящих за день подвигов. Совещание у начальницы, сдача отчета, переговоры с нудным поставщиком… За начальницу разбиваешь еще яйцо, за поставщика сооружаешь бутерброд и что бы подсластить испоганенное отчетом настроение сластишь кофе. А есть категорически не хочется, потому что – утро и организм еще не проснулся. «Ешь хорошо!», - орешь на ребенка, он тоже не хочет есть по утрам, он размазывает манную кашу по тарелке, значит, придется доедать еще и за ним. Бутерброд съедаешь почти давясь (мысль: почему у меня нет свиньи?). Кофе заглатываешь уже на ходу. Бежишь с полным каменным желудком. А ведь так хотелось съесть только одно яйцо.

День. Отправляешься в столовую. Салатик – плевочек, а не салатик, я даже ребенку больше накладываю, – раз его так мало, возьму еще одни. На первое солянка. Капли жира плавают на поверхности и ты в них отражаешься, то вытягиваешься, то сжимаешься. Ничего себе, королевство кривых зеркал.

– Девушка, не спите! Что на гарнир? – это раздатчица в столовой. А ты и второе не заказывала… Однако получаешь «котлету по киевски» с макаронами и подпираемая со всех сторон подносами выплываешь из очереди таких же объемных, как и ты, теток.

– Маша, я тебе хлеб взяла! – это коллега по отделу. В столовское зеркало лучше не смотреть, пока….

Вечер. Вы приглашены в гости. Хозяйка сидит дома, не работает, т.е. весь день посвятила стряпне. А у тебя еще обеденная котлета дальше желудка не ушла. Но на столе все такое вкусное!!! Если расстегнуть верхнюю пуговицу на брюках будет не так жать. Дома в сумке обнаруживаешь заботливо упакованный сверток. Хозяйка завернула кусочек торта с собой. И ты понимаешь, что это сметано-фруктовое, нежное, тающее на языке чудо к утру в холодильнике превратиться в скользкий, спрессованный комок. Вздыхаешь и идешь на кухню ставить чайник.

Действительно…., и чего мы переедаем?

Упражнение.

Возьмите себе за правило отслеживать, почему вы переедаете во время приемов пищи.

Вы сидите за столом. Кушаете. И если порция достаточно велика, то, в конце концов, наступает момент, когда вы понимаете, что есть вы больше не хотите. Что вы сыты.

Как поступают в этом случае примерно 20 % людей? Отставляют тарелку в сторону (если вы читаете эту рассылку, это, скорее всего, не о вас) и заканчивают трапезу. Как поступают оставшиеся 80 %? Они вздыхают и доедают свою порцию, зачастую просто страдая над последними кусками. А следствие, противный жир на боках, раздутый живот, несварение и проблемы с кишечником и, что немаловажно, какое время после переедания острое чувство психологического дискомфорта, недовольство собой, раздражение, и какая-то эмоциональная тупость.

Переедание – верный способ испортить себе не только фигуру, но и жизнь!

Попробуем избавиться от привычки переедать!

Не надо прямо сейчас обещать себе, что этого больше не повториться.

Даже если у вас железная сила воли и вы действительно способны никогда больше не съесть ни грамма лишней пищи, это не поможет. Потому что, прежде чем мы бросим переедать, нам нужно понять, ПОЧЕМУ МЫ ПЕРЕЕДАЕМ? Причем именно вашу собственную причину, а не абстрактную либо чью-нибудь.

Поэтому теперь, всякий раз, когда вы чувствуете, что уже сыты, а на тарелке еще что-то лежит, задавайте себе один вопрос. Всего один вопрос!

Почему я сейчас хочу доесть это?

Задайте этот вопрос ДО ТОГО, КАК СЪЕСТЬ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ. Посмотрите и рассмотрите этот кусочек пищи, наколотый на вашу вилку или лежащей в вашей тарелке. Посмотрите на этот кусочек, который вскоре превратится в противные накаты жира на ваших боках!!!

И спросите себя – зачем я его ем?

И послушайте в себе ответ. Не думайте, что ответ придет незамедлительно, вообще-то об этом надо подумать. Причем, поскольку это упражнение вы будете делать регулярно, по крайней мере, неделю, ответы будут приходить разные, все более и более глубокие, из бессознательных слоев психики.

И получив ответ, сделайте то, что вы обычно делаете. Т.е. съешьте то, что осталось. Или, НЕ ешьте. Но если вы выбрали второе, по крайней мере, отдавайте себе отчет, почему вы сейчас отказались от лишней для вас еды.

И ПОЧЕМУ ЖЕ?

Ответов может быть несколько. Я все-таки перечислю наиболее стандартные формы ответов, но если вам пришло что-то другое, напишите мне об этом.

1. Потому что оставлять еду неправильно, плохо. Это же еда!

2. Не люблю, когда в тарелке что-то остается. Это некрасиво. Не эстетично. Тарелка должна быть чистой. Когда еда съедена полностью мне хорошо и приятно, непонятно почему.

3. Мне не хочется обижать хозяев, персонал ресторана, вдруг они подумают, что это было не вкусно?

4. Я доедаю пищу, потому что она начинает меня раздражать.

5. Потому что, если я не доем эту пищу, мне придется с ней что-то делать. Убирать, выбрасывать, отдавать другому члену семьи. Это сложнее, чем просто доесть.

А теперь разберем подробно все эти причины и подберем упражнения для работы с ними.

Причина первая.

Потому что оставлять еду неправильно, плохо.

Сейчас мы на время оторвемся от темы вашего переедания и сделаем небольшой экскурс в историю. 20 век был особенно щедр на массовые голодоморы. Среди жителей европейской части России, Поволжья и Украины редко можно встретить человека, чьих ближних или дальних родственников не коснулся голод. Следы психотравм (а голод это, безусловно сильнейшая психотравма) по одним версиям полностью стираются через три-четыре поколения, по другим не стираются никогда, тяжким грузом ложась на программу (память, карму…) рода. Но даже и без всяких карм мы с вами попадаем в те самые три поколения после. Т.е. мы, потомки переживших голод, несем в себе на уровне генетической и глубинной психологической памяти память о страшных муках голодающего. Более того, переживший голод, при всем желании не сможет воспитать последующие поколения (детей и внуков) так, чтобы не привить уважения к хлебу, пище, и культуре совместной трапезы. Поэтому когда я вижу в каком-нибудь хорошем и отнюдь не дешевом питерском кафе молодую девушку или парня тыкающего пальцем в крошки на тарелочке и затем слизывающего эти крошки с пальца (совершенно бессознательный жест) я понимаю, что это внук или внучка жителя блокадного Ленинграда. И они не оставляют эти крошки по двум причинам. В них говорит генетическая память. И они воспитаны в уважении к хлебу. И они передадут это уважение своим детям, и, по крайней мере, еще одно поколение будет слизывать крошки с пальца, хотя уже реже, чем они.

Интересно наблюдать за традициями общественного питания в городах (я много путешествую и имею такую возможность). В Санкт-Петербурге, к примеру, в кафе или ресторане подают очень маленькие порции, гораздо меньше, чем в Москве, а стоить это может даже больше. В центральной и западной Украине, напротив, вам наложат столько, что хватит на троих, а заплатите вы за это совсем не много. В Сибири, хоть и говорят, что сибиряки любят покушать, не рассчитывайте больше чем на 2 позы (так называют большие пельмени, типы мантов) в одной порции. И в Прибалтике порции огромные, здесь считается оскорблением не накормить человека до отвала. Вероятно, все это тоже что-то значит. Вероятно, аскетичный Петербург так и не оправился от страшных 900 дней блокады и склонность к экономии продуктов продолжает работать на уровне ментальности горожан. А Украина, издавна привыкшая жить богато и весело пошла по другому пути – чтобы побыстрее забыть голодомор кормит всех щедро и сыто, жирно. Вероятно, есть и другие мотивы, более глубокие, завязанные на традиции и верования. Но наша рассылка не о них.

Поэтому, какие бы причины переедания вы в себе не обнаружили, если ваши предки пережили голод (и в особенности, если вы потомок по прямой линии – дочь, внучка, правнучка), сделайте очень глубокое и сильное упражнение по системе Б.Хеллингера, чтобы закрыть в себе родовую психотравму и освободиться от уз тяжелой генетической памяти.

Упражнение.

Вам понадобятся: несколько маленьких булочек, в идеале, черный хлеб, не батоны, а именно маленькие теплые булочки, которые можно взять и подержать в ладошках. Или просто порежьте кирпичик черного хлеба.

В принципе, все равно, с какими предметами вы будете выполнять это упражнение (подойдут и чашки и просто листы бумаги), но из всех вариантом мне представляется наиболее подходящим процессу именно хлеб.

Нарисуйте генеалогическое дерево. Посчитайте сколько поколений от вас жил предок (предки), переживший голод. Это будет выглядеть так. Вы – затем ваши родители (мама и папа, независимо от того, занимались ли они оба вашим воспитанием) – затем их родители. И если очевидцами голода были еще и прадеды, значит все прадеды. Посчитайте сколько человек получилось. Если голод переживали еще и их родственники (братья, сестры), которые принимали участие в вашей судьбе (вы их помните, знаете), то посчитайте и их.

И купите столько маленьких булочек, сколько человек у вас получилось.

Теперь, когда вы готовы, разложите булочки или хлеб на земле (на полу) назвав их именами родственников так, чтобы создалась пирамида, где вершиной пирамиды были бы вы, за вашей спиной стояли бы ваши родители (кладете хлеб на их места), за родителями ваши бабушки и дедушки, прадедушки, соответственно, за спинами бабушек, а братья-сестры родственников рядом с ними. У вас действительно получиться пирамидка. Теперь начните разговаривать с каждым родственником, мысленно или лучше вслух произнося примерно следующие слова. «Через этот хлеб я обращаюсь к … (назовите имя человека). Ты мой предок! Я люблю и уважаю тебя! Мы связаны с тобой неразрывными узами крови и любви. Тебе пришлось пережить голод и лишения. Я сожалею об этом! Мне жаль, что тебе пришлось пережить такие страдания. Я прошу тебя принять мою любовь и энергию этой пищи в дар. Я прошу у тебя благословления избавиться от страха голода и привычки переедать. Я хочу освободиться от этого. Отпусти и позволь жить по своему выбору и своей воле!»

Естественно, текст может немного меняться в зависимости от вашей семейной истории. Если кто-то из предков предал вашу семью и вы не можете сказать ему слова любви – не говорите. Нет ничего хуже неискренности. Просто признайте фразой «мы связаны узами крови» факт вашего родства. Если вы разговариваете с родителями и в их жизни не было лишений – скажите – «Твои родители пережили голод и ты, также как и я, несешь в себе память об этом. Помогая тебе, я помогаю себе».

После того, как вы поговорите со всеми предками (предупреждаю, это тяжелая работа, но приносящая огромное облегчение в конце), аккуратно соберите весь хлеб, произнесите «Это хлеб, просто хлеб» и отдайте его природе. Положите на землю, скормите птицам, бросьте в реку. С ним ничего не произошло, это действительно просто хлеб, но вряд-ли вы сможете после этого его есть. Но и выкинуть было бы кощунством. Вот и поступите с ним самым лучшим образом – накормите тех, кто в этом нуждается.

Что будет дальше? Если вы выполните это действо (как-то даже рука не поднимается написать упражнение) почувствуете, как словно тяжелый груз упадет с плеч. А главное, уйдет та нервозность и отчаяние с которым вы временами накидываетесь на еду. Не удивляйтесь, если попутно измениться что-то еще. Очень многие, казалось бы, никак не связанные с едой, лишним весом и кровными узами ситуации, на самом деле берут свое начало от корней семейного древа. И тогда происходят в буквальном смысле слова – чудеса. У одной моей клиентки после такого процесса в доме раздался звонок и незнакомый старый человек представился дедушкой этой девушки, который расстался с ее бабушкой 40 лет назад, последние десять лет мучился от желания найти и встретится с дочкой и внучкой, но все не решался. Однажды утром проснулся и понял – пора. Это было как раз то утро, когда девушка сделала упражнение.

Другая женщина на следующий день после упражнения встала на весы и обнаружила, что за ночь неизвестно куда испарились шесть килограммов. С точки зрения классической физиологии это почти невозможно, но профессионалы знают, что такие «чудеса» возможны на очень сильном психическом переломе.

Большинство же моих клиентов говорят о том, что уходит потребность переедать. Причем, уходит незаметно и очень естественно. Ты просто перестаешь заказывать и накладывать себе лишнее.

Причина вторая.

Не люблю, когда в тарелке что-то остается. Это некрасиво. Не эстетично. Тарелка должна быть чистой. Когда еда съедена полностью мне хорошо и приятно, непонятно почему.

Вы удивитесь, но людей, которые съедают много, чтобы в результате увидеть пустую тарелку – несть числа.

Откуда это берется?

Здесь нам придется совершить небольшой экскурс в психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда.

Продуктами распада еды являются фекалии. На этапе своего формирования ребенок проходит несколько стадий – оральная, анальная, генитальная… (вероятно, вы слышали об этом, хотя бы в двух словах). На анальной фазе развития ребенок знакомиться в продуктами собственного производства (понятно, какими) испытывая при этом интерес и радость (этот процесс – неотъемлемая часть стадии познания мира). Закрепить эту радость помогают родители. Вспомните, сколько восторга вызывает у мамы полный памперс малыша, как много внимания уделяется нормальной работе кишечника крохи, как бодро проходит приучение к горшку и вы поймете, что это отнюдь не преувеличение. Если анальная фаза развития закрепилась в психике ребенка, как самая значимая и актуальная, дальше через всю жизнь красной нитью пройдет тема еды и ее переработки.

Такие люди едят не потому что надо есть, а потому что надо какать! Сорри, если это звучит неприятно. А чем больше съешь, тем больше…

Есть другие косвенные признаки человека с анальной фазой развития. Хотя бы повышенный интерес к работе собственного кишечника, придания этому большого значения (не могу сходить в туалет в незнакомом месте), чрезмерная зависимость от темы (всегда носить с собой туалетную бумагу), культивирования темы среди близких и особенно детей. Если у вас есть подобные особенности, не переживайте (вы бы знали, проблемы оральщиков…), но скорректировать это все равно надо.

Вернемся к Фрейду. Испытывая радость от собственного производства, ребенок получает не только ее одну. Ребенок получает ОДОБРЕНИЕ! Одобрение своих родителей!

Одобрения! Вот чего не хватает человеку, вступившему в «общество чистых тарелок» и получающему удовольствие от поглощения пищи.

ПОЭТОМУ, ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕЕДАТЬ, ВАМ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ ОТ МИРА ОДОБРЕНИЕ! (Одобрение это все-таки лучше, чем удобрения! Шутка)

Посмотрите вокруг себя. Как часто вам говорят – ты хорошая (хороший), ты умница, мы тобой гордимся? Если не часто, может, стоит попросить об этом? Наши близкие не знают, как нам необходимо одобрение! Они перестают хвалить нас, как только мы покидаем школьную скамью, а может быть, даже раньше. Да и мы сами, часто ли хвалим других и самих себя? Кто из нас способен произнести не кривясь фразу «Ай, да Я», даже если это полностью заслужено?

Вот и приходится нам заменять сладким слова любви и одобрения.

Упражнение.

С сегодняшнего дня начните одобрять собственные поступки. Сделали что-то – хорошо! Получилось – отлично! Справились – молодец! Поступили правильно – я умница!

Вы можете даже завести меленький дневник одобрений, крошечную такую тетрадочку с карандашиком, куда будете заносить все слова похвалы самому себе.

С этого дня объявите также всем своим близким (кто вам действительно близкий), что вы хотели бы получать от них больше одобрений. Попросите их хотя бы иногда напоминать вам, что вы хорошие, любимые, необходимые!

Тут есть одно «но». Чтобы получать искренние одобрения надо их заслужить. Поэтому, плюс к тем вещам, которые вы делаете хорошо, начните делать и другие добрые, полезные дела и приобретите новые навыки и умения.

Это упражнение может превратиться в настоящее самобичевание, если вам не за что себе одобрить. Поэтому, попутно подумайте, что в вашей жизни еще подлежит коррекции, над чем надо поработать. Важным поводом для одобрения станет, если вы перестанете переедать! Дерзайте!

Третья причина.

Мне не хочется обижать хозяев, персонал ресторана, вдруг они подумают, что это было не вкусно?

Отчасти эта причина связана с предыдущий. Здесь тоже речь идет о желании одобрения и (или) страхе обидеть другого, который в результате этого испытает чувства связанные с неодобрением (т.е. вы к другому как бы присоединяетесь, берете на себя его проблемы).

Но еще здесь заложен очень глубокий комплекс жертвы, вкупе с комплексом «хорошей девочки» или «хорошего мальчика». Два этих комплекса тесно связаны друг с другом, т.к. хорошая девочка скорее согласиться стать жертвой, чем расстроить мамочку. Хорошая девочка скорее согласится объесться и в результате испортить себе фигуру, чем расстроить постороннего человека.

О комплексе жертвы написаны тысячи научных трактатов, так что, при желании вы сможете их изучить. Я не буду уделять ему много внимания. Поэтому сразу перейдем к упражнению.

Упражнение.

Вы помните знаменитую басню «Демьянова уха»? «Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай…» Представьте себя на месте соседа Демьяна. Вот вы сидите за столом, привычно улыбаетесь и хвалите стряпню хозяев, а вам все подкладывают и подкладывают. Что вы будете делать? Продумайте в деталях ваше поведение и ответы. Если вы уже были в такой ситуации, вспомните, как это происходило и что вы при этом чувствовали?

Вот наступает момент, когда вы уже не сможете съесть ни капли, а вас все принуждают и принуждают. Ваш ответ теперь?

Вспомните, как часто в жизни вам приходиться делать что-то через силу, против своей воли? Что вы при этом думаете, чувствуете?

Есть ли у вас здоровая злость по поводу этой ситуации? Найдите ее, хотя бы в зачатке, в зародыше. Распалите себя, выпустите гнев наружу.

Крикните громко – Я НЕ ХОЧУ ЭТО ЕСТЬ!

Я НЕ БУДУ ЕСТЬ ЧЕРЕЗ СИЛУ!

ВЫ НЕ ЗАСТАВИТЕ МЕНЯ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО Я НЕ ХОЧУ!

Если включиться ваше тело и вам захочется махать руками, бить кулаками по столу, топать ногами – разрешите себе это! Выпустите весь свой гнев не только на тех, кто принуждал вас делать что-то через силу, но и на самого себя – за то, что шли на поводу у собственных мелких желаний.

Чем больше подавленного гнева отпустит ваше тело, тем легче будет вам потом! Фантастическое ощущение легкости, как после дождя. Сделайте это – не пожалеете.

Причина четвертая.

Я доедаю пищу, потому что она начинает меня раздражать.

Вряд ли вам в голову придет именно такая формулировка. Скорее всего, вы просто чувствуете раздражение и дискомфорт, когда в тарелке остаются считанные кусочки. Есть подсказка тела. Если вы едите быстро, так что со стороны может показаться, что вы поглощаете пищу – это ваша причина. Также это ваша причина, если к концу трапезы вы ускоряетесь, как будто у вас сейчас отнимут тарелку.

Так делают люди, которым часто приходится испытывать неудовлетворение собой. По научному, это называется фрустрация. Фрустрация это состояние базового неудовлетворения, когда все не в радость, все раздражает, а почему – не понятно, точнее, сформулировать причину точно и лаконично – невозможно. Люди в состоянии фрустрации часто говорят – «все не так». А что именно «все» и почему «не так» объяснить не могут. Для них это на самом деле – все.

У фрустрации две причины – недовольство собой и недовольство окружающим миром.

Первое порождает аутоагрессию – желание сделать себе плохо (естественно, неосознанное). «Ну, и пусть мне будет плохо», - говорит аутоагрессор. «Ну и что, что пирожное вредно, и так толстая, съем и его…». Неправда ли, знакомое выражение? Таким образом, мы мстим себе за собственное несовершенство, на самом деле усугубляя его еще больше.

Второе порождает желание сделать плохо окружающему миру, особенно тем, от кого тебе особенно достается. А как сделать плохо? Ты ведь уже взрослый (ая), ты не будешь бить соседские окна или подсыпать маме соль в компот. Ты можешь отомстить миру только своим внешним видом. Мужу, который вообще забыл что-такое комплименты и со свадьбы не подарил не одного цветочка: а на тебе жену - толстуху! Нравится? Ах, не нравится… А ты на себя посмотри, боров нечесаный.… И понеслось.

Естественно, есть и более глубокие причины. Человека, которого раздражает супруг, наверняка будут раздражать и дети, и родители, и толчея в автобусе и певица Валерия в телевизоре со своим Йосей (вот ведь, улыбаются!). Фрустрация захватывает все существо человека и тогда уже непонятно, что именно сейчас ты заедаешь. Ты просто заедаешь свое желание, чтобы все было по-другому.

Справиться с фрустрацией намного сложнее, чем с предыдущими причинами. Здесь, по большому счету, необходимо менять весь образ жизни. Но мы попробуем. Для вас упражнение такое.

Упражнение.

Научитесь отслеживать моменты, когда во время еды появляется раздражение. Не пытайтесь его подавить, просто скажите себе – да, я раздражен (а). Научитесь признавать свое раздражение, как факт существующий, и имеющий к вам отношение! Но не более того.

Когда вы чувствуете нарастающие признаки раздражения, вам нужно не препятствовать ему. Не так уж важно, почему оно возникло. Важно, чтобы вы научились выпускать его из себе (а не заедать, как вы это обычно делаете).

Признаки нарастающего раздражения: вы сдерживаете дыхание;

начинаете есть быстрее и уже не различаете вкуса пищи,

в ваших движениях появляется суета,

ваше лицо каменеет, образуется вертикальная, складочка между бровей;

возможно, вы начинаете подкашливать….

При этих и других признаках раздражения сделайте следующее.

Положите вилку, даже если вы не доели, сядьте прямо, упритесь ногами в пол, расслабьте мышцы спины и шеи и просто подышите. Спокойно подышите, прислушиваясь к своему дыханию. Спокойно-спокойно.

И если у вас при этом навернуться слезы – не пугайтесь, я обещаю вам, что вы не будете рыдать каждый раз, над каждым куском. Если раздражение нарастет и захочется швырнуть эту тарелку как следует о стену – швырните, только мысленно (представьте себе во всей красе путь тарелки с кусками пищи до стены). Но, скорее всего, после такого дыхания к вами придет ощущение спокойствия и даже некоторой апатии. И вряд ли захочется доедать этот кусок. А после нескольких таких упражнений желание переедать уйдет вовсе.

Причина пятая.

Потому что, если я не доем эту пищу, мне придется с ней что-то делать. Убирать, выбрасывать, отдавать другому члену семьи. Это сложнее, чем просто доесть.

Что это за причина такая, скажете вы? Что такого сложного в том, чтобы распорядиться остатками пищи? Вы удивитесь, но это очень серьезная причина для тех, кому трудно дается самостоятельность. След этого идет из раннего детства, когда ребенку не позволялось проявлять инициативу, а любое решение за него принималось родителями. («Твой номер десятый», «как я сказала, так и будет», «тебя вообще никто не спрашивал» - знакомые выражения?).

У тех, кто вырос в тотальном родительском контроле отсутствует или серьезно усечена собственная воля.

Такой человек может располнеть только потому, что у него нет воли быть худым.

Как следствие у таких людей в характере обязательно будет присутствовать нерешительность, безответственность, точнее всяческие попытки ответственности избежать, податливость и инфантильность. Поэтому, когда девушка выросшая с авторитарными родителями смотрит на кусок торта, который уже не хочет доедать, у нее возникает, как минимум два вопроса: а что сказали бы родители, и что же лично мне сейчас делать? Не найдя правильного ответа или, как вариант, не найдя в себе силы на него, девушка покорно доедает торт идя по пути наименьшего сопротивления.

Чтобы сказать перееданию – нет, нужна силы воли и ответственность взрослого человека. Если того и другого нет, научиться не переедать будет сложно.

Упражнение.

Вырастим в себе силу воли.

Это упражнение мы выполним в медитации. Пожалуйста, найдите время, когда вас никто не будет беспокоить, сядьте в удобную позу, включите приятную расслабляющую музыку или изолируйте себя от громких, посторонних звуков. Закройте глаза. Постарайтесь представить поле. Поле или луг, с густо растущей травой, цветами. Легкий ветерок колышет высокие травинки, греет солнышко, поют птицы, спокойствие и мир вокруг вас. Посмотрите, у самой земли, среди зарослей густой и сильной травы пробивается слабый, маленький зеленый росточек. Еще не понятно, что это будет – травинка или цветок. Он такой маленький и слабый, что любая мелочь может помешать его росту. Представьте, что этот росток – ваша сила воли. Начните ее выращивать. Оградите росток от давления других растений, разведите их в сторону (только не вырывайте), призовите на помощь ростку дождик и солнышко. В воображение проследите, как росток наполняется силой, тянется кверху, как становится крепче его стебель, как все более уверенно чувствует он себя среди других цветов и трав. Посмотрите, чем стал ваш росток. Может быть, это сильный стебель злаковой культуры, а может – роскошный полевой цветок. Посмотрите, полюбуйтесь на него.

Отследите ощущения. Возможно, вы почувствуете, как ваш телесный стебель воли – позвоночник, наполняется силой и энергией. Вдохните глубоко. Наполните свое тело жизнью, силой, волей к победе.

В ближайшие дни периодически возвращайтесь к медитации, проверяйте, что происходит с вашим ростком, стремится ли он вверх, укрепляется ли его стебель? Удерживайте в воображении картинку ростка вашей силы воли. Понаблюдайте за своими ощущениями в течение следующего месяца. Вам станет легче принимать ответственные решения и проще постоять за себя!

На этом первая часть виртуального тренинга закончена. Мы рассмотрели пять причин того, почему мы переедаем, но возможно, есть и другие причины переедания и лишнего веса и о них мы поговорим через месяц.

Пожалуйста, держите меня в курсе ваших изменений и подключайте к работе по этой методике новых людей с такими же проблемами. Пусть счастливых и свободных людей в результате будет больше!

Данный текст является авторским.

Первая публикация была осуществлена в журнале "Люблю" (Латвия) 2006 г.

Перепечатка возможна только с указанием на первоисточник.

Елена Шубина

Задать вопрос автору рассылки - Елене Шубиной, можно по электронной почте 2tr@mail.ru

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

21-22 октября 2006 года в Петрозаводске,

24-26 октября 2006 года в Самаре

приглашает на тренинг

«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»

Ведущая – Елена ШУБИНА (Рига – Санкт-Петербург)

Как обрести женское счастье?

На этот самый частый женский вопрос мы обязательно найдем ответ!

На этом тренинге мы исследуем нашу способность Любить, Верить, Доверять, Принимать, Чувствовать и Прощать. Говорим о женских стратегиях в выборе партнера. Расстаемся с трагическими фигурами прошлого и формируем новый образ желанного партнера. Познаем теневую сторону нашей сущности. И просто отдыхаем!

В ПРОГРАММЕ:

¨ Любовь и оргазм. Психологическая природа оргазма. Оргазм – что он значит для Тебя? Как позволить себе потерять контроль?

¨ Стратегии женского поведения. Ошибки, которые мы допускаем…

¨ Как разорвать порочный круг и выйти на другой уровень отношений.

¨ Почему мы выбираем? Проблема выбора. Как сказать «Да» и «Нет»?

¨ Полюби свое тело! Как принять и полюбить себя?

¨ Знакомство с собой! Теневая сторона женской сущности! Разреши себе все!

¨ Ритуал в женском мире.

¨ Как отпустить прошлое? Обиды, которые мешают жить.

А также:

Уникальные техники расслабления. Приемы саморегуляции и самопознания. Медитации. Танцевальные упражнения и женская пластика.

Запись и справки: +7-911-4012440 Леонид (Петрозаводск)

Litvira@yandex.ru Ирина (Самара)

ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

«ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ»

Долгосрочная обучающая программа Института профессионального тренинга (Россия, Москва) рассчитанная на 7 обязательных модулей общей продолжительностью 210 ак.час.

с возможностью дополнительного обучения.

Программа сертифицирована Академий гуманитарных технологий (США).

Первый уровень. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ОСНОВЫ.

Основы и принципы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

Предмет и язык телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

Методы и направления ТОП. Разнообразие форм работы с телом.

Законы телесной динамики. Осознанная работа с телом. Суть психотерапевтического телесного процесса. Почему тело реагирует так…?

Правила проведения телесно-ориентированных сессий. Терапевтическая позиция. Энергоинформационная и психологическая защита терапевта.

Язык тела. Прикосновения. Смысл и значения типов прикосновений.

"Проблемная анатомия". Важнейшие психоэмоциональные зоны тела и их связь с жизненными событиями человека. Зоны подавленных эмоций и психотравм. (Где в теле живут наши проблемы, и о чем говорит напряжение той или иной части тела?)

Мышечный панцирь" по В. Райху. Понятие энергии и энергооборота в теле. Приемы снятия хронических мышечных блоков и зажимов. Что скрывается за мышечным блоком? Работа с хроническим напряжением и осознанием проблемы тела.

Мир телесных ощущений. Приемы повышения чувствительности и внимания. Память тела.

Диалог с телом. Сигналы и знаки тела. Решение проблем на телесном плане.

Биологическое дыхание. Приемы работы с дыханием. Освобожденное дыхание – свободное тело. Настройка дыхания и ее целительные свойства.

Техника снятия напряжения с головы. Глубокий релаксационный комплекс. Элементы «структурной психосоматики».

Саморегуляция и ауторелаксация.

Второй уровень. ДИНАМИЧЕСКИЕ, ДВИГАТЕЛЬНЫЕ и ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ в ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Активные, динамические и жесткие методы в ТОП. Целесообразность применения и показания к применению.

Законы телесной динамики. Правила ведения динамических практик.

"Проблемная анатомия" в динамике.

Отреагирование. Катарсические реакции и активизация. Приемы выведения в отреагирование. Работа в зоне катарсиса. 2 типа катарсиса.

Тело и пространство. Завоевание пространства. Борьба за свои границы. Агрессия.

Статическая динамика. Позы и энергия. Биоэнергетика А. Лоуэна. Стресс-позы.

Рольфинг.

Двигательные практики. Танцевально-двигательная терапия в контексте ТОП.

Архитипические движения тела, как способ познания мира.

Дыхательные практики. Экскурс в мир дыхательных психотехник.

Опыт работы с состояниями. Отслеживание состояний. Саморегуляция. Работа со страхами. Экскурс в сумасшествие, смерть, безмолвие.

Третий уровень. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ в ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Диагностические методы в ТОП.

Психология пространства. Тело и пространство. Понятие «центра тела» и его связь с проблемной анатомией человека. Границы тела. Сфера притязаний и ее связь с границами тела. Человек в замкнутом пространстве – варианты поведения, как диагностика. Реакции тела, как способ диагностики.

"Проблемная анатомия" в глубинном психологическом анализе. Типы контактов и их значение, смысл.

Строение тела, как типология личности.

Структура напряжения. Формы блокировки в теле.

Природа блоков. Причины возникновения, форма, структура, динамика развития, способы обнаружения, приемы ликвидации, целесообразность и последовательность работы с блоками.

Статическая динамика. Позы и содержание. Глубокий анализ поз, микрожестов и движений.

Диагностика методом рисуночного теста. Тест «Рисунок человека». Три типа интерпретации - классическая А.Лоуэна, чувственно-интуитивная и эмпатическая. Дальнейшая психотерапевтическая работа с рисунком.

Диагностика посредством приемов танатотерапии. Экстраверсия – интроверсия; значимые сферы жизни; проблемная анатомия.

Диагностика в дыхательных практиках. «Как мы дышим, так и живем». Тип дыхания, как визитная карточка личности.

Четвертый уровень. ТЕЛЕСНО-ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Основы и принципы драматических и проективных методов в телесно-ориентированной психотерапии (ТОП).

Что такое телесно-драматический подход в телесной терапии? Осознанная работа с проблемой. Правила ведения телесно-драматических расстановок.

Психология пространства. Психология движения.

Аналитическое мизансценирование. Подлинный смысл поз, жестов и микро-движений тела.

Динамическое драматизирование. Расстановки и вербализация проблемы. Работа с любым запросом клиента. Проблемы страхов, болезней, внутренних конфликтов и неразрешимых ситуаций.

Расстановки. Метод получения обратной связи по любой проблемной ситуации и запросу клиента. Расстановки в бизнес и орг-консультировании.

Субличностное драматизирование. Работа с субличностями и субпозициями.

Аутентичное драматизирование. Метод раскрытия потенциала ситуации.

Временная динамика в телесной драматизации. Путешествие по линии времени. Прослеживание жизненного пути. События прошлого и будущего.

Пятый уровень. ТРАНСОВЫЕ и ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ в ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Законы телесной динамики. Правила ведения телесно-ориентированных сессий в трансовой зоне. Виды и типы контактов вводящих в транс. Динамика телесного процесса.

Работа с контролем. Страх расслабления. Работа со страхом расслабления. Корректные и безопасные техники расслабления.

Работа со страхами. Проживание страха, встреча со страхом, диалоги со страхом.

Трансовые техники в ТОП. Танатотерапия. Четыре базовых приема танатотерапии. Танатотерапия, как тотальное расслабление и глубокий трансперсональный опыт.

Работа со страхом смерти. Стратегии встречи со смертью.

Виды страхов. Классификация страхов. Работа с глубинными страхами.

Картография миров танатотерапии. Когнитивное и символьное картирование. Работа с образами бессознательного.

Интегративные трансовые практики. Кранио-сакральная терапия.

«Ритуал пяти контактов». Восточные трансовые энергетические практики.

Шестой уровень. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Законы телесной динамики. Правила ведения интегративных практик.

"Проблемная анатомия" в интегративной терапии. Глубинные связи в проблемной анатомии. Понятие «корня проблемы» и «связок» между проблемными зонами.

Пространственная психология и способы построения психотехник на основе психологии пространства.

Психотерапевтический диалог. Различие позиций и ролей терапевта. Защита и наблюдение. Супервизия.

Двигательные практики. Особенности «вплетения» двигательной терапии в контекст телесно-ориентированного тренинга.

«Возрастной регресс» - метод работы с подавленными и вытесненными психотравмами.

Основы и знакомство с «Розен-методом»

Основные теории и концепции ТОП и других направлений практической психологии и способы их интеграции.

Дыхательные практики. Все о дыхательных психотехниках. Формы, различия, особенности, время проведения и время и фазы выхода. Совместимость техник.

Особенности построения телесно-ориентированного тренинга.

Дистанционная работа (с родственниками и значимыми фигурами). Работа по запросу.

Регрессивно-двигательная терапия. Метод. Концепция. Основы. Способы и целесообразность применения.

Седьмой уровень. По запросу группы на выбор:

1. ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ТОП.

2. КЛИЕНТСКАЯ ГРУППА.

3. СУПЕРВИЗИЯ.

4. МАНУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ (ведущий – А.О. Лукашенков)

В процессе обучения проводятся мастер-классы по темам:

1. Психологическая и энергетическая защита специалиста.

2. Особенности работы с лицом; со спиной; животом. Мануальные практики. (Ведущий – А.О. Лукашенков)

3. Особенности работы с детьми в рамках ТОП.

4. Особенности групповой работы с подростками в рамках ТОП.

5. Восточные энергетические практики и восточный подход в работе с телом. (Ведущий – А.О. Лукашенков)

6. Ритмо-двигательная терапия.

7. Регрессивно-двигательная терапия.

8. Древнеславянские оздоровительные системы. (Ведущий – А.О. Лукашенков)

9. Арт-терапевтические практики в рамках ТОП.

10. Профессиональная идентификация психолога и терапевта.

По окончании обучения сдается зачет по тестовой системе и выдается закрытая рекомендация от преподавателей программы.

Выпускники получают сертификат Института профессионального тренинга (г. Москва), диплом Академии гуманитарных технологий (США) и членство в Ассоциации профессионального тренинга (Россия-Балтия).

По окончании каждого модуля выдается сертификат.

Участники имеют возможность повторного прохождения программы за 20% от ее стоимости.

Для участников проводятся выездные семинары в интересные места планеты. Проходят конференции, декадники и клубный отдых.

Участникам предоставляется возможность профессионального роста при поддержке Института профессионального тренинга. Оказывается всесторонняя поддержка при трудоустройстве, организации собственного кабинета или центра телесной терапии. Сертификация собственных тренингов с правом выдачи сертификатов Института. Юридическая поддержка. И возможность со временем войти в тренерскую команду Института и Ассоциации профессионального тренинга.

Преподаватели программы:

Елена Викторовна Шубина (Рига – Санкт-Петербург). Психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, психотренер международного класса. Сертифицированный тренер Академии гуманитарных технологий (США) по международной программе дополнительного профессионального образования.

Директор департамента образовательных программ Института профессионального тренинга (Россия).

Почетный член Ассоциации телесно-ориентированной психотерапии Латвии, член Ассоциации профессионального тренинга (Россия-Балтия), член Ассоциации трансперсональной психологии Латвии.

Создатель долгосрочной обучающей программы по телесной терапии, спецкурса «Телесная терапия для массажистов и косметологов», 12 авторских тренингов.

Автор 25 книг по практической психологии (издательства «Весь» 2003-2004 гг. и «Олма-пресс» 2006 г.), более 100 публикаций в российской и зарубежной прессе.

Андрей Олегович Лукашенков (г. Рига) Телесно-ориентированный психотерапевт. Сертифицированный тренер Академии гуманитарных технологий (США) по международной программе дополнительного профессионального образования.

Президент Ассоциации профессионального тренинга учрежденной Институтом профессионального тренинга (г. Москва).

Член Международной ассоциация китайской и нетрадиционной медицины, Европейского общества биомеханики, Ассоциации протезистов и ортезистов Латвии. Магистр бионики, биомеханики и протезирования, лауреат Фонда Сороса. Автор серии работ по анализу и психологии движений человека.

Создатель системы целостного развития человека "Равновесие". Специалист по реабилитационной биомеханике. Автор метода биомеханической коррекции функционального состояния позвоночника.

Задать вопросы: 1tr@mail.ru

Другие программы, семинары и тренинги Института профессионального тренинга здесь: http://www.shubina.com/project.htm


В избранное