Мозг, сердце и атеросклероз.

  Все выпуски  

Мозг, сердце и атеросклероз.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мозг, сердце и атеросклероз

25.12.2005.


ВЫПУСК N12 "МОЗГ, СЕРДЦЕ И АТЕРОСКЛЕРОЗ"

Рад приветствовать новых подписчиков рассылки!

Подписаться на рассылку можно здесь

Рассылки Subscribe.Ru
Мозг, сердце и атеросклероз.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаем чтение книги профессора И. И. Великанова "МОЗГ, СЕРДЦЕ И АТЕРОСКЛЕРОЗ".


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС: СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

Психоэмоциональный стресс, наиболее часто возникающий при различных конфликтных ситуациях в процессе производственной деятельности, в общественной жизни человека, в семье, ввиду его частоты и связи с такими широко распространёнными заболеваниями, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инсульты, инфаркты, язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта, приобретает всё большее медико-социальное значение.

Поэтому учёные различных специальностей (социологи, физиологи, врачи) ведут интенсивные поиски путей и способов профилактики губительного влияния патологического стресса на человека.

Напомним, что патологический стресс, в отличие от физиологического, причиняет вред организму.

Такие эмоции, как страх, горе, ненависть, зависть, печаль, ревность, злоба, если они овладевают сознанием человека и действуют длительное время, могут вызвать стресс-реакцию организма с болезнетворными последствиями.

Если же стресс выражен слабо или даже сильно, но действует однократно, то вредных последствий для организма не наступает.

Стресс-реакция, развивающаяся при этом, мобилизует резервные возможности организма и направляет их на преодоление затруднений, возникших в результате конфликтной ситуации.

При разрешении таким образом конфликта стресс-реакция имеет приспособительный (адаптационный) характер, тренируя тем самым организм.

В частности, при этом повышается устойчивость организма к гипоксии (пониженному содержанию кислорода).

В случае подобных стрессовых ситуаций тренированный организм их легко преодолевает без ущерба для себя, вырабатывая своего рода антистрессорный "иммунитет".

Возможность его выработки основана на известном положении академика П. К. Анохина о том, что эмоции, как и мышцы, можно тренировать.

Только при очень сильных или часто повторяющихся эмоциях, когда развивается застойное эмоциональное возбуждение, внутренние механизмы самозащиты от стресса истощаются, и стресс-реакция из приспособительной переходит в болезнетворную со всеми пагубными последствиями для организма.

Такой стресс опасен не только в период его действия, но и в последствии. Так, доказано, что по прошествии стресса наблюдается ухудшение сократительной функции миокарда вследствие истощения в нём запасов питательных веществ [72].

Учёные интенсивно работают над поисками путей и способов обезвреживания патологических стресс-реакций и в этом отношении уже достигнуты определённые успехи.

Каковы же способы защиты от стресса?

Все известные, испытанные или пока изучаемые, предполагаемые способы смягчения, нейтрализации развивающейся патологической стресс-реакции или её предупреждения можно отнести к нескольким группам:

  1. Предупреждение развития патологического стресса с помощью психологической дезактивации (дезактуализации).

  2. Психологическая дезактивация уже развившейся патологической стресс-реакции.

  3. Переключение энергии отрицательных эмоций при стрессе на продуктивную деятельность.

  4. Физическая дезактивация стресс-реакции.

  5. "Разрядка" отрицательных эмоций на других лицах, животных, предметах.

  6. "Гашение" отрицательных эмоций с помощью положительных эмоций.

  7. Предупреждение и нейтрализация стрессовых ситуаций в сфере внутрисемейных отношений.

  8. Глубокий, длительный сон.

  9. Медикаментозная защита от стресса.

1-я группа способов обезвреживания стресс-реакций сводится к выработке философского отношения к затруднениям и конфликтам.

Житейский опыт подсказывает, что в большинстве случаев мы неправильно оцениваем ситуацию, преувеличиваем возможные её отрицательные последствия для себя, то есть сами себе создаём стресс.

Это подтверждает и основоположник учения о стрессе Ганс Селье. Он пришёл к заключению, что многие болезни проистекают оттого, что люди слишком бурно реагируют на те или иные события и явления в жизни, как будто им грозит нападение, опасность.

Однако чаще всего такой опасности не бывает. Вот почему стрессовые реакции должны регулироваться сознанием, определёнными взглядами на возникающие в жизни ситуации.

Дожившего до глубокой старости и сохранившего работоспособность учёного спросили, чему он обязан такими успехами, он ответил: "Большие неприятности я переводил в малые, а малым не придавал значения".

Одним из способов выработки психологической устойчивости к стрессам является достижение производственных успехов (и связанная с ними социальная поддержка), а также завоевание авторитета в семье (поддержка биосоциальная, видовая).

Честолюбивым и чувствительным натурам как воздух необходим постоянный (ежедневный) успех, одобрение их труда для поддержки их духовного и физического здоровья.

В противном случае они сникают, продуктивность их труда падает. Личность, утвердившая себя на работе и в семье, более способна противостоять стрессам.

В эту же группу способов выработки устойчивости к стрессовым ситуациям входит аутогенная тренировка (аутотренинг - АТ). Аутогенная - от autos (сам) и genos (род, происхождение).

Гениальному Шекспиру принадлежат слова: "Лекарство наше часто в нас самих лежит". Это как будто сказано именно об аутотренинге - одном из эффективных методов психологического совершенствования личности.

Метод основан на саморегуляции функций организма, обычно не подчиняющихся воле человека. Например, работа сердца, состояние сосудистой системы не могут быть изменены волевым усилием человека не владеющего АТ.

В то же время человек, освоивший этот метод, может расширять или сужать сосуды в любом органе, в том числе и в сердце, замедлять или ускорять его работу.

АТ позволяет влиять на собственные эмоциональные реакции, волю и другие высшие психические функции, повышая возможности самоуправления, саморегулирования.

Метод АТ разработан И. Шульцем (1932), а её научную основу составляют идеи И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, К. М. Быкова, И. Т. Курцина.

Возможность целенаправленного воздействия на эмоциональное состояние и реакции больных путём произвольного расслабления мышц подтверждается многими научными исследованиями о взаимной функциональной связи мышц и эмоций.

Известно, например, что при страхе, депрессии напрягаются дыхательные мышцы и речевая мускулатура. При страхе и других отрицательных эмоциях у человека напряжённое лицо, стесняется дыхание, он как бы "застывает".

При активных эмоциях напрягаются мышцы кистей рук и пальцы. Не только при отрицательных переживаниях, но и при любой сосредоточенной работе напрягаются мышцы лица, особенно жевательные, и круговая мышца рта.

Каждый замечал, как при окончании особо напряжённой работы ощущается тяжесть в мышцах лица, трудно сразу разжать челюсти, открыть рот.

Эти закономерности обосновывают возможность путём расслабления мышц лица активно влиять на снятие возбуждения, умственного напряжения.

А это в свою очередь ведёт к снижению мышечного напряжения. Расслабление же мышц любым путём (медикаменты, физиотерапия, тёплые ванны, самопроизвольное расслабление) оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему.

АТ, кроме самовнушений, направляемых на регулировку функций организма, настроения, даёт возможность и самоубеждения, самовоспитания.

Основной, стержневой элемент АТ - расслабление мышц, в связи с чем этот метод ещё называется релаксацией, то есть расслаблением, или концентрированным саморасслаблением (И. Шульц).

На фоне произвольного расслабления мышц можно вызывать ощущение тепла или холода, скажем в руках, ногах, в области сердца и других органах.

Это достигается путём активной концентрации внимания на том или ином органе, повторения определённых словесных формулировок и возможно более яркого образного представления того явления, которое вы хотите вызвать, и которое уже было испытано раньше (например, представление о том, что руке очень тепло).

Состояние, наступающее при АТ ("аутогенное погружение"), можно характеризовать как стадию предсна, но не глубже: сознание сохраняется, тело как бы отключается от сознания, становится тяжёлым, расслабленным.

Подтверждением этому служат наблюдаемые при аутогенном погружении подёргивания отдельных мышц в различных частях тела, как это бывает в начале засыпания естественным сном.

В этом состоянии словесные внушения имеют особенно большую силу воздействия, что и используется в лечебных целях.

Большое место в АТ занимает дыхательная гимнастика, во многих элементах напоминающая дыхание йогов.

Благодаря исключительной возможности дыхательного центра работать в автоматическом и произвольном режимах, а также благодаря его местонахождению в ретикулярной формации ствола мозга, где расположен и сосудодвигательный центр, дыхательными упражнениями можно оказывать регулирующее влияние на многие функции мозга, снижая или повышая его возбудимость.

Дыхательными упражнениями можно нормализовать ритм сердечной деятельности, артериальное давление, расслаблять мышцы, повышать температуру кожи, сужать или расширять сосуды мозга.

Суть дыхательных упражнений состоит в овладении брюшным, или диафрагмальным дыханием. Глубокое брюшное дыхание осуществляет массаж органов брюшной полости, улучшает кровообращение, пищеварение, устраняет спазмы.

Дыхательные упражнения могут вызвать мобилизацию или успокоение. Укороченный выдох и удлинённый вдох является мобилизующим приёмом, такую гимнастику рекомендуется выполнять по утрам; а удлинённый выдох с укороченным вдохом - успокаивающий приём - их применяют вечерами.

Упражнения следует выполнять, мысленно подсчитывая вдохи и контролируя рукой движения брюшной стенки (на выдохе - выпячивание, на вдохе - втягивание).

Это способствует отвлечению внимания от беспокоящих мыслей и чувств. Чтобы не наступила гипервентиляция (головокружение, "туман" перед глазами), необходимо соблюдать паузу после выдоха, равную по продолжительности половине времени вдоха.

При атеросклерозе мозговых сосудов, когда форсированное дыхание может вызвать уменьшение кровотока по сосудам мозга, мы рекомендуем дыхательные упражнения выполнять не более одной минуты с последующим перерывом.

Глубокое дыхание противопоказано больным с атеросклеротической и диэнцефальной эпилепсией.

Сами по себе дыхательные упражнения помогают овладеть релаксацией, не прибегая к словесным формулировкам, которые у некоторых людей вызывают отрицательное отношение.

Занятия АТ следует проводить в одной из удобных поз: сидя на стуле, полулёжа в кресле с высоким подголовником и подлокотниками или лёжа на спине. Глаза должны быть закрыты, внутренний взор обращён к кончику носа или несколько выше и впереди него.

Мысли о внешнем мире изгоняются, человек "смотрит" внутрь себя - наступает его психическая изоляция от окружающей среды, что способствует более полному расслаблению мышц.

АТ следует проводить ежедневно и по нескольку раз в день. По мере тренированности эффект релаксации достигается мгновенно. Я знал пожилого врача, который мог, удобно расположившись в кресле, за считанные секунды "погрузиться" и получить новый заряд работоспособности, пока один больной выходил из кабинета, а другой входил.

Несмотря на свой почтенный возраст, он мог работать по 12 - 13 часов в сутки. Ему удавалась АТ даже стоя в городском автобусе.

Приводим формулы утренней психологической настройки организма с целью повышения его работоспособности и повышения устойчивости к различного рода неприятностям в семье и на работе - по К. Динейке, с сокращениями [50].

"Я лежу, глаза слегка закрыты, - так я ограждаю себя от лишних раздражителей. Мой взгляд слегка направлен на переносицу. Дыхание свободное, ровное, неторопливое".

"Мой головной мозг воспринимает только те сигналы, которые восстанавливают организм. Я приобретаю уверенность в том, что организм защитными силами помогает себе. Вера в восстановление даёт силу и повышает трудоспособность".

"Итак, я лежу в полудремотном состоянии и ощущаю приятную истому. Мышцы и язык расслаблены. Лицо стало гладким. Я испытываю приятное ощущение лёгкости и невесомости. Моё сознание спокойно, как гладь озера в тихую солнечную погоду. Посторонние звуки меня не тревожат. Меня всё больше и больше клонит к дремоте" (пауза).

"Теперь мой мозг и сознание подготовлены для восприятия самовнушений" (пауза).

"В организме происходят восстановительные процессы. Нормализуется деятельность внутренних органов и эндокринных желез, улучшается устойчивость организма к кислородной недостаточности. Всё это вселяет в меня оптимизм и восстанавливает радостное восприятие явлений природы" (пауза).

"Моё дыхание продолжает урежаться. После выдоха само дыхание на мгновение останавливается. Я испытываю его благотворное влияние" (пауза).

"Продолжаю дышать так: вдох, короткая пауза. Выдох удлиняется. Во время паузы я обращаю внимание на солнечное сплетение (сверху от пупка). С каждым сеансом я всё ярче ощущаю, что из солнечного сплетения излучается теплота. Я наслаждаюсь этим ощущением" (пауза).

А теперь мысленно повторяйте следующие формулы самоубеждения:

"Под влиянием аутогенной тренировки мне с каждым днём становится всё лучше. Лучше и лучше во всех отношениях" (повторить 10 раз).

"Я становлюсь добрее. Добрее, сильнее, уравновешеннее при всех обстоятельствах" (повторить 6 раз).

"Я приобретаю новые силы и возможности в трудовой и творческой деятельности. Я полок сил, желаний и действий. Мне хочется общаться с людьми и радоваться их успехам" (повторить 4 раза).

Далее следует музыкальная пауза (1 -3 минуты) - инструментальные произведения Генделя, Вивальди. После паузы - формулы самовоспитания:

"Я настроен ежедневно обновлять в своей памяти идеал и цель моей жизни и стремиться к ней" (пауза).

"Я буду постоянно и неуклонно совершенствовать свой организм, развивать интеллект и память, обогащать мир эмоций, приобретать навыки самообладания" (пауза).

"Я буду творчески настроен, я буду созидать ценности для людей, общества, моей семьи".

Музыкальная пауза (1 -2 минуты)

"Мой мозг получил тонизирующую зарядку. Весь день я буду приветлив, уравновешен, деятелен. После сеанса я буду ощущать прилив сил и стремление к всесторонней деятельности".

Музыкальная пауза (1 минута).

"Сеанс идёт к концу. Дремотное состояние проходит" (пауза).

"Мои мышцы пробудились, мозг стал бодрым и способным к восприятию новых впечатлений. Я начинаю день со свежей головой и с улыбкой. Я готов проделать утреннюю гимнастику и принять водную процедуру".

Тем, кому не чужды идеи самосовершенствования, хочется дать совет: в качестве долгосрочной программы предупреждения конфликтных ситуаций и связанных с ними стресс-реакций необходимо принять для себя за правило не отзываться дурно о других, потому что зло порождает зло и как бумеранг возвращается к тому, от кого оно исходило.

В этом отношении показателен пример из жизни Л. Н. Толстого. Однажды, находясь у друзей, он дурно отозвался об одном докторе. Вскоре он собрался и пошёл домой, но неожиданно для всех вернулся.

- Лев Николаевич, вы что-нибудь забыли? - спросили его удивлённые друзья.

- Да, забыл, - ответил он поспешно - Бога забыл. Вот осудил человека, а это не хорошо. Пришёл вам сказать, что беру свои слова обратно. Он, может быть, и нехороший человек, а я-то гораздо хуже его.

2-я группа способов защиты от уже развившейся патологической стресс-реакции предполагает уменьшение её силы и длительности, чтобы не истощать энергетические ресурсы организма, буквально "пожираемые" стрессом.

Цель достигается так же, как и в 1-й группе, с помощью психологической дезактивации стресса, но уже специальными приёмами психотерапии и АТ с учётом характера травмирующей ситуации.

В этих случаях необходима индивидуальная психотерапия, направленная на обесценивание конкретной причины, вызвавшей стресс.

Поскольку производственные конфликты - весьма распространённое явление и играют важную роль в развитии стресс-реакций (а многие больные атеросклерозом очень чувствительны к ним), мы придаём большое значение нейтрализации именно производственных стрессов и выработке у больных психосоциальной адаптации к ним.

Напомним, что эксперты ВОЗ, определяя понятие "здоровье", имеют в виду не только физическое, психическое, но и социальное благополучие.

Производственные конфликты, особенно если они не имеют серьёзных оснований, возникают в силу временных обстоятельств и не по вине больного, но тем не менее грозят его положению в обществе, авторитету и, как правило, каждым очень остро переживаются.

В силу же инертности нервных процессов у больных очаги конфликтного возбуждения фиксируются, принимая застойный, патологический характер.

Они надолго выводят больного из равновесия и работоспособного состояния. Для смягчения последствий производственного стресса, его психологической нейтрализации и выработки уверенности в социальной поддержке больного мы предлагаем текст АТ "Психоэиоциональная адаптация".

Сначала повторяют формулы вводной части АТ ("тяжесть", "тепло", "дыхание") с целью достижения аутогенного погружения:

"Я успокаиваюсь".
"Глаза мои закрыты".
"Мышцы лица расслаблены".
"Нижняя челюсть слегка отвисает".
"Мои руки тяжёлые".
"Тело расслаблено".
"Мои руки тёплые".
"Я спокоен".
"Я совершенно спокоен и расслаблен".
"Дыхание моё ровное, замедленное".
"Воздух легко проходит в лёгкие".
"Дышится легко и свободно".
"Мозг мой слегка затуманен".
"Мозг погружён в приятную дремоту".

Затем следует основная часть формул самовнушения по этой группе.

"Я спокоен".
"Я чувствую себя уверенным и сильным".
"Ничто меня не может вывести из равновесия".
"Приятная дремота охватывает мой мозг".
"Я уверен, что всё будет хорошо".
"Возникшие неприятности - временные".
"Им не следует придавать значения".
"Я спокоен, совершенно спокоен".
"Сердце бьётся ровно и спокойно".
"Ничто и никто мне не угрожает".
"Я верю в социальную справедливость".
"Конституция оберегает меня".
"Всё будет хорошо".
"Я совершенно спокоен".
"Сердце работает ровно, перекачивая кровь в сосуды".
"Мой труд очень нужен обществу и людям".
"Моё положение в обществе незыблемо".
"Я спокоен и всегда буду таким".
"Я готов спокойно и плодотворно трудится".

Сеанс окончен. Выход из него стандартен, как и при других видах АТ: "Глубокий вдох, энергично три раза сжать и разжать кулаки, глаза открыть".

АТ следует проводить по прошествии "острой" фазы стресса, когда волнение немного уляжется. Повторение его в течение дня способствует достижению эффекта.


На этом сегодняшний выпуск окончен...

C искренним уважением к Вам,
и наилучшими пожеланиями,
ведущий рассылки Александр Новиков

P.S. Для рассылки создан сайт, на котором будут печататься статьи продолжающие тему рассылки.

Сайт рассылки находится здесь

Если возникнут какие-либо вопросы или пожелания, пишите:

E-mail: a5v5n5@yandex.ru



Copyright 2005


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.health.ateroscleroz
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное