Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 153


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В выпуске рассылки от 17.11.2003 были помещены аннотация, содержание, предисловие и первая глава 1.1 "Что такое менеджмент?" нового учебника А.И.Орлова "Менеджмент". В этом учебнике впервые выделены в отдельный раздел инструменты менеджмента, в том числе эконометрика.

   В выпуске рассылки от 22.12.2003 помещена вторая глава 1.2. "Основные функции менеджмента" первой части "Общее представление о менеджменте". Она переработана и дополнена по сравнению с исходным текстом, выложенным на нашем сайте.

   В настоящем, 153-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 29 декабря 2003 года продолжаем публиковать избранные разделы учебника. Помещаем третью главу 1.3 "Основы теории управления", написанную специально для этого издания, и четвертую главу 1.4 "Стратегический менеджмент".

   Затем приведено несколько кратких сообщений о конференциях, семинарах, сайтах, объединенных рубрикой "Хроника".

*   *   *
С Новым Годом, дорогие подписчики!
*   *   *

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Избранные главы учебника А.И.Орлова
"Менеджмент"

1.3. Основы теории управления

   Что делает управляющий, т.е. менеджер? Управляет организацией или подразделением, т.е. людьми. Значит, управление людьми - это деятельность менеджера. Познакомимся с рядом понятий, используемых при обсуждении проблем управления.

1.3.1. Основные понятия теории управления

   Субъекты и объекты управления. В каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная и др.) деятельность общества сознательно управляются. Что имеется в виду под термином "управление"? Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

   Субъект управления - это тот, кто управляет. Объект управления - это тот, кем управляют.

   Пример 1. Обсудим понятия субъектов и объектов управления применительно к экологической безопасности и природоохранной деятельности [1]. Субъектами управления природопользованием, в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетенции, кроме того - специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, а также органы местного самоуправления. На уровне предприятий субъектами управления являются подразделения и службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.

   К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других направлений работы.

   К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной среды).

   К охране природной среды имеют отношение многие министерства и ведомства. Например, Министерство экономического развития и торговли РФ, формируя стратегию социально-экономического развития, обязано учитывать и экологические интересы общественного развития. Госстандарт России осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов и в том числе за выполнением зафиксированных в них экологических требований. Госкомитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при капитальном строительстве, и т.п.

   Компетенция органов местного самоуправления по охране окружающей среды отражена в их уставах. Их роль напоминает роль государственных органов общей компетенции, только на гораздо более узком пространстве, относящемся к ведению соответствующего органа местного самоуправления - на уровне района или города.

   Объектами управления являются все природопользователи, как юридические, так и физические лица, независимо от характера и направлений их деятельности. Поскольку все организации и предприятия, все жители городов и деревень находятся и действуют в природной среде, то объектами управления являются все юридические и физические лица на территории нашей страны. Связи и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны природной среды строятся двумя способами. Первый - на основе правил и процедур, зафиксированных в действующих Законах и других нормативно-правовых актах. Второй - на основе договоров между конкретными субъектами и объектами управления.

   Методы и механизмы управления. Метод управления - это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

   Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры. Внутри организации взаимоотношения менеджеров их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

   Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления.

   Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

   Под словами "механизм управления" понимают совокупность тех или иных методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления применяются совместно. Ясно, что сама возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия.

   Ясно, что организационно-административный, экономический, социально-психологический механизмы является частями системы управления в целом. На различных уровнях управления эта система имеет свои особенности. Можно выделить макроуровень, т е. управление в рамках всей страны, и мезоуровень, касающийся отдельных секторов и отраслей народного хозяйства, например, управления добычей нефти и газа. На уровне конкретных предприятий системы управления, вполне естественно, носят более специальный характер, приспособленный к особенностям этих предприятий и их подразделений. Большое практическое значение имеет и самый нижний уровень управления - управления собой. Можно сказать, что каждый является менеджером, поскольку он управляет по крайней мере одним человеком - самим собой.

   Цели управления. Определение целей, к которым следует стремиться, как говорят, целеполагание, - самая трудная и ответственная часть работы менеджера. Выбор целей зависит от конкретной ситуации. Рассмотрим пример [1].

   Пример 2. Пусть установлено, что производство в агропромышленном комплексе (АПК), несмотря на резкое снижение его объема за последние пятнадцать лет, излишне велико для данной области, а дефицит продовольствия объясняется не недостаточным объемом производства, а отсталостью в сфере хранения и перерабатывающей промышленности. Тогда целью управления природопользованием в данной области должно стать сокращение природного базиса сельского хозяйства, т.е. сокращение объема используемых в сельском хозяйстве природных ресурсов. При этом меры экономического воздействия будут включать, например, установление высокой арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения. Это позволит затормозить вовлечения новых земель в хозяйственный оборот. Следует повысить налоги на дополнительное освоение земель, увеличить штрафы за нерациональное использование земель, стимулировать различными способами консервацию деградированных участков, и др. Все эти меры направлены на сокращение сельскохозяйственного производства и снятие сельскохозяйственной нагрузки с окружающей природной среды. Одновременно, очевидно, следует бороться с отсталостью в сфере хранения произведенного продовольствия и в сфере перерабатывающей промышленности. Необходимо создание благоприятных экономических условий для совершенствования технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, развития соответствующей отрасли народного хозяйства.

   Если же целью развития АПК на определенный период считать всемерное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, то меры экономического воздействия, наоборот, не только не должны препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений, а всемерно стимулировать их. Подавляющее число специалистов считает, что проводимые в 1990-х годах в России аграрная и земельная реформы направлены на природоемкий вариант функционирования агропромышленного комплекса. За эти годы производство сельхозпродукции упало в среднем на 30-40%.

   Управляющие параметры. В математических моделях, используемых при управлении, используются различные виды переменных. Одни из них описывают состояние системы, другие - выход системы, т.е. результаты ее работы, третьи - управляющие воздействия. Выделяют экзогенные переменные, значения которых определяются извне, и эндогенные переменные, используемые только для описания процессов внутри системы.

   Управляющие параметры - часть экзогенных. Задавая их значения (или изменения этих переменных во времени), менеджер меняет выход системы в нужную для себя сторону.

   Поскольку невозможно абсолютно точно предсказать поведение системы под влиянием тех или иных воздействий, приходится изучать устойчивость социально-экономических моделей, используемых при управлении [2]. Чаще всего вводят случайные воздействия (возмущения), что приводит к замене единственной траектории движения на пучок (трубку) и снижает эффективность управления. Соответствующая математическая теория хорошо разработана, но достаточно трудна для понимания и применения [3].

   Различные варианты формулировок целей управления. В простейшем случае цель полностью описана. Например, необходимо попасть в определенное место за минимальное время. Или - построить дом по заранее выбранному проекту, руководствуясь утвержденной сметой. Этот вариант целеполагания назовем "Попасть в точку".

   Двойственным к нему является вариант "Продвинуться дальше". Например, за заданное время изготовить как можно больше деталей. При заданном рекламном бюджете организовать наиболее эффективную рекламную кампанию.

   Здесь есть критерии, по которым надо оптимизировать системы. В первом случае - число деталей. Во втором - эффективность рекламной кампании, которую можно измерить по увеличению числа покупателей и объема продаж. Критерии - часть переменных, описывающих выход системы, т.е. те результаты ее работы, которые представляют интерес для менеджера.

   Частный случай варианта "Продвинуться дальше"- как можно ближе подойти к заранее определенному идеальному состоянию. Например, сконструировать двигатель, коэффициент полезного действия которого возможно ближе к идеалу -100%. Назовем этот вариант целеполагания "Приблизиться к идеалу". Для его реального использования необходимо иметь измерять степень близости к идеалу.

   От варианта "Попасть в точку" естественно перейти к варианту "Попасть в область". Например, человек может определить для себя желательный уровень заработной платы и считать цель достигнутой, как только его заработная плата превысит заданный порог. Менеджеру, отвечающему за отопительную систему, необходимо обеспечить температуру в помещениях в заданных пределах - от и до. Руководителям предприятия необходимо обеспечить попадание показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия [4] в заданные интервалы.

   Одна из наиболее важных целей как для отдельного человека, так и для организации - самосохранение. Стремление сохраниться как самостоятельное целое, обеспечить равновесие с окружающей средой, стабильность и целостность - этот вариант целеполагания назовем "Приказано выжить". Именно самосохранение, а не максимизация прибыли (за какой период?) является основной целью предприятия (подробнее эта проблема обсуждается в следующей главе).

   Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.

   Для подразделения внутри организации обычно имеется конфликт между внешними и внутренними целями. Например, центральное руководство имеет целью получить от цеха возможно больше продукции при возможно меньшей оплате труда. В то время как руководство цеха желает прямо противоположного - несколько сократить выпуск продукции, но увеличить фонд оплаты труда. Аналогична ситуация и для организации во взаимоотношениях с внешним миром. Потребители хотят получить товары возможно более высокого качества при возможно более низкой оплате труда, а поставщики, наоборот, предпочли бы не заботиться о качестве, но зато увеличить цены.

   Неизбежен конфликт между внутренними целями субъекта экономической жизни (от отдельного человека до групп стран) и внешними целями его окружения. Разрешение подобных конфликтов - одна из основных задач менеджера.

1.3.2. Многокритериальность реальных задач управления

   Обычно субъект экономической жизни стремится достичь сразу многих целей. Например, он стремится одновременно следовать и внутренним, и внешним целям, тем самым снимая конфликт между ними. Но внутренних целей у него может быть много, да и внешних тоже.

   Например, простейший набор целей на день для студента может выглядеть так:

   - воспринять очередную порцию знаний, посетив занятия;

   - продвинуться в научно-исследовательской работе;

   - пообщаться с товарищами по учебе;

   - провести спортивную тренировку;

   - несколько часов провести на работе, выполняя производственные задания;

   - повстречаться с друзьями вне вуза;

   - помочь родителям по дому;

   - выполнить домашние задания, подготовиться к следующему учебному дню;

   - отдохнуть вечером.

   Совершенно ясно, что эти цели конкурируют между собой, борясь за время и силы студента. Трудно совместить даже две из этих целей, связанные с учебой и работой.

   Как же быть? Многокритериальность реальных задач управления состоит в том, что менеджеру необходимо оптимизировать управляемую им систему сразу по нескольким критериям. Например, добиться максимизации прибыли при минимуме затрат. Ясно, что этого невозможно достичь. Минимум затрат равен 0, он достигается при прекращении выпуска продукции (оказания услуг) и ликвидации предприятия. Но при этом прибыль тоже равна 0. Если же добиться максимально возможной прибыли, то затраты при этом также будут достаточно большими, отнюдь не минимальными.

   Теория управления предлагает два основных способа борьбы с многокритериальностью. Один из них состоит в том, чтобы превратить все критерии, кроме одного, в ограничения, и решать задачу оптимизации по оставшемуся критерию (о задачах оптимизации рассказывается в главе 3.2). Например, можно потребовать, чтобы затраты не превосходили заданной величины, и при этом условии максимизировать прибыль. Второй вариант состоит в том. Чтобы принять, что прибыль должна быть не меньше заданной величины (например, если выполняется определенный заказ), а затраты при этом условии минимизировать.

   Другой подход в борьбе с многокритериальностью состоит в том, чтобы на основе исходных критериев сконструировать один новый и его оптимизировать. В рассматриваемом случае можно использовать рентабельность (по затратам), т.е. частное от деления прибыли на затраты. При максимизации рентабельности находится наилучшее (в определенном смысле) соотношение между затратами и прибылью.

   Есть и другие методы борьбы с многокритериальностью. Например, можно выделить все варианты решений менеджера, при которых прибыль мало отличается от максимально возможной, а затем в этой области минимизировать затраты [2]. Или же сначала выделить все Парето-оптимальные варианты решений менеджера, т.е. все те решения, которые не хуже любого возможного решения хотя бы по одному критерию, а затем анализировать множество Парето-оптимальных решений [5].

   Аналогична ситуация и с лозунгом: "Максимум прибыли при минимуме риска". Здесь, как и в ранее разобранном случае, надо либо максимизировать прибыль при задании верхней границы для риска, либо минимизировать риск при заданной прибыли, либо конструировать из двух критериев один. Дополнительная сложность состоит в необходимости численно оценивать риск.

1.3.3. Об оптимальном управлении экономическими системами

   Рассмотрим две проблемы сравнительной оценки эффективности различных подходов к оптимизации управления экономическими системами.

   Сравнение по эффективности государственных и частных предприятий. К настоящему времени имеется огромное количество книг, статей, ресурсов Интернета, связанных с поисками оптимального управления теми или иными экономическими системами. Среди обсуждаемых вопросов, например, такой: "Какие предприятия работают более эффективно - государственные или частные?"

   Частные предприятия хвалят за возможность развертывания личной инициативы, быстроту реакции на изменение рыночной среды. Критикуют их за высокую вероятность различных противоправных и противообщественных действий. Государственные предприятия критикуют за неповоротливость, вызванную бюрократизмом управления, а хвалят за законопослушность. На основе словесного обсуждения нельзя сделать однозначного вывода. Обратимся к статистике.

   В табл.1 приведены статистические данные Европейского Союза на конец 1995 г. [6, 7]. Для каждой страны и для Европейского Союза в целом указаны доля занятых в государственном секторе (в процентах от всех занятых в стране) и доля госсектора в создании добавленной стоимости (в процентах от валового внутреннего продукта). В последнем столбце указана эффективность госсектора в странах Европейского Союза относительно предприятий и организаций других форм собственности. Она получена путем деления второй из этих долей на первую. Страны упорядочены в порядке убывания валового внутреннего продукта.

Таблица 1.

Эффективность госсектора в странах Европейского Союза

   Страна

   Доля занятых в госсекторе

   Доля госсектора в добавленной стоимости

   Относительная эффективность госсектора

   Германия

   8,0

   10,0

   1,25

   Франция

   11,9

   14,2

   1,19

   Италия

   11,5

   13,0

   1,13

   Великобритания

   2,3

   2,6

   1,13

   Испания

   6,0

   7,2

   1,20

   Швеция

   11,4

   13,3

   1,17

   Австрия

   10,0

   14,0

   1,40

   Бельгия

   9,7

   8,6

   0,89

   Греция

   12,0

   14,0

   1,17

   Финляндия

   14,7

   19,0

   1,29

   Португалия

   6,0

   13,1

   2,18

   Нидерланды

   3,4

   6,0

   1,76

   Дания

   7,8

   8,0

   1,03

   Ирландия

   9,3

   11,0

   1,18

   Люксембург

   5,6

   6,3

   1,13

   Европейский Союз

   8,0

   9,7

   1,21

   Таким образом, производительность труда (объем созданной добавленной стоимости на одного работающего) в госсекторе выше, чем на частных предприятиях. Это утверждение справедливо для Европейского Союза в целом и для всех его стран по отдельности, кроме одной - Бельгии.

   Итак, согласно мировому опыту экономическая эффективность государственных предприятий выше, чем у частных. Одна из причин состоит в том, что зарубежные государства предпочитают оставлять у себя (или национализировать) высокоэффективные предприятия и избавляться от малоэффективных и убыточных, приватизируя их.

   Догма эффективности конкуренции. Она состоит в том, что экономические структуры, основанные на конкуренции, более эффективны (производят больше при тех же затратах), чем плановые. Западная экономическая теория пришла к противоположному выводу: эффективность конкурентной системы может в отдельных случаях достигать эффективности плановой системы, но никогда не в состоянии превзойти ее [8]. Это и понятно - оптимальная программа действий, учитывающая всю информацию, всегда эффективнее, чем стихийно складывающийся поток несогласованных действий отдельных субъектов рыночной конкуренции.

   Однако у каждого типа системы есть свои причины недостижения максимума. В конкурентной системе - стихийные отклонения от оптимальной траектории, вызванные несогласованными решениями экономических субъектов. Для рыночной экономики характерна нерациональная трата материальных, финансовых, кадровых ресурсов. Недаром в период войны, когда необходимо сосредоточить ресурсы для обеспечения вооруженных сил, все государства переходят к плановой системе управления экономикой

   В плановой экономике основная причина недостижения максимума - нерациональность процедур принятия решений, принципиальная невозможность точного решения оптимизационных задач, а главное - неустранимая неопределенность в их постановке. Существуют подходы, позволяющие модернизировать плановую экономику с целью повышения эффективности, вводя в нее элементы рыночных отношений [9-11]. Утверждать, что "рынок" эффективнее "плана", нельзя.

   Термин "конкуренция" означает "соревнование". В СССР конкурировали между собой разработчики военной техники - из нескольких образцов, разработанных различными организациями по одним и тем же тактико-техническим требованиям, комиссия экспертов выбирала один для запуска в серию. В настоящее время подобная процедура именуется тендером (конкурсом). Конкуренция процветала и на рынке потребительских товаров - население "голосовало рублем" за те товары, которые предпочитало, остальные оставались на полках магазинов и со временем списывались.

   Должен ли менеджер специально создавать конкуренцию между работниками? Практический опыт показывает, что вводить элементы соревнования следует весьма осторожно, упирая на моральное стимулирование (как в Японии). Работники должны образовывать сплоченный коллектив (команду), а не стаю особей, готовых перегрызть глотку друг другу. Проблемы управления персоналом и, в частности, мотивации подробнее рассматриваются в [12].

Литература

   1. Экология / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Знание, 1999. - 288 с.

   2. Орлов А,И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. - 296 с.

   3. Поляк Б.Т., Щербаков П.С. Робастная устойчивость и управление. - М.: Наука, 2002. - 303 с.

   4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: финансы и статистика, 2000. - 416 с.

   5. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: Наука, 1982. - 472 с.

   6. Абрамов Ю.А. В поисках баланса интересов и ресурсов. - В сб.: Космос в фокусе политики, экономики, культуры / Научн. ред. Л.В. Голованов. - М.: Новости космонавтики, 2002, - С.92-101.

   7. Российская цивилизация: сквозь тернии к звездам. Сборник. - М.: Вече, 2003. - 400 с.

   8. Ланкастер К. Математическая экономика. - М.: Советское радио", 1972. - 464 с.

   9. Малиновский Л.Г. Экономика как способ раздела произведенного продукта. - Наука и технология в России, 1995, № 6 (12), с.

   10. Настенко А.Д. Экономические интересы и экономические отношения. - Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. 1995, №7, с.68-80.

   11. Малиновский Л.Г. Какой видится экономика обновленного социализма? - Журнал "Диалог". 2002. No.6. С.28-32.

   12. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с.

*   *   *   *   *   *   *

1.4. Стратегический менеджмент

   Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути. Куда плыть? Инструменты для ответа на этот вопрос дает стратегический менеджмент, т.е. стратегическое планирование и управление.

1.4.1. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте

   Первой и главной из основных функций менеджмента (см. главу 1.2) является функция прогнозирования и планирования. Рассмотрим ее составляющие применительно к стратегическому планированию.

   Стратегическое планирование не надо путать с долгосрочным - обычно на 10-15 лет. Горизонт стратегического планирования зависит от того, какого рода работами занимается организация. Стратегическое планирование для атомной электроэнергетики - это планирование на десятки лет вперед, а для торговой фирмы - на два-три года вперед. Время, к которому относится стратегическое планирование, наступит много позже окончания тех работ, что ведет организация в настоящий момент. Более того, границы временного интервала стратегического планирования размыты.

   Миссия фирмы. При планировании, очевидно, надо исходить из того, для чего предназначена фирма, в чем состоит ее "миссия" в мире бизнеса. Например, миссия фирмы "Авион" - осуществлять безопасные и прибыльные воздушные перевозки пассажиров и грузов". Миссия фирмы "Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана" - готовить студентов и аспирантов в традициях русской системы инженерного образования (по соответствующим специальностям).

   В наиболее общих терминах стратегический менеджмент - средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии. Целеполагание - самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма. (Отметим, что фирму надо сравнивать с живым организмом, а не с бездушной мертвой машиной!)

   Стратегические цели. Конкретизацией миссии фирмы являются ее стратегические цели, т.е. постоянные цели в течение долгого периода, на который осуществляется стратегическое планирование. Для фирмы "Авион" такими целями могут являться:

  • расширение сегмента рынка на трансатлантических перевозках; повышение безопасности полетов;
  • повышение общего и профессионального уровня подготовки личного состава (летчиков, техников, стюардесс, менеджеров и др.);
  • создание благоприятного социального климата в коллективе;
  • поддержание состава воздушного флота и наземного обеспечения на уровне не ниже, чем у конкурентов, и др.

   Для фирмы "Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана" стратегическими целями могут являться:

  • повышение высокого научного уровня преподавательского состава (а для этого развитие научных исследований в вузе на мировом уровне), овладения им современными технологиями преподавания, снабженными методическими материалами на бумажных и электронных носителях;
  • организация набора хорошо подготовленных абитуриентов, способных овладеть специальностями, преподаваемыми в институте, на уровне, который дает выпускникам необходимую конкурентоспособность на рынке труда;
  • создание и поддержание материально-технической базы, необходимой для осуществления высококачественного учебного процесса;
  • обеспечение необходимого контроля за качеством работы преподавателей и студентов, и др.

   Очевидно, что для стратегических целей практически невозможно дать числовые значения параметров, которые необходимо достичь, или сроков, в которые это необходимо сделать. Упрощением было бы говорить, что срок выполнения стратегической цели, скажем, 10 лет. Правильнее не определять срок, но обсуждать долгосрочное планирование на неопределенный по времени период. Некоторые стратегические цели, например, достижение превосходства над конкурентами, должны выполняться постоянно.

   Задачи фирмы. Следующим уровнем конкретизации являются задачи, которые должны быть решены для достижения той или иной стратегической цели. Например, для фирмы "Авион" задачами могут являться:

  • выход на 99 % показатель прибытия самолета в срок;
  • создание системы ежегодной переподготовки летчиков и стюардесс;
  • ежегодная закупка не менее 3 современных самолетов, и др.

   Для фирмы "Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана" задачами могут являться:

  • обеспечение наличия не менее 20 % профессоров - докторов наук и 50 % доцентов - кандидатов наук в составе преподавателей;
  • обеспечение благоприятного возрастного состава преподавателей (например, средний возраст преподавателей не должен быть меньше 40 и больше 50 лет);
  • обеспечение регулярной научной работы преподавателей (например, каждый должен опубликовать в течение 5 лет не менее 5 научных работ и выступить не менее чем на 3 конференциях всероссийского и международного уровня);
  • в системе довузовской подготовки абитуриентах в разнообразных школах, кружках, на курсах должны ежегодно заниматься не менее чем 4000 школьников;
  • кафедры института должны быть оснащены компьютерами, объединенными в электронную сеть, обеспечивающую электронную почту внутри института и дающую преподавателям и студентам непосредственный выход во всемирную сеть Интернет, и др.

   Хотя в некоторых из перечисленных задач встречаются числовые параметры, их еще недостаточно для конкретного планирования и контроля, поэтому следующим уровнем планирования являются полностью определенные конкретные задания, степень выполнения которых может быть однозначно оценена.

   Конкретные задания. Рассмотрим, например, приведенную выше задачу для фирмы "Авион" - выход на 99 % показатель прибытия самолета в срок. Прежде всего, необходимо добавить срок выполнения, например, в течение 2 лет. Тогда задача становится конкретным заданием, для выполнения которого необходим дальнейший анализ. Прежде всего, по каким причинам самолеты не прибывают в срок? Некоторые причины очевидны - встречный ветер, который задерживает самолеты, боковой, который отклоняет их от оптимальной трассы, рассчитанной при отсутствии ветра, и попутный, который доставляет их в аэропорт назначения раньше срока. Для исключения влияния ветра на момент прибытия самолета необходимо разработать алгоритмы управления воздушным судном и согласовать их с наземными службами. Можно задать и встречный вопрос - а все ли рейсы должны прибывать точно в срок? Положительный ответ очевиден, если пункт назначения - крупный аэропорт, в котором каждую минуту заходит на посадку 1-2 самолета. Если же на полевой аэродром садятся 1-2 самолета в неделю и рейс не является срочным, то, очевидно, имеет смысл пожертвовать точностью прибытия ради, например, экономии топлива или повышения безопасности рейса. Вполне разумна коррекция конкретного задания, задачи, стратегической цели или даже миссии фирмы в результате тщательного анализа при планировании.

   Для фирмы "Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана" в качестве задачи было указано наличие не менее 20 % профессоров - докторов наук и 50 % доцентов - кандидатов наук в составе преподавателей. Чтобы превратить эту задачу в набор конкретных заданий, необходимо:

   - проанализировать состав персонала на настоящий момент,

   - спрогнозировать его естественное изменение (в результате выхода на пенсию преподавателей старших возрастов, перехода на другую работу иных сотрудников и др.),

   - оценить возможности повышения профессионального уровня (защиты диссертаций) для конкретных сотрудников, а также возможности привлечения нового персонала.

   После этого можно будет спланировать активную кадровую политику и оценить ее результаты по повышению профессионального уровня персонала. Достижима ли вообще поставленная задача? А если достижима, то в какие сроки? И после всего описанного анализа должен быть утвержден конкретный план мероприятий.

   Мы обсудили всю пирамиду планирования - от вершины (миссии вершины) через второй слой - стратегические цели (их обычно не более 10) и третий - задачи (на достижение стратегические цели может быть направлены десятки задач, так что общее число задач фирмы может быть оценено как 100) до подножия - конкретных заданий. Для решения каждой задачи может понадобиться десяток конкретных заданий, так что общее число конкретных заданий, выполняемых в сколько-нибудь крупной фирме - тысячи. Технология планирования, разобранная в главе 1.2, позволяет превратить тысячи отдельных конкретных заданий в общий план работы фирмы, сбалансированный по материальным, кадровым и финансовым затратам. Этот план весьма конкретен на ближайшее время (скажем, на год), и переходит ко все более общим (неконкретным, неопределенным, расплывчатым) формулировкам при удалении в будущее.

   Стрела "Настоящее - Будущее". Как уже отмечалось, ранее был подробно разобран процесс планирования. В случае стратегического менеджмента особенностью этого процесса является устремленность в далекое будущее. Мы двигаемся от частного к общему, что соответствует движению от суеты настоящего к дальнему горизонту планирования - горным вершинам будущего:

конкретные задания - задачи - стратегические цели -

- миссия фирмы.

   При этом при движении от подножия пирамиды планирования к ее вершине вопросы, на которые мы отвечаем, меняются так:

Что конкретно надо сделать? - Чего в целом необходимо добиться? - Зачем мы работаем?

   При движении от ближайших сроков к далекой перспективе мы проходим следующие этапы планирования:

оперативное планирования - бизнес-планирование -

- разработка стратегии.

   Под оперативным планированием понимают планы на ближайшее время, связанные прежде всего с выполнением текущих работ по уже имеющимся договорам (заказам). Оперативные планирование обычно бывает краткосрочным - что-то между одним днем и одним годом.

   "Далекая перспектива" относится к анализу и планированию изменений, которые должны закончиться очень не скоро, скажем, лет через десять. Именно таков типовой срок от идеи до выпуска новой марки автомобиля или самолета.

   В промежутке между долгосрочным и краткосрочным планированием лежит среднесрочное планирование - на 3 - 5 лет. А между стратегическим и оперативным планированием - бизнес-планирование, отвечающее на вопрос: "Что мы будем делать, выполнив все имеющиеся заказы?"

   Сравнение стратегического и оперативного менеджмента. Стратегическое планирование - основа стратегического управления. Кроме функции прогнозирования и планирования, "включаются" другие основные функции менеджмента, рассмотренные в главе 1.2. Сравнение стратегического и оперативного менеджмента по девяти признакам представлено в табл.1, взятой из монографии [1].

Таблица 1.

Сравнение стратегического и оперативного менеджмента

Признаки

Стратегический менеджмент

Оперативный менеджмент

Иерархические ступени

В основном на уровне высшего руководства

Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления

Неопределен-ность

Существенно выше

Меньше

Вид проблем

Большинство проблем не структурировано

Относительно хорошо структурированы

Временной горизонт

Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты

Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты

Потребная информация

В первую очередь из внешней среды

В первую очередь из самого предприятия

Альтернативы планов

Спектр альтернатив в принципе широк

Спектр ограничен

Охват

Концентрация на отдельных важных позициях

Охватывает все функциональные области и интегрирует их

Степень детализации

Невысокая

Относительно большая

Основные контролируемые величины

Потенциалы успеха (например, рост доли рынка)

Прибыль, рентабельность, ликвидность

   К оперативному менеджменту относится, например, и распределение прибыли между дивидендами и фондом развития предприятия. Здесь налицо конфликт между сиюминутными интересами акционеров и стратегическим развитием фирмы. Ясно, что любые инвестиции и расходы на разработку и внедрение новшеств уменьшают прибыль текущего года. Но без таких расходов предприятие обречено на потерю конкурентоспособности в будущем.

   Менеджеры довольно часто являются совладельцами предприятия. Почему акционеру выгодно получать зарплату? Потому что на величину зарплаты уменьшается прибыль, а потому и налог на прибыль. Поскольку с дивидендов и с зарплаты берется один и тот же подоходный налог (в процентном отношении), а ставка подоходного налога меньше ставки налога на прибыль, то "перекачка" денег в зарплату увеличивает доход менеджера (и соответственно уменьшает отчисления в бюджет).

    Экспертные методы в стратегическом менеджменте. Что будет через десять лет? Достаточно вдуматься в эту постановку вопроса, проанализировать, как десять лет назад мы представляли себе сегодняшний день, чтобы понять, что стопроцентно надежных прогнозов просто не может быть. Вместо утверждений с конкретными числами можно ожидать лишь качественных оценок. Тем не менее мы должны принимать решения, последствия которых скажутся через десять, двадцать и т.д. лет. Как быть? Остается обратиться к методам экспертных оценок (глава 3.4).

1.4.2. Проблема горизонта планирования в стратегическом менеджменте

   Продолжим начатое выше обсуждение влияние выбора горизонта планирования на принимаемые решения. Отметим, что во многих реальных ситуациях продолжительность, например, инвестиционного проекта не полностью определена либо горизонт планирования инвестора не охватывает всю продолжительность реализации проекта до этапа утилизации. В таких случаях важно изучить влияние горизонта планирования на принимаемые решения.

   Рассмотрим условный пример. Предположим, я являюсь владельцем завода. Если горизонт моего планирования - 1 месяц, то наибольший денежный доход я получу, продав предприятие (включая здания, сырье, технологическое оборудование, землю, на котором стоит предприятие - если, конечно, я имею право ее продать). Если же планирую на год, то я сначала понесу затраты, закупив сырье и оплатив труд рабочих, и только затем, продав продукцию, получу прибыль. Если я планирую на 10 лет, то пойду на крупные затраты, закупив лицензии и новое оборудование, с целью увеличения дохода в дальнейшие годы. При планировании на 30 лет имеет смысл вложить средства в создание и развитие собственного научно-исследовательского центра, и т.д.

   Подчеркнем - реальные инвестиции (в основные фонды - в здания, оборудование, в конструкторские разработки и т.д.), которые окупятся в следующие годы, в текущем году ухудшат многие финансово-хозяйственные показатели работы предприятия, сократят его прибыль, уменьшат показатели рентабельности, в итоги акционеры получат - в данном году - меньше.

   Таким образом, популярное утверждение "фирма работает ради максимизации прибыли" или "цель фирмы - максимизация прибыли" не имеет точного смысла. За какой период максимизировать прибыль - за месяц, год, 10 или 30 лет? От горизонта планирования зависят принимаемые решения. Понимая это, ряд западных экономистов отказываются рассматривать фирмы как инструменты для извлечения прибыли, предпочитают смотреть на них как на квазиживые существа, старающиеся обеспечить продолжение своего существования и дальнейшее развитие. Соответственно с этим стратегический менеджмент исходит из понятий "миссия фирмы", "стратегические цели" (например, стратегическая цель может иметь вид: "повысить долю рынка, контролируемую фирмой"), которые невозможно непосредственно выразить в денежных единицах (подробнее об этом см., например, [2]).

   Прежде чем обсуждать непосредственно влияние горизонта планирования на принимаемые менеджером решения, рассмотрим некоторые используемые при принятии решений оптимизационные модели (методам оптимизации посвящена глава 3.2).

   Характеризация моделей с дисконтированием. - Подраздел опущен.

   Асимптотически оптимальные планы. - Подраздел опущен.

1.4.3. Некоторые методы принятия решений в стратегическом менеджменте

   Рассмотрим несколько широко используемых практических инструментов принятия решений в стратегическом менеджменте [5].

   Информация и инструменты стратегического планирования. Исходными пунктами стратегического планирования являются:

- структура конкурентов;

- структура рынков сбыта;

- тенденции технического развития и эволюции моды;

- структура рынков снабжения;

   - правовая, социальная, технологическая, экономическая, экологическая и политическая окружающая среда;

   - собственные сильные и слабые стороны.

   На основе перечисленных данных в соответствии с миссией фирмы выбираются цели на длительную перспективу и анализируются ресурсы, которые для этого необходимы. Инструментами стратегического планирования являются, кроме упомянутого выше метода экспертных оценок, анализ "разрывов", анализ шансов и рисков (сильных и слабых сторон), анализ портфеля, метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов, концепция жизненного цикла товара, и также иные методы прогнозирования, планирования и принятия решений.

   При анализе "разрывов" сравнивают три возможных сценарии развития фирмы:

   - какого оборота (прибыли и других характеристик работы предприятия) можно достичь, если в будущем в процессе продаж ничего не изменится (сценарий А);

   - какого оборота можно достичь, если попытаться при максимальном напряжении сил проникнуть более интенсивно с существующим продуктом на существующие рынки (сценарий Б);

   - если дополнительно (к сценарию Б) развивать новые продукты и/или новые рынки (сценарий В).

   Разницу между результатами по сценариям Б и А называют оперативным разрывом, а между результатами по сценариям В и Б - стратегическим разрывом. Эта терминология подчеркивает роль нововведений в стратегическом плане фирмы - разработки новых продуктов или выхода на новые рынки, или и того и другого вместе.

   Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы. В стратегическом планировании может оказаться полезным анализ портфеля предприятия (табл.2). Надо иметь в виду, что речь идет не о стратегическом планировании для всего предприятия, а для его "стратегических подразделений". Они выделяются комбинациями "продукт-рынок", которые:

       

  • однородны, т.е. нацелены на определенный достаточно однородный круг потребителей;
  •    

  • могут действовать независимо от других подразделений предприятия;
  •    

  • распоряжаются достаточно большой долей рынка, чтобы проведение исследований по разработке специфической стратегии было выгодным.

Таблица 2.

Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы

Высокий

1. Звезды

3. Знак вопроса

Низкий

2. Дойные коровы

4. Собаки

Рост спроса /

/ рыночная доля

 

Высокая

 

Низкая

   Внеся товары (с учетом их доли в обороте фирмы) в соответствующие клетки табл.2, можно рассчитать долю особо успешных товаров типа 1 (Звезды), которые, возможно, нуждаются в дальнейшем финансировании для увеличения и закрепления успеха. Хотя рост спрос на товары типа 2 (Дойные коровы) низок, но из-за большой доли рынка они могут еще долго приносить хороший доход на мало меняющихся (стагнирующих) рынках. Судьба товаров типа 3 (Знак вопроса) неясна. Оправданы ли большие финансовые затраты на расширение их доли на рынке? Товары типа 4 (Собаки) "зарабатывают" лишь себе на жизнь.

   На основе анализа табл.2 можно проанализировать несколько возможных стратегий:

   - "строить", т.е. "знаки вопроса" переводить в "звезды";

   - "держать", т.е. "дойные коровы" должны удерживать свои доли рынка и стремиться к росту прежде всего для поддержки "звезд" и "знаков вопроса";

   - "собирать урожай", т.е., не принимая во внимание долгосрочные последствия, снимать сиюминутные сливки (при этом идет речь о "слабых" - "дойных коровах", "собаках" и "знаках вопроса");

   - "выселяться", т.е. "собаки" и "знаки вопроса" забираются с рынка (перестают выпускаться), поскольку они ничего не приносят и не ожидается их рост, и т.д.

   При определении целей и стратегий дальнейшего развития стратегические подразделения нуждаются во взаимной координации, однако без подавления их самобытности (другими словами, со стороны руководства фирмы должно осуществляться контролируемое децентрализованное руководство). Руководство фирмы должно направить отдельные подразделения на привлекательные рынки, обнаружив и использовать синергетический эффект от их взаимодействия и рационально распределить ресурсы. Так, руководство фирмы должно способствовать тому, чтобы "дойные коровы" передали часть дохода "звездам".

   В табл. 2 сопоставлены такие характеристики выпускаемого товара, как "рост спроса " и "доля рынка". Ясно, что высокий рост соответствует ранней стадии жизненного цикла товара, а низкий - поздней стадии. Обычно высокая доля рынка сигнализирует о продолжительном периоде получения прибыли, а низкая - о коротком. Так, высокая доля рынка может быть из-за слабой конкуренции. Рыночный лидер может иметь преимущество в издержках на одно изделие - эффект масштаба производства!

   Методы списка и суммарной оценки. Широко используемыми и весьма полезными инструментами стратегического планирования являются также метод проверочного списка и метод оценки по системе баллов. Первый из них весьма прост. Выделяется некоторое количество "факторов успеха" и всем рассматриваемым проектам даются оценки (например, с помощью комиссии экспертов) по этим факторам. Например, в табл.3 представлен бланк проверочного списка для проектов, состоящих в организации выпуска тех или иных товаров (стратегии типа "продукт-рынок").

Таблица 3.

Пример проверочного списка

Продукты

Факторы

А

Б

В

Степень инноваций

хорошо

средне

плохо

Число возможных покупателей

плохо

хорошо

Средне

Готовность к кооперации в торговле

средне

хорошо

Хорошо

Барьеры для вхождения новых продавцов

хорошо

плохо

Плохо

Обеспеченность сырьем

плохо

средне

Хорошо

   Обратите внимание, что оценки даются в качественном виде (измерены в порядковой шкале - см. ниже в главе 3.4). Любая количественная определенность была бы при подобных оценках лишь иллюзией.

   Целесообразно разделить факторы на "обязательные", "необходимые" и "желательные". Т.е. ввести веса факторов, выраженные в качественном виде. Правило принятия решения может иметь вид: "Форсируй планирование тех стратегий типа "продукт-рынок", при которых все обязательные факторы и по меньшей мере два необходимых соответствуют оценке "хорошо"".

   Методу проверочного списка, в котором как оценки отдельных факторов, так и веса факторов и способы принятия решений имеют качественный характер, соответствует количественный двойник - метод суммарной оценки.

   Конечно, с числами оперировать гораздо легче, чем с качественными оценками. Недаром математики обычно рвутся "оцифровать" качественные факторы и веса. Но при этом, как мы знаем из теории измерений (см. ниже главу 3.4), в окончательные выводы может быть внесен субъективизм, связанный с выбором способа "оцифровки" качественных оценок и весов. Обратите внимание в связи со сказанным на обсуждение методов принятия решений, основанных на применении оценок экспертов ( глава 3.4), где, в частности, даны рекомендации по снижению субъективизма в выборе весов факторов в единой суммарной оценке.

   Рассмотрим условный пример по вычислению и использованию единой суммарной оценки. Пусть оценки факторов 1 и 2 для продуктов А и Б даны в табл.4 (для простоты изложения мы опускаем способы получения численных значений в табл.4 и не рассматриваем погрешности этих значений).

   Для получения суммарной оценки необходимо знать веса факторов. Пусть фактор 1 оценивается экспертами как вдвое более важный, чем фактор 2. Поскольку сумма весов факторов должна составлять 1, то вес фактора 1 есть 0,67, а фактора 2 - 0,33.

Таблица 4.

Метод суммарной балльной оценки

Продукты

Факторы

А

Б

1

40 %

90 %

2

50 %

20 %

Суммарная оценка по продукту А равна

0.67 х 40 % + 0,33 х 50 % = 26,8 % + 16,5 % = 43,3 % ,

а суммарная оценка по продукту Б равна

0.67 х 90 % + 0,33 х 20 % = 60,3 % + 6,6 % = 66,9 % .

   Однако получение суммарных оценок - только этап процесса принятия решений. Нужен еще критерий отбора - какими продуктами заниматься, а какими нет. Простейшая формулировка состоит в задании границы. Если суммарная оценка продукта больше этой границы, то связанная с ним работа по планированию продолжается, если же нет - он исключается из рассмотрения как малоперспективный. Если в рассматриваемом случае такая граница выбрана на уровне 55 %, то работа над продуктом А прекращается, а над продуктом Б - продолжается.

   Отметим, что принятие решения на основе границы несколько снижает влияние конкретных правил оцифровки. Например, если для продукта А оценки по факторам А и Б поднимутся на 10 % и достигнут соответственно значений 50% и 60 %, то суммарная оценка окажется равной

0.67 х 50 % + 0,33 х 60 % = 33,5 % + 19,8 % = 53,3 % ,

   т.е. общее решение не меняется, продукт А остается среди малоперспективных.

   Менеджер - главное лицо в перспективном планировании. Если прогнозирование - научно-исследовательская работа, ее результаты можно сравнить с прожектором, освещающим основные черты грядущего, то планирование - частный вид принятия решений. Для стратегического планирования и управления могут быть использованы не только те методы подготовки и принятия решений, о которых говорится выше в настоящей главе, но и весь арсенал современной теории принятия решений [6-8].

   Однако все эти простые или хитроумные компьютерные приемы - лишь подспорье для менеджера. Именно он несет ответственность за судьбу фирмы, и именно на свое знание дела, на свою интуицию он должен полагаться при принятии решений в стратегическом менеджменте [2,5].

Литература

   1. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.

   2. Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

   3. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 1979. -296 с.

   4. Orlov A. Sur la stabilite' dans les modeles economiques discrets et les modeles de gestion des stocks. // Publications Econometriques. 1977. Vol.X. F. 2. Pp.63-81.

   5. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512 с.

   6. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

   7. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 160 с.

   8. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 368 с.

*   *   *   *   *   *   *

Хроника

Интересный и полезный сайт

   Исследовательский портал Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП) http://www.research.mifp.ru/

   На сайте размещены и регулярно обновляются новости экономики, ссылки на интересные публикации и полезные Интернет-ресурсы, каталог научных конференций и семинаров, материалы курса для студентов "Введение в научное исследование", информация о кафедрах ММИЭИФП и другие материалы

*   *   *   *   *   *   *

Новый семинар

Уважаемые коллеги!

   В Государственном университете - Высшей школе экономики (ГУ ВШЭ, www.hse.ru) начинает работу новый семинар

   "Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике".

   Руководители семинара:

    д.т.н., проф. Алескеров Фуад Тагиевич,

    д.ф.м.н., проф. Лотов Александр Владимирович,

    д.т.н., проф. Подиновский Владислав Владимирович

   Заседания семинара будут проходить в третью среду каждого месяца с 16.40 до 18.00 по адресу: 101990, Москва, Мясницкая, 20, Высшая школа экономики.

   На первом заседании семинара 21 января 2004 г. состоится доклад Ф.Т. Алескерова на тему: "Пороговые полезности и контекстно-зависимые предпочтения".

   Мы с удовольствием рассмотрим Ваши предложения о выступлении с докладами на заседаниях семинара. С Вашими предложениями и замечаниями обращайтесь к любому из руководителей семинара по телефону 921-97-30 или по электронной почте dhm-econ@hse.ru (желательно, с пометкой "Семинар").

   В связи с пропускным режимом в ГУ ВШЭ просим Вас заранее проинформировать нас о Вашем желании посетить заседание семинара.

   Проезд - ближайшее метро: Лубянка (выход к магазину "Библио-Глобус"), Тургеневская (выход на ул. Мясницкая), Китай-город (выход к Политехническому музею, на ул. Маросейка, на Лубянский пр-д), Чистые пруды (выход к Главпочтамту)

   Подробную схему проезда можно посмотреть здесь http://www.hse.ru/map/mias.htm.

   Секретарь семинара Платонов Виталий Валерьевич, тел. 921-97-30, e-mail: dhm-econ@hse.ru.

*   *   *   *   *   *   *

Российская академия наук,

Вычислительный центр

Институт математического моделирования

Институт системного анализа

Московский государственный социальный университет

Академия нелинейных наук, Академия военных наук

Российская ассоциация искусственного интеллекта

Первое объявление

23-25 июня 2004 года в Московском государственном социальном университете состоится Международная конференция

Математическое моделирование социальной и экономической динамики

(MMSED-2004)

Международный организационный комитет

   Жуков В.И., ректор МГСУ, чл.-корр. РАН - председатель,

   Осадчая Г.И. (Россия)

   Петров А.А. (Россия), акад. РАН

   Алескеров Ф.Т. (Россия)

   Кудрявцев Л.Д. (Россия), чл.-корр. РАН

   Брамс С. (США)

   Санвер Р. (Турция)

   Цыплаков С. (США)

   Шнайдер K. (Германия)

Международный программный комитет

   Петров А.А. - председатель (Россия), акад. РАН

   Алескеров Ф.Т. (Россия)

   Бернстам M. (США)

   Брамс С. (США)

   Бутузов В.Ф. (Россия)

   Дмитриев М.Г. (Россия)

   Дубовский С.В. (Россия)

   Эрсель Х. (Турция)

   Жукова Г.С. (Россия)

   Лотов А.В. (Россия)

   Малинецкий Г.Г. (Россия)

   Малков С.Ю. (Россия)

   Матросов В.М. (Россия), акад. РАН

   Михайлов А.П. (Россия)

   Нурми Х. (Финляндия)

   Осипов Г.С. (Россия)

   Павловский Ю.Н. (Россия), чл.-корр. РАН

   Поспелов И.Г. (Россия)

   Санвер Р. (Турция)

   Шананин А.A. (Россия)

   Солодков В.M. (Россия)

   Taнгян A. (Германия)

Локальный организационный комитет

   Дмитриев M.Г. - председатель

   Измоденова К.В.

   Лаптев Г.И.

   Moисеева Ю.А.

   Петров A.П. - ученый секретарь конференции

   Степанцов М.E.

   e-mail Локального организационного комитета mmsed@narod.ru

   тел. в Москве (095)268-12-32 (каф. прикладной математики МГСУ)

   Web-сайт: www.mmsed.narod.ru

Темы конференции

  • Maтематическое моделирование в экономике,
  • Maтематическое моделирование в финансовой деятельности,
  • Maтематическое моделирование голосования,
  • Математическая теория социального выбора,
  • Maтематическое моделирование в социологии,
  • Maтематическое моделирование в политике,
  • Maтематическое моделирование исторической динамики,
  • Mетоды и технологии мaтематического моделирования: нелинейная динамика, сингулярные возмущения, искусственный интеллект и т.д.

   Рабочие языки конференции - английский и русский. Пленарные заседания проходят на английском языке

   Организационный взнос для участников из РФ и СНГ - 500 рублей. В эту сумму входит, в частности, стоимость издания материалов конференции и кофе-брейков.

   Планируется экскурсионная программа к историческим и наиболее красивым местам Москвы. Оплата экскурсий не входит в организационный взнос.

   Оплата проживания не входит в организационный взнос.

   По итогам конференции будет выпущен специальный выпуск журнала "Математическое моделирование"

   Рубежные даты

25.02.2004

Срок представления Формы и кратких Тезисов

начало марта 2004

Второе объявление

20.04.2004

Срок представления рукописей для трудов конференции

23.06.2004

Начало работы конференции

   Заявка на участие в конференции представляется на английском языке в соответствии со следующими правилами.

   Submission

   On the first stage please send us submission form (see below). The Small Abstracts (included in the Form) will be refereed and the list of participants will be announced. On the second stage the participants are supposed to send us the manuscripts for the Conference volume (up to 3 pages in .doc or .tex format to your choice, the rules to prepare the manuscript will be included in 2nd Announcement). This volume will be distributed amongst the participants during the registration.

   Submission form

   Please fill in the form and send the file.doc to the mmsed@narod.ru. If you are not Microsoft Word user and can't deal with the .doc format you may send file.ps or file.pdf instead.

Title

 

Last Name

 

First Name

 

Position

 

Division, Institution

 

City, Country

 

Postal address, Tel, Fax, e-mail, URL

 

Title of the Talk

 

Small Abstract (5-10 sentences, simple formulae can be included)

 

The information you provide below is preliminary. You will be able to revise it later.

Are you interested in any excursions? (Yes, No, comment)

 

Have you anybody accompanying you? (Please provide all information you wish to be taken into account)

 

Do you want us to book a hotel for you? (Please provide all information you wish to be taken into account)

 

Do you want us to meet you at the international airport when you arrive to Moscow?

 

*   *   *   *   *   *   *

Информация по проекту

"Эконометрика уровня жизни"

С нового года в Москве повышается квартплата

   Своеобразный новогодний сюрприз приготовлен москвичам - с 1 января в столице изменятся ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг.

   Как сообщили "МК" в мэрии Москвы, с нового года содержание и ремонт общего имущества жилого дома со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом станут обходиться горожанам, живущим на вторых этажах и выше, в 3 руб. 20 коп. за 1 кв. м ежемесячно. Обитателям же первых этажей подобная услуга будет стоить чуть дешевле - 2 руб. 90 коп. за "квадрат" в месяц. Если в доме нет мусоропровода, то обслуживание мест общего пользования с 1 января будет 3 руб. 10 коп. за кв. метр ежемесячно (1-е этажи - 2 руб. 80 коп.). В домах с мусоропроводом, но без лифта содержание и ремонт лестничных клеток, маршей, чердаков, подвалов и т.д. вскоре будет обходиться в 2 руб. 90 коп. за кв. м в месяц (1-е этажи - 2 руб. 60 коп.), в зданиях, не имеющих ни лифта, ни мусоропровода, - 2 руб. 80 коп. (1-е этажи - 2 руб. 50 коп.). Подобное обслуживание жилых строений без удобств, ветхих, аварийных и пр. станет вставать в 1 руб. 30 коп. за "квадрат" в месяц (1-е этажи - 1 руб. 20 коп.).

   Также сразу после боя курантов в Первопрестольной подорожают услуги водоснабжения и водоотведения. В жилфонде, оборудованном водопроводом, канализацией и ваннами с централизованным горячим водоснабжением, эти удобства будут стоить 95 руб. 80 коп. с человека в месяц. Москвичи, живущие в домах с ваннами, снабженными многоточечными газовыми водонагревателями, с 1 января станут платить "за воду" 80 руб. 90 коп. в месяц с человека. Дешевле всего по-прежнему "водная" услуга обойдется горожанам, в чьих домах нет ванн, - для них предусмотрена ставка в 37 руб. 40 коп. с человека ежемесячно.

   Кроме того, с наступлением нового года в мегаполисе повысятся ставки оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения. Гражданам, имеющим единственное жилое помещение и зарегистрированным в нем, "тепло" встанет в 4 руб. 90 коп. за кв. м общей площади. Столичным жителям, у которых имеется более одного жилого помещения, а также если требуется отапливать апартаменты, размер которых превышает установленные нормы, придется выкладывать 9 руб. за "квадрат" общей площади каждый месяц. При этом удовольствие мыться горячей водой всем горожанам станет обходиться одинаково - в 89 руб. 70 коп. с человека ежемесячно.

   А чтобы несколько скрасить перспективу новогоднего подорожания "коммуналки", опять же с 1 января в Москве планируется изменить порядок предоставления горожанам жилищных субсидий. Это связано с введением в Белокаменной стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

"Московский Комсомолец"

от 19.12.2003

*   *   *   *   *   *   *

Книга "PHP: полезные приемы"

   Знаете, как старые "компьютерщики" учатся новому языку программирования? Они не изучают толстенные учебники, не штудируют конспекты и руководства. Им не нужны премудрые преподаватели, они не корпят над тщательно выполняемыми уроками. Им достаточно всего лишь краткого описания языка и нескольких уже готовых программ, написанных на нем. На основании анализа этого они язык и осваивают.

   Что надо для такого усвоения? Кроме умения думать и наблюдать, делать выводы - ничего! Ну, вернее, почти ничего. Еще нужны те самые краткое описание языка и несколько примеров.

   Книга "PHP: полезные приемы" именно их вам и даст. В ней как раз и приводится небольшая справка по языку программирования PHP и текст сценариев, выполняющих наиболее популярные у создателей сайтов задачи. А все сценарии снабжены подробным подстрочным комментарием о предназначении каждой их строчки. Так что вы можете как изучать язык PHP по этой книге, так и сразу же вводить тексты сценариев в компьютер и размещать их на сайте. Цена книги - 100-150 руб.

   Эту книгу Вы можете купить, не сходя с места - через Интернет-магазин "Болеро".

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP "ВерсткаТекстаКнижкой" для создания в Word книжек размером в половину листа, макросы для создания каталогов файлов, извлечения из недр Word красивых значков.
   2. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP Конвертор "Число-текст" с поддержкой русского, украинского и английского языков и двух падежей, обладающий также возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.

   Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.

   В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   "Устройство файловой системы". "Системный реестр". "Устройство Internet". "Сеть Fidonet". "Система электронной почты". "Кодировки русского языка". "PHP". "Установка нескольких ОС". "Перепрошивка BIOS". "Полезные приемы web-дизайна". "Выслеживание спамеров". Заинтересовало что-нибудь? Тогда посмотрите книгу "Тайны и секреты компьютера" - например, на http://comptain.nm.ru. Или на полках магазинов. Ведь все это - темы ее глав. А стиль книги - как художественная литература. Таких книг вы еще, наверное, не видели - так что вряд ли пожалеете, если ознакомитесь.

   "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru.

   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века.

Удачи вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное