Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 56


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  56

14 января 2004 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Виктор Бондаренко. Религиозная жизнь в современной Украине: состояние, тенденции и проблемы развития/ Публикации журнала "Людина i свiт"

3. "Переяславская рада 1654 года: историческое значение и политические последствия"/ Анонс события

4. "Герменевтика в гуманитарном знании"/ Анонс события

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске читайте о религиозной жизни в Украине (по материалам ежемесячного бюллетеня "Религия и общество"), а также о двух конференциях, одна из которых пройдет в Переяслав-Хмельницком, а другая -- в Санкт-Петербурге в ближайшие месяцы этого года.


2. Виктор Бондаренко (*)
Религиозная жизнь в современной Украине: состояние, тенденции и проблемы развития

Говоря о современном состоянии религиозной жизни в Украине, следует отметить как серьезные положительные сдвиги в этой области общественной жизни и наличие здесь не менее весомых проблем, так и транзитный характер нынешней религиозной ситуации, незавершенность трансформационных процессов, которые сегодня еще далеки от своего завершения.

Прежде чем перейти к изложению своего видения нынешнего состояния религиозной жизни, тенденций ее развития и основных проблемных моментов в деятельности религиозных организаций, хотелось бы сделать несколько общих замечаний, касающихся особенностей становления современной модели религиозной жизни в Украине.

О религиозной среде Украины как объекте научного исследования следует говорить, только принимая во внимание небольшой отрезок новейшей истории -- приблизительно последние 15 лет. Естественно, что Церковь существовала и была довольно заметным явлением в общественной жизни нашего народа и в предыдущие периоды, однако она действовала и развивалась под влиянием внешних, преимущественно враждебных ей сил, которые часто в решающей степени определяли характер ее деятельности и развития. Следовательно, чтобы быть точными, мы, исследуя религиозную среду какого-либо из предыдущих периодов, должны были говорить не о религиозной среде, не о Церкви как таковых, а об их развитии в условиях жестких этатистских влияний или денационализации общественной, а значит и религиозной жизни или, скажем, ярко выраженной фаворитизации властями одной из церквей и сдерживании развития других субъектов религиозной жизни, вплоть до попыток их физического уничтожения и т. п.

Все это привело не только к уродованию церковного организма, но и к глубокому искажению отношений между субъектами религиозной жизни, с одной стороны, и Церковью с другими общественными институтами -- с другой. Вполне очевидно, что при таких обстоятельствах процесс нормализации религиозной жизни не мог быть краткосрочным и простым. Он длился в течение всего заключительного периода нашей новейшей истории и доныне, еще раз повторю, не может считаться завершенным. Вопреки справедливому утверждению о развитии религиозной жизни в современной Украине в соответствии с имманентными ей законами, следует отметить, что и сегодня значительные внутренние ресурсы религиозных организаций расходуются на преодоление отрицательных последствий предыдущих эпох, а не на собственно развитие.

Возникает вопрос: можно ли было каким-либо образом это предотвратить, приняв, скажем, соответствующие превентивные меры? На наш взгляд, абсолютное большинство осложнений, которые пережила и еще будет переживать в своем развитии религиозная среда Украины, никоим образом не удалось бы обойти, а лишь минимизировать их последствия.

Характеризуя религиозную жизнь в современной Украине, можно вести речь о ее нормализации и поступательном развитии, основными признаками которых является становление реальной конфессиональной карты нашей страны, количественный и качественный рост религиозной среды и вхождение Церкви как общественного института в многогранные отношения с другими общественными институтами.

Ощутимые изменения на конфессиональной карте Украины, происходящие в последние годы, -- явление для нас вполне объективное. Как уже отмечалось, религиозная среда в Украине прежде никогда не развивалась по собственным законам. На ее развитие воздействовали посторонние силы, что искажало ситуацию. С конца 80-х гг. прошлого столетия ситуация коренным образом изменилась. Вначале в СССР, время существования которого заканчивалось, а позднее и в молодом Украинском государстве принцип свободы совести и равенства вероисповеданий обрел свое настоящее звучание. Государство, за исключением отдельных не очень эффективных и ограниченных во времени действий, не разрешало себе вмешиваться в процесс становления и развития религиозной среды. Благодаря этому главными факторами изменений на конфессиональной карте Украины в последние годы стали усилия, которые определялись внутренним потенциалом субъектов религиозной жизни, их активностью, укорененностью в истории и традиции нашего народа и открытостью Украины миру. Современная конфессиональная карта Украины теперь достаточно реалистично отображает приоритеты нашего народа. Здесь в последние годы не наблюдается ощутимых изменений. Не ожидаются они, по крайней мере в радикальном выражении, и в будущем.

Конфессиональная карта Украины в основном стабилизировалась не только с точки зрения географии религии, но и расширения вероисповедного спектра. Первые годы реальной религиозной свободы были отмечены появлением значительного количества новых для Украины религий. Это объяснялось как продолжительным искусственным сдерживанием процесса их естественного проникновения сюда и, соответственно, закрытостью Украины, так и проблемами функционирования традиционных религиозных организаций и духовными поисками значительной части населения, которая по тем или иным причинам не приобрела стойких вкусов в духовно-религиозной сфере. В последнее время этот процесс практически угас, и создание новых религиозных доктрин происходит, в основном, не за счет их экспорта, а уже на собственной базе.

Окончательное формирование вероисповедного спектра современной Украины может расцениваться не только как признак нормализации жизнедеятельности религиозной среды, но и как определенный уровень оптимизации институализированной религиозности относительно уровня и степени религиозности, присущих нашему народу на данном историческом этапе.

Другим не менее важным признаком оптимизации религиозной сети является количественный рост религиозных организаций и особенно их первичного звена -- общин верующих. Естественно, что первые годы утверждения религиозной свободы давали более высокие, чем сегодня, показатели количественного роста религиозной сети. И в этом нет ничего удивительного, особенно если принять во внимание наличие в те годы значительного по своим объемам религиозного подполья, силовое удержание людей от контактов с религиозно-церковной средой и готовность немалого их числа к протесту против существующего положения вещей.

Сегодня все упомянутые факторы отошли в прошлое, и желание образовать религиозную общину или какую-либо иную религиозную организацию практически полностью коррелируется необходимостью своего духовного самовыражения. Это справедливо даже в тех случаях, когда речь идет о простом организационном разделе существующих религиозных организаций с целью утверждения собственного лидерства или достижения бытового комфорта.

Тем не менее в течение последних лет в Украине регистрируется 1,2-1,4 тыс. религиозных организаций, что свидетельствует о незавершенности процесса формирования религиозных институтов. Он может длиться еще довольно долго. На сегодня же количественные показатели религиозной сети в Украине почти в четыре раза превышают аналогичные величины институализированной религиозности первой половины 80-х гг. ХХ столетия.

Естественно, что такие количественные изменения не могли не затронуть качественного состояния религиозной среды. Тем более, что в процессе продолжительного квазиатеистического эксперимента, который проводился в бывшем СССР, его идейные вдохновители старались превратить религиозные организации в своеобразные духовные резервации, лишенные самой необходимой инфраструктуры и возможностей воспроизведения. Выход религиозных организаций из такого положения сразу же повлек за собой создание необходимой для их обеспечения инфраструктуры и структурных единиц, отвечающих сущностному призванию религиозных организаций. С учетом многолетнего разрушения Церкви этот аспект ее возрождения в Украине также оказался далеко не простым. Фаворитами здесь стали те религиозные организации, которые смогли получить ощутимую финансовую, организационную и интеллектуальную поддержку от своих зарубежных центров или единоверцев за пределами Украины.

Все это вместе дало возможность восстановить церковные структуры, миссионерскую, образовательную и просветительскую работу, социальные программы церквей и т. п. Новый статус многих религиозных организаций, которые вследствие возникновения Украинского государства перестали быть структурными подразделениями соответствующих общесоюзных церковных образований, требовал от них не только восстановления традиционных элементов собственной структуры, но и создания подразделений, необходимых для полного жизнеобеспечения. Речь идет, в частности, об организации в большинстве религиозных организаций структурных подразделений, осуществляющих внешнее представительство.

Однако, несмотря на всю важность упомянутых качественных преобразований, связанных со структурными изменениями в религиозных организациях, не только это определяло в последнее время их новое качество. Здесь, по нашему мнению, особую роль сыграло создание основ целостной системы духовно-религиозного образования. В свое время она была практически уничтожена. В Украине, как известно, действовало лишь одно духовное учебное заведение -- Одесская духовная семинария Русской православной церкви. Образовательная и просветительская работа Церкви за церковной оградой по советским законам жестко преследовалась. Естественно, что в таких условиях о качественном воспроизведении религиозности не могло быть и речи.

Ныне ситуация кардинально изменилась. В Украине действуют свыше полутора сотен духовных учебных заведений, где одновременно учатся около 19 тыс. студентов. Конечно, не все духовные учебные заведения дают своим слушателям и студентам одинаково качественное образование, однако это лишь вопрос времени. Важно, что Церковь перестает ощущать недостаток хорошо подготовленного в духовном и профессиональном плане духовенства, а часть выпускников духовных учебных заведений, особенно те, кто не принимал священнического сана, начинают ощутимо работать на ниве катехизации. Кроме системы профессионального духовно-религиозного образования, в Украине возникла широкая сеть церковно-просветительских учреждений. Особое место среди них принадлежит воскресным школам, которых сейчас насчитывается свыше 9 тыс. В них по различным образовательным системам проходят обучение как взрослые, так и дети.

К этим усилиям Церкви следует также прибавить роботу нескольких сотен миссий и братств, которые концентрируют свое внимание на реализации самых разнообразных социальных программ. Все это укрепляет внутренние связи в религиозных общинах, создает прочную основу для реализации верующими их духовных установок, разнообразит религиозную жизнь.

Особое значение в религиозной жизни современной Украины приобретают и конфессиональные средства массовой информации. Сегодня их более 270. Естественно, что конфессиональные СМИ не покрывают всех возможностей информационного влияния на общество со стороны религиозной среды. Церковь имеет существенные возможности для использования электронных средств массовой информации всех форм собственности и светской печатной периодики. Вместе с тем и журналистский корпус все в большей степени начинает проникаться проблемами духовно-религиозной жизни, постепенно уходит от вопросов, связанных с конфликтностью религиозной среды.

Что же касается конфликтов на религиозной почве, то сегодня можно констатировать завершение большинства конфликтных ситуаций, возникших в 80-90-х гг. прошлого столетия и длительное время определявших характер религиозной жизни в Украине. Появление локальных конфликтов, напряженности внутри одной религиозной организации или между ними, различные проявления соревновательных настроений, временами проявляющиеся в деятельности той или иной религиозной организации, не могут расцениваться как повышенная конфликтогенность религиозной среды. По сути, сегодня в Украине неразрешенной остается только одна конфликтная ситуация - противостояние между православными различных юрисдикций. Конечно, этот конфликт многое определяет в религиозной жизни Украины. Он может быть даже отнесен к разряду проблем общенационального характера. Однако основные факторы, способные повлиять на его разрешение, лежат за пределами Украины, и, очевидно, эта проблема еще длительное время будет ощутимо усложнять нормальное развитие религиозной жизни в нашей стране.

Завершая тему качественных изменений в религиозной среде современной Украины, нельзя не упомянуть о реституции церковной собственности. Процесс возвращения религиозным организациям имущества, в свое время изъятого у них неправовым путем, начат в Украине еще в 1992 г. Он идет и сегодня. За это время религиозным организациям было возвращено около 4 тыс. бывших культовых помещений, использовавшихся не по назначению, и более 10 тыс. предметов церковного употребления. Новый этап этой работы начался в марте 2002 г., в связи с выполнением Указа Президента Украины "О неотложных мерах по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР относительно религии и восстановлению нарушенных прав церквей и религиозных организаций". Этот документ демонстрирует новые подходы к содержанию и организации реституционного процесса; его выполнение даст возможность в целом завершить эту работу.

Подводя итог, можно констатировать, что религиозная жизнь в современной Украине входит в нормальное русло. По количественным и качественным показателям религиозной среды наша страна во все большей степени приближается к странам с постоянными демократическими традициями, где религиозная жизнь не переживала внешнего давления и жесткой коррекции.

В результате изменений в религиозной жизни украинское общество сегодня является поликонфессиональным с четко выраженными доминантами - православной, греко-католической и позднепротестантской. Для Украины, в отличие от многих других стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, характерно неуклонное соблюдение принципа свободы совести и реального вероисповедного равенства, о чем, в частности, свидетельствуют показатели развития религиозных меньшинств и образований, действующих в среде национальных меньшинств.

В целом же Церковь в Украине превращается в полноценный общественный институт, соизмеримый по своим объемам и масштабам деятельности с другими общественными институтами. Она становится не только заметным фактором общественной жизни, но и фактором ее духовного роста и стабильности.

* Виктор Бондаренко, председатель Государственного комитета Украины по делам религий.

Источник: Журнал "Людина i свiт" и ежемесячный бюллетень "Религия и общество" [№ 33 (11)]


3. "Переяславская рада 1654 года:
историческое значение и политические последствия"

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-теоретической конференции "Переяславская Рада 1654 года: историческое значение и политические последствия", которая
пройдет 3 февраля 2004 года в Переяслав-Хмельницком государственном педагогическом
университете им. Григория Сковороды.
Регистрация участников конференции -- 3 февраля 2004 года в главном корпусе университета
(научный отдел) по улице Сухомлинского, 30, ком. № 203 с 9.00 ч. до 9.50 ч.
Тел: (04467) 5-46-44 (научный отдел) (04467) 5-38-85 (деканат исторического ф-та)
(044) 228-75-27 (Главный штаб УРК)

Проблематика конференции:
Переяславская Рада 1654 г. в украинской и российской историографии;
значение Переяславской Рады 1654 г. в контексте украинско-российских отношений и политической
ситуации в Украине в середине XVII в.;
уроки Переяславской Рады и ее значение в истории Украины;
заключение украинско-российского договора 1654 года и его оценка историко-правовой наукой;
роль Богдана Хмельницкого в становлении и построении государства,
организации борьбы за независимость и соборность в развитии украинской национальной идеи;
внешняя политика Богдана Хмельницкого: проблемы поиска военно-политических союзников;
значение Национально-освободительной революции середины XVII в. в истории Украины,
ее особенности и последствия;
современное казацкое движение в Украине: развитие, проблемы, перспективы.

Языки конференции: украинский, русский

Финансовые условия: организационный взнос в размере 50 грн. необходимо заплатить при
регистрации на конференции.

Адреса для справок и пересылки материалов публикаций:
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Григория Сковороды
08401, ул. Сухомлинского, 30, г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская область, Украина.
Тел. (04467) 5-46-44, 5-38-85. Факс (04467) 5-63-94.
Главный штаб Украинского Реестрового Казачества
01030, ул. Малая Житомирская, 11/7, г. Киев,
Тел./факс: (044) 228-75-27
E-mail: urk@i.com.ua, press@kozatstvo.org.ua


4. "Герменевтика в гуманитарном знании"

Уважаемые господа!

Невский институт языка и культуры приглашает Вас принять участие в работе традиционной научно-практической конференции

"Герменевтика в гуманитарном знании"

которая проводится в рамках ежегодной научной сессии "Невские чтения".

Конференция состоится 21-23 апреля 2004 года.

Программа конференции предусматривает работу в следующих направлениях:

    • Полифония смыслов в тексте и герменевтика.
    • Социокультурный контекст в герменевтике.
    • Герменевтический аспект перевода.
    • Культура как текст и дискурс.
    • Диалог автора и читателя.
    • Художественный текст: проблемы интерпретации в преподавании гуманитарных дисциплин.
    • "Понимающая" психология и педагогика.

Для участия в конференции необходимо в срок до 15 февраля оформить заявку с указанием Ф.И.О.,
ученой степени, звания, должности, места работы и адреса и выслать в адрес оргкомитета
тезисы доклада на конференции (подготовленные к публикации).

Требования к тезисам доклада: до 3-х стр. формата А 4, шрифт - 12, поля - 2 см, через 1,5 интервала, в формате RTF. Оформление списка литературы в соответствии с требованиями библиографического описания. Стоимость одной страницы публикации 100 рублей (50 руб. для студентов и аспирантов).
Тезисы докладов высылать по e-mail: konovalova@nilc.spb.ru или приносить на дискетах по адресу:
г. Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная д. 27 каб. 212
Коноваловой Людмиле Ивановне (доктор педагогических наук, профессор).


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное