Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. № 33 Анонс книги 'Соционика. Семантика информ. аспектов'


Владимир Миронов

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить
.

Выпуск № 33 (август 2006)

Владимир Миронов

в Петербурге набирает группу на тренинг "Соционика от А до Я (О чем не пишут в книгах)".
(базовый курс по соционике)


Цель:
Познать себя, научиться понимать других, улучшить взаимопонимание и взаимодействие с окружающими людьми, научиться прогнозировать развитие ситуации с любыми людьми.


Задачи:
1. Ознакомить участников семинара с существующими типами личности, с их особенностями поведения, мышления, образа действий. Обучить "переводу" с языка одних типов на язык других типов.
2. Поставить начальные навыки типирования.
3. Научить прогнозировать отношения, выбирать коммуникативную дистанцию в зависимости от интертипных отношений.
4. Показать направления наиболее успешной деятельности и условий для эффективного решения поставленных задач для людей различных типов.
5. Ознакомить участников семинара с существующими в соционике малыми группами и эффектами внутригруппового взаимодействия.


В процессе тренинга участники:
- получают в игровой форме знания о соционики на ее современном уровне,
- знакомятся с наиболее эффективными методиками диагностики,
- получают начальные навыки диагностики,
- получают опыт эффективного взаимодействия с людьми разных психологических типов,
- улучшают коммуникативные навыки,
- знакомятся с эффективными поведенческими стратегиями разных типов.


По результатам прохождения тренинга:
- устраняются внутренние конфликты из-за некорректной самоидентификации (я хочу быть таким, а я не такой каким хочу быть, или я есть такой, а воспринимают меня неправильно),
- происходит осознание актуальных проблем, стоящих перед человеком,
- за счет понимания психологического пространства других типов расширяется собственное психологическое пространство, происходит общий психологический рост,
- повышается сенситивность (восприимчивость других людей и протекающих психологических процессов)
- развивается наблюдательность,
- повышается эффективность решения вопросов за счет осознания своих сильных и слабых сторон.

Формат тренинга:
Занятия проходят по выходным дням (суббота+воскресенье) с 12 до 18:30. Периодичность раз в две (три) недели.
Число участников в группе 16-18 человек.
Место проведения: уточняется.
Курс рассчитан на 72 часа (6 уик-эндов).

Задать вопросы и записаться можно по тел. 8-911-917-88-57 или по электронной почте
Подробную информацию о тренинге можно прочитать здесь. Отзывы участников предыдущих тренингов здесь.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

анонс книги Кочубеевой Л.А., Миронова В.В., Стояловой М.А.
"Соционика. Семантика информационных аспектов"

 

Аннотация:
В книге представлены результаты трехлетних исследований Санкт-Петербургской Рабочей группы. Экспериментально проверены и систематизированы данные о том, что представители разных соционических типов пользуются разными "языками": каждому аспекту в структуре ТИМа соответствует свое семантическое поле. Состав полей подробно проанализирован. Впервые представлены словари аспектов, полученные в результате сверки в фокус-группах. Словари аспектной лексики могут быть полезным инструментом при диагностике ТИМа как в живом общении, так и путем анализа текстов.

Книга предназначена для практикующих экспертов-социоников, для психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией и соционической психодиагностикой.

 

Шульман Г.А.
Рецензия на работу Л.А. Кочубеевой, В.В. Миронова, М.Л. Стояловой "Соционика. Семантика информационных аспектов".

"Соционика. Семантика информационных аспектов" [6] - это вторая серьёзная работа, посвящённая обозначенной в её заглавии теме, после хорошо известного в соционике методического пособия "Введение в соционику. Семантические поля аспектов" Д.Ю.Ритчика, С.В.Филимонова, Е.В.Шепетько (Вильнюсская школа соционики - ВШС. 1991) [1]

Но если авторы [1] просто обозначили принадлежность той или иной речевой единицы к тому или иному информационному аспекту (ИА) тотального информационного потока (ТИПа), по сути лишь начав проработку вопроса, то авторы рецензируемой работы сумели эту тему достаточно глубоко раскрыть и сделали следующий шаг в этих исследованиях. На основании применённого системного подхода и разработанных методик (наполнение каждого аспекта оценивалось по единой системе выбранных параметров), авторы [6] не только обозначили такую принадлежность рассмотренных речевых единиц, но и смогли убедительно доказать правильность высказанной точки зрения и обоснованность сделанных выводов.

Мне уже приходилось писать о том, что, когда у людей, которых я обычно относил к людям старшего поколения, заходила речь о Ленинграде, то ранее всего в голове - по ассоциации с самим именем этим - возникало и постоянно оставалось там всё время беседы слово (и понятие) культура. Культура вообще! И мне доставляет огромное удовольствие возможность утверждения того факта, что обсуждаемая работа - это проявление Ленинградской (а, может, всё-таки С.-Петербургской - СТАРОЙ Санкт-Петербургской!) культуры - культуры науки, культуры постановки эксперимента и проведения исследований и отчёта об этих - проведенных - исследованиях. И - само по себе - это ещё одно блестящее доказательство существования и жизни этой - Санкт-Петербургской - Научной Школы.
В работе подробно, точно, чётко, ёмко описана методика проведения исследований по разработанной и предложенной схеме - эффект резонанса, резонансная группа - приведены критерии фиксации его возникновения и оценки интенсивности проявления

"…По мере того, как участниками резонансной группы отвергалась лексика, не относящаяся к данному аспекту, а лексические поля становились более точными и полными, эффект резонанса усиливался. Выданная единым информационным потоком, лексика аспекта вызывает эффект резонанса (переход на лексику, характерную для данного конкретного аспекта, изменение невербальных реакций: изменение позы, тонуса, темпа речи, глазодвигательных реакций и т.д.) у представителей любого типа, но у носителей аспекта он получается сильнее.

Весьма интересные наблюдения были получены по тому, как резонанс, возникающий в группе, переживался и ощущался не только участниками группы, но и наблюдателями. Например, типами ЛСЭ и ЛИЭ резонансное состояние по аспекту интровертной логики воспринималось более дискомфортно, чем состояния по интровертной интуиции у ЛСЭ и интровертной сенсорике ЛИЭ. Такая картина наблюдалась у всех типов при подобном сочетании аспектов: резонансное состояние по интровертной интуиции у ИЛЭ и ИЭЭ переживалось тяжелее, чем резонансное состояние по интровертной этике у ИЛЭ и интровертной логике у ИЭЭ".

В первой моей статье по аспектам инфопотока [4] была высказана точка зрения о том, что ни одна функция изолированно от иных психических функций (ПФ) не работает. Поэтому и рассматривалась в ней совместная их деятельность в Блоке реализации (Блоке ЭГО - по З.Фрейду). В [4] отстаивается та же точка зрения, но уже отслеживается проявление каждой функции, входящей в этот Блок.

В рецензируемой работе убедительно показано проявление и возможность отслеживания каждой психической функции Блока Реализации испытуемых. А это уже приближает нас к решению проблемы идентификации ТИМа личности испытуемого.

По-видимому, впервые в истории соционики найден, разработан и предложен к употреблению в практике исследовательской работы метод точной и практически безошибочной диагностики аспектной структуры информационного потока.

А это - в свою очередь - означает, что подходит, приближается к своему решению едва ли не самая острая проблема всей нынешней соционики - проблема определения ТИМа человека. Соционика получает научно обоснованный метод диагностики ТИМа, причём, на самом достоверном уровне - на уровне его поведенческих реакций (речь).

И именно в этом я вижу основной результат и значение рецензируемой работы.

Понятно, что предложенные семантические поля аспектов можно расширить (что, по-видимому, и будет сделано в дальнейшем). Может быть, авторов можно упрекнуть и ещё в чём-нибудь. Но всё это не имеет никакого отношения к высказанной оценке работы.
Но это ещё не всё.

Рецензируемый труд отличает ещё одно обстоятельство.

В соционике прочно закрепился постулат, который восходит к К.Г.Юнгу и А.Аугустинавичюте: "Истинное творчество - удел интровертов". Этот постулат много лет поддерживал и автор этих строк.

Так вот, с моей точки зрения, рецензируемая работа - это блестящее опровержение упомянутого "постулата", превращающее его в очередной соционический миф, поскольку этот труд представляет собой убедительный пример настоящего научного творчества экстравертов, ибо все три автора украшают собой именно этот полюс этой Юнговской дихотомии.

И, пожалуй, единственное замечание я всё-таки выскажу.

И авторы [1], и авторы рецензируемой работы формулируют определение аспекта информационного потока, безусловно связывая его с Признаками Рейнина: "Аспект - это функционально-информационный комплекс трех любых взаимозависимых признаков Рейнина (далее ПР). (Рис. 1) Носители данного аспекта образуют малую подгруппу из четырех ТИМов".

Отважусь предположить, что здесь происходит некоторое смещение понятий, некоторая путаница между сутью ИА и его значением и тем, как его можно использовать.

Дело в том, что аспекты ТИПа - как и сам Тотальный информационный поток (ТИП) - существуют просто потому, что они существуют, независимо ни от чего. Существуют, постольку, поскольку существуют ТИМы, образующие эти аспекты, разделяя на них ТИП для облегчения (а если говорить более точно, то для обеспечения самой возможности) восприятия несомой ТИПом информации. И эти аспекты впервые обозначил Н.Н.Медведев, "намертво" связав их с "первокирпичиками" мироздания, получившими в соционике его имя. И этого достаточно. Больше ничего с ними не нужно делать и не нужно инкриминировать им условия существования - они уже и так существуют.

Иное дело, что, благодаря им - уже как "функционально-информационным комплексам трех любых взаимозависимых признаков Рейнина", - "Носители данного аспекта образуют малую подгруппу из четырех ТИМов" [6], с которыми уже можно делать всё, что угодно.

Это замечание и высказанная точка зрения носят частный характер и не имеют никакого отношения к изложенному мнению о работе в целом.

И всё же, несмотря на столь впечатляющие результаты, эту работу, с моей точки зрения, следует рассматривать не более, чем этап большого исследования. Цельный, завершённый (между прочим, тоже лишь до известной степени), красивый, но - этап.

Впереди - речевые характеристики ТИМов. Не как цитаты из них, но как тенденции ко вполне определённому для каждого ТИМа типу высказываний, шуток, обыденной речи и пр.

И - Метод определения соционического типа испытуемого.

Библиографический список
1. Ритчик Д.Ю., Филимонов С.В., Шепетько Е.В. Методическое пособие по теме: "Введение в соционику. Семантические поля аспектов". Свердловск. Рос. Открытый университет. Уральский учебно-консульт. Пункт. Уральская школа соционики. Центр изучения социально-психологич.типологий лаборатории психологии "ВЕЛГА" Вильнюсская школа соционики - 1991.
2. Шульман Г.А. Аспекты, функции, ТИМы, люди… // Соционика, ментология, и психология личности.- 1998.- №6.- С43-54; 1999.- №2.- С.51-67. (Сейчас эта работа чуть исправлена, дополнена и переиздана в ж. "Менеджмент и кадры…" 2006.- №№1-3.)
3. Шульман Г.А. О некоторых принципах поведения исследований и изложения их результатов в соционике Аушры Аугустинавичюте //Соционика, ментология, и психология личности.- 2001.-№№1-5; 2002.- №№3-5
4. Шульман Г.А. О смысловом содержании психических функций К.Г.Юнга в соционике А.Аугустинавичюте. - "16". - М.-СПб.- Vilnius - 1990. - №4. - С.6-14.
5. Шульман Г.А. Отношения нулевого и высших порядков// Соционика, ментология, и психология личности.- 1997.-№3, С.44-49.. Об отношениях нулевого и высших порядков.// Психология и соционика межличностных отношений. - 2004. - № 7. - С. 12 24.
6. Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Соционика. Семантика информационных аспектов. - СПб.: Астер Х, 2006. - 176 с.


Заместитель директора Международного института соционики,
зам. гл. редактора журнала "Соционика, ментология и психология личности", лауреат Государственной премии СССР в обл. науки и техники
Г.А.Шульман

 

Введение.

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках уникальное издание.

Три года Рабочая группа (РГ) по соционике (ранее рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований Института Биологии и Психологии Человека СПб) занималась исследованиями информационных аспектов, анализировала и описывала результаты большой кропотливой работы.
Первый год исследований был потрачен на получение эмпирических материалов. После этого еще два года потребовалось на обработку, анализ результатов проведенных экспериментов и дополнительные проверки с использованием различных психологических методик. Встречались, обсуждали, спорили, сводили и снова разносили по полям полученные лексемы, радовались находкам в одних аспектах, искали пропущенные места в других, размышляли над новым содержанием признаков Рейнина. Работа над проектом шла тяжело. И только энтузиазм, неугасимый исследовательский интерес позволил поставить последнюю точку в этой книге (но не в нашей работе).

Надо отдать должное предшественникам, труды которых, описывающие речевые особенности соционических типов, в значительной степени помогли нам в исследованиях.

Вместе с тем, наши подходы и подходы наших коллег существенно различаются по критериям, на основании которых составлялись словари. В основу словарей лексики аспектов, ранее встречавшихся в соционической литературы, были положены такие методы, как непосредственное наблюдение (сбор эмпирического материала) и некоторые теоретические предпосылки (идеи о том, как именно должны выражаться представители тех или иных типов). Такое положение вещей соответствует первичному этапу развития любой новой науки или научной парадигмы. Вместе с тем мы считаем, что этот этап заканчивается, и наступает этап сортировки данных и проверки ранее выдвинутых гипотез и предположений. Это одна из задач, которую мы преследовали в нашей работе. Вторая связана с поиском адекватных методов экспериментальных исследований, которые, по нашему мнению, могут быть выработаны только с учетом опыта смежных наук.
Несомненно, это исследование - еще один шаг к становлению соционики как научной дисциплины, где одним из критериев научности является воспроизводимость экспериментов. Для этого мы подробно описали методику и результаты нашей работы.

Фокус-группа (резонансная группа) по аспекту сама проверяла лексику, если у группы слово или словосочетание вызывало затруднение или споры, такая лексика не учитывалась в дальнейшей работе.

Приглашая коллег к дискуссии и предлагая желающим повторить наш эксперимент, мы вместе с тем отмечаем необходимость соблюдения техники безопасности как залога психологического здоровья участников резонансных групп.

Наиболее ценной частью нашей работы являются словари по каждому из восьми рассматриваемых информационных аспектов. В этих словарях отражена современная лексика носителей русского языка, проживающих в северо-западном регионе РФ. Мы постарались сохранить именно живую речь, что, надеемся, не останется без внимания.

Думается, данное издание позволит выйти на качественно иной уровень диагностики и верификации версий ТИМов тестируемых. Полученные словари позволяют анализировать любые тексты, письменную и устную речь, существенно упрощается автоматизированный (компьютерный) анализ и диагностика. Надеемся, это кардинально изменит практику определения ТИМа и позволит увеличить сходимость версий у социоников из разных соционических школ.

Впервые в истории соционики нами даются определения таких общепринятых и общеупотребительных терминов, как информационный аспект, признак Рейнина, а также дается определение ряда признаков Рейнина, использованных в работе.


Отдельное спасибо Екатерине Мальской, выполнившей техническую и литературную правку. Фактически Е. Мальская стала четвертым автором и без ее помощи данная книга была бы точно другой и, несомненно, менее выдержанной в научных рамках.

 

Распространением книги (кроме Петербурга) занимается Виктор Саенко. В Петербурге Вы можете приобрести книгу у Владимира Миронова 8-911-917-88-57.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Н.А. Прилепской "Опыт работы с дошкольниками в домашних условиях".

(окончание)

Диагноз, который я старалась правильно "выставить" - уже первый шаг на пути исправления ситуации нарушенного информационного обмена.

Как для себя я формулирую диагнозы? Вернемся к таблице 1.

Случаи под номерами 2, 4, 7 внешне похожи: агрессивные проявления в детском саду. Три мальчика разного возраста. Мальчики 3-х и 4-х лет - новички, можно было бы объяснить их поведение издержками адаптации, но мальчик в случае 7 уже готовится к выпуску. 3-х летний Дима до этой группы - мирный, вежливый и добрый, а Данила (№4) и в старом детском саду был "боевой". А у шестилетнего Коли (№7) агрессивность усиливается периодически совсем по непонятным для родителей и воспитателей причинам.
Вот мои заключения:

Таблица 2

 

Что же было сделано для исправления ситуации? После установления диагноза идет в первую очередь разъяснение модели инфоэнергообмена у детей, у людей вообще, обладающих таким ТИМ психики, разъяснение родителям, воспитателям (в моем случае - логопеду). Но идет и помощь ребенку непосредственно, если позволяют условия. И здесь я выбираю игровые методы как единственно адекватные дошкольному периоду детства. Это доступная для такого возраста форма тренинга.

С трехлетним Димой мы провели всего лишь четыре сеанса игры дома в присутствии мамы (а на двух сеансах и папы). Этого хватило, чтобы юные родители поняли, как обогатить коммуникативный арсенал ребенка, чтобы ему не приходилось копировать кого-то в детском саду. "Играть надо!" - воскликнула мама в ответ на какие-то вопросы ко мне со стороны папы. Массу сюжетов перебрали мы с Димой, цепляя их один за другой, по ходу игры обогащая их "развивающими" и "корректирующими" моментами - совместно! "А почему цена-то все одна и та же? - как-то засмеялась мама, глядя на важного маленького продавца, восседающего за "прилавком" - табуреткой, уставленной коробками, машинками, зверями. "Двад-цать луб-лей!" - четко повторял Дима в ответ на все мои: "А это сколько стоит?" "Акция! - нашлась я. - Распродажа по одной цене!" Потом я объяснила папе и маме, что это у Димы, этического экстраверта и дальше так будет - счетные операции, логика действий - труднее будут даваться, а вот радость непосредственного общения ему нужна как воздух, но надо учить его регулировать объем общения, чтобы уметь останавливаться - вежливо, тактично, "не позоря" родителей…

Если сюжеты игр с Димой были весьма реалистичны (больница, магазин, банк…), в них много было манипуляций, эмоций очень разных, то игры с Данилой вполне можно отнести к виду символической игры (12).

Первая встреча состоялась на квартире бабушки. Когда я вошла, в глубине коридора быстро появился и исчез малыш, приветственно помахав мне рукой над головой, как будто мы были сто лет знакомы. По-моему он даже воскликнул "А меня нет!", демонстрируя страшную занятость.

Мы расположились с мамой и бабушкой в уголке гостиной, молодая мама выглядела очень усталой, подавленной, что подтвердил и цветовой тест (восьмицветник Люшера). У бабушки состояние было гораздо лучше. Пробежал мимо нас Данила, с доской, с игрушкой, пристроил доску в дальнем углу дивана, начал пускать по ней мотоциклиста. Мотоцикл падал. Мальчик, схватив его в очередной раз с полу, посмотрел на зажатую руку и вдруг с размаху грохнул игрушкой об пол, только детальки покатились! "Данила-а?" - слабо воскликнула мама. Ребенок выбежал из комнаты. "Это, вот у него - часто? - спросила я. - "Да постоянно, вот так все время", - вздохнула бабушка".

Но я все же попыталась, когда мальчик вновь появился, вступить с ним в контакт: "А тебе, Даня, какие цвета больше нравятся?" - протянула на ладони цветные квадратики. Подбежал, взглянул, я близко увидела темные, "бездонные" глаза, но главное губы, быстрая непроизвольная улыбка и какая! Роскошная! Очень выразительное лицо. Быстро показал на черный квадрат, потом на зеленый и - умчался. Стремительный, не способный присесть из-за какой-то сверхважной занятости. "Развод - шепнула бабушка, когда мы оказались вдвоем. - А перед этим только переболел" - и она назвала довольно-таки тяжелое заболевание.

Мы договорились о следующей встрече в ближайшую субботу уже на квартире Данилы и мамы.

Там у мальчика была своя комната, небольшая, правда. У одной стены кровать, ящик с конструктором. У другой кресло, стол, шкаф с играми, книгами, игрушками. На столе настольная лампа, клетка с двумя хомячками. На двери - мишень для липучих шариков. На кресле у окна две-три гигантские мягкие игрушки, в том числе какой-то дракон-динозавр. Под кроватью "жили" мячи, машины и что-то еще.

Мальчик провел меня к себе, показал все в общем, махнув рукой. Замер в раздумье. Тут я проявила инициативу, попросив шарик. Мы начали по очереди швырять шарик в мишень, на ней оказались цифры и буквы, Данила в них отлично ориентировался. Но меня вновь поразила сила его ударов. С этим напряжением надо было что-то делать! Я выдвинула из-под стола табурет, положила на него тяжелый резиновый мяч: "Давай сбивать, кто дальше?" Идея была подхвачена, кулачки заработали, но лишь на время.

Мы продвигались к чему-то более важному. Почему-то мне самой хотелось что-то разрушить, а не просто бить по мячу. Между дверью и кроватью в коробке виднелись кубики - детали конструктора. "Давай сделаем город? - предложила я, а потом на него мяч ка-ак упадет!" И достала кубик. Данила решительно запротестовал, вырвав кубик и бросив его обратно в коробку. Гримаса отвращения исказила его лицо. "Там улицы, дома, машины будут, город!" - не унималась я. "Вот дом - сказал Данил. - Вот машины!" он быстро открыл нижние дверцы шкафа и стал доставать массу разных игрушек - самолеты, домик, звери, машины. "О-о! - то, что нам надо!" Я приступила к строительству. Тут же у табуретки быстро вырос городок. Под табуреткой почему-то разместился фургон-цирк. Или театр. Там кто-то "выступал" - какой-то зверек из "киндер-сюрприза". Три пластмассовые кегли разного цвета - великаны-инопланетяне - тоже хотели посмотреть представление в театре. Или в цирке. Не тут-то было. Едва ведущий поздоровался и объявил о начале, "летучий мяч" с табуретки обрушился на город… Ой-ей-ей! Завыли сирены, застонали раненые, комментаторы на разные голоса передавали сообщения с места событий…

Впрочем, надо было быстро снова все построить, потому что этот злой мяч уже был на табуретке и ждал. Вот тут мы напали на ту самую жилу. Жаль, некому было вести протокол, никто не сосчитал, сколько раз отстраивался город, может 10 раз, может больше. Данила немного помогал мне в восстановлении, но он больше что-то менял, добавляя игрушки. Его привлекал артист цирка. Или ведущий. С интересом слушал "комментарии СМИ". Вообще был очень сосредоточен и быстр. Мяч был сначала злой, но потом вдруг превратился просто в солнце, а налеты на город стал делать дракон. Я взмокла, но не сдавалась. На табурете появился еще один мяч - луна, потом еще какой-то звездно-синий матрасик - небо. Катастрофы приобрели космический масштаб. Город с воздуха защищала обезьяна "летучая". Нас несло в общем потоке с буквально фантастической скоростью. В проеме двери не раз уже показывалась мама, но она не решалась нас прервать. Время! Я вдруг показала мальчику на свои часы. Забыли! Уже просрочили время. Мальчик остановился. Это мне очень понравилось. Он уважал время. Неясная гипотеза с первой встречи превратилась в абсолютную уверенность. Этический. Холерик, т.е. рациональный. Интуитивный! "Гамлет"! Разгоряченный и усталый, провожал он меня в прихожей. Улыбка гораздо взрослее его возраста, какая-то горько-радостная. Мама давно приготовила ужин, а в большой комнате был еще и молодой мужчина. Я оставила анкеты для взрослых ("Это не папа, а дядя Алеша!"). Договорились о следующей встрече через неделю в это же время. По дороге домой искала смысл нашей игры. Что мы разрушали? Надежды, иллюзии, планы. А как же? Старое не уберешь, новое негде строить. А я-то какую роль исполняла? Вечный восстановитель. А он? Вечный поиск. И созидание. Что же делать? Жизнь надо продолжать. Дома заполняла журнал по свежим следам: какая динамика, какой масштаб игры! мальчику четыре с половиной года. Космос, борьба стихий, добра со злом - вечные сюжеты. Развитый ребенок, мама работает и учится, оказывается, им тоже дают психологию, но не такую.

На следующей встрече город продолжал выживать. Цирк-театр оказался развлекательным центром. Дракон-динозавр уже стал постоянным защитником, а угроза появилась снизу - все время наезжал автомобиль-трансформер - с огромными колесами… На третьем сеансе получила отдельное развитие тема космоса - полеты, планеты, роботы - и тогда же случилась спонтанная первая релаксация - прямо в сюжете игры. Сам Данила, как-то очутившись в роли робота, вдруг оказался лежащим на полу - в изнеможении. Я поднимала за рукава и штанины его руки и ноги, осторожно потряхивая и тихо бормоча: "Хм! Отключился робот… Совсем умер, что ли? ремонтировать надо…" - и постучала по коленкам. Со смехом ожил робот! Реанимация! Это повторилось, но раза два, не больше. Да, это был перелом. На четвертой встрече ребенок захотел рисовать, смог выложить тест Люшера (72 13 54 06). Много рассказал о хомячках, кстати, почти не заикаясь. Значит, он вспомнил, как снимать напряжение!

А на пятой встрече мы с Данилой уже были в гостиной. Сначала он показал, как умеет боксировать - в дверном проеме висел шар (дядя Алеша повесил). А потом была такая картина: по комнате летают два шарика (это после Нового года остались), то вместе, то порознь, то изящно присаживаясь: на спинку дивана, на полку. Слежу за шарами, отвечая на вопросы мамы и дяди Алеши - они на диване. Данила тоже направляет полеты шариков, успевая показывать на ковре "цирковые трюки" - кувырки, повороты. Это мы с ним довольно успешно (да что скромничать? - просто блестяще!) гармонизируем - под его чутким руководством - семейную атмосферу. Это было последнее посещение. Самое главное мы сделали все вместе, хотя внесенная мной информация и прямое участие в Даниле были необходимы. Мне хотелось, чтобы мама ощутила, как близко к сердцу принимает маленький сын ее проблемы, как он стремится защитить "честь семьи" - от низости, пошлости. У него уже высокие идеалы, несмотря на "дошкольный" возраст, чему он обязан своей структуре психики, и это на всю жизнь!

Летом того же года мама, которую я и не узнала, юная, ликующая подошла ко мне на остановке транспорта:
­ Здравствуйте! А нам так понравилось… Мы бы еще хотели… Мы переехали…
­ Заказывайте! - я любовалась ей. Но заказа больше не было - видно, повода не нашлось!

А улыбку Данилы я увидела нынешней зимой - в книжных магазинах, на обложках книг Андрея Курпатова. Только у Данилы-то лучше!

Так вот они какие, особенности моей работы в "психокоррекции". И консультирование и индивидуальные игровые занятия - по сюжетам, идущим от клиентов, от ребенка. Поддержка инициативы ребенка. Подстройка рядом? Снизу? А обогащение репертуара, словарного и всякого другого запаса? Запаса вариантов жизни? Это подстройка "отовсюду"! А как же иначе? Ведь Вселенная-то "разбегается" во все стороны! Подстройка "объемная", вот так. Обеспечить, разрешить движение и научить управлять им. Да не "научить" - учитель-то я плохой. Помочь вспомнить. Помощник - я. Главное, устранить застой, зацикливание, тупик, иначе "инфекция" заведется, патология начнется в застое.

Каждый случай по-своему уникален. Но мое стремление восстановить инфообмен остается неизменным. В случае с годовалой девочкой это проявилось в том, что я буквально возмутилась тем, что бабушка и папа стараются даже не упоминать слово "мама" при девочке, т.к. она сразу заливается плачем. Именно плач я услышала за дверью, когда нажимала кнопку звонка. Нежный, негромкий, зовущий.

Было утро. Папа собирался на работу, мне удалось застать его. Девочка, сидя на руках у бабушки, тянулась к отцу, а он, - я и представить такого не могла! - отмахивался, сердился по настоящему и убегал, да! Он, оказывается, не мог, действительно, не мог переносить детского горя. Т.е таким образом он его "переносил". Бабушка же настаивала, чтобы он подержал ребёнка на руках хоть немного. Раздеваясь и наблюдая эту сцену, я оценивала самый первый момент моего появления в дверях: девочка замолчала и очень серьёзно начала в меня всматриваться, буквально замерла. А потом вдруг начала отрицательно качать головой: нет-нет, ты - не мама! будто говорила она. Да, я не мама, поднималось во мне, но я вчера её видела в больнице! И она очень хочет скорее выздороветь и встретиться с Катенькой. Я мыла руки в ванной и готовилась, плач звал меня. Выйдя в коридор, я начала громко рассказывать о маме и тут-то услышала о договорённости: "Молчать!" - "Это ошибка! - возмутилась я, - наоборот, надо больше о ней говорить." - "Так плачет же!" - " Это нормально, и вы вместе с ней погорюйте - и снова - ждать! Помогать маме выздоравливать скорей! А как она вернётся, да как возьмёт Катеньку на ручки, да и будет с ней гулять, вот так": - и я уже кружилась с девочкой на руках по комнате, потому что в какой-то момент она потянулась ко мне! А как слушает! Смотрит на меня, не плачет, пытается понять, поверить. Глубокие вздохи - всхлипы. Много-много я ей рассказываю, хвалю её, и бабушку, и папу оправдываю - на работу ему надо. А мы всех-всех дождёмся, сильные мы, терпеливые. Бабушка в удивлении (до этого я видела Катю один раз - в 4х месячном возрасте), провожает зятя, что-то ему поручая. Да, он стрессонеустойчивый, тип у него такой. А бабушка, бывший медик, это очень хорошо, но уж слишком напористая и эмоциональная. Два холерика они с зятем, для крошечной девочки - интроверта это конечно "нагрузочно".

Много я ребёнку тогда рассказала о её близких. Ровно годик ей исполнился, и, безусловно, она не просто "понимала" речь, а воспринимала в таком состоянии всё-всё.

Расстались мы тогда на прогулке, когда ребёнок заснул в коляске.

И в другой раз мы с Катей тоже вышли раньше бабушки. Мальчик лет трёх выбежал из дома напротив и стал скатываться с горок. Мы двинулись к нему, он оживился, начал демонстрировать свою ловкость и смелость.

Тут вышла его мама, молодая, стройная, в джинсовом костюме (была весна), я объяснила ей нашу историю, она серьёзно слушала, кивая головой и - протянула к Кате руки, и Катя пошла к ней! Замерев, прислушивалась к себе, проверяла по ощущениям, а не её ли это мама? О великая женская солидарность! Так мы и стояли, тихо разговаривая, пока из нашего подъезда не вышла, громыхая коляской, наша бабушка. Восхищённая, поблагодарила я молодую женщину - и мальчика тоже! Они быстро пошли по своим делам.

- Собрались мы тут, все бабушки, да папочка беспокойный, а здоровое, молодое, вечное материнское начало - как оно нужно! - рассуждали мы, шагая за коляской.
- А мы ведь теперь говорим о маме-то, всё объясняем, - смеясь, доложила бабушка.

Я слушаю рассказ о бесчисленных хлопотах, о зяте, о том, что анализы у Кати хорошие, а про себя усмехаюсь, довольная; они решили не говорить о маме, а вместо этого демонстрировали ребёнку свои с зятем "бурные эмоции". Разве это не нарушение инфообмена? Невольное, конечно, в стрессе. Поскольку связь с этой семьёй у меня сохраняется, надо отметить, что в это лето Катя ещё долго боялась отпустить маму куда-либо, а при появлении незнакомых становилась очень серьёзной. Позднее мама заметила, что она быстро и решительно либо "принимала" нового человека, либо отвергала его. Мы знали, что бесследно этот опыт не пройдёт, поэтому продолжаем наблюдать. А всё таки мама выздоровела раньше, чем предполагала её доктор, на целую неделю! И кормление грудью возобновилось!...
Каждый случай из практики достоин внимания, что понятно каждому практическому психологу, но я остановлюсь на этих трёх примерах.

* Для читателей - социоников назову ТИМы участников этой истории: Катина мама -СЛИ, Катина бабушка - ЭСЭ, Катин папа - ЛСЭ. Ещё одна бабушка - сестра Катиного деда - СЛИ, мой ТИМ - ЭИИ, но по комнате кружилась с Катей на руках и много говорила - я как ИЭЭ , т.е. как дополняющий Катю ТИМ (СЛИ). Первая встреча произошла на шестое утро после разлуки Кати с мамой.

Анализ случаев показал мне: такого рода практика возникла естественно и закономерно, но она должна быть подстрахована дополняющими условиями. Иногда семейные обстоятельства (случаи № 5 и № 6) не позволяют провести индивидуальные игровые сеансы, хотя они крайне необходимы.

Методы диагностики. Наблюдение, беседа. Когда-то, читая труды знаменитых психологов, я не верила, что смогу приблизиться к такому уровню диагностики. И вот оказалось со временем, с опытом, что это возможно. НО! Без постановки цели заранее мой "инструмент" - не включается. Сколько раз, друзья - коллеги, "нечаянно", как я думала, "показав" мне кого-нибудь, вдруг задавали вопросы: "Ну и кто он, по Вашему?" За чем следовало возмущение с моей стороны: "Так вы хотели диагностику, что-ли? Я же не на работе" и т.п. Вслед за чем мы уже вместе приступали совсем другим способом к диагностике, с неполными данными, заканчивая её двумя-тремя гипотезами, проверять которые я поручала уже коллеге. Эта "аналитическая" диагностика изматывала меня, и постепенно вроде бы сошла на нет.

Мне ещё очень помогает изучение семейного альбома. Это вид визуальной диагностики в комфортном для меня режиме: можно всматриваться в фото, не смущая клиента. Ребёнок на фотографиях не только в разных состояниях, но и разного возраста, мы видим силу и частоту проявления дифференцирующих признаков. Шкала этика-логика отслеживается по смене выражений лица. У этиков проявляется богатство средств выражения различных чувств и эмоций, у экстравертных этиков особенно. У логиков однообразие выраженией, "экономия" средств. Маленьких интуитов от сенсориков отличает степень концентрации взгляда. Иррационалов видно по позам и т.п. (такого рода обучение лучше проводить на практике).

Дополнительно, но всё реже, я использую некоторые "транспортабельные" психологические тесты: восьмицветник Люшера, психогеометрический тест. Для родителей - ориентационный, не диагностирующий! - вопросник из 28 утверждений и проективный тест "Дерево", который для меня тоже является ориентационным.

Способы коррекции. Беседы, игры, совместные дела. Снабжение родителей на время литературой для чтения. С одним шестилетним мальчиком (из другого сезона) мы гуляли во дворе, пускали кораблики (была весна) он же обучал меня игре на компьютере (спасибо ему - снял с меня страх перед сложной техникой!)
Так как информационная структура моей психики ЭИИ - этико-интуитивный интроверт, то творческую функцию представляет интуиция возможностей довольно широкого диапазона. В детстве мне часто поручали присматривать за племянниками, а то и за чужими детьми, и я вспоминаю, что иногда мне приходилось "придерживать" работу этой функции. Лет в 12 у меня был первый запомнившийся мне опыт "психокоррекции".

Летним вечером я заглянула к однокласснице - подруге и застала такую сцену: одна из её нескольких младших сестрёнок - самая симпатичная из всех, 3х-4х летняя Надя, просто "убивается" от горя. Старшие пытаются её успокоить, отвлечь, младшие, глядя на неё, тоже плачут. Оказывается, родители, работавшие тогда пастухами, пригнав стадо, ушли снова в лес искать заблудившуюся корову.

И вот реки слёз, Надя уже начала всё швырять, куда-то рваться, но успокоиться не могла. Посмотрев на всё это, почувствовав ко всем жалость, я вдруг решительно взяла Надю за руку: "Идём встречать маму и папу!" Как быстро мы сначала бежали! Плач стих, пошли шагом, я что-то объясняла по нескольку раз. За селом перелезли через какие-то жерди, чтобы сократить путь, и я взяла девочку на руки. Быстро темнело, упала роса, надвигался лес, но мне туда вовсе не хотелось!.. Тут-то я и увидела, что девочка засыпает. Я повернула незаметно в деревню, принесла её домой. Подруга ждала меня, уложив всех спать. Крепко спала и наша Надя, утомившись.

Став психологом, я встречала рекомендации "удерживать" ребёнка, когда он, попав во власть такого же "бурного отчаянья", куда-то рвётся. Вспоминая маленькую Надю, думаю, что её тип психики был СЭЭ, и рекомендация "удерживать" подошла бы к дополняющему её типу ИМ-ИЛИ. Он бы, наверное, не побежал за село, а просто совсем по-другому смог бы успокоить ребёнка. Возможно, и психолог ЛСИ, обученный "удерживать", по-другому смог бы справиться с ситуацией. Но это было бы на глазах у других детей. Тут-то и хочется ещё раз подчеркнуть, что знание психологом своей структуры (личностной, психической) может не только уберечь его от "выгорания" (6, с. 863), но и повысить качество его работы. Применение в психологической практике теории информационного метаболизма поможет прояснить вопрос о совместимости клиента с помогающим ему специалистом. (11, с 39, 41).

Мой опыт: бывший заводской социолог, заводской психолог, школьный психолог, психолог - консультант ГПМПК (здесь я доросла до I категории), педагог-психолог коррекционной школы, психолог "по трудностям адаптации" в детском саду (9), частный психолог-консультант "по вызову" (соционик).
Мне хотелось в этой статье не просто показать часть своего опыта в работе с детьми-дошкольниками, но и сказать, что он был бы невозможен без опоры на теорию информационного метаболизма.

Что современная психология, как наука о психической реальности просто нуждается в такой теории, как дополняющей её. Потому что психическая реальность так же беспредельна как Космос, витать в ней без надёжных ориентиров довольно легкомысленно, если не опасно. В то же время теория инфообмена только ещё "набирает темпы", используя все "досоционические науки о человеке" (18,с. 17) как богатую , абсолютно необходимую и, конечно, "живую" пищу (!) К "досоционическим" наукам я бы отнесла и все формы типоведения, к некоторым из них я отношусь с благоговеньем (15), как ко всякому научному подвигу.


Авторская справка:
Мой адрес: 623408, г. Каменск-Уральский, Свердловской области, бульвар Парижской коммуны, дом 39, кв. 803.
Прилепская Надежда Андреевна психолог I категории, соционик - консультант
Электронный адрес: nprilepskaya@yandex.ru
Сотовый телефон: 8-912 68 54 054

Литература.
1. Аугустинавичуте А. Соционика. Введение. Спб.М: 1998 - 448 с.
2. Гуленко В.В. Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. - 2е издание. Новосибирск. Москва. 1997. 270 с.
3. Гуленко В.В. Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства. / Соционика, ментология и психология личности./ -2000 - 2. с 13-27.
4. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: 1992. 127 с.
5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: МПА, 1994
6. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М.: Эксмо 2005 960 с.
7. Прилепская Н.А Ваш ребёнок - какой он? М.: 2003. 220с.
8. Прилепская Н.А. Игровая комната в соционической диагностике и консультировании детей. // Психология и соционика межличностных отношений. - 2003 - №6. с 38-42.
9. Прилепская Н.А Ревизные отношения как развивающая среда или оционика в детском саду. // Соционика, ментология и психология личности. - 2002 - №4 с 24-36.
10. Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А.В. Ярошевского М.Г. - 2е издание М.: - 1990 - 494 с.
11. Психология социальной работы. Учебное пособие под общей ред. Гулиной Н.А. Спб, Питер - 2004 . - 351 с.
12. Пухова Т.И. Попытка нового определения символической игры. // Психолог в детском саду - 2005 - №3 с. 104-129
13. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. М.: Просвещение. - 1991. - 330 с.
14. Словарь практического психолога. Сост. Головин С.Ю. Минск. Харвест. 1997. - 800 с.
15. Тайгер, П. Какого типа ваш ребёнок? М.: АСТ. Астрель. 2005 - 439 с.
16. Таланов В.Л. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПБ.: М,: - 2003 - 928 с.
17. О конкурсе на лучшие публикации. // Психолог в детском саду - 2005 - №3
18. Удалова Е.А. Бескова Л.А. Уроки соционики или самое главное, чему нас не научили в школе. М,: 2003 478 с. - предисловие Игоря Минакова "Пока не обрушился человек…"
19. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск - 2001 - 352 с.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Е.Ю. Петровой "Психологические типы Юнга".

  (продолжение)

3.3 Восемь эмоциональных состояний и психологические функции

Было замечено, что если у человека в данный момент доминирует одна из функций, описанных Юнгом,то каждый раз можно наблюдать некоторое потоянное устойчивое эмоцональное состояние, не зависящее от содержательных аспектов коммуникации. Таким образом, среди бесконечного разнообразия типов эмоционального реагирования и связанного с этими эмоциями поведения, у данного конкретного человека можно выделить восемь ( по числу функций
Юнга, с учетом интровертированного и экстравертированного вариантов ) узнаваемых состояний, имеющих эмоциональную основу. Переход с одного состояния на другое осуществляется параллельно со сменой информационной структуры поведения человека в данный момент, при переключении внимания и сопровождается изменениями стиля речи и изменениями физического состояния и активности.

Эти состояния различаются по степени комфортности или дискомфортности и еще по нескольким параметрам, связанным с эмоциональными структурами. Каждое из этих узнаваемых состояний имеет своего рода проекцию в социальные сферы поведения и провоцирует проявление механизма психологических защит и, соответственно, определенных личностных установок и стратегий поведения.

Человек избегает дискомфортных состояний и предпочитает более комфортные. Это один из нескольких механизмов, которые определяют собой сам феномен предпочтительного использования людьми определенных Юнговских функций и избегания других - то есть проявления тех различий,которые образуют наблюдаемые извне особенности разных психологических типов.

Одинаковые (или очень похожие) состояния можно наблюдать у разных людей, относящихся к одному психологическому типу, при доминировании определенной "психологической функции". Для группы людей другого психологического типа - похожее по структуре состояние связывается с другой "психологической функцией". Эта разница обеспечивает различия в предпочтениях стилей поведения, стратегий решения проблем,так как для каждого психологичесого типа комфортными оказываются различные "психологические функции" ( из числа восьми Юнговских функций).

Безусловно, в каждой конкретной ситуации эмоциональные реакции и связанные с ними состояния и установки сильно различаются, но можно выделить некоторые общие черты.

Некоторое практическое представление о различиях в системе реакций и эмоциональных состояниях, связанных с различиями в восприятии психологических функций, дает эксперимент, описанный в разделе 4.1.

Описано восемь вариантов состояний, что соответствует количеству используемых в модели "психологических функций". Каждое из состояний проявляется (инициируется), только когда доминирует конкретная "психологическая функция".

Для разных психологических типов эти состояния связаны с разными "функциями", это вносит разнообразие в описание, но общая структура остается неизменной. Структура этих состояний достаточно сложна, и эмоциональные реакции составляют только часть этой структуры. Механизм, порождающий эти состояния, не исследован, но имеющиеся данные говорят о физиологических изменениях, связанных с концентрацией и переключением внимания и изменениями вактивации сенсорных каналов.

1. Первое состояние субъективно переживается как достаточно комфортное. Человек может говорить о том, что "его внутренний мир открыт к контакту с миром" или просто в этом состоянии человек чаще говорит о наиболее существенных для себя вещах. Поэтому для внешнего наблюдателя кажется, что функция, которая опирается на это эмоциональное состояние, является наиболее значительной и ценной в структуре личности человека. Юнг первоначально определял психологический тип именно как доминирование такой функции, называя ее первой функцией. Например, если первому эмоциональному состоянию для данного психологического типа соответствует функция F интровертированная, то человек на первое место ставит то, как он относится к другим людям или как они относятся к нему, и его эмоции в той или иной ситуации определяют все его отношение к этой ситуации. Таким образом, можно было бы составить таблицу проявлений каждой из восьми функций в поведении человека, если она соответствует первому эмоциональному состоянию (и также второму, третьему и т.д.). Но здесь мы ограничимся только перечислений восьми этих состояний с небольшим количеством примеров.

2. Второе эмоциональное состояние (по Юнгу функция, которая соответствует второму эмоциональному состоянию, называется второй). Этому эмоциональному состоянию соответствует самый низкий из возможных уровень тревоги, и оно является наиболее энергетически стабильным. Практически это означает, что когда у человека доминирует "вторая" функция, он может работать достаточно долго не уставая, и не испытывая напряжение. Поэтому иногда эту "вторую" функцию называют рабочей. Это явление можно наблюдать и в профессиональной и в личной ситуации. Каждый знает, что человек иногда "садится на любимого конька" и может долго говорить и проявлять себя в одном и том же стиле не уставая, не изменяя манеры, и зачастую, к сожалению, не обращая внимания на изменяющуюся ситацию.

Можно пофантазировать, как ведет себя, например, человек, у которого "вторая" функция - Т интровертированная. Он будет долго рассуждать о разных интеллектуальных вещах, о поиске смысла, и о том, что он думает и чего не думает. А если "вторая" функция будет F интровертированная, то человек будет свободно и подробно обсуждать, как он оценивает разных людей и какие эмоции он испытывает по отношению к этим людям, и как ему следует поступать в разных ситуациях. Забегая вперед, можно предположить, что эти два человека покажутся очень разными для наблюдателя. Наблюдатель скажет, что у них разный стиль для коммуникации, и может оказаться, что они плохо понимают друг друга. Потому что то, что одному из них кажется сосершенно естественным и удобным (а если я могу так, то наверняка так может и другой), то для его партнера достаточно сложный способ коммуникации.

Замечено, что человек выбирает специальность и такие формы социального поведения, где он может достаточно часто находиться в режиме своей второй функции. Человеку так проще. Поэтому многие виды деятельности невольно притягивают е себе людей определенных человеческих типов. И одна из возможностей использования идеи психологических типов в профориентации основана на этом эффекте.

С другой стороны, если у человека мало физических сил, или он попал в затруднительную ситуацию, скорее всего он будет обращаться именно к своей "второй" функции. Это важное замечание для социальных работников. Потому что необходимо уметь различать все восемь вариантов юноговских функций, чтобы иметь возможность вступать в контакт с людьми, находящимися в трессовой ситуации, или ослабленными. Такие люди, как правило труднее переключаются на более свободную коммуникацию, и в то же время их "застревание" на определенном типе кажется нарочитым. Например, тот же самый вариант F экстравертированного, когда человек может многословно и подробно обсуждать взаимоотношения между людьми и особенности взаимодействия людей, и как будто бы проявлять хорошую социальную адаптированность, и в то же время быть беспомощным в своей житейской ситуации, потому что у него нет сил возможности из-за перенесенного стресса трезво взглянуть на вещи.

3. Третье эмоциональное состояние отличается от ранее перечисленных гораздо большей дискомфортностью и сравнительно высоким уровнем тревоги . Независимо от содержания коммуникации, если у человека доминируеть "третья" функция, он испытывает чувство беспокойства и склонен к снижению самооценки. Поэтому "третья" функция часто оказывается проблемной зоной в структуре личности человека. Действительно, если беседуя о чем-то человек испытывает тревогу и волнение, ему не приходит в голову, что тревога связана с доминированием лексики, которую он использует, он приписывает ее содержанию коммуникации. В этом случае включаются многочисленные механизмы психологических защит и эмоциональная включенность человека становится достаточно большой. Это явление может быть использовано и в положительном и в отрицательном смысле. Положительный смысл тот, что если задета тема, связанная с "третьей" функцией, человеку всегда найдется, о чем поговорить. В отрицательном смысле все, что связано с третьей функцией, невольно становится источником беспокойства и зачастую гиперкомпенсаторного поведения. Таким образом, это связано с мотивацией человека. Социальные работники могут учитывать это двояко. Первое, необходимо свою собственную "третью" функцию, чтобы сохранять независимость при работе со сложными клиентами, и избегать ситуаций, которые могут нанести ущерб самооценке. С другой стороны, если в коммуникации удается выяснить третью функцию собеседника, то можно использовать ее для мотивации совершения определенных поступков. Например, если "третья" функция F экстравертированная, человек будет испытывать беспокойство и неуверенность в связи с тем, какую роль он играет среди других людей, как его воспринимают в его социальной группе и т.д. А если у человека "третья" функция S интровертированная, то его беспокояство и тревога будет связаны с темой здоровья, физического благополучия и комфорта, качественной или некачественной пищей. Характерная особенность коммуникации с человеком, у которого доминирует "третья" функция та, что сколько бы вы не убеждали его разумным образом в том, что его беспокойство напрасно, психологические защиты помешают ему воспринять вашу информацию, ваши доводы. Специальные стратегии коммуникации в этой ситуации будут рассмотрены в следующих главах.

продолжение в следующем выпуске

Предложение!

Народ из Кирова и близлежащих городов! Интересующиеся соционикой, психологией, поиском себя и своей половинки!!! Кто не хочет остаться на обочине этой увлекательной жизни!

Есть предложение - провести осенью в славном граде Кирове (на Вятке) мастер-класс по соционической диагностике Владимира Миронова (сайт Соционика в Петербурге, www.socionics.spb.ru). Владимир Миронов представляет Питерскую школу соционики.

Это - эффективные методики определения типа - по невербальным признакам, по модели А, по признакам Рейнина, рисуночная методика, контент-анализ.
То есть такой вот удачный комплект непротиворечивых методик, который и дает максимальную точность в определении типа.
Плюс этой школы в том, что методики основаны на считывании подсознательной информации (не секрет, что на словах многие выдают желаемое за действительное) - невербальных сигналов тела, а также с помощью рисунков и контент-анализа.

А еще лучше, давайте проведем тренинг.
Когда Вы пройдете тренинг, Вы:
Посмотрите на себя и свои возможности совершенно с новой стороны - вам многое станет понятно и в своих реакциях, и в реакциях окружающих людей.
Поймете, что у каждого человека свои болевые точки в восприятии - это научит вас мудрости и толерантности (терпимости) по отношению к другим.
Поймете, какую профессию вам нужно выбрать для наилучшей реализации своих возможностей, а также как стать более успешным в работе.
Узнаете, какой тип личности больше всего подходит для совместной жизни или работы.

Тренинг проводится в игровом режиме, все ситуации проигрываются "вживую".
Как говорили древние китайцы - истинное знание передается не по книгам (в современном варианте - не через Интернет), а из уст в уста (в нашем случае - через тренинги).
И потом, чем мы, живущие не в Москве и Питере, хуже? Мы тоже хотим учиться у профессионалов! Тем более, что такая возможность есть (пока…). Так что спешите!!!

Стоимость - 800 руб. в день. Можно только в субботу или суббота + воскресенье.
Группа 15 человек. Время - с 10 до 18 ч.
Пишите на e-mail: vot-ehlvira@yandex.ru, или звоните: 8-912-336-56-83.
Эльвира

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

стенограмму встречи учеников В. Миронова с Г.Р. Рейниным (20.06.06)

 

Миронов: Григорий Романович, давайте начнем с вопроса, уже ставшего традиционным на таких встречах, как Вы пришли в соционику.
Рейнин: Как я пришел в соционику?

У меня в Вильнюсе были друзья и в какой-то момент они мне подсунули книжку Аушры Аугустинавичюте, тогда же все книжки были в самиздате. Какая-то такая самиздатовская книжка была, называлась она теория интертипных отношений, и больше ничего такого не было. Это был где-то год восьмидесятый, наверно, я ее взял, сказал спасибо, положил в стол. Где-то через полгода я на нее наткнулся, начал читать, и мне очень понравилась идея. Я написал Аушре письмо, она мне ответила, и мы начали переписываться, начали общаться. Так и пришел.

Потом приехал, началось какое-то обучение, где-то года три я наверно у нее учился. Тогда обучение экспертов происходило таким способом. Я приезжал к ней в гости, она говорила: "вот сегодня пойдем в гости к паре Гамлет-Максим". Она все показывала живьем, как это все выглядит. Или к Наполеону пойдем в гости или к Робеспьеру или еще куда-то. Таким образом, постепенно накапливалось какое-то внутренне знание. Не был такой конкретизации, что вот это экстраверт, а вот это интроверт, сразу шло обучение такими гештальтами. Вот Наполеон, Жуков, и она старалась как-то добиться, чтобы человек, которого она обучает начал эти типы узнавать. Как мы узнаем на улице своего знакомого Васю, идешь по улице, ага, здравствуй Вася, здесь тоже самое. Вообще я думаю, правильно и такой неспецифический признак профессионализма - это тонкая дифференциация в той предметной сфере, в которой человек позиционирует себя как профессионала. Ну а для психолога эта тонкость дифференциации вот в такой области как множество людей. Некоторые люди отличают только мужчин от женщин, и то не всегда точно можно отличить, а есть люди, которые типы могут различать. Я считаю типология - то, что должно лечь в основу психологии любой, как минимум любой психолог должен различать типы. Это минимум, что он должен уметь, чтобы быть профессионалом в этой области при работе с людьми.

- Миронов: Когда я в последний раз был у Вас в гостях, у нас зашел разговор о том, где соционика, где не соционика, что такое типология, что уже не типология. Не могли бы еще раз остановиться на этом вопросе?

- Рейнин: Знаете, раньше такого вопроса не было. Соционикой для меня было то, чем занимается Аушра, и в последствии я начал заниматься, и люди, которые вокруг этого всего. Это была соционика. И не было споров, что такое соционика, что такое не соционика. Сейчас возникло много школ, и в основном споры идут, насколько я понимаю, на уровне модели. Одни исповедуют такую модель, другие исповедуют другую модель, мое мнение такое, что моделей может быть много. В принципе, если какая-то модель описывает некую предметную сферу, ну и хорошо, ну и на здоровье. Соционика - это наука о типах. Типах и их отношениях. Если люди этим занимаются, тогда они занимаются соционикой. В данном случае можно сузить, что это типы, которые берут начало от типологии Юнга. А все остальное - это могут быть другие типологии. Говорить о том, что те, кто исповедуют модель А - это соционика, а все остальные - это не соционика, я считаю не совсем корректно. Потому происходит превращение знания в идеологию, там, где идеология, там уже науки нет. А история науки знает много подобных примеров, когда знание превращалось в идеологию, и ученых за то, что они исповедуют какую-то модель, сажали в тюрьму, расстреливали и т.д. В частности такая вот ситуация с генетикой была. Так что здесь я бы даже спорить не стал. Да и не спорю.

- Галимов: А как Вы относитесь к подтипам? Вы не пытались расщепить аспекты на более мелкие составляющие? Может быть там тоже есть какие-то структуры, системы?
- Рейнин: отношусь.
- Галимов: Сейчас же в соционике некоторые выделяют какие-то подтипы… Некоторые считают, что это не совсем правильно.
- Рейнин: Если говорить о признаках, нет, не о признаках сначала. Если говорить о типологии без подтипов, если взять типологию - 16 типов, то при помощи этой типологии можно описать около 33 000 интертипных различий, самых разных, что, в общем-то, превышает объем активного языка, нашего русского языка. Тысяч двадцать пользуется активных слов. То есть далеко не все эти признаки названы даже. Из них только центральных признаков около 6 000. Если мы введем хотя бы еще одно разделение, пятое допустим измерение, введем в типе два подтипа, то мы получим, если смотреть по формуле тысяч шестьдесят различий. Я думаю, 16 типов достаточно хорошо описывают все, что есть. Подтипы для этого не нужны. Другое дело, что тип, как явление очень многообразен, и в разных ситуациях он как шар, покрытый сложным рисунком. Он поворачивается какой-то одной стороной, другой стороной, третьей стороной. То есть скорее беда в том, что описания не полны. И как следствие этого люди стараются ввести подтипы. И когда уходят в подтипы, начинают действительно их различать, но мне кажется, что это все-таки это иллюзия.
- То есть аспекты, мы воспринимаем как какие-то неделимые сущности?
- Думаю, что да. Нет, я не воспринимаю как сущность неделимую. Если мы начнем копаться в голове, мы нигде там этих аспектов не найдем. Это есть некие сущности измысленные людьми для того, чтобы моделировать что-то, некое явление. Но новых сущностей по возможности измышлять не стоит. Есть такая бритва Оккама, которая говорит о том, что не измышляй сущности. Ни модели А, ни модели Калинаускаса м в голове тоже не найдем, это тоже наше объяснение некоего явления. Само по себе явление - это наличие типологий, то есть то, с чем сталкивается любой исследователь, изучая личность, какие-то свойства личности, профориентацией занимаясь, любыми свойствами человека. Исследователь всегда сталкивается с некой типологией. Но поскольку большинство этот уровень пропускает, то результаты очень часто являются артефактами. Мне так кажется.

- Тихомиров: Скажите, пожалуйста, если мы рассматриваем тип как некоторую форму, то разумным ли будет подход, который говорит о том, что подтип есть какое-то определенное наполнение?
- Рейнин: Понимаете, мне кажется, что при помощи подтипа мы выражаем то явление, что тип может по разному проявляться. Может так проявляться, человек может устремлен к свей творческой функции, может быть устремлен к своей слабой функции допустим к третьей или четвертой, может быть как-то еще заморочен по-другому. И в принципе мы это можем назвать это подтипом, но это не подтип, это просто другое проявление одного и того же типа. Если мы посмотрим по функциям, то человек в разные периоды своей жизни может по-разному быть настроен или в сторону консервативной функции или в сторону творческой функции, мне так кажется. И это будет выглядеть как подтип этого типа. Сам тип, как некое явление, как объект остается одним и тем же. Просто перенастраивается либо на одну, либо на другую функцию. Ни разу, сколько занимался типологией, в моей практике как психотерапевта или человека, который занимается консультированием, у меня необходимости в подтипах не возникло, т.е. типа, в общем-то, достаточно.

- Чопик: То есть, если у человека не прокачана какая-то функция, предположим, то в этом типе она будет конкретным образом себя реализовывать? Скажем, давать комплексы определенные. У каждого типа по-разному?
- Да, если проблема на какой-то функции, то человек может в свою жизнь притягивать какие-то ситуации.

- Тихомиров: обуславливает ли тип высокую степень дифференциации сильных функций и соответственно низкую дифференциацию слабых функций?
- Рейнин: Если мы говорим о творческой функции, то ее еще по-другому можно назвать зоной риска, т.е. действительно можно сказать, что это большая степень дифференциации или больший диапазон возможностей по этой функции, который человек допускает по отношению к себе. Например, если это выражение эмоций у типа, где это творческая функция, то там у него спектр эмоций гораздо шире, чем допустим у того, у кого там логика, а другого, допустим, спектр интеллектуальных задач, в этом смысле - да, степень дифференциаций по творческой функции шире. Или мы можем начать этим заниматься, ну и, в конце концов, даже человека, у которого место это не творческое, можем научить более тонко дифференцировать. Даже зайца можно научить играть на барабане, если его долго упражнять. Психологическая цена этой деятельности будет другая, но в принципе заставить научиться, тоньше дифференцировать можно.

 

продолжение в следующем выпуске

 

Владимир Миронов приглашает к сотрудничеству программистов увлекающихся соционикой для создания соционического портала. Пишите.

 

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

версии типов информационного метаболизма знаменитых людей

логико-сенсорный экстраверт "Штирлиц"

ПЕРСОНАЛИЯ

ПОЛ

РОД ЗАНЯТИЙ

ТИМ

ИСТОЧНИКИ

ЭКСПЕРТЫ

Александр Масляков

мужчина

телеведущий

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Александр Невзоров

мужчина

телеведущий

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Ален Делон

мужчина

актер

ЛСЭ

Семь дней 4-10.04.05 № 14; другие интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Анастасия Мельникова

женщина

актриса

ЛСЭ

интервью (Интернет), невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Анатоль Франс

мужчина

писатель

ЛСЭ

Собр. соч. В 8 томах. М., 1960 (критика, публицистика, письма)

Кочубеева, Стоялова

Андрей Миронов

мужчина

актер

ЛСЭ

Андрей Миронов. Воспоминания. М., 1991; невербальное типирование

Кочубеева, Миронов, Стоялова
Анатолий Собчак мужчина
политик
ЛСЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование  

Антон Чехов

мужчина

врач, писатель

ЛСЭ

А. Чехов. Полное собр. в 30 тт. Сочинения тт.14-15. Из Сибири. Остров Сахалин. М., 1987

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Арнольд Шварценеггер

мужчина

актер

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование; "Аргументы и факты" № 51 (2160) дек. 2004

Кочубеева, Мировно, Стоялова

Артур Конан-Дойл

мужчина

писатель

ЛСЭ

Дж. Д. Карр. Жизнь сэра Артура Конан Дойла

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Борис Грызлов

мужчина

политик

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Миронов

Борис Житков

мужчина

писатель

ЛСЭ

Б. Житков. Избранное. М., 1988

Кочубеева, Стоялова

Борис Моисеев

мужчина

певец

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Борис Пастернак

мужчина

писатель

ЛСЭ

Встречи с прошлым. Вып. 7. М., 1990 и М., 1982; воспоминания современников и жены, тексты

Кочубеева, Стоялова
Василий Ливанов мужчина
актер
ЛСЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Миронов
Вера Алентова женщина
актриса
ЛСЭ
ТВ: невербальное типирование Миронов

Владимир Познер

мужчина

телеведущий

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Виктор Конашевич

мужчина

художник

ЛСЭ

Конашевич В.М. О себе и своем деле. Воспоминания. Статьи. Письма. С приложением воспоминаний о художнике. – М., 1968.; особенности рисунка

Кочубеева, Стоялова

Вячеслав Тихонов

мужчина

актер

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Геннадий Хазанов

мужчина

юморист

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование, интервью (Интернет),
НТВ: "Хазанов против НТВ"

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Горо Шимура

мужчина

математик

ЛСЭ

Саймон Сингх. Великая теорема Ферма. М., 2000

Кочубеева, Стоялова

Грегори Пек

мужчина

актер

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Джон Голсуорси

мужчина

писатель

ЛСЭ

А.М. Илюкович. Согласно завещанию: заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. М., 1992; Дж. Голсуорси. Конец главы. Л., 1978

Кочубеева, Стоялова

Жан Клод Ван Дамм

мужчина

актер

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Жан Маре

мужчина

актер

ЛСЭ

Актеры зарубежного кино. Вып. 1. М., 1965; невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Иван Тургенев

мужчина

писатель

ЛСЭ

Русские писатели о языке. Л., 1954 + учебник русской литературы

Кочубеева, Стоялова

Икер Касильяс

мужчина

футболист

ЛСЭ

интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Иосиф Кобзон

мужчина

певец

ЛСЭ

Дмитрий Гордон. Звезды эстрады. Харьков, 2004;
ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Иосиф Сталин

мужчина

политик

ЛСЭ

И.Сталин. Анархизм или социализм? М., 1950 (ранние статьи); И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1950; И. Сталин. Сочинения. Т.4 М., 1947; История Советской России. СПб, 2001.

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Йон даль Томассон

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Кили Гонсалес

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Клаудио Таффарел

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Кристиан Пануччи

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

КриштиануРоналду

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Ксения Собчак

женщина

телеведущая

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование, шоу "Дом"

Кочубеева, Стоялова

Лайма Вайкуле

женщина

певица

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование, интервью (Интернет),
ОРТ: "Фабрика звезд"

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Лариса Долина

женщина

певица

ЛСЭ

интервью (Интернет), невербальное типирование

Кочубеева, Миронов, Стоялова

Лев Толстой

мужчина

писатель

ЛСЭ

Лев Толстой. Записные книжки. М., 2000; тексты произведений

Кочубеева, Стоялова

Лев Щеглов

мужчина

врач, телеведущий

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование
РегТВ: "Синие страницы"

Кочубеева, Стоялова

Майкл Оуэн

мужчина

футболист

ЛСЭ

ТВ: интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Маркус Кафу

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Мила Йовович

женщина

актриса

ЛСЭ

Журнал Vogue, № 5 май 2000 (интервью), невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Мирей Матье

женщина

певица

ЛСЭ

Мирей Матье. Моя судьба. М., 1991; невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Никлас Йенсен

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Оливер Бирхофф

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Ольга Форш

женщина

писатель

ЛСЭ

Ольга Форш. Одеты камнем. Радищев. Л., 1988; и другие тексты произведений

Кочубеева, Стоялова

Отто Рехагель

мужчина

тренер

ЛСЭ

интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Рене Декарт

мужчина

философ

ЛСЭ

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2). - СПб: Издательство "Пневма", 2003

Кочубеева, Стоялова

Родион Нахапетов

мужчина

актер, режиссер

ЛСЭ

ТВ интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Сальвадор Дали

мужчина

художник

ЛСЭ

Сальвадор Дали. Дневник одного гения. М., 1991; особенности изобразительного творчества.

Кочубеева, Стоялова

Свелана Сорокина

женщина

телеведущая

ЛСЭ

ОРТ: "Основной инстинкт"

Кочубеева, Стоялова

Селин Дион

женщина

певица

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Сергей Семак

мужчина

футболист

ЛСЭ

интервью, невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Стивен Джеррард

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

ФабиоКаннаваро

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Франк де Бур

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова

Фридрих Ницше

мужчина

философ

ЛСЭ

любые тексты произведений

Кочубеева, Стоялова

Шей Гивен

мужчина

футболист

ЛСЭ

невербальное типирование

Кочубеева, Стоялова
Элвис Пресли мужчина
певец
ЛСЭ невербальное типирование Миронов

Эмиль Золя

мужчина

писатель

ЛСЭ

тексты произведений

Кочубеева, Стоялова

В следующем выпуске №34:

- "Соционика в Петербурге" представляет работу В. Гуленко "Многооконное мышление".
- "Соционика в Петербурге" представляет стенограмму встречи Г. Рейнина с выпускниками центра.

Анонс!

С 2006 года "Соционика в Петербурге" публикует списки знаменитостей по типам.
В следующем выпуске - знаменитые "Достоевские".

Подпиши своих знакомых!

Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле "Ваш e-mail" и нажать Enter. :-))
После этого адресат должен будет ответить на письмо от "Сабскрайба" и подтвердить подписку.

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.


Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

В избранное