Новости из Далёкой Галактики - популярно об Астрономии

Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Новости из Далёкой Галактики (выпуск 6)
Содержание

Свежие новости из космоса.
27.04.2001

Здравствуйте, уважаемые подписчики. Сегодня вы узнаете самые интересные новости, которые произошли с момента выхода последнего выпуска рассылки.

Сегодня в выпуске:

• Во время своей первой космической экспедиции модуль Leonardo был немножко поврежден двумя микрометеоритами.
  • Марсианские овраги могли образовать потоки жидкой углекислоты.
  • "Береговые" линии на Марсе могут оказаться следами тектонических разломов.
  • Темная сторона Луны и климат на Земле
  • Что нового в Далёкой Галактике?

Если у Вас есть еще какие-то интересные новости, а также если Вы хотите обсудить с астрономами новости приведенные ниже - заходите на Форум Далёкой Галактики.

Что нового в космосе

Модуль материально-технического снабжения Leonardo участвовал в предыдущей экспедиции посещения МКС - миссии STS-102 "шаттла" Discovery. Сейчас на МКС находится его копия - модуль Raffaello, который доставлен туда "шаттлом" Endeavour. Ну а Leonardo сейчас находится на мысе Канаверал на территории космического центра им. Кеннеди, где он проходит послеполетное обследование. Уже опубликованы некоторые результаты этого обследования - фотографии следов, которые оставили на обшивке Leonardo два микрометеорита (на снимке слева - один из этих следов).

Эти пробоины Leonardo получил за неделю пребывания в открытом космосе. Правда, пробоинами эти повреждения, строго говоря, и назвать нельзя, поскольку они есть только на самой внешней обшивке, а внутреннее многослойное изолирующее покрытие осталось целым. По параметрам этих дырочек специалисты определили, что микрометеориты летели со скоростью не менее 10 км/с. Если бы они попали в иллюминатор "шаттла", то на нем остался бы "кратер" размером 2,5 см в диаметре. А если бы такой метеорит попал в астронавта во время выхода в открытый космос, то скафандр не разгерметизировался бы, но синяк от удара остался бы.

Удары подобных микрометеоритов - это довольно обычное дело для всех спутников на околоземных орбитах. Но число этих ударов зависит от длительности пребывания спутника в космосе, его размера, ориентации в пространстве, наклонения орбиты, ее высоты и уровня солнечной активности. Например, обшивка модулей МКС делалась с таким расчетом, чтобы вероятность удара метеорита, способного реально повредить модуль, не превышала 0,5% в год при эксплуатации станции в течение 15 лет.

Марсианские овраги могли образовать потоки жидкой углекислоты.

В июне прошлого года NASA представило фотографии марсианской поверхности, сделанные орбитальным зондом Mars Global Surveyor, на которых на склонах кратеров были видны каналы и овраги. Как было объявлено, эти овраги и каналы были когда-то образованы потоками воды. Правда, тогда же некоторые ученые дали и другие объяснения представленным фотографиям. В том числе высказывалось предположение, что все эти следы могли быть оставлены не водой, а потоками углекислого газа, который мог выделяться под поверхностью Марса из клатратов - молекул углекислого газа смешанных с водяным льдом.

Недавно исследователи из Университета Аризоны выдвинули еще одну гипотезу. Вместо жидкой воды, овраги были образованы жидкой углекислотой. Они аргументируют это тем, что большая часть "оврагов" была обнаружена в южных гористых районах Марса - самой старой и самой холодной части этой планеты, где вероятность существования жидкой воды всегда считалась минимальной. Они отмечают, что поверхностные породы здесь старые, а овраги выглядят как новые. Кроме того, южное полушарие Марса в течение года испытывает большие перепады температур по сравнению с северным, а овраги в большинстве своем располагаются в южных приполярных областях, слабо освещаемых Солнцем большую часть года. Но основным доводом в пользу углекислоты является то, что овраги всегда начинаются приблизительно на 100 м ниже вершины обрыва. На этой глубине давление породы достаточно велико, чтобы при достаточно низкой температуре жидкая углекислота находилась в устойчивом состоянии. Откуда же взялась там углекислота? Атмос! фера Марса раньше состояла главным образом из углекислого газа. При определенном атмосферном давлении он мог конденсироваться из атмосферы и выпасть на поверхность Марса. Кроме того, при ударах астероидов на поверхности образовывались трещины, верхние слои измельчались с образованием гравия, и углекислый газ мог просачиваться внутрь пористых пород и конденсироваться там. Зимой температура падала ниже точки замерзания углекислоты и она превращалась в известный нам сухой лед. Весной температура повышалась и сухой лед нагревался и расширялся. После того как все внутренние полости заполнялись, а давление расширяющегося льда продолжало расти, лед начинал плавиться. Жидкая углекислота занимает еще больший объем по сравнению со льдом, и давление продолжало расти. Рано или поздно происходил прорыв жидкой углекислоты на поверхность. Здесь происходило резкое падение давления, и жидкая углекислота быстро расширялась и испарялась. При резком расширении происходило и резкое охлаждение угле! кислого газа, и он превращался в снег, и образуя при этом след от потока. И если все это так и есть, что эти каналы и овраги образуются на Марсе и сейчас.

Аналогичные структуры есть и на Земле на склонах вулканов, где похожие каналы проделали потоки пепла, увлекаемые вулканическими газами.

"Береговые" линии на Марсе могут оказаться следами тектонических разломов.

В номере журнала Nature от 5 апреля опубликована статья специалистов из Университета Аризоны и Массачусетского технологического института, посвященная особенностям рельефа Марса. Авторы статьи полагают, что те неровности рельефа, которые до сих пор считались "береговыми" линиями древнего марсианского океана, на самом деле могут оказаться следами тектонических разломов, которые происходили во время бурной вулканической молодости Марса. Эти процессы привели тогда к образованию марсианских вулканов, высота некоторых из которых достигает 15 км. В качестве примера таких вулканов, приводятся Tharsis Rise, Utopia и Alba Patera. Авторы статьи считают, что в пользу тектонического происхождения говорит направление и форма этих линий, которые видны на фотографиях, сделанных орбитальным зондом Mars Global Surveyor (MGS).

Однако, в статье не опровергается возможность существования на Марсе океана, который когда-то мог покрывать северное полушарие этой планеты. Просто, нужно искать другие его следы.

Темная сторона Луны и климат на Земле

В номере от 1 мая журнала Geophysical Research Letters, который издается Американским геофизическим союзом (American Geophysical Union), группа специалистов из Технологического института Нью-Джерси и Калифорнийского технологического института опубликовала статью, посвященную несколько модернизированному, но ранее почти забытому методу мониторинга климата Земли с помощью наблюдений темной стороны Луны в те периоды, когда на ночном небе виден только ее тонкий серп. Такой способ позволяет определить коэффициент отражения солнечного света Землей. Эти измерения дополняют результаты наблюдений земной поверхности с помощью спутников. Известно, что коэффициент отражения солнечного света Землей и ее атмосферой является важным климатическим параметром. Долговременные измерения этого параметра позволяют определить вариации различных параметров облаков и аэрозольных частиц, находящихся в атмосфере.

Слабое свечение теневой части луны легко видно невооруженным глазом. Первым это явление объяснил еще Леонардо да Винчи. В этом случае Луна работает как гигантское зеркало, отражающее свет, который попал на нее в результате отражения солнечного света Землей. При такой конфигурации яркость теневой части Луны определяется коэффициентом отражения Земли.

Согласно последним измерениям, проведенным авторами упомянутой статьи, этой коэффициент сейчас равен 0.297 с точностью до 0.005. Кроме того, было обнаружено, что сезонные вариации отражательной способности Земли очень велики - они составляют около 20%. Более того, оказалось, что за последние 5 лет коэффициент отражения Земли снизился на 2,5%. Но даже это небольшое казалось бы изменение играет большую роль в глобальном потеплении климата на Земле.

Важно также то, что за эти пять лет происходило усиление магнитной активности Солнца, что подтверждает гипотезу о том, что магнитное поле Солнца пусть косвенным образом, но влияет на климат Земли (яркость излучения Солнца за это время изменялась очень незначительно, так что это не могло дать такого эффекта).

Источник: Россия-Он-Лайн

Обзор составлен по материалам различных космических агентств.

Что нового в Далёкой Галактике?

Добавлено несколько новых Полезностей. Также в фотогалерее появились несколько новых картинок.

Один астроном-любитель прислал по e-mail предложение организовать совместные наблюдения переменных звезд в разных регионах. Это помогло бы избежать неприятностей с погодой, а также большое количество наблюдательного материала даст возможность получать более точные результаты. Вобщем, кто заинтересован в организации таких наблюдений - просьба высказываться на Форуме , в разделе "Общие вопросы" открыто обсуждение данного вопроса. Предлагается обсудить не только метод и объекты наблюдения, но также и организационные вопросы, такие как обработка полученных данных и общая координация проведения наблюдений.

Заходите, "Далёкая Галактика" ждет Вас.