Новости астрономии

Новости астрономии

Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости астрономии от сайта

Аккреция

N 29 от 17 февраля 2005 г.

Сегодня в выпуске:

• Поиски воды на Марсе продолжаются
  • Мимас
  • Планетарная туманность М57
  • Толковый словарь
  • Исторический календарь
  • Астрономия на марках

Поиски воды на Марсе продолжаются

Анализируя материал, полученный с помощью марсохода Spirit, ученые обнаружили новый класс марсианского грунта, как они считают, подверженного в прошлом водному воздействию.

На снимке показана поверхность Марса - район называемый "Husband Hill". Камень, находящийся в центре фотографии был назван «Мир». Подобный образен также был найден в «Холмах Колумбии» в кратере Гусева. Камень «Мир» содержит большое количество сульфатов соли, что является превышением по сравнению другими исследуемыми образцами. По оценкам специалистов камень «Мир» принадлежит вулканической породе. Он как бы слеплен из песчинок имеющих размер около 1 см.

Мимас

Спутник СатурнаМимас имеет огромное количество кратеров ударного происхождения, но кратер Гершель затмевает своей величиной всех остальных.

Его диаметр 130 км. В центре, точно по терминатору хорошо виден пик.

Изображение получено автоматической станцией «Кассини» с расстояния 213000 км.

Разрешение снимка позволяет видеть детали с размерами до 1.3 км. Север - наверху.

Планетарная туманность М57

Космический телескоп Spitzer сфотографировал в инфракрасных лучах планетарную туманность М57 (NGC 6720).

Планетарные туманности образуются после смерти звезды, которая на последнем этапе своей жизни сбрасывает оболочку. М57 расположена в созвездие Лира и удалена от нас на 2000 световых лет. Кольцо состоит из светящегося газа и пыли.
В оптические телескопы можно увидеть только внутреннее кольцо. Внешние кольца состоят из горячих молекул водорода. Они были нагреты ультрафиолетовым излучением, идущим от центральной звезды. Так как звезда умирает, то ее ядро, исчерпав все свои ресурсы, уменьшилось в размерах, а внешние слои звезды стали более горячими.

Spaceflight Now

Толковый словарь английских терминов по астрономии и астрофизике

Сагinа ОВ 2 — Киль ОВ 2. Богатая звездами ОВ-ассоциация вблизи Эта Киля.

Alpha Сагinае — Альфа Киля. Канопус.

Eta СагinаеЭта Киля. Пекулярная новоподобная переменная, расстояние около 2 кпс. В середине ХIХ в. она в течение 50 лет была второй по яркости звездой южного неба, достигнув в 1843 г. звездной величины —1. В настоящее, время ее видимая звездная величина равна +7 (хотя в области 20 мкм она еще самый яркий источник на небе). Возможно, это медленная Новая, характер изменения блеска которой обусловлен большим размером исходной звезды.

Джин Хопкинс

Исторический календарь

50 лет назад американские ученые Г. Берк и К. Франклин при проведении контрольных наблюдений антенной системой и составлении карты распределения радиопомех на волне 13 м открыли радиоизлучение Юпитера.

М. Ю. Шевченко, О. С. Угольников

Астрономия на марках

ОБСЕРВАТОРИИ

Телескопы устанавливаются в специальных помещениях - башнях с вращающимися куполами — и являются «наблюдательной базой особых учреждений, называемых астрономическими обсерваториями.
Представим себе, что мы с Вами, пошли на астрономическую обсерваторию познакомиться с ее работой. Подходя к обсерватории в ясный вечер, мы, прежде всего, обратим внимание на вырисовывающиеся на фоне звездного неба башни с куполами, в которых помещаются телескопы: рефракторы и рефлекторы.

Люки куполов уже открыты, и из одной башни до вас доносится непрерывный гул, причем купол медленно вращается, что можно видеть по движению люка.

Подойдем поближе к этой башне. Вот люк остановился, и гул затих. Это означает, что люк уже направлен в ту сторону, где находится область, интересующая астронома. Астроном на каждую ночь имеет определенную программу наблюдений и стремится ее неуклонно выполнять.
Мы заканчиваем наш короткий обзор работы обсерватории. Вернемся в главное здание, где сосредоточены библиотека, рабочие комнаты и лаборатории.

Здесь вся работа ведется, конечно, днем.

Астрономы измеряют пластинки, вычисляют, производят теоретические работы, знакомятся с новой литературой и подготавливаются к предстоящим наблюдениям.
Ряд помещений обсерватории занят лабораториями, где помещаются различные измерительные приборы и другие инструменты.

С помощью одних приборов производят измерения положений звезд на фотографиях, с другими приборами измеряют положения линий в спектрах звезд и определяют по ним скорости движения звезд по лучу зрения, (то есть движения звезд к вам или от нас).

Третий вид приборов позволяет по снимкам точно измерить блеск звезд или определить яркость тех или иных участков небесных светил, имеющих заметные размеры, - туманностей, планет и т. п. Специальные самопишущие микрофотометры вычерчивают на бумаге кривые яркости тех или иных участков спектра, что позволяет определить температуру звезд.
Особые приборы — блинкмикроскопы — позволяют производить сравнение между собою двух фотографий одного и того же участка неба, снятых в разное время. С помощью специального приспособления можно попеременно видеть в поле зрения микроскопа то одну фотографию, то другую. При быстром поочередном рассматривании обеих пластинок можно открыть новую переменную звезду, блеск которой оказался различным на обеих фотографиях.

С помощью блинкмикроскопа можно открыть звезды, обладающие заметным собственным движением, — такие звезды будут «прыгать» в поле зрения.

Две пластинки, рассматриваемые поочередно, должны различаться по времени съемки на значительные промежутки времени, например в 20—30 лет и более. С помощью блинкмикроскопа можно также открыть комету или же малую планету.

П. П. Паренаго