ФАКТЫ И МНЕНИЯ
ОБЩЕНИЕ С ПРОШЛЫМ
От остроты зрения или его отсутствия абсолютно не зависит
психологическая, энергетическая и ментальная совместимость собеседников.
Проникновенное взаимопонимание
обогащает незрячих эмоциями, помогая наполнить <<будни во мраке>>
позитивным смыслом. Тотальникам необычайно важно иметь свободный доступ
ко всем видам
адаптированной информации, следовательно, необходимо уделять пристальное
внимание <<тактильно-звуковому>> изучению окружающей среды. Разумеется,
жить на
ощупь и на слух крайне сложно, но и в таком повседневном экстриме можно
найти много приятного. Конечно же, музыка играет ведущую роль в создании
комфортных
условий интеллектуальной и творческой жизни инвалидов по зрению, поэтому
следует приветствовать появление новых форматов, позволяющих оперативно
доставлять
озвученный продукт к потребителю.
В 2013 году Центр экспериментальной и оперативной тифлополиграфии ООО
<<ИПТК <<Логосвос>> осуществил дебютный выпусксолидного музыкального
издания. Наконец-то
получен реальный результат длительной поисковой и творческой работы.
<<Звучащий век: Антология советской эстрады>>, главным образом, включает
популярные
произведения, начиная с тридцатых годов минувшего столетия. Диапазон
публикации охватывает сорокалетний период непростой истории развития
<<лёгкого жанра>>
в нашей стране. В основном, в нём сосредоточены произведения на русском
языке, но в некоторых альбомах встречаются хиты зарубежной эстрады и
знаменитые
арии, танцевальные ритмы и народные песни со всего мира. Автором
проекта стала технический редактор Центра Людмила Лункина, которой
активно помогали
Гаяне Карахан и Ольга Пестерева, а общее руководство экспериментальной
разработкой осуществлял их непосредственный начальник Александр Петров.
Креативная идея данного издания принадлежит вице-президенту
Всероссийского общества слепых и генеральному директору
Издательско-полиграфического тифлоинформационного
комплекса <<Логосвос>> Владиславу Степанову. Он высказал соответствующие
предложения ещё шесть лет назад. Такая принципиальная возможность
появилась, потому
что с 2002 года стали переходить на цифровую запись <<говорящих>> книг.
Сначала осуществлялась экспериментальная программа с использованием
аудиодисков,
а уже с 2007 года взялись за тиражирование, в основном, на флеш-картах.
К сожалению, выход четвёртой части Гражданского Кодекса Российской
Федерации вынудил
озаботиться защитой авторских прав. Впрочем, в течение полугода удалось
отшлифовать методику <<шифрования текстов>> и перейти на серийный выпуск
<<кодированной
литературы>>.
Уникальное собрание песен очень информативно и многожанрово.
Разумеется, особенно ценно, что полезные и малоизвестные широкой публике
сведения, а порой
забавные факты из биографий выдающихся вокалистов содержатся в кратких
статьях, предваряющих каждый альбом <<Антологии>>. Она систематизирована
по датам
рождения <<гвардейцев сцены>>, хотя изредка попадаются и загадочные
исключения. Её открывает достаточно ёмкий очерк, посвящённый Леониду
Утёсову, настоящие
имя и фамилия которого -- Лазарь Вайсбейн, а затем в алфавитном порядке
располагаются песни в исполнении основоположника современного
отечественного искусства.
Он внёс неоценимый вклад в становление и развитие различных <<лёгких>>
жанров. Это вполне логично, ведь универсальный корифей появился на свет
ещё за пять
лет до окончания девятнадцатого века и уже стал легендарным персонажем
для нескольких поколений фанатов. Следует отметить, что уроженца Одессы
в 1965 году
первым среди эстрадников удостоили звания <<Народный артист СССР>>. В свою
очередь, аудио-справочник завершает рассказ об Эдите Пьехе и сборник её
знаменитых
работ. Ныне здравствующая элегантная дама польского происхождения
родилась в 1937 году и одной из последних получила максимально возможное
признание на
государственном уровне.
По такому же принципу устроены и остальные главы масштабной
<<говорящей>> книги, общее время звучания которой составляет 68 с
половиной часов. Всего в
первую часть <<избранных музыкальных сочинений>> входят 1260 произведений,
или самостоятельных фрагментов, согласно флеш-плеерной терминологии. По
коммерческому
предложению с минувшего сентября вплоть до февраля 2014 года
специализированные библиотеки для слепых получили комплекты, содержащие
своеобразную музыкальную
энциклопедию. РГБС в Москве, а также родственные учреждения культуры в
Санкт-Петербурге и Краснодаре закупили по семь экземпляров
соответствующей карты
памяти. В Архангельск, Брянск, Курган, Приморье и Чувашию отправлено по
одной кодированной аудиозаписи.
Очаровательные вальсы и танго, а ещё зажигательные твисты и даже
шейки занимали видное место в гастрольных программах и записях многих
музыкальных кудесников,
которые успешно пропагандировали национальное искусство своих республик
на Всесоюзном радио и телевидении. Кроме того, в их концертах регулярно
появлялись
патриотические и производственные, природоведческие и даже бытовые
<<четырёхминутки>>, но <<ударной силой>> всегда оставалась любовная лирика,
гармонизированная
нотами. Если же песня становилась <<застольной>>, то исполнитель,
сделавший её супервостребованной, мог считать себя воистину народным
артистом. Добиться
такого всеобщего признания было крайне сложно, а ещё труднее на
протяжении десятилетий удерживать завоёванные позиции.
Удачная баллада, трогательная рифмованная исповедь или забойный
шлягер играли важнейшую роль при восхождении солиста на вершину успеха.
Азербайджанцу
Поладу Бюль-бюль-оглы Мамедову, выступавшему в соавторстве с Расулом
Гамзатовым, оказал весомую поддержку <<Долалай>>, ну, а цыган Николай
Сличенко приобрёл
льготный кредит зрительской восторженности благодаря гениальным строчкам
Сергея Есенина, ведь <<Клён ты мой опавший>> на музыку Григория
Пономаренко помнят
и любят до сих пор. Узбеку Батыру Закирову пропуск в когорту
<<бессмертных академиков эстрады>> помогли добыть <<Девушка и кувшин>>
Андрея Бабаева и Юрия Энтина,
а Георгию Виноградову -- легендарная россиянка <<Катюша>>, прославившая
Матвея Блантера и Михаила Исаковского.
Надо сказать, что лишь <<Нищая>> Вадима Козина по-своему отображает
близкую нам тему потери зрения, когда успешная творческая личность
обрушивается с высот
благополучия и обожания в бездну беспросветного горя. Классическое
сочинение Александра Алябьева на душещипательные стихи Пьера Беранже не
кажутся чужеродным
явлением между ритмами танцплощадок и цыганскими романсами. Впрочем, так
же как <<Песня о Москве>>, подаренная россиянам Тихоном Хренниковым и
Виктором
Гусевым, а представленная в теноровом варианте Сергеем Лемешевым. Даже
<<Одинокая гармонь>> в таком же звучании, самого что ни на есть <<оперного
разлива>>,
не вызывает отторжения, хотя консерваторское проникновение в материал
всё-таки не вполне типично для данного аудиоиздания.
Несомненно, общую картину совершенно не портят Георг Отс и Муслим
Магомаев, которые <<бархатными>> баритонами одинаково виртуозно исполняли
арии из опер,
мюзиклов и оперетт, а также песни различных стилей и жанров. Хочу
заметить, что эстонец и азербайджанец вместе с нежинским евреем Марком
Бернесом, который
на самом деле -- Нейман, входят в состав моей <<горячей дюжины>> избранных
исполнителей. Также моими любимицами с детства были: <<белая цыганка>>
Изабелла Юрьева,
ухитрившаяся отметить своё столетие, Гелена Великанова с
польско-литовскими корнями, а ещё нынешняя американка Аида Ведищева,
точнее, Ида Вайс. Как
видно, <<природный интернационализм>> не спрячешь, да и зачем! Кроме них,
моими безоговорочными фаворитами являются: Майя Кристалинская и Мария
Пахоменко,
Эдуард Хиль и Владимир Макаров, Олег Анофриев и Валерий Ободзинский.
Если бы мне вздумалось составлять собственную концентрированную
коллекцию для постоянного употребления, я в репертуаре каждого из них
позаимствовал бы
не менее пяти колоритных <<нетленок на все времена>>. Конечно, данный
выбор сугубо субъективен, но ведь действительно: <<На вкус и цвет
товарищей нет!>> Впрочем,
располагая такой обширной базой исходного музыкального материала, в том
числе значительным количеством качественных копий первоисточников, любой
поклонник
ретро мелодий получает возможность создавать собственную фонотеку,
добавляя в неё недостающие экземпляры <<нотных реликвий>>.
Наверное, немного не хватало некоторых композиторских голосов, ведь
проникновенное исполнение собственных произведений неподражаемо.
Впрочем, авторское
творчество Булата Окуджавы, Вячеслава Добрынина, Владимира Мигули,
Евгения Мартынова и Юрия Антонова было представлено достаточно хорошо.
Не забыли об
Олеге Иванове и Владимире Шаинском, которые в своё время были членами
жюри на крупнейших творческих состязаниях инвалидов по зрению,
проводившихся в концертном
зале КСРК ВОС. Только вот Владимиру Высоцкому места почему-то вообще не
нашлось, так же как и выдающимся русскоязычным вокалистам и поющим
киноактёрам,
в числе которых выделяются Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский и Андрей
Миронов, а кроме того, Любовь Орлова, Анна Герман и Людмила Гурченко.
Возможно,
эти досадные пробелы будут заполнены в следующих тематических выпусках.
Пожалуй, после Великой Отечественной войны в нашей стране самой
востребованной оказалась динамичная музыка Арно Бабаджаняна из Еревана.
Его произведения
на протяжении нескольких десятилетий брали на вооружение эталонные
вокалисты разных национальностей. <<Песня первой любви>> на слова Гарольда
Регистана,
так же как и оптимистичный хит <<Счастье пришло>>, украшали программы
азербайджанца Рашида Бейбутова. Нина Пантелеева на концертах и
пластинках упорно повторяла:
<<Говорят>>, а Владимир Трошин вместе всё с тем же поэтом сопровождал
слушателей <<По ночной Москве>>. Естественно, что Жан Татлян, родившийся в
греческих
Салониках, а потом переехавший в советскую Армению, вскоре стал
поклонником этого композитора. Интересно, что гражданин России и
Франции, сейчас обосновавшийся
в Санкт-Петербурге, облюбовал <<Лучший город земли>> на стихи Леонида
Дербенёва. В свою очередь, Анатолием Королёвым была исполнена <<Песня
пополам>> на стихи
Михаила Танича. Для Льва Барашкова во многом определяющим стало
трепетное <<Сердце на снегу>>, придуманное Александром Дмоховским, а у
Тамары Миансаровой
состоялась <<Встреча>> с творчеством Роберта Рождественского. Народный
артист СССР Иосиф Кобзон выбрал <<Золотое танго>> с текстом Онегина
Гаджикасимова. Вадим
Мулерман, уезжавший в США, а последнее время проживающий в Харькове, с
помощью Михаила Пляцковского, утверждал: <<Всё равно мы встретимся>>.
Эмиль Горовец
тоже не остался в стороне от модного течения и не прогадал. Ему пришлась
по вкусу заводная <<Королева красоты>> с немудрящим текстом Анатолия
Горохова.
Разумеется, в арсенале большинства представителей этой <<великолепной
десятки>> имелись и другие популярные шедевры, ставшие их визитными
карточками. Приведу
лишь самые яркие примеры. Песенка с чрезвычайно актуальным содержанием
<<Люблю я макароны>> с нотными выкрутасами Нино Рота и русским текстом
Юлия Кима неразрывно
связана с <<эмильным>> голосом очень еврейского солиста. Трошинская
задушевность гармонично вплелась в <<Подмосковные вечера>> на музыку
Василия Соловьёва-Седого,
так же как Барашковская мужественная искренность проявилась <<На
безымянной высоте>> Вениамина Баснера. Что касается поэтичной образности
данных культовых
песен, то в этом заслуга Михаила Матусовского. Миансаровскую задорность
умножил <<Чёрный кот>> Юрия Саульского, а искренняя детскость певицы
заставляет сопереживать
призыву Аркадия Островского и Льва Ошанина: <<Пусть всегда будет солнце!>>
Уникальная песенная трилогия <<А у нас во дворе>> тех же маститых авторов
-- на счетунеувядающего
патриарха отечественной эстрады и нынешнего первого заместителя
председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального
Собрания Российской
Федерации.
В неповторимой палитре советской эстрады издавна преобладали женские
краски. Кроме выдающихся вокалисток, которые вывели в свет десятки
произведений,
были солистки, оставшиеся в памяти поколений, прежде всего, благодаря
единственной песне. Коварная судьба сложилась так, что остальные
творческие достижения,
если они и были, ныне практически забыты. Ружена Сикора в своё время
подарила слушателям напев Ольги Ковалёвой <<Самара-городок>>, сохранивший
и сегодня
застольную привлекательность. Раиса Неменова мастерски <<нарисовала>>
жанровую картинку <<Текстильный городок>>. Это лиричное творение Яна
Френкеля и Михаила
Танича не затерялось и в современном нотном разноцветии. Подобный же
успех выпал на долю песни тех же мастеров <<Как тебе служится>> в
исполнении Валентины
Дворяниновой.
После названий шлягеров как-то не принято ставить какие-либо знаки,
но это не мешает девушкам задавать самим себе очень личные вопросы, в
действительности
не требующие ответов. Лариса Мондрус вместе с Георгием Портновым и
Юрием Принцевым интересовалась: <<Неужели это мне одной?>>, а Вероника
Круглова при
помощи Евгения Птичкина и Феликса Лаубе спрашивала <<Зачем ты снишься?>>
Нина Бродская обращалась к милому: <<Ты говоришь мне о любви>>. В этом ей
оказывали
содействие музыка Эдуарда Колмановского, а ещё слова Игоря Шаферана и
Леонида Дербенёва. Животрепещущую тему личностных взаимоотношений
продолжила Галина
Ненашева, заявлявшая: <<Нет, мой милый>>. На этот раз музыка была Марка
Фрадкина, а слова Евгения Долматовского. Ольга Воронец не побоялась
признаться,
что уже <<Ромашки спрятались>>, а помог ей Евгений Птичкин вместе с Игорем
Шафераном.
Наполовину эстонка Лидия Клемент, выступавшая совсем недолго,
осталась непревзойдённой исполнительницей песни Александра Колкера
<<Карелия>>. Ирина Бржевская
когда-то дала путёвку в жизнь теперь архираскрученному шедевру Тихона
Хренникова и Михаила Матусовского <<Московские окна>>, а Зоя
Рождественская, видимо,
была первой исполнительницей песни <<Дорогая моя столица>>. Кстати,
благодаря <<Антологии>> я узнал, что первоначальный текст гимна Москвы с
годами претерпел
значительные изменения, что лично меня поразило.
Нани Брегвадзе часто исполняла незамысловатую песню <<Ой, цветёт
калина>>, написанную Исааком Дунаевским. Композитор сочинил трогательную
<<любовную жалобу>>,
не восприимчивую к сюрпризам переменчивой среды. Удивительно, что чисто
женский текст наизусть помнят даже мужчины, старательно подпевающие
своим благоверным.
Подобное единодушие является похвальным исключением. В репертуаре
грузинки были <<Сулико>> Вареньки и Акакия Церетели, а также <<Снегопад>> на
слова Аллы Рустайкис,
который шёл под аккомпанемент Алексея Экимяна. Видимо, с закавказской
дивой могла конкурировать только Людмила Зыкина, вместе с Григорием
Пономаренко,
воспевавшая <<Оренбургский пуховый платок>>, который просто необходим,
когда <<Ой, снег, снежок>>, а он всё-таки <<На побывку едет>>. В последнем
случае музыку
написал Александр Аверкин. По странному совпадению несомненные удачи
великой русской певицы связаны с поэзией Виктора Бокова.
В звёздной череде примадонн нашей эстрады особняком стоит Клавдия
Шульженко. <<Синий платочек>> Ежи Петербургского и Михаила Максимова и
<<Давай закурим>>
Модеста Табачникова и Ильи Френкеля стали настоящими звуковыми
страницами советской истории. В то же время очень образная <<Записка>>
Николая Бродского
и Павла Германа, сюжетная миниатюра <<Три вальса>> с мелодией Александра
Цфасмана, текстом Людмилы Давидович и Виктора Драгунского, а кроме того,
<<Эх, Андрюша>>,
музыку которого создал Илья Жак, а слова Григорий Гридов заняли
достойное место среди маленьких <<жемчужин>> большой лирики.
К этому богатому <<пласту>> примыкают и <<подлинные народницы>>. Они, в
основном, исполняют протяжные напевы и колыбельные, плясовые и шуточные
песни, страдания,
припевки и частушки, в том числе и собственного сочинения. Конечно, в их
запасниках есть авторские работы и произведения отечественных классиков,
подходящие
по стилю. В <<Антологии>> соответствующее направление русского фольклора
достойно представили Мария Мордасова, в девичестве -- Яркина, а кроме
того, Лейкина,
известная как Русланова, которая удачно разрекламировала на весь мир
эксклюзивные русские <<Валенки>>. В её активе была и <<Липа вековая>> по
мотивам стихотворения
слепого поэта Ивана Козлова.
Среди полусотни персональных папок выдающихся солистов хаотично
располагаются и альбомы, посвящённые творчеству художественных
коллективов, а вместо
предисловия помещён основополагающий раздел <<Ты припомни, Россия>>. Этот
своеобразный мини-сборник составили сорок лиричных произведений
различной степени
популярности без указания авторов и певцов. В остальных тематических
главах <<музыкальной коллекции>> отдельных эпизодов обычно примерно вдвое
меньше. Несомненно,
заслуживают внимания когда-то чрезвычайно знаменитые вокальные квартеты:
<<Советская песня>>, <<Улыбка>> и <<Аккорд>>, а также ансамбль <<Орэра>>.
Своё
достойное
место занимает и замечательный <<братский дуэт>>, в котором спелись два
Владимира -- Бунчиков и Нечаев. Впрочем, этим исполнителям тоже отведены
индивидуальные
странички. Здесь же представлен Дважды Краснознамённый академический
ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александрова. Финальная
<<аудиокнига>>
всего собрания песенных сочинений называется <<Большой детский хор>>. Она
освещает звонкое творчество юных артистов. <<Чистые голоса>> и наивный
репертуар
поневоле вызывают сладкие воспоминания о небогатой и всё же очень
счастливой школьной поре ровесников космической эры.
Наверное, меня нельзя причислить к истинным меломанам, хотя с давних
пор вдумчиво интересуюсь самодеятельным искусством, шоу-бизнесом и
развлекательно-игровой
индустрией в целом, а всё-таки некоторых популярных советских певцов
ранее знал практически лишь по фамилиям или сценическим псевдонимам.
Хочется подчеркнуть,
что иногда неувядаемые хиты полувековой давности были мне хорошо
известны, а частенько и любимы в исполнении более молодых концертных
<<звёзд>>. К приятным
подаркам масштабной подборки смело могут быть отнесены репертуарные
самоцветы кумиров прошлого. Почти все произведения золотого фонда
культурного наследия
советской эстрады оказались давними знакомцами ещё по отцовским и даже
дедовским пластинкам с единственной песней на каждой из двух сторон
многострадальных
дисков, помнивших чувствительные прикосновения, а порой и грубые
царапанья патефонных иголок. Впрочем, некоторые редкие записи из
коллекций любителей
граммофонных раритетов на меня произвели неизгладимое впечатление.
К сожалению, многочисленным <<сочинениям повышенного спроса>>,
созданным в дебюте двадцать первого века, долгосрочные всенародные
триумфы выпадают чрезвычайно
редко: наверное, жёсткая конкуренция в шоу-бизнесе мешает. Зато лучшие
советские образцы содержательного мелодизма почему-то довольно легко
<<ложились на
души>> пенсионерам и студентам, простым работягам и женщинам с трудной
судьбой. Талантливые звуковые миниатюры становились завсегдатаями
праздничных вечеринок
и посиделок, свадеб и юбилеев. Они и сегодня в строю, хотя и звучат
гораздо реже, чем прежде. Их ретро привлекательность не исчезла, что
радует поклонников
добротного искусства.
У каждого из нас очень индивидуальные приоритеты и личные
привязанности, однако, на мой дилетантский взгляд, <<Звучащий век:
Антология советской эстрады>>
в состоянии удовлетворить самые изощрённые потребности преданных
поклонников хороших ретро песен. По-моему, подобную фонотеку шлягеров
недавнего прошлого
полезно иметь под рукой, неважно, на флешке или в компьютере, ведь на
интернетовских ресурсах совсем непросто отыскать аналогичное, а к тому
же предельно
компактное издание. Данная библиотечка мини-шедевров станет настоящим
подарком для всех любителей гармоничных мелодий и содержательной поэзии,
у которых
теперь неистребимый привкус <<душевной ностальгии>>. Приятного вам
прослушивания! Будем с нетерпением ждать новых выпусков, посвящённых
вокально-инструментальным
ансамблям, авторской песне или харизматичным солистам конца минувшего
столетия.
Владимир Бухтияров
Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2839:mat-journal-our-life-2014-04-05&catid=302:cat-journal-our-life-2014-04&Itemid=184