Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

За 2014-04-10

[mgr] Творчество наших читателей

ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Геннадий Калинкин,

Волжск, Республика Марий Эл

Вербное воскресенье

Весна вновь откликнулась первой
На праздника светлый приход.
И вот живописная верба
К седмице великой цветёт!
В страстную сиять не посмели
Ни месяц, ни звёзд хоровод.
И лишь цветоносной неделей
Пред Пасхою верба цветёт!

Вербное воскресенье

Апрель. Вербное воскресенье. Мама собирается на работу. Пропускать
нельзя не потому, что бригадир, Николай Васильевич, будет ругать, просто
она с детства
привыкла к мысли, что земле нужны руки. Весной, потому что... Летом,
потому что... Осенью, потому что... Я прошусь с мамой в поле, она
отговаривает меня
-- очень далеко. Я пытаюсь разжалобить её, плачу, мама гладит меня по
голове: <<Не плачь, я тебе сейчас яичко сварю>>. Она варит мне яичко,
чистит и ждёт,
пока я съем. Зашла соседка Шура, у неё дочь Аня, моя ровесница, мы с ней
дружим, потому что в посёлке детей нашего возраста больше нет, а у Ани
есть брат
Коля, ровесник моему брату Васе. Мама с тётей Шурой заторопились. На
пороге мама оглянулась и сказала: <<Ваня, не плачь, слушай Марусю>>. Они
ушли.

Я вышел во двор, у сарая лежала собака. Отвязывать на день её было
нельзя, она должна сторожить, а что сторожить? В посёлке восемнадцать
дворов, и ни в
одной хате не было замка, в дверь вставлялась палочка: это означало, что
дома никого нет. Никому в голову не приходило выбросить палочку и войти
в чужую
хату. Сад, огород -- другое дело. Я сам когда-то с Аней, Колей и Васей
залезал в чужой сад и рвал такие же яблоки, какие росли в нашем саду, и
огурец на
чужой грядке вкуснее, чем такой же со своей собственной. Помаявшись ещё
немного во дворе, я пошёл к Ане, у них я застал Колю и Васю. Они
натаскали гильз,
патронов и ещё чего-то из погребка тёти Марфы: у неё там был целый склад
ещё с войны. Из гильз молотками выбивали порох. Порох отсырел и не
горел, и они
ссыпали его в кучку под сарай на солнечную сторону, чтобы просох. <<Вась,
-- обратился Коля к моему брату, -- из этой штучки хорошая выйдет ручка>>,
и он показал
ржавую железку. У нас ручки делались из лозы, где-то находили мягкую
жесть и прикрепляли наконечники. Настоящим заводским было только перо.
Вася равнодушно
посмотрел на ржавый предмет. <<Идём, -- позвал он, -- арифметику делать
одному неохота, а завтра в школу, ещё мама много чего наказала по
хозяйству, да и
огород надо помочь вскопать Марусе>>. Они побрели к нам, а я заметил ту
самую ржавую железку в форме ручки и подумал, что Коля её забыл, поднял
её, догнал
ребят, отдал Коле. Марусе шёл семнадцатый год. Зимой она работала
истопником в школе, летом -- в поле и дома в огороде. Я побежал к ней.
Она копала уже
в конце огорода, где земля была ещё очень сырая, там было много всяких
червей и жучков, я стал за ними наблюдать. У меня было зрение особой
остроты: зимой
из окна я видел, как в поле по снегу бегают белые зайцы. Никто не видел,
а я видел, мама не могла с ходу попасть кончиком нитки в ушко иголки,
чем дольше
она не попадала, тем сильнее у неё слезились глаза, поэтому, когда она
садилась шить, рядом устраивался я и вдевал нитку в иголку. Вдруг о
лопату что-то
звякнуло и блеснуло на солнце. Это была стеклянная колбочка, наверное,
от каких-нибудь лекарств. Никаких игрушек у меня в детстве не было, я
играл с ржавыми
гнутыми гвоздями, палочками, кусочками материи, а тут стеклянная
игрушка. Я схватил её и побежал в хату, показать ребятам, вбежал в
комнату... Мгновение...
За это мгновение я успел увидеть брата Васю, склонившегося над
задачником, а по другую сторону стола, полубоком ко мне, соседа Колю.
Дальше взрыв, наверное,
крик, вбежала Маруся. Я ползал по земляному полу, она схватила меня на
руки, выскочила на улицу и положила на скамейку и тут дала рёву. Слышать
её никто
не мог: весь посёлок был в поле. Вася побежал за пять километров за
мамой. Пока нашли бригадира, Николая Васильевича, у которого свободной
лошади не было
и ему пришлось брать из плуга.

Время шло. К вечеру мама, Маруся, Вася, я и Николай Васильевич приехали
в районную больницу. Врача-окулиста в больнице не было, нужно было
отправлять в
областной центр, в Курск, а пока меня с Васей положили в одну палату.
Васе было жалко меня, он ухаживал за мной и когда я начинал плакать, то
плакал вместе
со мной. У него было опалено лицо, особенно правая щека, из уха текла
кровь, его оглушило. Соседу оторвало три пальца левой руки, у меня вся
голова и правая
щека были в осколках, глаза закрыты. Через две недели на самолёте меня
доставили в Курск. Врач, Аркадий Григорьевич Кроль, сказал, что если бы
привезли
сразу, то левый глаз можно было бы спасти полностью.

Три месяца я пролежал в больнице. Правый глаз удалили, а на левом, после
нескольких операций, сохранилось остаточное зрение, я мог свободно
передвигаться
и даже читать, но недолго. Выписывая меня, Аркадий Григорьевич наказывал
маме: <<Бегать и прыгать нельзя, читать и писать нельзя минимум год,
необходимо
хорошее питание, иначе произойдёт отслойка сетчатки и тогда уже никто не
поможет>>.

Маленькому мальчику исполнять рекомендации врача не так-то просто, а
точнее, совсем непросто. Через несколько лет отслойка сетчатки всё-таки
произошла.
Сейчас, вспоминая детство, я прежде всего вспоминаю тот миг, когда,
радостный, со стеклянной колбочкой вбежал в хату. Это был миг между
прошлым и будущим,
между ясным и солнечным прошлым и темнотой будущего. Нет, даже не так,
слепота не бывает чёрной или серой. Как для глухих нет звука, так для
слепых нет
цвета.

Иван Холявченко

Журнал "Наша жизнь" No4 2014 год
Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2840:mat-journal-our-life-2014-04-04&catid=302:cat-journal-our-life-2014-04&Itemid=184

   2014-04-10 19:45:09 (#3000713)

[mgr] Факты и мнения

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

ОБЩЕНИЕ С ПРОШЛЫМ

От остроты зрения или его отсутствия абсолютно не зависит
психологическая, энергетическая и ментальная совместимость собеседников.
Проникновенное взаимопонимание
обогащает незрячих эмоциями, помогая наполнить <<будни во мраке>>
позитивным смыслом. Тотальникам необычайно важно иметь свободный доступ
ко всем видам
адаптированной информации, следовательно, необходимо уделять пристальное
внимание <<тактильно-звуковому>> изучению окружающей среды. Разумеется,
жить на
ощупь и на слух крайне сложно, но и в таком повседневном экстриме можно
найти много приятного. Конечно же, музыка играет ведущую роль в создании
комфортных
условий интеллектуальной и творческой жизни инвалидов по зрению, поэтому
следует приветствовать появление новых форматов, позволяющих оперативно
доставлять
озвученный продукт к потребителю.

В 2013 году Центр экспериментальной и оперативной тифлополиграфии ООО
<<ИПТК <<Логосвос>> осуществил дебютный выпусксолидного музыкального
издания. Наконец-то
получен реальный результат длительной поисковой и творческой работы.
<<Звучащий век: Антология советской эстрады>>, главным образом, включает
популярные
произведения, начиная с тридцатых годов минувшего столетия. Диапазон
публикации охватывает сорокалетний период непростой истории развития
<<лёгкого жанра>>
в нашей стране. В основном, в нём сосредоточены произведения на русском
языке, но в некоторых альбомах встречаются хиты зарубежной эстрады и
знаменитые
арии, танцевальные ритмы и народные песни со всего мира. Автором
проекта стала технический редактор Центра Людмила Лункина, которой
активно помогали
Гаяне Карахан и Ольга Пестерева, а общее руководство экспериментальной
разработкой осуществлял их непосредственный начальник Александр Петров.

Креативная идея данного издания принадлежит вице-президенту
Всероссийского общества слепых и генеральному директору
Издательско-полиграфического тифлоинформационного
комплекса <<Логосвос>> Владиславу Степанову. Он высказал соответствующие
предложения ещё шесть лет назад. Такая принципиальная возможность
появилась, потому
что с 2002 года стали переходить на цифровую запись <<говорящих>> книг.
Сначала осуществлялась экспериментальная программа с использованием
аудиодисков,
а уже с 2007 года взялись за тиражирование, в основном, на флеш-картах.
К сожалению, выход четвёртой части Гражданского Кодекса Российской
Федерации вынудил
озаботиться защитой авторских прав. Впрочем, в течение полугода удалось
отшлифовать методику <<шифрования текстов>> и перейти на серийный выпуск
<<кодированной
литературы>>.

Уникальное собрание песен очень информативно и многожанрово.
Разумеется, особенно ценно, что полезные и малоизвестные широкой публике
сведения, а порой
забавные факты из биографий выдающихся вокалистов содержатся в кратких
статьях, предваряющих каждый альбом <<Антологии>>. Она систематизирована
по датам
рождения <<гвардейцев сцены>>, хотя изредка попадаются и загадочные
исключения. Её открывает достаточно ёмкий очерк, посвящённый Леониду
Утёсову, настоящие
имя и фамилия которого -- Лазарь Вайсбейн, а затем в алфавитном порядке
располагаются песни в исполнении основоположника современного
отечественного искусства.
Он внёс неоценимый вклад в становление и развитие различных <<лёгких>>
жанров. Это вполне логично, ведь универсальный корифей появился на свет
ещё за пять
лет до окончания девятнадцатого века и уже стал легендарным персонажем
для нескольких поколений фанатов. Следует отметить, что уроженца Одессы
в 1965 году
первым среди эстрадников удостоили звания <<Народный артист СССР>>. В свою
очередь, аудио-справочник завершает рассказ об Эдите Пьехе и сборник её
знаменитых
работ. Ныне здравствующая элегантная дама польского происхождения
родилась в 1937 году и одной из последних получила максимально возможное
признание на
государственном уровне.

По такому же принципу устроены и остальные главы масштабной
<<говорящей>> книги, общее время звучания которой составляет 68 с
половиной часов. Всего в
первую часть <<избранных музыкальных сочинений>> входят 1260 произведений,
или самостоятельных фрагментов, согласно флеш-плеерной терминологии. По
коммерческому
предложению с минувшего сентября вплоть до февраля 2014 года
специализированные библиотеки для слепых получили комплекты, содержащие
своеобразную музыкальную
энциклопедию. РГБС в Москве, а также родственные учреждения культуры в
Санкт-Петербурге и Краснодаре закупили по семь экземпляров
соответствующей карты
памяти. В Архангельск, Брянск, Курган, Приморье и Чувашию отправлено по
одной кодированной аудиозаписи.

Очаровательные вальсы и танго, а ещё зажигательные твисты и даже
шейки занимали видное место в гастрольных программах и записях многих
музыкальных кудесников,
которые успешно пропагандировали национальное искусство своих республик
на Всесоюзном радио и телевидении. Кроме того, в их концертах регулярно
появлялись
патриотические и производственные, природоведческие и даже бытовые
<<четырёхминутки>>, но <<ударной силой>> всегда оставалась любовная лирика,
гармонизированная
нотами. Если же песня становилась <<застольной>>, то исполнитель,
сделавший её супервостребованной, мог считать себя воистину народным
артистом. Добиться
такого всеобщего признания было крайне сложно, а ещё труднее на
протяжении десятилетий удерживать завоёванные позиции.

Удачная баллада, трогательная рифмованная исповедь или забойный
шлягер играли важнейшую роль при восхождении солиста на вершину успеха.
Азербайджанцу
Поладу Бюль-бюль-оглы Мамедову, выступавшему в соавторстве с Расулом
Гамзатовым, оказал весомую поддержку <<Долалай>>, ну, а цыган Николай
Сличенко приобрёл
льготный кредит зрительской восторженности благодаря гениальным строчкам
Сергея Есенина, ведь <<Клён ты мой опавший>> на музыку Григория
Пономаренко помнят
и любят до сих пор. Узбеку Батыру Закирову пропуск в когорту
<<бессмертных академиков эстрады>> помогли добыть <<Девушка и кувшин>>
Андрея Бабаева и Юрия Энтина,
а Георгию Виноградову -- легендарная россиянка <<Катюша>>, прославившая
Матвея Блантера и Михаила Исаковского.

Надо сказать, что лишь <<Нищая>> Вадима Козина по-своему отображает
близкую нам тему потери зрения, когда успешная творческая личность
обрушивается с высот
благополучия и обожания в бездну беспросветного горя. Классическое
сочинение Александра Алябьева на душещипательные стихи Пьера Беранже не
кажутся чужеродным
явлением между ритмами танцплощадок и цыганскими романсами. Впрочем, так
же как <<Песня о Москве>>, подаренная россиянам Тихоном Хренниковым и
Виктором
Гусевым, а представленная в теноровом варианте Сергеем Лемешевым. Даже
<<Одинокая гармонь>> в таком же звучании, самого что ни на есть <<оперного
разлива>>,
не вызывает отторжения, хотя консерваторское проникновение в материал
всё-таки не вполне типично для данного аудиоиздания.

Несомненно, общую картину совершенно не портят Георг Отс и Муслим
Магомаев, которые <<бархатными>> баритонами одинаково виртуозно исполняли
арии из опер,
мюзиклов и оперетт, а также песни различных стилей и жанров. Хочу
заметить, что эстонец и азербайджанец вместе с нежинским евреем Марком
Бернесом, который
на самом деле -- Нейман, входят в состав моей <<горячей дюжины>> избранных
исполнителей. Также моими любимицами с детства были: <<белая цыганка>>
Изабелла Юрьева,
ухитрившаяся отметить своё столетие, Гелена Великанова с
польско-литовскими корнями, а ещё нынешняя американка Аида Ведищева,
точнее, Ида Вайс. Как
видно, <<природный интернационализм>> не спрячешь, да и зачем! Кроме них,
моими безоговорочными фаворитами являются: Майя Кристалинская и Мария
Пахоменко,
Эдуард Хиль и Владимир Макаров, Олег Анофриев и Валерий Ободзинский.

Если бы мне вздумалось составлять собственную концентрированную
коллекцию для постоянного употребления, я в репертуаре каждого из них
позаимствовал бы
не менее пяти колоритных <<нетленок на все времена>>. Конечно, данный
выбор сугубо субъективен, но ведь действительно: <<На вкус и цвет
товарищей нет!>> Впрочем,
располагая такой обширной базой исходного музыкального материала, в том
числе значительным количеством качественных копий первоисточников, любой
поклонник
ретро мелодий получает возможность создавать собственную фонотеку,
добавляя в неё недостающие экземпляры <<нотных реликвий>>.

Наверное, немного не хватало некоторых композиторских голосов, ведь
проникновенное исполнение собственных произведений неподражаемо.
Впрочем, авторское
творчество Булата Окуджавы, Вячеслава Добрынина, Владимира Мигули,
Евгения Мартынова и Юрия Антонова было представлено достаточно хорошо.
Не забыли об
Олеге Иванове и Владимире Шаинском, которые в своё время были членами
жюри на крупнейших творческих состязаниях инвалидов по зрению,
проводившихся в концертном
зале КСРК ВОС. Только вот Владимиру Высоцкому места почему-то вообще не
нашлось, так же как и выдающимся русскоязычным вокалистам и поющим
киноактёрам,
в числе которых выделяются Фёдор Шаляпин, Александр Вертинский и Андрей
Миронов, а кроме того, Любовь Орлова, Анна Герман и Людмила Гурченко.
Возможно,
эти досадные пробелы будут заполнены в следующих тематических выпусках.

Пожалуй, после Великой Отечественной войны в нашей стране самой
востребованной оказалась динамичная музыка Арно Бабаджаняна из Еревана.
Его произведения
на протяжении нескольких десятилетий брали на вооружение эталонные
вокалисты разных национальностей. <<Песня первой любви>> на слова Гарольда
Регистана,
так же как и оптимистичный хит <<Счастье пришло>>, украшали программы
азербайджанца Рашида Бейбутова. Нина Пантелеева на концертах и
пластинках упорно повторяла:
<<Говорят>>, а Владимир Трошин вместе всё с тем же поэтом сопровождал
слушателей <<По ночной Москве>>. Естественно, что Жан Татлян, родившийся в
греческих
Салониках, а потом переехавший в советскую Армению, вскоре стал
поклонником этого композитора. Интересно, что гражданин России и
Франции, сейчас обосновавшийся
в Санкт-Петербурге, облюбовал <<Лучший город земли>> на стихи Леонида
Дербенёва. В свою очередь, Анатолием Королёвым была исполнена <<Песня
пополам>> на стихи
Михаила Танича. Для Льва Барашкова во многом определяющим стало
трепетное <<Сердце на снегу>>, придуманное Александром Дмоховским, а у
Тамары Миансаровой
состоялась <<Встреча>> с творчеством Роберта Рождественского. Народный
артист СССР Иосиф Кобзон выбрал <<Золотое танго>> с текстом Онегина
Гаджикасимова. Вадим
Мулерман, уезжавший в США, а последнее время проживающий в Харькове, с
помощью Михаила Пляцковского, утверждал: <<Всё равно мы встретимся>>.
Эмиль Горовец
тоже не остался в стороне от модного течения и не прогадал. Ему пришлась
по вкусу заводная <<Королева красоты>> с немудрящим текстом Анатолия
Горохова.

Разумеется, в арсенале большинства представителей этой <<великолепной
десятки>> имелись и другие популярные шедевры, ставшие их визитными
карточками. Приведу
лишь самые яркие примеры. Песенка с чрезвычайно актуальным содержанием
<<Люблю я макароны>> с нотными выкрутасами Нино Рота и русским текстом
Юлия Кима неразрывно
связана с <<эмильным>> голосом очень еврейского солиста. Трошинская
задушевность гармонично вплелась в <<Подмосковные вечера>> на музыку
Василия Соловьёва-Седого,
так же как Барашковская мужественная искренность проявилась <<На
безымянной высоте>> Вениамина Баснера. Что касается поэтичной образности
данных культовых
песен, то в этом заслуга Михаила Матусовского. Миансаровскую задорность
умножил <<Чёрный кот>> Юрия Саульского, а искренняя детскость певицы
заставляет сопереживать
призыву Аркадия Островского и Льва Ошанина: <<Пусть всегда будет солнце!>>
Уникальная песенная трилогия <<А у нас во дворе>> тех же маститых авторов
-- на счетунеувядающего
патриарха отечественной эстрады и нынешнего первого заместителя
председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального
Собрания Российской
Федерации.

В неповторимой палитре советской эстрады издавна преобладали женские
краски. Кроме выдающихся вокалисток, которые вывели в свет десятки
произведений,
были солистки, оставшиеся в памяти поколений, прежде всего, благодаря
единственной песне. Коварная судьба сложилась так, что остальные
творческие достижения,
если они и были, ныне практически забыты. Ружена Сикора в своё время
подарила слушателям напев Ольги Ковалёвой <<Самара-городок>>, сохранивший
и сегодня
застольную привлекательность. Раиса Неменова мастерски <<нарисовала>>
жанровую картинку <<Текстильный городок>>. Это лиричное творение Яна
Френкеля и Михаила
Танича не затерялось и в современном нотном разноцветии. Подобный же
успех выпал на долю песни тех же мастеров <<Как тебе служится>> в
исполнении Валентины
Дворяниновой.

После названий шлягеров как-то не принято ставить какие-либо знаки,
но это не мешает девушкам задавать самим себе очень личные вопросы, в
действительности
не требующие ответов. Лариса Мондрус вместе с Георгием Портновым и
Юрием Принцевым интересовалась: <<Неужели это мне одной?>>, а Вероника
Круглова при
помощи Евгения Птичкина и Феликса Лаубе спрашивала <<Зачем ты снишься?>>
Нина Бродская обращалась к милому: <<Ты говоришь мне о любви>>. В этом ей
оказывали
содействие музыка Эдуарда Колмановского, а ещё слова Игоря Шаферана и
Леонида Дербенёва. Животрепещущую тему личностных взаимоотношений
продолжила Галина
Ненашева, заявлявшая: <<Нет, мой милый>>. На этот раз музыка была Марка
Фрадкина, а слова Евгения Долматовского. Ольга Воронец не побоялась
признаться,
что уже <<Ромашки спрятались>>, а помог ей Евгений Птичкин вместе с Игорем
Шафераном.

Наполовину эстонка Лидия Клемент, выступавшая совсем недолго,
осталась непревзойдённой исполнительницей песни Александра Колкера
<<Карелия>>. Ирина Бржевская
когда-то дала путёвку в жизнь теперь архираскрученному шедевру Тихона
Хренникова и Михаила Матусовского <<Московские окна>>, а Зоя
Рождественская, видимо,
была первой исполнительницей песни <<Дорогая моя столица>>. Кстати,
благодаря <<Антологии>> я узнал, что первоначальный текст гимна Москвы с
годами претерпел
значительные изменения, что лично меня поразило.

Нани Брегвадзе часто исполняла незамысловатую песню <<Ой, цветёт
калина>>, написанную Исааком Дунаевским. Композитор сочинил трогательную
<<любовную жалобу>>,
не восприимчивую к сюрпризам переменчивой среды. Удивительно, что чисто
женский текст наизусть помнят даже мужчины, старательно подпевающие
своим благоверным.
Подобное единодушие является похвальным исключением. В репертуаре
грузинки были <<Сулико>> Вареньки и Акакия Церетели, а также <<Снегопад>> на
слова Аллы Рустайкис,
который шёл под аккомпанемент Алексея Экимяна. Видимо, с закавказской
дивой могла конкурировать только Людмила Зыкина, вместе с Григорием
Пономаренко,
воспевавшая <<Оренбургский пуховый платок>>, который просто необходим,
когда <<Ой, снег, снежок>>, а он всё-таки <<На побывку едет>>. В последнем
случае музыку
написал Александр Аверкин. По странному совпадению несомненные удачи
великой русской певицы связаны с поэзией Виктора Бокова.

В звёздной череде примадонн нашей эстрады особняком стоит Клавдия
Шульженко. <<Синий платочек>> Ежи Петербургского и Михаила Максимова и
<<Давай закурим>>
Модеста Табачникова и Ильи Френкеля стали настоящими звуковыми
страницами советской истории. В то же время очень образная <<Записка>>
Николая Бродского
и Павла Германа, сюжетная миниатюра <<Три вальса>> с мелодией Александра
Цфасмана, текстом Людмилы Давидович и Виктора Драгунского, а кроме того,
<<Эх, Андрюша>>,
музыку которого создал Илья Жак, а слова Григорий Гридов заняли
достойное место среди маленьких <<жемчужин>> большой лирики.

К этому богатому <<пласту>> примыкают и <<подлинные народницы>>. Они, в
основном, исполняют протяжные напевы и колыбельные, плясовые и шуточные
песни, страдания,
припевки и частушки, в том числе и собственного сочинения. Конечно, в их
запасниках есть авторские работы и произведения отечественных классиков,
подходящие
по стилю. В <<Антологии>> соответствующее направление русского фольклора
достойно представили Мария Мордасова, в девичестве -- Яркина, а кроме
того, Лейкина,
известная как Русланова, которая удачно разрекламировала на весь мир
эксклюзивные русские <<Валенки>>. В её активе была и <<Липа вековая>> по
мотивам стихотворения
слепого поэта Ивана Козлова.

Среди полусотни персональных папок выдающихся солистов хаотично
располагаются и альбомы, посвящённые творчеству художественных
коллективов, а вместо
предисловия помещён основополагающий раздел <<Ты припомни, Россия>>. Этот
своеобразный мини-сборник составили сорок лиричных произведений
различной степени
популярности без указания авторов и певцов. В остальных тематических
главах <<музыкальной коллекции>> отдельных эпизодов обычно примерно вдвое
меньше. Несомненно,
заслуживают внимания когда-то чрезвычайно знаменитые вокальные квартеты:
<<Советская песня>>, <<Улыбка>> и <<Аккорд>>, а также ансамбль <<Орэра>>.
Своё
достойное
место занимает и замечательный <<братский дуэт>>, в котором спелись два
Владимира -- Бунчиков и Нечаев. Впрочем, этим исполнителям тоже отведены
индивидуальные
странички. Здесь же представлен Дважды Краснознамённый академический
ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александрова. Финальная
<<аудиокнига>>
всего собрания песенных сочинений называется <<Большой детский хор>>. Она
освещает звонкое творчество юных артистов. <<Чистые голоса>> и наивный
репертуар
поневоле вызывают сладкие воспоминания о небогатой и всё же очень
счастливой школьной поре ровесников космической эры.

Наверное, меня нельзя причислить к истинным меломанам, хотя с давних
пор вдумчиво интересуюсь самодеятельным искусством, шоу-бизнесом и
развлекательно-игровой
индустрией в целом, а всё-таки некоторых популярных советских певцов
ранее знал практически лишь по фамилиям или сценическим псевдонимам.
Хочется подчеркнуть,
что иногда неувядаемые хиты полувековой давности были мне хорошо
известны, а частенько и любимы в исполнении более молодых концертных
<<звёзд>>. К приятным
подаркам масштабной подборки смело могут быть отнесены репертуарные
самоцветы кумиров прошлого. Почти все произведения золотого фонда
культурного наследия
советской эстрады оказались давними знакомцами ещё по отцовским и даже
дедовским пластинкам с единственной песней на каждой из двух сторон
многострадальных
дисков, помнивших чувствительные прикосновения, а порой и грубые
царапанья патефонных иголок. Впрочем, некоторые редкие записи из
коллекций любителей
граммофонных раритетов на меня произвели неизгладимое впечатление.

К сожалению, многочисленным <<сочинениям повышенного спроса>>,
созданным в дебюте двадцать первого века, долгосрочные всенародные
триумфы выпадают чрезвычайно
редко: наверное, жёсткая конкуренция в шоу-бизнесе мешает. Зато лучшие
советские образцы содержательного мелодизма почему-то довольно легко
<<ложились на
души>> пенсионерам и студентам, простым работягам и женщинам с трудной
судьбой. Талантливые звуковые миниатюры становились завсегдатаями
праздничных вечеринок
и посиделок, свадеб и юбилеев. Они и сегодня в строю, хотя и звучат
гораздо реже, чем прежде. Их ретро привлекательность не исчезла, что
радует поклонников
добротного искусства.

У каждого из нас очень индивидуальные приоритеты и личные
привязанности, однако, на мой дилетантский взгляд, <<Звучащий век:
Антология советской эстрады>>
в состоянии удовлетворить самые изощрённые потребности преданных
поклонников хороших ретро песен. По-моему, подобную фонотеку шлягеров
недавнего прошлого
полезно иметь под рукой, неважно, на флешке или в компьютере, ведь на
интернетовских ресурсах совсем непросто отыскать аналогичное, а к тому
же предельно
компактное издание. Данная библиотечка мини-шедевров станет настоящим
подарком для всех любителей гармоничных мелодий и содержательной поэзии,
у которых
теперь неистребимый привкус <<душевной ностальгии>>. Приятного вам
прослушивания! Будем с нетерпением ждать новых выпусков, посвящённых
вокально-инструментальным
ансамблям, авторской песне или харизматичным солистам конца минувшего
столетия.

Владимир Бухтияров

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2839:mat-journal-our-life-2014-04-05&catid=302:cat-journal-our-life-2014-04&Itemid=184

   2014-04-10 19:42:53 (#3000709)

[mgr] Творчество наших читателей

ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ГОРБУН

А как это всё-таки здорово: ей нет и двадцати, а она уже классный
руководитель самого беспокойного четвертого <<А>>! Мария Ивановна... Звучит
как в <<Капитанской
дочке>>. И не беда, что половина её класса живёт в соседнем селе. Но,
если нужно посещать учеников, будет посещать в любое время года. Чего бы
ей это не
стоило! Думала Маша, уверенно шагая по дороге к дому. Ещё немного,
каких-то пятьсот метров. Сейчас обойдёт заросший молодыми дубами,
осинами и березняком,
густо сдобренный орешником, калиной и черемухой овражек (в селе их
называют вершинками), войдёт в крайний от леса дом, разденется, снимет
промокшие кроссовки
и куртку, напьётся горячего чая с мёдом. Бабушка давно уже, поди,
подсуетилась: и тёплые носочки приготовила, и вкуснятинку какую-нибудь
сварганила. Большая
мастерица бабушка на всяческие кулинарные изыски! Маша поест, довольно
потянется и устроится у компьютера, укрывшись тёплым пледом. Красотища!
Перебрасывайся
СМС с подругами хоть всю ночь. Впереди выходные. Бабушка, конечно же,
немного поворчит по поводу её плохого зрения: <<Чего носом в монитор
тычешь? Того
и гляди экран проткнёшь>>. И чего разоряется, в очках Маша великолепно
видит. Да и подруги все как одна утверждают, что очки ей очень идут.

Пока Маша шла мимо молочной фермы и пруда, было не страшно. Ну, если
только самую малость. Коровы такие сильные, спокойные и домашние, уж
точно в обиду
её никому не дадут. Возле пруда она перевела дух и попыталась запустить
камень вдоль воды так, чтобы <<голыш>> подпрыгивал по поверхности и долго
не тонул.
Но у неё ничего не получилось. <<Эх, криворукая, -- пожурила Маша саму
себя, -- это тебе не двойки мальчишкам ставить>>. Когда же она
приблизилась к кладбищу
и пошла по старому церковному саду, то ощутила чьё-то незримое
присутствие. В воздухе явственно нагнеталась напряжённость. А после того
как вороны, круглый
год гнездящиеся в кронах огромных вётел, неожиданно всполошились и дико
закричали, Маше стало не по себе. Возникло желание кинуться со всех ног
наутёк.
На мгновение выглянула заспанная и по этой причине недовольная луна,
тускло осветив окрестности. В отяжелевших от непрекращающегося с самого
утра холодного
осеннего дождя ветвях придорожного орешника послышалось надсадное
рычание. Маша увидела страшное, сгорбленное существо с бл1клыми, ничего
не выражающими,
к тому же сильно слезящимися, будто стариковскими, глазами и облезлой
шерстью на болезненно впалых боках. Уж не померещилось ли ей это? Маша
съёжилась,
плотно закрыла глаза и тут же открыла.

<<Оборотень! Горбун!>> -- промелькнула в мозгу страшная мысль. Видно,
правильно говорят в селе, что горбатый Васька Хмурый, живущий в
заброшенном доме лесника,
оборачивается по ночам большой собакой или волком -- поди разбери в
темноте. И мало того, что оборачивается, но ещё творит всякие
непотребства. То заблудившуюся
в лесу овцу задерёт, то хорошую встрёпку деревенским шавкам-пустобрехам
задаст, то любвеобильную Нюрку Сброднову в очередной раз в чапыжнике
отваляет.
Хотя Нюрку в чапыжнике не валял, наверное, только ленивый. Ей такие
<<неудобства>> только в радость. То бредущего домой после очередной
попойки мужика
до полусмерти напугает. А то телёнка годовалого умыкнёт, варнак, безо
всякого следа. Никто не видел, что это был Васька, но кому же ещё?
Почитай, половину
жизни в тюрьмах и лагерях провёл. Фамилию Васьки в селе словно
позабыли. Васька Хмурый -- и всё. Иного прозвища его постоянно небритая и
оттого неприглядная
физиономия с большими подозрительными глазами и не заслуживала. А
она-то, дурёха, ещё смеялась над этим! <<Господи всемогущий! Матерь
Божья, Свят, Свят,
Свят>>, -- зашептала Маша, побелевшими губами. По мгновенно покрывшейся
холодным потом спине прокатился неприятный холодок. Кричать и звать на
помощь?
Но что это даст? Кто её слабенький голосок за плотной завесой древесных
листьев и веток услышит?

Многое о горбуне говорили в селе, но чаще плохое. Многое рассказывала
Маше её бабушка Дарья. И что удивительно -- только хорошее. Бабушке
почему-то верилось
больше. Познакомилась бабушка с горбуном давным-давно, когда она,
совсем юная и слывшая первой красавицей на селе, училась вместе с ним в
поселковой
школе и сильно ему нравилась. Правда, прозвища Хмурый у Васьки тогда не
было, да и горбуном он ещё не был. Обыкновенный, вечно улыбающийся
симпатичный
деревенский парень с огромными карими глазами. Собственно говоря, и
бабушка Дарья тогда была смешливой, жизнерадостной девочкой Дашей. И все
предстоящие
жизненные передряги виделись такими маленькими и незначительными, что
думать о них совсем не хотелось. Отец у Васьки с войны не вернулся.
Осталось несколько
пожелтевших фотографий, две медали, одна из них -- <<За отвагу>> и парочка
писем. Очень хотелось Ваське поступить после школы в военное училище,
стать офицером
и наподдать, если потребуется, всем недругам-капиталистам. Занимался
спортом, водой холодной обливался до самых морозов. А как он со своей
<<тарзанки>> в
озеро на самом глубоком месте прыгал! Но не судьба!

Накануне выпускного хотел он продемонстрировать перед девчонками своего
класса, а особенно перед Дашей, один из своих головокружительных
прыжков. И продемонстрировал...
То ли полузатонувшая деревянная колода, из которой поили скотину на
ферме, сама приплыла прямо на то место, где он нырял во время весеннего
половодья,
то ли кто таким образом зло подшутил, теперь уже никто и не помнит.
Только Васька её не заметил. Врезался в колоду головой. Его, правда,
быстро выловили.
Но заключение врачей было неутешительным. Перелом одного из позвонков.
Предстояло длительное лечение. В перспективе -- хорошо, если инвалидная
коляска.
А о том, что будет ходить самостоятельно, даже речи не велось. Посещала
его в больнице и Даша. Сначала вместе с одноклассниками. Потом стала
приходить
одна. Целыми днями просиживала у постели больного и всё говорила,
говорила. Васька демонстративно закрывал глаза. А в одно из посещений
она незаметно
открыла щеколду на окне. Следующей же ночью Даша вспорхнула на второй
этаж по водосточной трубе. Уж кто-кто, а Васька бы непременно забрался.
Чем же она
хуже? Пять секунд, и отчаянная девочка в постели больного, успев
предварительно вручить шоколадку дежурной медсестре и раздевшись потом
донага. Васька
пытался отстраниться. Но куда там в его состоянии! И не мудрено, что
застал их старенький главврач Порфирьевич, старикашка сварливый и вечно
всем по
этой причине недовольный. Перепугалась тогда Даша ужасно. И не столько
из-за разговоров, которые последуют после её разоблачения. Больше всего
на свете
боялась она, что её больше не пустят в больницу. Но никаких разговоров
после инцидента не последовало, даже дежурную медсестру не отчитали.
Мало того,
каким-то таинственным образом на двери палаты, где проводили ночи два
несчастных и в то же время таких счастливых человека, появился замок,
запирающийся
изнутри. В горячих Дашиных объятиях Васька начал оживать. Сначала у него
стали шевелиться руки. Потом он заговорил. Нет, говорить он мог и
раньше. Просто
жить Ваське не хотелось. А если не жить, зачем тогда разговаривать?

А потом он однажды утром встал с постели. Чего это ему стоило, видела
одна только Даша. Васька сделал несколько робких шажочков по направлению
к двери.
Потом упал ничком и провалялся в горячке несколько дней. Но свой первый
шаг после второго рождения он всё-таки сделал! Были после этого и другие
шаги.
Но эти, первые, бабушка Дарья без слёз никогда не вспоминала. У Васьки
начал стремительно расти горб, а верхняя часть туловища кренилась в
сторону. А потом
Васька куда-то пропал, лет с десяток ничего не было слышно. И вдруг --
словно гром среди ясного дня! Попался на краже ценностей из ювелирного
магазина.
Сильно нашумела тогда серия довольно-таки дерзких ограблений в областном
городе. Схлопотал нешуточный срок, половину отсидел -- оказалось, что
осуждён за
чужие грехи. Вышел, но на свободе долго не задержался, сел за драку.
Причём предыдущий срок расценили как рецидив. На этот раз отмотал по
полной. Потом
были другие сроки. И вот уже лет двадцать живёт в полуразвалившемся
заброшенном доме лесника вместе с такой же, как и он, больной собакой.
Дружбы ни с
кем из жителей села не водит. С женщинами не знается, водки не пьёт.

Даша уехала в город. Окончила институт, вышла замуж, родила ребёнка. Но
особого счастья в этом браке она не испытала. Муж пил, занимался
рукоприкладством
и часто, даже будучи трезвым, обзывал её горбунихой. А потом и вовсе
исчез, оставив Дашу в чужом ей городе с малолетним сыном. Да и на кого
пенять, сама
же всё и рассказала про Василия. Думала, поймёт. Нет, не понял! И
неудивительно, что Даша, некоторое время спустя, вернулась в родное
село. Несколько раз
по старой дружбе навещала горбуна в его убогом жилище. Но дальше
официальных разговоров дело не шло. И не то, чтобы продолжения отношений
не хотела Даша:
от продолжения отношений категорически отказывался горбун.

<<Какой оборотень! Враки это всё! Оборотней не бывает! А если это горбун,
меня он не тронет, -- думала Маша, -- я так похожа на бабушку Дарью!>> Даже
когда
девушка поняла, что перед ней огромная облезлая собака с поджатым
хвостом, легче ей не стало. Отпускать Машу с миром она явно не
собиралась. <<Собачка,
хорошая, красивая, добрая, отпусти меня, пожалуйста. Если бы было чем
тебя угостить, я бы обязательно тебя угостила>>, -- шептала Маша, с
грустью вспоминая
съеденную полчаса назад шоколадку. Собака медленно приближалась, ощерив
свои страшные клыки, всем своим видом показывая, что никого щадить она
не собирается.
Маша скинула промокшую куртку и намотала на руку. Читала где-то, что так
можно защитить руку при нападении хищника. Но эта мера оказалась
совершенно напрасной.
Собака без труда сдернула куртку с руки и принялась её яростно рвать.
Мать эту красивую куртку на последние деньги купила совсем недавно, в
день девятнадцатилетия.
А доживу ли я до двадцатилетия? Рука ниже локтя нещадно саднила. По
ладони текло что-то горячее. <<Ну вот и всё, -- пронеслось в мозгу, --
сейчас почувствует
запах крови и вцепится в горло!>>

Однако собака не бросилась. Напротив, отпрянула в сторону. Послышалось
грозное рычание и лай другой собаки. Вместе с ней, хромая, приближался
человек.
<<Горбун>>, -- радостно подумала Маша, узнав старика. Тот, долго не
раздумывая, огрел разбушевавшегося пса своей суковатой палкой. Но этого
оказалось недостаточно,
собака набросилась на горбуна. Защищаться было нечем. Палка от удара
разлетелась вдребезги. Особой помощи от собаки горбуна ждать не
приходилось, хотя
старый и больной пёс мёртвой хваткой вцепился в обидчика. Не отставал от
него и горбун. Его неожиданно сильные руки сомкнулись на горле бешеной
собаки.
Тела дерущихся сплелись в беспорядочно перемещающийся клубок. Маша
потеряла счёт времени. Сколько продолжалась схватка? Минуту? Час? А
может, целую вечность?
Когда она, наконец, очнулась от оцепенения, ни горбуна, ни его собаки
рядом уже не было. Тёмная ночная дорога, заросли орешника, мелкий
моросящий дождь
и мёртвая, ещё минуту назад такая страшная собака. Маша опомнилась
только тогда, когда прибежала домой и дрожащими руками закрыла входную
дверь на все
запоры.

Как и следовало ожидать, собака оказалась бешеной. Пришлось Маше делать
прививки и долго залечивать покусанные руки.

Горбуна же и его собаку нашли на следующий день после происшествия в
небольшом овражке подле его дома. И непонятно, кто кому помогал: то ли
старик из последних
сил тащил истерзанную в неравной схватке собаку, то ли собака тянула
его, понять сложно. Собака издохла от потери крови, у старика не
выдержало сердце...

Проститься с ними Маше не довелось. Тела горбуна и его собаки забрали
сотрудники санэпидстанции, дом на всякий случай сожгли: всё-таки
бешенство заболевание
серьёзное.

Ну, в общем-то, и всё. Хотя вот ещё что. В один из долгих осенних
вечеров пришла Маша с работы и, немного передохнув, уселась перед
экраном компьютера.
Лениво пробежалась по сайтам и совершенно случайно, словно её рукой
кто-то управлял, наткнулась на коротенькую притчу.

Жил подле одного села горбун. Никто не знает, когда он пришёл и откуда.
К местным жителям со своими проблемами не лез, а вот чужие принимал
близко к сердцу.
Лечил людей и животных. Деньги в долг, часто без отдачи, давал. Но,
несмотря на это, люди его не любили. За что? Да Бог это знает! Не
похожий на нас он
какой-то! На их это совести. А в скором времени случился в селе пожар.

Нашли виноватого и долго били его всем селом кольями. Кого же ещё? Вон
глазищи-то у него какие -- бездонные! Не иначе, как наколдовал.
Успокоились только
после того, как затихло убогое тельце. Присмотрелись сельчане и в ужасе
попятились назад, осознав содеянное. Потому что выпали из разодранной
ветхой рубашонки
горбуна на том самом месте, где, по их мнению, был горб, перебитые,
переломанные ангельские крылья...

Владимир Рогожкин

Журнал "Наша жизнь" No3 2014 год
Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2803:mat-journal-our-life-2014-03-04&catid=301:cat-journal-our-life-2014-03&Itemid=184

   2014-04-10 19:38:40 (#3000701)

[mgr] Первый в 2014 году кубок <<КИСИ>> прошел в Тюмени

Первый в 2014 году кубок <<КИСИ>> прошел в Тюмени

10 апреля 2014

Первый в 2014 году Всероссийский Кубок ВОС команд интеллектуального
современного искусства <<КИСИ>> прошёл 5 апреля в Тюмени во Дворце
культуры <<Пионер>>,
где были предоставлены все условия для творческой и интеллектуальной
реализации команд. На гостеприимной сибирской земле собрались команды из
9 региональных
организаций ВОС: Башкирской, Курганской, Омской, Пермской, Свердловской,
Тверской, Тюменской, Хакасской и Челябинской.

Состязания в двух отборочных играх прошли очень интересно и позитивно,
полуфинал получился искромётным и напряжённым, а финал был настолько
увлекательным,
что эмоции захватывали весь зал.

Результаты состязания:

Первая премия - команда <<Зелёная улица>>, Омская РО ВОС;

Вторая премия - команда <<Тюменские орлы>>, Тюменская РО ВОС;

Третья премия - команда <<Собеседник>>, Тверская РО ВОС.

Поощрительные премии распределились следующих номинациях:

<<За лучшую визитную карточку>> - команда <<Пермские медведи>>, Пермская РО
ВОС;

<<Самая дружная команда>> - команда <<Златко>>, Челябинская РО ВОС;

<<Приз Надежды>> - команда <<Зауральские перцы>>, Курганская РО ВОС;

<<Самая универсальная команда>> - команда <<Виктория>>, Свердловская РО ВОС;

<<За творческий оптимизм>> - команда <<Омская рать>>, Омская РО ВОС;

<<За преданность <<КИСИ>> - команда <<Дорогие абаканцы>>, Хакасская РО ВОС;

<<Самая креативная команда>> - команда <<Кумертауские сапсаны>>, Башкирская
РО ВОС.

Все команды, принявшие участие в этом Кубке ВОС <<КИСИ>> получили от
Тюменской РО ВОС дипломы за участие и сувениры.

Следующий Кубок ВОС <<КИСИ>> 2014 года состоится в Саратове 20 сентября.

Пресс-служба ВОС

(по материалам сайта КСРК)

http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2850:--2014---lr---&catid=45:c-gr-newsvos&Itemid=59

   2014-04-10 19:34:16 (#3000694)