[mgr] Человек-невидимка
Человек-невидимка
Героем этого материала стал Александр Монтов, спортсмен, актер, автор
сценариев и режиссер фильмов <<Другие люди>>, <<День>>, <<Стиратели>>. В
нашем
кратком описании
не хватает только одной детали... которая кардинально меняет картину. В
2007 году Александр полностью ослеп. Но это не помешало ему снять
фильмы, которые
уже покоряют международные кинофестивали.
Впервые об Александре Монтове я услышала от его друга и коллеги
Константина, с которым мы познакомились в небольшой татарской деревне
под Екатеринбургом.
История о незрячем режиссере из Сургута что-то перевернула во мне, даже
само сочетание слов в голове не укладывалось. Первое интервью мы
записали через
Skype в 2012 году. С него началась наша дружба, которую я очень ценю.
Еще одна особенность Александра - он удивительным и неведомым мне
образом раскрывает людей, всю их подноготную за считанные минуты. Я не
могу объяснить
это иначе как внутренним зрением, которое пришло вслед за слепотой
физической.
О потере зрения и превращении в бэтмена
<<В 2007 году я потерял зрение совсем и насовсем. Я <<тотальник>>. Так
называют людей со стопроцентной потерей зрения.
Честно говоря, даже не могу сказать, что стало самым трудным. Вообще, я
как-то довольно легко справился в сравнении с другими людьми, своими
коллегами по
несчастью. Хотя опять же, слово <<несчастье>> на язык даже не ложится. Ну
не чувствую себя несчастным. Понятно, что некий стресс был и какой-то
период адаптации,
и период принятия себя в новом свете тоже был, но не скажу, что я впал в
депрессию. Меня не тянуло к алкоголю или к каким-то асоциальным
поступкам, нет.
Вообще, когда узнал, что все, скоро свет потухнет, вышел, выкурил
сигарету и понял, что передо мной поставлена самим собой новая задача,
которую я должен
решать.
На самом деле надо просто не жалеть себя и находить плюсы. В общем-то,
мне было интересно по-своему. У меня просто довольно стрессоустойчивая
психика, и
такой исследовательский, что ли, познавательный склад ума. Я получил
некую возможность на себе изучить, как работает мозг и скрытые ресурсы
организма.
Очень интересно стала работать зрительная память. Я настолько четко
начал позиционировать себя в пространстве, ну не скажу, что прям на
100%, но вся картинка
мира, которая существует в воображении, стала синхронизироваться с
движениями.
Помню момент, когда я был зрячий, еще в школе учился, увидел передачу
молодежную. Там гостьей была Диана Гурцкая. И я испытал какое-то
странное ощущение,
что подловил ее на лжи, когда вдруг она совершенно четко повернулась в
сторону стакана с водой, который стоял рядом с ней на столике. Словно
посмотрела
на него и абсолютно точно его взяла, отпила и поставила. Я подумал:
<<Ага, так она видит>>. А теперь понимаю, насколько на самом деле это
естественно, просто
и нормально. Тем более, человек, который раньше видел, синхронизирует
повороты головы и даже глаз в сторону предметов, которые ты видишь в
своем воображении.
Еще я стал слышать препятствия. Это происходит как в кино и, как
правило, в те моменты, когда у тебя мозг максимально расслаблен.
Например, идешь по улице
и вдруг шарахаешься в сторону, и уже не удивляешься, как раньше, чего
это меня дернуло - потом понимаешь, что ветка была. Руку протянул,
пощупал, правда,
ветка или труба какая-нибудь. Объяснить все это сложно. То есть
максимальное сравнение, которое мог привести и я привожу в своем первом
фильме - это воздух
плотнее становится.
В педагогический университет на факультет психологии я поступил уже
будучи слепым. Много и курьезных случаев было. Сидишь на паре и слышишь,
допустим, что
ручка покатилась, где-нибудь там, на соседней парте... И ты одним
движением так четко, хоп, поймал ее буквально около пола и, не
поворачиваясь, возвращаешь
хозяйке. В аудитории воцаряется тишина. Поначалу меня это забавляло,
удивляло, было интересно, а потом привык. Посуду моешь, и вдруг падает
рюмка, ты ее
абсолютно четко подхватываешь за ножку, стряхиваешь аккуратно капельки и
ставишь на полочку. Так плечами пожмешь сам себе, сам себе улыбнешься,
думаешь:
вот я бэтмен>>.
О спорте
<<Я работаю в спорте, занимаюсь пауэрлифтингом, силовое троеборье.
Занимался им еще зрячим. Раньше вообще много всего в жизни было: и
единоборства, и борьба
и парашютный спорт. Сейчас, когда ослеп, и надо было где-то найти себя,
применить и как-то устроиться, - нашел себя в спорте. И не только я. У
нас в городе
есть еще ребята, которые занимаются, например, Виталий Телеш очень
серьезно готовится к Сочинской олимпиаде и результат показывает. Это
наша надежда зимних
видов спорта>>.
О кино
<<Если брать вообще мое увлечение видеосъемкой, монтажом, и спецэффектами
как хобби, это началось почти со школы. Была у меня такая творческая
реализация,
и периодически это приносило даже какой-то доход. В свободное время я
делал рекламные ролики, сам их придумывал. А когда ослеп, стало
интересно попробовать
сделать это в слепую: совместить картинку, которая рождается в голове, с
реальностью.
Началось все с очередного ролика - своего рода силовое шоу с байкерами.
Конечно, по нынешним моим меркам было довольно просто и даже, наверно,
примитивно
снято и смонтировано. Но это стало очень важным для меня этапом:
попробовал и получилось. Потом выложили в интернет этот ролик, получили
какие-то отзывы,
отклики. И причем нигде не анонсировал, что я слепой. В кадре просто
парень в темных очках и все. Народу понравилось, мне понравилось, что
народу понравилось,
и я решил продолжать. Потом был фильм <<Другие люди>>.
Наверно, это был способ рассказать с одной стороны о себе, а с другой -
на примере себя создать некий собирательный образ таких людей, как я.
Хотелось и
творчески реализоваться, да и попробовать сделать то, что никогда не
делалось вслепую. Привлечь внимание к проблеме тоже хотелось, и
показать, как оно
на самом деле происходит. Ведь тема слепоты нередко муссируется в
художественном кино, и интерес у публики вызывает, обрастает легендами.
Мы знаем много
примеров: <<Сорви голова>>, <<Затоичи>> и так далее. А я попытался
отобразить реальность, более того, с помощью спецэффектов мы постарались
показать, как в
действительности формируется у незрячего человека изображение, картинка.
Фильм, как ни странно, с подачи журналистов, везде в интернете начали
обзывать
документальным. Я с этим категорически не согласен. Фильм, на мой
взгляд, художественно-публицистический.
Потом был фильм <<День>> - это уже полнометражная картина. Если в первом
фильме тема слепоты и вообще мироощущения людей (слепых и не только),
была через
призму одного человека - меня, то второй фильм, уже полнометражный
художественный снят об одном дне из жизни трех слепых друзей. Мы все
играем там сами
себя. А события, которые там умещены в один день, происходили, наверное,
на протяжении лет двух, но, тем не менее, фильм полностью снят по
реальным событиям.
Мы их инсценировали и воспроизводили вплоть до мест, где они происходили.
Этот фильм о ломке стереотипов в том числе. Он уже был представлен на
Московском международном кинофестивале, фестивале Алексея Учителя
<<Послание к человеку>>
в Петербурге. Взял одну из наград на фестивале <<Дух огня>>.
Сейчас я активно работаю над третьим фильмом. Тематика инвалидов и
слепых на втором фильме была закрыта. Все, что я хотел сказать миру от
слепых или о слепых,
я сказал. Добавить тут на самом деле нечего. Сейчас мне интересны новые
творческие задачи>>.
О главном
<<Потеряв зрение, человек лишается 80% информации, поступающей в мозг, и
почти сто процентов друзей>>, - эта фраза звучит в фильме <<Другие люди>>.
Да, такое
происходит, и это хорошо. Опять же те самые плюсы, которые надо уметь
извлекать. Это естественный отбор, который покажет, кто на самом деле
тебе был другом,
кто был близок, а кто нет. Да, были переживания, которые безжалостно в
себе давил, мне есть на что тратить нервные клетки. И как-то, может
быть, даже легче
стало, что вот этого тянущего чувства какой-то обиды, досады,
разочарования ты не испытываешь. Отпустил с миром и все... у них своя
жизнь, у тебя -- своя.
Более того, я больше приобрел: старые друзья ушли, а новые появились. И
появились, я считаю, люди, которые значат для меня сейчас намного
больше, чем те
друзья, которые были в тот период, когда я был зрячим. Здесь идет уже
взаимодействие на уровне более глубоких тем и интересов. Общение
по-другому строится.
Это хорошо и опять же за это я тоже во многом благодарен слепоте.
Что еще случилось в моей жизни благодаря слепоте? Я, наверное, гораздо
больше доброты открыл в мире. Я вдруг понял, что передо мной в хорошем
смысле все
равны. Милиционер, бандит, бабушка, ребенок... при выходе из автобуса или
при входе в метро руку подают все примерно одинаково. Поначалу, когда
только ослеп,
я отказывался от какой-то помощи, потому что это был удар по моей
самостоятельности: я сам могу и т.д. Тактично, но людям отказывал. А
потом понял, что
я не хочу, и более того, нельзя пресекать в людях доброту. Потому что те
зерна, которые в них есть, и те ростки, которые пробиваются - это
хорошо. В то
время, как все вокруг твердят, что мир злой, люди как собаки... Доброта
есть и ее надо поддерживать, взращивать. Поэтому теперь я принимаю
помощь и благодарю
за нее людей>>.
Про курьезы
<<Курьезные случаи начались еще до того, как я ослеп тотально. Когда
лежал в больнице, так получилось, что у всех в нашей палате (мы прозвали
ее 911-я гвардейская),
почему-то изначально ослеп один глаз. И мы решили организовать партию
одноглазых, избрали себе председателя. Когда заканчивалась туалетная
бумага, я шел
и говорил: <<Товарищ председатель партии одноглазых, разрешите начать
заседание>>. Он отматывал мне рулон бумаги, вручал и говорил <<Разрешаю
заседать>>... Дальше
больше. Мы предложили деду, там с нами лежал справный такой дед --
спортсмен. Мы думали, что ему лет 60, а оказалось что 80. Он всю жизнь в
спорте, гиревик.
Мы говорили: Дед на тебя там бабки глазом сверкают, ты давай, дерзай.
Он говорит: Не, меня бабка убьет моя.
Мы говорим: Ну чего терять, давай тогда вперед, самый глазастый, выходи
вон в коридор, (а там очень много молодых практиканток-медсестричек),
самую красивую
как увидишь, ты как-нибудь семафорь нам. Мол, старенький уже, плохо
видишь, нечаянно ей подножку - хоп. А тут как бы совершенно случайно
мимо иду я и ее
по-гусарски так ррраз, подхватываю: вроде как и спасаю, а вроде как и
прижмусь нежно>>.
Вероника Кузенкова
Источник:
Русский Репортёр
http://dislife.ru/articles/view/30537#cut