Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Айкибудзюцу - боевое направление АЙКИ


www.aikibujutsu.ru

 

davidovskij@yandex.ru

Айкибудзюцу - боевое направление Айки  .  Выпуск 85.

Рассылку ведут Мастера  Айкибудзюцу Сасори-кан: Давыдовский Олег Борисович - 4 дан, Столяров Родион Александрович - 3 дан.

  Вместо предисловия ...

 

«Когда ветер дует, трава пригибается».

 

  Реальность - на сколько она реальна?
 

 

 

 

Модели боя.

"Я тренируюсь в уличной одежде и обуви, с сумкой на плече, противников не меньше двух, у одного обязательно нож или кистень. Всё проходит на лестнице или стройплощадке, контрольное время - 6 секунд".
Из письма любителя реальности.


В последнее время для людей, занимающихся боевым искусством, реальность стала чем-то вроде идеи фикс. Уж очень много о ней стали говорить, спорить, обсуждать! Так и хочется набросать что-то вроде "шкалы реальности". В одну сторону мы отложили бы: "реально", "мало реально", "нереально", "неправдоподобно", "фантазия на сон грядущий", "сон нагрянувший". В другую сторону: "реально", "сильно реально", "почти как в жизни", "круче, чем в подворотне". По этой шкале мы разобрали бы все техники боевого искусства и стили, разом покончив с затянувшимися спорами и обсуждениями. Можно было бы даже организовать что-то вроде "Консультативного центра по определению реальности". Вывеска, офис, охранник на входе, секретарша за компьютером.… Приходит, предположим, к нам неофит и спрашивает: "Какой тут у вас самый реальный стиль боевого искусства"? А мы ему шкалу под нос: "Выбирайте, пожалуйста! Сколько реальности в процентах вам требуется? Реальность она бесценна, но наши услуги стоят столько-то и столько-то. Желательно налом…". Выбрал бы неофит подходящий стиль и отправился заниматься себе на здоровье, окружающим (то есть нам) на прибыль и на радость. Хотя не очень понятно, будут ли желающие заниматься стилем под риской "фантазия на сон грядущий", не говоря уж о "сне нагрянувшем", да и какой стиль согласился бы туда попасть! Если судить по тому, как тренеры характеризуют собственные школы, то вся часть шкалы от "реально" к уже упоминавшемуся "сну" осталась бы девственно пустой. Зато практически все пожелали бы попасть на другую, реальную часть шкалы. Особым спросом, естественно, пользовался бы раздел "круче, чем в подворотне" (хм, надо будет повышенную таксу ввести…). Желающим мест бы не хватало, пришлось бы вводить превосходные степени, типа данов: 1 дан, 2 дан, 3 дан.… В нашем варианте: "круче, чем в подворотне" первой степени, "круче, чем в подворотне" второй степени и так далее.

Стоит проанализировать аргументацию мастеров, считающих свои стили реальными. Обычно словесную эквилибристику можно свести к следующим нехитрым постулатам: "Наш стиль самый реальный потому, что у нас самые реальные приемы, а реальны наши приемы потому, что их можно делать в реальной ситуации". Далее начинается самое интересное. Реальность рисуют как нечто, происходящее темной зимней ночью в подворотне либо на стройке. Поверхность под ногами - лед, прикрытый слоем снега толщиной около полуметра. Нападающих обязательно несколько. Одеты они в тулупы и валенки, предварительно слегка выпили и вооружены заточками и битыми бутылками. Тот, на кого нападают, занимается тхеквондо и, хотя поднять ногу в валенке на льду выше колена не в состоянии, упрямо пытается провести вертушку в воздухе на 360°. Естественно заваливается в снег, а тут его так, и так, и этак. Картина Репина "Забили"… Впрочем, кто говорит, что так быть не может, что это не реально? Естественно реально, но давайте для интереса прикинем обратную ситуацию: светлым летним днем во дворе на сухом асфальте повздорили двое трезвых молодых ребят в спортивных костюмах и кроссовках. Не могут молодые ребята трезвыми повздорить? Да ладно, могут! В 14 - 16 лет "круче нас только яйца"! Один делает уже упоминавшуюся вертушку и в результате, удачно попав, сносит другому нос и полчелюсти в придачу (а потом, после первого удачного попадания, вторично попадает, но уже в милицию на учет). Будет это реально, или нам сразу отнести описанный эпизод куда-нибудь между "нереально" и "фантазией на сон грядущий"?

Если же говорить серьезно, то реальность шире любых внешних рамок, которые ей пытаются навязать. Любой случай уникален, как уникальна обстановка, где вы попадаете "в ситуацию". Это может быть подворотня поздно вечером и лестничная площадка рано утром, автобусная остановка днем и обыкновенная кухня ночью. И мало тот работал в спортзалах, кого ее величество реальность не нашла и там. Вот приходит на тренировку симпатичный улыбчивый парнишка, чем-то уже занимавшийся и из самых лучших побуждений желающий это показать. Становишься с ним в пару на свободный спарринг. А у него, как назло, раз за разом ничего не получается. В какой-то момент после очередной легкой оплеухи наступает качественный скачек. Смотришь ему в глаза и понимаешь, что этого парнишку уже не интересует, в зале он или на улице, враг до гроба перед ним или инструктор. Ему важно только одно: любым способом дотянуться до моего все ускользающего от него носа. Это потом после спарринга он будет смущенно пожимать плечами: "Не знаю, что на меня нашло?". Потом, все потом, а сейчас у него "шторки упали". Но это у него шторки упали, а мне, как инструктору, нести ответственность за то, чтобы этот парнишка ушел из зала живой и здоровый. Это так, к слову. Аналогичное выражение я видел в глазах черного пояса по тхеквондо после того, как, четырежды попытавшись ударить ногой, он три раза оказался на полу, и у парня, обучавшегося в Китае ушу. Бывают и другие варианты "реальности в зале". Ко мне на тренировки приходит много людей. Всего не вспомнишь.

Реальность это не битые бутылки, ночь, снег, валенки и тому подобные атрибуты. И в таких условиях можно провести вполне нормальную спокойную тренировку с обусловленными спаррингами в конце, были бы энтузиасты. Реальность делается внутренней установкой участников схватки, целью, с которой они вступают в бой. Внешние условия легко заметить и оценить, они поддаются учету и классификации: толщина снежного покрова, число бутылок в карманах, количество и качество принятого "за воротник". Внутренняя же установка остается "за кадром". Но прежде чем разбираться с реальными ситуациями, стоит для сравнения обрисовать поединки, реальными не являющиеся. По факту многие бои больше напоминают театр, чем драку. А театральное представление, как известно, ставится по заранее обговоренному сценарию. Сценарии же пишутся опять-таки с какой-то определенной целью. Итак, какие бывают сценарии боя, и с какой целью они пишутся.

Дмитрий Медведев

 

  Дзенские истории

Живой Будда и бочар.

Дзенские мастера давали персональные советы в уединенной комнате. Никто не заходил в нее, пока учитель и ученик находились там.

Мокураи, дзенский мастер в храме Кеннин в Киото, любил разговаривать с купцами, газетчиками, также как и с учениками.

Один бочар был почти неграмотным. Он задавал Мокураи глупые вопросы, пил чай и уходил.

Однажды, когда бочар был в гостях, Мокураи хотел побеседовать наедине с учеником, поэтому попросил бочара подождать в другой комнате.

"Я знаю, ты живой Будда,- сказал бочар.- Но даже каменный Будда никогда не отказывает людям, пришедшим вместе, даже если их много. Почему же я должен уйти?"

Мокураи пришлось выйти, чтобы увидеться с учеником.

  Виды Будо ...
 

Кама дзюцу

Кама серп, широко распространенное в Японии сельскохозяйственное орудие труда. Он и сегодня используется по прямому назначению. Правда в единоборствах кроме обычного применяется также вариант с деревянным лезвием, который значительно снижает риск получения травмы при разучивании техники. В особенности, если серп находится в руках не достаточно опытного бойца. Конструктивно кама задумывалась как орудие труда, а не как оружие, так что техника прикладной работы с ней не блещет разнообразием. Но это ни в коей мере не означает, что это не эффективное оружие. Наоборот! Отточенное лезвие серпа хотя и не обладает качествами кованного клинка меча, тем не менее достаточно остро для того чтобы нанести глубокую резанную рану. И даже тех не очень глубоких познаний в медицине и анатомии, которыми обладали крестьяне в своей массе, было вполне достаточно для того, чтобы с успехом использовать каму для защиты от нападения. В современной технике кобудо кама используется как парное оружие. Раньше же она в основном применялась в одиночку, так как косить сразу двумя серпами практически невозможно. Пожалуй, это единственный вид сельскохозяйственного орудия труда, который применялся для самозащиты и дошел до наших дней без каких-либо изменений (тонфа, нунтяку и т. п. имеют некоторые отличия от своих прототипов). Не смотря на свои неплохие боевые качества, кама неэффективна против некоторых видов оружия. К примеру, против меча. Учитывая это, при активной помощи переселенцев из Китая, был создан класс так называемого композитного оружия. То есть оружия состоящего из отдельных частей. Классическим примером может служить трехзвенный цеп - оружие широко распространенное в Китае и завезенное в Японию с континента (правда на островах архипелага Рюкю оно мало использовалось). К классу композитного оружия относятся как виды, состоящие разных частей, относящихся к одному и тому же предмету - нунтяку , так и виды, выполненные из двух разных вариантов оружия - кусаригама. Последняя есть не что иное, как обыкновенный серп, к рукоятке которого привязана длинная, тонкая, плетенная веревка с грузиком на конце. И если кама является оружием только ближнего боя, то кусаригама может применяться и на средней дистанции, причем уже и против меча. Используя грузик, веревка набрасывается на руки противника, опутывает их и не позволяет ему использовать меч в полном объеме. Существует разновидность серпа с петлей на рукоятке. На самом деле это не отдельный вид, а лишь вариант. Тем не менее, он позволяет вращать каму наподобие милицейского жезла. С точки зрения прикладной техники, это не имеет серьезного практического значения, но за счет внешней эффектности нередко используется в показательных выступлениях и при съемках фильмов. Помимо общих навыков, необходимых для работы с оружием, в кама-дзютсу требуется ловкость и цепкость пальцев, чтобы быстро перевести серп из одной плоскости атаки в другую. Это сложный технический элемент, требующий тщательной отработки с небольшой скоростью на безопасном, деревянном предмете. Как это не странно, но в отличии от индейцев, отлично бросавших свои томагавки, японцы почти никогда не делали этого с серпом. И хотя в истории известны такие случаи их, настолько мало, что скорее их надо считать исключением, подтверждающим правило. В наши дни, в особенности в американских и европейских школах кобудо, все чаще и чаще начинают применять подобную метательную технику. Однако, она не имеет ничего общего с традиционной техникой кама-дзютсу. Также как и при изучении других видов оружия кобудо, практика работы с серпом начинается с разучивания базовых элементов. Учитывая, что этому предшествует освоение базовых предметов таких как бо и дзе серьезных проблем с изучением кама-дзютсу, как правило, не происодит. Единственная проблема, которая встречается более менее регулярно, это попытка форсирования событий в отношении перехода с учебного вида оружия на боевое. Единственным советом здесь может быть только напоминание, часто даваемое начинающим автомобилистам, что исправные тормоза должны быть в первую очередь в голове и только потом уже в машине!

 

 

  Психологическая подготовка ...

 

   

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К БОЮ

Человечество за свою долгую историю перепробовало множество методов преодоления чувства страха, возникающего у большинства людей перед боем и сопровождающего многих из них в процессе схватки. Например, прусский король Фридрих Второй (царствовал в 1786—1797 гг.) заявлял, что «солдат должен бояться палки фельдфебеля больше, чем вражеской пули»! На языке науки его рекомендация означает выработку привычки действовать нужным образом независимо от того, что творится в душе. Может быть, сердце уходит в пятки, но человек получил приказ (или сам себе приказал) и ринулся в бой.

Известно также, что люди совершали и совершают чудеса героизма из ненависти к врагу, благодаря пониманию своего долга перед родиной (или перед семьей, кланом, партией, друзьями). Однако все методы такого рода не решают главной проблемы: чувство страха никуда не уходит, просто человек его преодолевает сознательным усилием воли.

К числу именно психологических методов следует отнести, прежде всего, прием наркотических препаратов. Так, знаменитые берсерки (см. статью) принимали перед битвой настойку мухомора. В результате у них полностью исчезал страх, возникала неистовая ярость, обострялись реакции, возрастала мышечная сила. В нынешнюю эпоху этот метод нередко используют бойцы спецподразделений и секретные агенты, действующие в одиночку в сложной ситуации.

Следующий метод состоит в том, что все внимание бойца сосредоточено на процессе действия. При этом сознание не привязано к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и негативным. Его оценочная функция как бы отключена, работают только механизмы ориентации в пространстве, восприятия противника, управления движениями, причем работают они в автоматическом режиме. Противник для бойца, полностью погруженного, в действие, не более, чем оживший манекен, стимулирующий необходимые двигательные реакции. Поэтому он абсолютно спокоен, раскован, действует решительно и последовательно. Подобный алгоритм действий становится возможен благодаря самопрограммированию, но только при условии наработки соответствующих стереотипов поведения на многочисленных тренировках (спарринги, работа на тренажерах).

Третий метод — это вхождение в образ. Он широко использовался и используется в так называемых «звериных стилях» ушу (см. статью), в нин-дзюцу, в некоторых индийских школах. Суть метода в том, что человек внушает сам себе посредством определенных процедур (либо это делает его наставник) будто он стал кем-то другим. Например, хищным зверем, являющимся тотемом его рода, или существом божественного происхождения. Собственная психика полностью подчиняется этому существу (а фактически, некой модели собственного сознания), которое полностью берет на себя управление поведением данного субъекта во время схватки.

Еще один метод связан с религиозным экстазом самопожертвования. Примером достижения подобного состояния могут служить смертники-террористы в Иране, Ираке, Палестине, Ливане, Индии и других странах. Существенно то, что все они являются глубоко верующими людьми. В ' частности, они искренне убеждены, что существует «жизнь после смерти», что они окажутся в раю, где будут наслаждаться вечным блаженством в награду за свой подвиг.

Наконец, существует метод обретения невозмутимости духа. Его культивируют даосы, чань и дзэн-буддисты. Невовлеченность в переживания позволяет им сохранять стабильное состояние психики в любых экстремальных условиях. Боец, находящийся в подобном состоянии, реагирует на события целостно и спонтанно, действует молниеносно. Здесь сознание и бессознательная сферы интегрированы в единое целое, вследствие чего эмоции не могут влиять на поведение. Однако дойти до подобного результата удается немногим, и то лишь через несколько лет ежедневных психофизических упражнений.

Таким образом, наиболее приемлемыми для большинства практиков являются — в принципе — второй и третий способы из числа названных.

 

  Спрашивайте - отвечаем
Дорогие друзья и коллеги, давайте поговорим о традиционных и не традиционных боевых искусствах. Присылайте письма с вопросами, рассказами, поучительными историями, одним словом пишите о том, что хотели рассказать, поделиться, задать вопрос , или просто что-то наболело и нужно поделиться. 

из письма:

"Рукопашный боеконтакт -- явление не однозначное, о чем, похоже, не подозревают многие тренеры, объявляющие себя прикладниками.
Если в схватку вступили, скажем, солдаты противоборствующих армий на поле боя, то это бой на уничтожение. Противника здесь стремятся добить, и если проигравший остается жив, значит ему сильно повезло.
Если сотрудники правоохранительных органов задерживают преступника -- это бой на задержание.
Если во время войны контрразведка берет вражеского агента, достаточно, чтобы у него остались один глаз, одно ухо и три пальца на рабочей руке -- этого хватит, чтобы получить от него информацию и принудить работать на себя. Здесь уже бой на жесткое задержание. Сюда же относится и захват "языка" -- с той поправкой, что "язык" должен выдержать довольно трудную транспортировку через линию фронта.
Если на вас напали на улице, вы ведете бой на нейтрализацию.
В благоприятных условиях возможен бой на мягкую нейтрализацию, когда минимальным физическим воздействием и мощным психическим прессингом вы подавляете, запугиваете противника так, что он отказывается от боя.
А вот если на карту поставлена жизнь, вы вправе вести бой на жесткую нейтрализацию, причинять противнику любые повреждения, лишь бы уцелеть самому.
Если же рисковать не с руки, то вы просто отступаете, убегаете -- это бой на отход. И это не трусость, а трезвый расчет. В реальном боеконтакте побеждает тот, кто добился своей цели. Вы добились своей цели -- уцелели, а противник не добился -- проиграл.
Вывод: техника и тактика рукопашного бойца должны обладать универсальностью. Это означает не только предельную надежность против любого противника, владеющего любой техникой боя и любым оружием, но и возможность свободно дозировать степень повреждений, причиняемых противнику, -- от относительно легких до самых тяжелых, вплоть до смертельных."
Автор - Игорь Зайчиков

 

 

www.aikibujutsu.ru                              

 со всеми комментариями, вопросами и предложениями обращайтесь      davidovskij@yandex.ru


В избранное