Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Айкибудзюцу - боевое направление АЙКИ


www.aikibujutsu.ru

 

davidovskij@yandex.ru

Айкибудзюцу - боевое направление Айки  .  Выпуск 86.

Рассылку ведут Мастера  Айкибудзюцу Сасори-кан: Давыдовский Олег Борисович - 4 дан, Столяров Родион Александрович - 3 дан.

  Вместо предисловия ...

 

Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

(Лао-цзы, VII в. до н. э.)

 

  Что такое -Харагэй ...
 

 

 

ХАРАГЭЙ
Одним из наиболее загадочных и интригующих аспектов японской культуры является концепция харагэй. Это одно из тех японских слов, которые не имеют точного английского эквивалента. Хора означает «живот»; таким образом весьма и весьма приблизительное значение этого слова — «искусство живота»: нахождение решения проблемы нерациональным (т. е. нелогическим) способом. Это не так уж эзотерично, как может показаться на первый взгляд.
На Западе мозг рассматривается как центр логики, а сердце как центр эмоций. Японцы добавили к этому списку живот, считая его центром души и инстинктов.
Харагэй, как функция кокоро —это многогранное искусство, одновременно и духовное, и физическое. Чтобы понять духовное значение харагэй и причины его существования, необходимо бросить беглый взгляд на японский язык.
Японский язык — это язык поэтов. Сначала он может показаться довольно простым и непосредственным, но чем больше вы будет его изучать, тем более сложным он будет становиться. Основной источник трудностей — почти бесконечный список спряжений глаголов — практически для любой возможной социальной ситуации существует отдельная форма глагола. Это означает, что, когда вы описываете определенное событие, вы должны учитывать относительные и абсолютные социальные статусы всех сторон, участвующих в разговоре, а также их степень обязательств друг перед другом. Каждый из этих факторов влияет на выбор той формы глагола, которая должна быть использована.
И хотя сейчас употребление почтительных форм не имеет большого значения, в прошлом это было вопросом жизни и смерти. На протяжении нескольких сотен лет самураи обладали законным правом (и моральной обязанностью) моментально убить любого простолюдина, который не выказал им своего уважения должным образом. Это было причиной почтительной речи и подчеркнуто вежливого поведения японцев. История имеет свою инерцию, и привычки, так глубоко и прочно укоренившиеся в сознании, совсем не просто сломать. И хотя выбор неправильной формы глагола сегодня не повлечет за собой смертного наказания, он непременно станет причиной социального остракизма.
Из-за этой повышенной социальной чувствительности японец с самого рождения учится не делать категоричных заявлений — такого рода заявления обязательно кого-нибудь обидят, независимо от того, что это за заявления. Именно поэтому японец не любит говорить «нет». «Нет» — это категоричное слово, могущее вызвать обиду. Прекрасным примером является манера поведения за столом: если подают что-то совершенно несъедобное, то хорошо воспитанный гость-японец никогда не будет настолько груб, чтобы сказать: «Я это не люблю», самое большее, что он может сказать: «Я люблю это совсем чуть-чуть».
Еще одним таким примером является поведение (нередко приводящее в бешенство западных бизнесменов) руководящего работника японской корпорации. Там, где западный человек обычно принимает решение сразу, японцу требуется время, чтобы все взвесить и прийти к полному консенсусу. И дело не в боязни ответственности; он просто не хочет случайно кого-нибудь обидеть. Все это ведет к проблеме личного общения. Для студента, начинающего изучать японский язык, разговор двух японцев может оказаться сплошным разочарованием. Иногда кажется, что их беседа состоит практически из одних покашливаний, шиканий и пожиманий плечами. Проблема в том, что западный человек воспринимает язык как средство передачи информации. Японец же относится к нему больше как к способу передачи эмоций. Весь японский язык структурирован таким образом, чтобы говорить о чувствах, а не о вещах.
Поскольку слова создают возможность совершить социальную ошибку, то японцы пытаются использовать их как можно меньше. В результате многовековой практики они стали очень искусны в двустороннем невербальном общении, особенно там, где дело касается ощущений и эмоций друг друга. Способ достижения этого — сочетание сублимации эго, спокойствия духа и сохранения мусин — делает человека сверхчувствительным к мыслям и чувствам других. Это определенно не форма Е8Р. Уменьшая фоновый шум своих собственных мыслей, японец увеличивает свою чувствительность к мыслям других. Он не читает мысли. Он просто настолько чувствителен к малейшим изменениям голоса и поведения, что иногда производит такое впечатление.
Харагэй — это не логичное, и даже не рациональное действие. Это то, что часто называют инстинктивной реакцией.
Это не исключительно японское явление. Чтобы увидеть прекрасный пример харагэй в действии, понаблюдайте за супружеской парой, прожившей вместе пятьдесят лет. Они настолько привыкли друг к другу, что похоже общаются телепатически. Взгляд или пожатие плечами имеет больше значения для этих двух людей, чем несколько минут разговора между незнакомцами.
Для фехтовальщика харагэй открывает безграничные возможности. Первое, и самое главное, вы станете настолько чувствительны по отношению к окружающим вас людям, что будете ощущать опасность до того, как она станет явной. Это в свою очередь позволит вам начать контратаку до того, как ваш противник начнет атаку.

"Можно развить харагэй, слегка модифицировав свои стандартные тренировочные упражнения. В додзе вы обычно практикуете техники, выполняя их в определенных боевых стойках. Для того чтобы развить харагэй, практикуйте те же самые техники в естественной стойке. Просто станьте естественно и позвольте партнеру атаковать вас. Пытайтесь начинать свои контрдействия в момент атаки партнера.
Когда вы сможете это сделать, поверните вашу исходную позицию немного в сторону относительно партнера. По мере того как будет развиваться ваше мастерство, увеличивайте угол поворота; и так до тех пор, пока вы не окажетесь полностью развернутым в противоположную сторону. Когда вы двигаетесь инстинктивно, противодействуя атаке до того, как она начнется, и даже не видя атакующего, то вы используете харагэй. Это не так сложно, как кажется. Даже новичок, если он сохраняет мусин, может это сделать. Последнее замечание по этому поводу касается очень часто цитируемого и столь же часто искажаемого высказывания Фу накоси Гитин. Он сказал: «В каратэ не существует первой атаки». Многие западные ученики неправильно истолковывают это высказывание в том смысле, что нужно позволить своему противнику нанести первый удар. Это не то, что имел в виду Фунакоси. Даже поверхностное изучение японского языка выявит ошибочность такой трактовки. Традиционно и лингвистически, японцы всегда считали, что атака начинается в тот момент, когда вы о ней думаете.
Фунакоси ни в коем случае не имел в виду, что вы должны позволить врагу бить первым; он просто говорил, что вы не должны бить того, у кого нет агрессивных намерений.
В дополнение к психологическому аспекту, харагэй имеет еще и физический, который не менее важен. Когда вы практикуете харагэй, вы полностью концентрируетесь на нижней части живота, на точке, известной под названием иттэн, «одна точка»А Эта точка расположена на три дюйма ниже пупка и соответствует центру тяжести человеческого тела. Концентрируясь на этой точке, вы изменяете не только способ мышления, но также и способ движения. Этот процесс обычно называют центрированием.
Все боевые стойки строятся с помощью центрирования. Отведите плечи назад и вниз. Затем слегка напрягите живот, опустите бедра и освободите свой ум от мыслей. Закройте подмышки (представьте себе, что вы держите по мраморной плитке под каждой из них) и попытайтесь направить пупок вниз. Вся стойка должна быть расслабленной, но крепкой. Это положение часто называют фудотай, «неподвижное тело». Соответствующее ментальное состояние называется фудосин, «неподвижное сознание».
Вы должны регулярно практиковать эту стойку. После десятилетий неправильного стояния у вас уйдет некоторое время, прежде чем эта стойка станет автоматической. Обычный способ сохранять осознание этого положения — завязать пояс немного ниже на бедрах и чуть туже, чем обычно. Это поможет вам удерживать, по крайней мере, часть сознания в правильном месте.
Физические преимущества этой стойки не замедлят проявиться. Поскольку вы сконцентрированы на центре, то ваши движения станут более плавными и сбалансированными. Вместо того чтобы передвигать тело с помощью ног, вы начнете передвигать ноги телом. Это можно продемонстрировать на классическом примере, который, по мнению большинства людей, является весьма показательным. Пусть ваш партнер станет на расстоянии нескольких ярдов перед вами. Затем пусть он выставит одну руку на уровне груди поперек линии вашего движения и соберется с силами. Теперь идите вперед так, как вы ходите обычно. Как только ваша грудь упрется в его руку, вы будут остановлены. Даже если вы приблизитесь к нему с желанием сильно толкнуть, вам будет очень сложно пройти барьер его руки.

Теперь отойдите назад и попробуйте еще раз. Но теперь адаптируйте свое тело и сознание для харагэй, как это было описано раньше. (Если вы прижмете ладонь руки к нижней части живота, то это поможет вам усилить концентрацию на этой точке.) Идите вперед медленно и можете даже не смотреть на своего партнера. Расслабьтесь, дышите мягко и просто перемещайте центр вперед. Если вы будете делать это правильно, то, когда вы встретите его руку, ее сопротивление вас даже не затормозит. Удобно выпрямившись во весь рост, вы будете толкать его через комнату. Это в такой же мере ментальный процесс, как и физический — если вы позволите своему сознанию сместиться из центра в руку партнера, пусть даже на мгновение, то вас остановят.
Существует множество таких упражнений и демонстраций. Если вы знаете ката каратэ, то можете использовать их для интересных личных открытий. Выполните их один раз так, как вы обычно их делаете, концентрируясь на технике, а затем выполните еще раз, думая только о своем центре. Обычно ученик сразу же чувствует радикальную перемену и в ощущении ката, и в ее внешнем виде. Вы неожиданно для себя осознаете, почему ката в выполнении старших учеников выглядит настолько совершенней, чем в выполнении младших.
Физическая сила и устойчивость — это всего лишь побочные продукты харагэй, а не ее сущность. Конечная цель заключается в развитии ментальной силы и стабильности, которые позволили бы вам действовать в бою. Это значит, что вы должны уметь моментально определять намерения своего врага и отвечать на них соответствующими действиями. Ключевое слово здесь моментально. Если ваша контратака основана на логической мысли, то всегда будет существовать небольшая задержка между побудительной причиной и ответной реакцией. Ментальная сила, посредством которой вы моментально реагируете, — это фудосин, являющаяся основой кокоро.
Есть такая старая история о Миямото Мусаси, которую часто рассказывают в додзё для того, чтобы проиллюстрировать природу фудосин. Однажды в школу Мусаси пришел посетитель. И когда они пили чай, посетитель спросил: «Сэнсэй, что это за секретная техника «Сознание Подобное Камню», которой, как я слышал, Вы учите в своей школе?» Мусаси в ответ позвал одного из своих учеников и приказал ему вспороть себе живот. Не моргнув глазом, ученик выхватил свой нож, оголил живот и приготовился выполнить задание. В самый последний момент Мусаси схватил его руку и отменил свой приказ. Все так же бесстрастно ученик поправил на себе одежду и спокойно вернулся в додзё, чтобы продолжить тренировку. Повернувшись к своему гостю, Мусаси сказал: «Вот это и есть дух камня».
Это твердость духа, которая требуется воину. В длительном и болезненном процессе духовной закалки, сознание человека подобно мечу. Оно становится прямым, крепким, холодным, острым и хорошо отшлифованным.
Может сложиться впечатление, что идеальный воин — это ни о чем не думающая и ничего не чувствующая машина убийства. Да, это так. И он становится таким добровольно. Сознательным актом воли он отключил те центры мышления и чувств, которые обычный человек считает такими важными. Он свободно отказывается от ценностей, которые так дороги гражданскому человеку. Поступая таким образом, он теряет очень многое, но и многое приобретает. Он познает великую силу и живет с такой интенсивностью, о которой его беззаботные братья и не мечтают. Живя на краю жизни и смерти, человек с кокоро становится тем, о чем слагаются легенды.

Фредерик Ловрет

 

  Дзенские истории

Три вида учеников.

Дзенский мастер по имени Геттан жил в последней части эры Токугава. Он говорил: "Существует три вида учеников: те, кто передают Дзен другим, те, кто поддерживают храмы и святыни, а также существуют сумки для риса и вешалки для одежды."

Гадзан высказывал ту же мысль.

Когда он учился у Текесуна, его учитель был очень суров. Иногда он даже бил учеников. Другие ученики не хотели переносить такое учение и уходили. Гадзан же остался,говоря:

"Плохой ученик использует влияние учителя. Средний ученик восхищается добротой учителя. Хороший ученик растет сильным под давлением дисциплины учителя."

  Виды Будо ...
 

Яри Дзюцу и Нагината Дзюцу

Копье является одним из самых древних и распространенных видов оружия на Земле. Его история восходит к периоду возникновения первых каменных орудий труда и с тех пор копье многие сотни лет верой и правдой служило человеку как для охоты на животных, так и для выяснения отношений между собой. Давно замечено, что внешний вид оружия во многом отражает душу и характерные национальные черты народа его создающего. Копье не является исключением. При желании, между изящной формой клинка яри и этическими нормами принятыми в среде самураев, можно было бы провести прямые и не двусмысленные аналогии. Сие сходство есть результат неосознанного стремления кузнеца подчеркнуть это, а скорее внешним проявлением его понимания внутренней гармонии боевого искусства. Вплоть до середины XIX столетия, яри состояли на вооружении регулярной японской армии. Помимо классического, применялись и другие виды копий, с разнообразными и разнокалиберными перпендикулярными отростками. Отростки эти уже не имели ничего общего с национальными чертами японцев и диктовались только техникой работы против конного воина. С его помощью противника цепляли и стаскивали с коня, нанося при этом если не смертельные, то довольно серьезные ранения. Хотя копья с успехом применялись и пешими и конными воинами, все же они считались оружием пехоты, ряды которой в большинстве своем состояли из молодых людей неблагородного происхождения. Раз так, то и технике владения копьем их обучали, не вдаваясь в особенные подробности. Показали несколько приемов и хорошо. В те времена пехота воевала не столько умением, сколько числом. На хорошую подготовку не было времени, да и не безопасно это было с точки зрения последствий неповиновения или открытого бунта. Совсем другое дело самураи. Они осваивали этот предмет, что называется от корки до корки. Не случайно изучение яри-дзютсу, на ряду с кен-дзютсу, входило в разряд первоочередных среди дисциплин обучения владению оружием. Копье длиннее шеста, но также как и бо оно позволяет вести поединок на различных дистанциях с применением широкого диапазона технических приемов. Учебное копье, безопасное в обращении, с помощью которого отрабатываются боевые связки, изобретение отнюдь не наших дней. Его применяют уже многие десятки лет. Конечно, вместо современных материалов в прошлом на конец такого копья надевался обыкновенный кожаный мешок в форме шара, набитый обрезками материи. Конструкция очень простая и вместе с тем надежная. Очень близким по форме к копью является другой вид оружия, называемый нагината. Алебарда, как и копье, не являются исконно японскими видами оружия и были завезены из Китая. В Японии их внешний вид претерпел существенные изменения и это не могло не отразиться на технике ведения боя. Но если внешние различия между яри и нагинатой не значительны, то технические приемы отличаются очень сильно. Прямолинейное лезвие яри удобно для нанесения прямых колющих ударов, в то время как изогнутое и заточенное с одной стороны лезвие нагинаты идеально приспособлено для широких дугообразных секущих ударов. Таким ударом можно было легко отрубить ступни, повредить сухожилия противника или его коня. Интересный факт. В прошлом женщины в самурайских семьях также изучали приемы владения оружием. Учитывая, что военное дело все-таки было уделом мужчин, перечень осваиваемых видов оружия был гораздо скромнее, нежели у самураев. Как это ни странно, но среди них была и алебарда. Более того, эта специализация не только сохранилась до наших дней, но и приобрела настолько массовый характер, что сегодня нагината-дзютсу считается чуть ли не женским видом оружия. Действительно, в наши дни в Японии женщин практикующих технику работы с алебардой, гораздо больше, чем мужчин. Существуют целые женские группы и даже женщины наследные мастера школ нагината-дзютсу.

 

 

  О энергетическом ударе ...

 

   

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УДАР

Осознавая возможности своего тела, мы движемся от простого к сложному. В этом движении очень важно иметь какой-либо единый для всех его уровней принцип, который остается неизменным на протяжении всего пути. Для нас эту роль выполнит принцип волны.

Сначала мы учимся управлять суставами и частями нашего тела, воспринимая их как рычаги, т.е. воспринимая их чисто механически, как жесткие детали конструкции. Первая стадия освоения действия — возьмем к примеру одиночный удар рукой, простейший прием — это создание максимально жесткой конструкции, позволяющей вложить в удар массу всего тела, а не только ударную массу оружия. На этом уровне мы имеем дело только с физической силой, определяемой китайцами как «ЛИ».

Освоив первую фазу, делаем второй шаг — пытаемся вложить в удар не только жесткость конструкции (всю ее массу, как единого целого), но и ударные массы отдельных частей, взаиморазгоняющих друг друга. Наиболее точно смысл этого действия передает щелчок кнута, где главную роль уже играет не масса, а скорость ударного сегмента бьющей конечности.

Здесь мы видим, что шаг волны постоянно убывает, по мере ее продвижения от опоры к цели, т.е. частота растет. При этом аналогичным образом уменьшается и амплитуда волны, что дает многократное увеличение скорости на кончике «хлыста». Таким образом получаем существенный прирост энергии, позволяющий утверждать, что внутренняя, изначально присущая, т.е. резервная энергия, высвобождается при условии сознательно скоординированного управлением движения мышечной волны. На этом уровне сила удара уже не зависит от собственно физической силы человека. Здесь уже можно начинать говорить о том, что традиционно именуется «ЦИ» (внутренняя энергия).

По мере вырабатывания в двигательную программу и развития нашей чувствительности мы получаем возможность производить волны все меньшей и меньшей амплитуды, что, в свою очередь, требует все большей и большей их частоты. Движение рычагов становится все менее и менее заметным. Волна, в основном, передается только вдоль мышц, но сам удар при этом вовсе не теряет силу. Примером тому может служить знаменитый дюймовый удар Брюса Ли, отбрасывавший противника на несколько метров.

В конечном итоге мы приходим к тому, что волна передается уже не через отдельную мышцу, а через отдельные мышечные волокна. Таким образом человек приобретает способность упорядочивать выброс энергии каждой мышечной клеткой, т.е. упорядоченно переводить химическую энергию в двигательную, управлять разложением молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ)!

При этом все тело и даже бьющая конечность вовсе не становятся жесткими — момент жесткости, как свинцовый шар, «бежит» вдоль конечности, повинуясь принципу домино, но тело при этом не совершает внешне заметных движений и остается расслабленным. Работа внутри мышцы — это уже второй уровень «ЦИ», в отличие от первого, без долгой практики его не ощутишь и не передашь. На данной стадии проработки реально можно соединить первое и второе, ЛИ и ЦИ.

Как говорит Сунь Лутан, «Ци опирается на Ли», т.е. мы по-прежнему совершаем хлыстооб-разное движение рукой, но при этом пропуская через нее импульс «Ци». В момент контакта эти волны совпадают, порождая удар чудовищной силы. Можно даже повысить степень контроля настолько, что появляется возможность заканчивать соединение ЛИ с ЦИ на любом участке траектории движения и, более того, на любом участке конечности, на любом участке тела.

Этот уровень владения телом и есть легендарная «железная рубашка». На этом уровне сам сброс пока не управляем, но позволяет принимать на тело практически любой тупой удар, могущий покалечить или убить простого человека.

Следующий уровень осознания дает возможность перенаправлять энергию атакующего удара, заставляя его соскальзывать, его силу рассеиваться. Любой кулак, нож, дубинка — все скользит по телу, как по хорошо смазанному маслом, отполированному металлу, не имея возможности зацепиться. Этот уровень называется «золотой колокол».

Немногие мастера доходили до этой ступени, но те, кто доходил, были практически неуязвимы, заставляя противника терять равновесие и валиться наземь практически не применяя никаких внешне заметных усилий.

Дальнейшей ступенью развития была «алмазная рубашка», когда резкий выброс энергии в точке контакта попросту ломал или выбивал из рук оружие противника. Именно так Сунь Лутан однажды разбросал нескольких молодых японских борцов, попытавшихся удержать его, прижав плашмя к земле.

Таким образом, управление сбросом энергии становится все более и более тонким. Здесь происходит перепад переход на качественно новый, третий уровень энергии — энергии мысли «И». Теперь мастер просто передает телу противника непосредственно команду к действию, вызывая по своему желанию резкую боль, слабость, потерю сознания, судороги или же умирание отдельных органов противника. Хотя некоторые точки тела особенно чувствительны к такого рода воздействиям, являясь своего рода «входными воротами», в дальнейшем не имеет значения, куда будет направлен импульс, более того, совсем не обязательным становится даже прикосновение к противнику. Вибрация настолько тонка, что воздух достаточно плотная среда для ее передачи.

 

  Спрашивайте - отвечаем
Дорогие друзья и коллеги, давайте поговорим о традиционных и не традиционных боевых искусствах. Присылайте письма с вопросами, рассказами, поучительными историями, одним словом пишите о том, что хотели рассказать, поделиться, задать вопрос , или просто что-то наболело и нужно поделиться. 

Юмор:

Горячая линия для настоящих мужчин:
- Я, огромадный бугай, два метра росту и косая сажень в плечах, двинул тебя, мозгляка, тяжеленным обрезком трубы по голове.... А ты, мужик? Что сделал ты? Ну, давай, давай, фантазируй!
- А я, ну это... А я ударил Вас кулаком в глаз...
- Ой-ео-ей, мужик! Ну ты меня вусмерть уделал!

 

Поехал как то Брюс Ли с мировым турне и занесло его на украинский хутор. Само собой люди настороженно так посматривают.. приехал какой то желтый, глаза узкие.. спрашивают
- ты хто будешь?
- Я Брюс Ли, самый сильный боец в мире!
- Опа.. а чем докажешь?
- Ну, приводите своего лучшего бойца, я с ним схвачусь
Ну, построился, значится, народ на площади, в центре круга Брюс разминается. Входит в круг кузнец Мыкола. Маленький такой мальчик 2х1,5 метра. Брюс размегается и ногой в прыжке тому в челюсть.
Стоит народ, смотрит.. кузнец в луже пузыри пускает... через полчаса голову из лужи подымает
- Желтый уехал?
-Нет..
-Уедет - всю деревнь отп**жу

 

www.aikibujutsu.ru                              

 со всеми комментариями, вопросами и предложениями обращайтесь      davidovskij@yandex.ru


В избранное