Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рукопашный бой: хобби, спорт и реальная схватка.


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУКОПАШНЫЙ БОЙ:
ХОББИ, СПОРТ И РЕАЛЬНАЯ СХВАТКА

Выпуск 10

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

С 4 января начала выходить наша собственная рассылка "Рукопашный бой: хобби, спорт и реальная схватка". Те, кто еще не подписался, могут это сделать по адресу podpiska.44.ru

Оформить платную подписку можно здесь.

В нашем электронном магазине Вы можете приобрести пакет электронных книг "Боевые искусства планеты". В этот пакет входят четыре журнала, и пока этот пакет стоит 5 $. Оплативши, уже сейчас можно скачать два журнала. Через несколько дней появится третий. За несколько дней до появления четвертого журнала цена на пакет возрастет до 7,5 $.

Сегодня в рекламных целях - статья из этого пакета Дмитрия Медведева "Основные манеры работы в в боевом искусстве, или кто и как любит драться". Надеюсь, у Вас будет что высказать по поводу этой статьи. Пожалуйста, присылайте Ваши комментарии.


ОСНОВНЫЕ МАНЕРЫ РАБОТЫ В БОЕВОМ ИСКУССТВЕ, ИЛИ КТО И КАК ЛЮБИТ ДРАТЬСЯ


"С мастером, специализирующемся в одном, определенном виде работать проще - он в силу той же специализации жестко запрограммирован. А я - нет. Тактической игрой удавалось в большинстве случаев загнать в безвыходное положение. Гибкость ума частенько поважней гибкости суставов будет.

Вот благодаря собственной универсальности и удавалось перестроиться..."

В. Барковский, А. Измайлов "RUSSIAN GOLD"


Любопытство, как говорится не порок, но... Ладно, не будем уточнять, чем является любопытство, и назовем данное чувство для приличия более благородно. Например, любознательностью (хотя, если честно, что в лоб, что по лбу). Так вот это самое любопытство, ох, извините, любознательность, меня одолевала с детства. И добро бы интересовался чем-нибудь приличным, типа живописи или "сравнительно честных методов получения денег"! Увы, меня с юного возраста интересовало, каким образом один добропорядочный гражданин может начистить другому гражданину его не менее добропорядочную физиономию. Ведомый данной страстью я отправился в странствия по спортзалам и школам. Некоторые посещал один - два раза, в других задерживался... ненадолго. Лет этак на 4 - 5. Пошатавшись по чужим залам в общей сложности 15 лет, изрядно оттоптав ноги, а также некоторые другие части тела, как свои, так и чужие, я стал хитрее и освоил новую методику удовлетворения собственной страсти к знаниям. Обосновавшись в одном зале, я начал разного рода рекламой завлекать представителей различных стилей боевого искусства уже к себе и, спаррингуясь с ними, узнавал по-прежнему немало нового и интересного. Однако некоторые из "гостей", подобно мне в свое время, почему-то не сразу исчезали, задерживаясь теперь уже в моем зале на разные сроки. Мало того, они начали делать то, чем обычно занимался я. То есть, спаррингуясь со мной, они учились драться уже у меня. Так появилась школа, а мне поневоле пришлось примерять на себя роль инструктора. Однако к удовлетворению моей любознательности это имело, так сказать, косвенное отношение, и вопросы кто и как дерется, занимали меня еще достаточно долгое время.

По идее, все просто. Нужно выяснить, какие стили существуют, и что там преподают. Однако, как же это сделать, если только в китайском ушу или японском каратэ эти самые стили можно считать десятками. Мало того, на спортивном горизонте постоянно возникают новые, новейшие и суперновые стили, отколовшиеся от новейших. Даже специалисты затрудняются сказать, сколько их конкретно на данный момент. Прибавьте к восточным школам европейские стили, типа бокса, кикбоксинга или вольной и греко-римской борьбы. Кроме европейских и азиатских стилей боевого искусства, восточного единоборства, спорта и еще неизвестно чего, стремительно увеличивается количество школ русского, славянского, казацкого, офицерского и других отечественных направлений. Кроме этих направлений, есть еще... И т.д. и т.п.

Есть ли практический интерес в моем увлечении и почему меня так волнует вопрос о разнообразии стилей? Смею заверить читателей, что издавать очередную энциклопедию или справочник по стилям боевого искусства я и в мыслях не держал ни раньше, ни теперь, как и проводить статистический анализ школ российского и мирового мордобоя. Просто мне всегда казалось, что для того, чтобы эффективно драться, нужно знать, с чем можешь столкнуться как в зале, так и за его пределами и, исходя из этого, действовать тем или иным образом. Естественно, что данный вопрос имеет смысл задавать только в том случае, если речь идет не о спортсмене, навыки и умения которого нужны ему только в рамках ринга, борцовского ковра или татами. При подготовке к соревнованиям, знать, как работают в других стилях, не обязательно и даже не желательно, дабы не забивать себе голову и другие думающие части тела ненужной информацией.

Проблема выделения основных манер боя из общего массива техник и стилей особенно остро встала передо мной тогда, когда я стал преподавать сам, и пришлось передавать свои знания и навыки боя ученикам. Одним словом, в какой-то момент времени пришлось все-таки осмыслить накопленный опыт и привести его к какой-то базовой схеме, учитывая то, что схема должна быть проста, так как в реальной схватке сложные выкладки не проходят. Более того, логичные, эстетически изящные, но громоздкие построения часто действуют обратным образом, лишая бойца столь необходимой в схватке подвижности и мобильности. Мне на тот момент было проще. Я уже занимался боевым искусством достаточно долго, насмотрелся на всякого и спарринговался с кучей народа совершенно разного толка. Результатом такого практического боевого опыта было то, что я научился кое-как (надеюсь, что более как, чем кое) определять стиль и манеру работы очередного противника и интуитивно находить к ней правильный подход, действуя в большинстве схваток вполне адекватно. Однако не мог же я соответствующий срок гонять своих учеников по чужим спортзалам, чтобы они набирали, подобно мне, опыт самостоятельно? И зачем тогда им, собственно, сам инструктор, то есть я? Впрочем, составление данной схемы было полезно и для меня тоже, так как интуиция дело хорошее, но знания и осмысление надежней.

Сначала даже простая попытка свести всю цветную палитру боевых искусств к двум-трем тонам привела меня в отчаяние. В голову лезли то стройные ряды и колонны каратистов, делающих очередное ката (и я, естественно, в их числе, только помоложе и посимпатичнее), то боксеры, выбивающие пыль из мешков, то, как кузнечики прыгающие тхеквондоисты. Натужное сопение борцов в партере мешалось с мелодичными частушками ребят в длиннополых рубахах и заглушалось отчаянными воплями уже упоминавшихся каратистов. И так далее и тому подобное в кимоно и майках, куртках и камуфляже, что называется на любой цвет, вкус и размер. Попробуй, разберись в этакой какофонии (здесь читать в собственном опыте), да еще после передай все это в упорядоченном виде ученикам!

Однако потом я задался простым вопросом: к чему, собственно, готовлю своих ребят? К диспуту на тему того, какие уникальные, экзотические, клановые и тому подобные стили присутствуют в боевом искусстве, или к реальной схватке? Кого в итоге должен получить: эрудитов от мордобоя или бойцов? Если же готовлю людей к схватке, то именно из нее и нужно исходить. Много ли я потерял, перестав ходить по чужим спортзалам и отпахивать чужие, ненужные мне тренировки от звонка до звонка или, точнее, от поклона до поклона, но продолжая спарринговаться с интересными бойцами прямо у себя в зале? Согласитесь, какая мне (и моим ученикам) разница, как делает ката каратист, или какие хитроумные заломы в стойке учит борец дзю-дзюцу у себя на тренировках, если в спарринге, что у себя в зале, что у меня, первый все равно ведет бой в челноке, а второй упорно лезет в партер. Нет, конечно, блоки типа аге-уке и залом сустава в стойке с интеллектуальной точки зрения вещи любопытные, но не слишком обязательные, так как вероятность применения таких приемов в жесткой схватке, как показывает практика, минимальна. Одним словом, стоит перед каратистом, ушуистом, тхекводоистом появиться реальному противнику, как павлиний хвост техник стремительно сворачивается. Куда-то улетучиваются монолитные стойки и ломающие блоки каратэ, пассы руками адептов ушу, инерционные броски айкидо и многое другое. Остается определенная манера ведения схватки, принятая в данной школе (если, конечно, схватки там вообще проводятся), да несколько наиболее простых приемов, употребляющихся в этой манере. Можно много и долго доказывать, что ката и тао подготавливают бойца к схватке больше, чем сама схватка, но если не залезать в "глобальные тенденции мирового развития", то факт остается фактом: тренировочная техника многих стилей существенно отличается от применяемой в реальном бою. И значит, при определении манер боя смотреть надо не на то, как тренируются, а на то, как спаррингуются. К слову, не захваты за пах и не откусывание ушей (или наоборот), а именно "ножницы" между тренировочной техникой и приемами, используемыми в спарринге, могут служить индикатором того, насколько данная школа действительно является боевой. Критической величины эти самые "ножницы" достигают, в основном, в восточных стилях. Манера боя боксеров и борцов (включая и дзюдоистов) лежит гораздо ближе к тому, что они отрабатывают на тренировках. Какие же манеры действительно применяются в схватке в настоящее время? Лично я насчитал всего три основные, которые условно назвал "Птицей", "Кошкой", "Змеей" или, соответственно, манерами боя на дальней дистанции, на средней дистанции и манерой боя с захватом. Да! Сразу оговорюсь, что со звериными стилями ушу эти названия не имеют ничего общего, кроме собственно названий, конечно. Это, скорее, образы для удобства запоминания и расцвечивания сухой, по сути, схемы. Да и короче как-то получается. "Птица" она "птица" и есть, а то "манера боя на дальней дистанции". Пока закончишь говорить, забудешь с чего начал.


"Птица" или манера боя на дальней дистанции.

Предпочтительная дистанция работы для "Птицы" - дальняя. Излюбленная тактика: подскок на дистанцию удара - удар - отскок на безопасное расстояние. Напоминает поединок фехтовальщиков, стремящихся уколоть друг друга шпагой, но никак не разрубить пополам. Для этой манеры характерны высокая стойка на носках боком к противнику (челнок) и легкие "скачущие" передвижения. Такая позиция обеспечивает неплохую защиту от длинных ударов, но снижает атакующий потенциал рук, так как дальняя рука из-за бокового положения корпуса практически не используется. Технический арсенал примерно на 80% состоит из ударов ног и на 20% из работы передней рукой. Почти не используются приемы защиты, так как "Птице" легче разорвать дистанцию и уйти на безопасное расстояние, чем принимать атаку на месте. Между собой приемы, чаще всего, связаны слабо. Ведь, чтобы нанести связку из двух последовательных ударов ногами нужно сначала одну ногу вынести в воздух, затем поставить на пол и только после этого можно бить другой ногой. Существуют, правда, техники нанесения двух ударов одной ногой без постановки ее на пол или удары двумя ногами в полете, но для применения в реальном бою они требуют огромного опыта работы (и соответствующих условий: одежда, обувь, природные условия, обстановка и т.п. - прим. ред.). Основные требования к физической структуре "Птицы": скорость, гибкость и равновесие. Исходя из этих качеств, можно предположить, что в роли "Птицы" наиболее опасен высокий, не слишком тяжелый боец с длинными конечностями.

Такой манеры работы придерживаются в спарринге каратисты (кроме кекусинкай и контактного каратэ), тхеквондоисты, ушуисты (в основном внешние стили). Исторически подобная манера боя зародилась и получила развитие в Северном Китае и была доведена до логического завершения в Корее при создании тхеквондо. Рискуя утомить читателей, повторюсь, что такая манера боя не имеет ничего общего с учебными формами, заложенными в ката и тао большинства стилей каратэ и ушу.


"Кошка" или манера боя на средней дистанции.

"Кошка" в бою делает упор на среднюю дистанцию работы. Тактика основана на том, чтобы держаться от противника на расстоянии удара и проводить ударные связки. "Кошка" маневрирует меньше "Птицы", а бьет чаще и жестче. Характерны полуфронтальное, по сравнению с предыдущим вариантом, положение корпуса, что позволяет "Кошке" работать двумя руками одновременно, и средней высоты позиция, где подгиб ног обеспечивает хороший упор в пол и вложение в удар. Технический арсенал данной манеры боя чрезвычайно широк и основан на технике рук в разных ее вариантах с подключением ног (в основном не выше пояса), локтей и коленей. Основная ударная единица - кулак, серьезный удар ладонью в наше время встречается достаточно редко. Возможна работа по уязвимым точкам, типа горла, глаз, паха. Много уклонов, нырков и блокирований, так необходимых в схватке на средней дистанции. Часто применяются и подсечки, толчки, зацепы. Цель - сбить противника на пол и добить ударом.

У "Кошки" хорошо развита комбинаторика или, проще говоря, умение вязать удары между собой в связки, маскировать и подготавливать основную атаку финтами и обманными движениями. Дальней и близкой дистанций опытная "Кошка" избегает, так как на дальней дистанции "Кошка" может пользоваться только прямыми ударами рук, что существенно снижает ее потенциал, а на близкой противник может перехватить руки и прижаться, что ставит ее в почти безвыходное положение (клинч). Из физических данных сила, скорость и мобильность нужны "Кошке" практически в равной степени. Правильное сочетание силы и скорости дает в результате нокаутирующий удар, а мобильность - момент для его нанесения. "Кошка" становится весьма опасным противником, если к удару и мобильности прибавить соответствующую закалку ударных поверхностей, хотя иногда это и не сочетают друг с другом. Например, многие боксеры с поставленным ударом не могут работать, если руки не защищены бинтами и перчатками. С другой стороны, в большинстве стилей каратэ укрепляют руки, но далеко не во всех выставляют серьезный удар (пусть не обижаются на меня каратисты, но, честно говоря, еще ни разу не видел нокаута от ои-цуки). "Кошками" обычно становятся крепкие ребята, у которых соотношение рост - вес близко к идеальному.

В подобной манере работают такие стили как бокс, кикбоксинг, тайский бокс. Технический арсенал постепенно расширяется от бокса к тайскому боксу: бокс - техника рук, кикбоксинг - техника рук и техника ног, тайский бокс - руки, ноги плюс техника локтей и коленей в сочетании с элементарными захватами. Подготовка в этих стилях основательная, обозначения ударов здесь не знают. Также к"Кошке" можно отнести отечественные школы кулачного боя и многие стили ушу, типа вин-чун, багуа чжан или син-и. Правда, если в боксерах или кулачниках в наше время недостатка нет, то встретить реального бойца внутренних стилей ушу большая редкость. Возможно, в Китае и шагу нельзя было ступить, чтобы на них не напороться, но, как уже говорилось, я готовлю людей к реальной ситуации здесь и сейчас, а не когда-то и в Китае.


"Змея" или манера боя с захватом.

"Змея" это последняя из трех манер боя, применяемых в настоящий момент в боевом искусстве. Для "Змеи" имеет значение даже не столько дистанция, сколько наличие захвата, хотя, естественно, взять захват на близкой дистанции гораздо проще, чем на средней или, тем более, на дальней. Основная тактика борцов - вцепившись в одежду или обхватив тело, бросить противника на пол, затем закончить атаку болевым или удушающим приемом. Эти приемы в бою по эффективности не уступают ударам, однако, в настоящий момент, в технике большинства школ боевого искусства им уделяется не слишком много внимания.

В схватке борцы стоят практически фронтально и приседают ниже чем "Кошка" или тем более "Птица". Технический арсенал "Змеи" включает в себя различные виды бросков, зацепов, подсечек и болевых - удушающих приемов, которые в схватке особенно важны, так как падение на пол без последующей атаки далеко не всегда приводит к выигранному бою. В принципе существуют и броски, которые сразу выводят противника из строя, в частности, бросая его на голову или ломая ему спину, но такие приемы очень сложны и с опытным бойцом проходят редко. Кроме приемов, применяемых в спортивных стилях борьбы, все чаще используются надавливания на уязвимые точки тела, все те же глаза, горло, пах. Основной навык борцов, которым не обладают ни "Птица", ни "Кошка", состоит в умении работать в ситуации, когда тела бойцов связаны между собой захватом. Из физических данных для "Змеи" наиболее ценным можно считать силу. Понятно, что в роли "Змеи" максимальных успехов добиваются тяжелые бойцы с относительно недлинными конечностями.

К манере боя с захватом можно отнести европейские вольную и греко-римскую борьбу, отечественное самбо, восточные дзюдо, дзю-дзюцу, айкидо. Наиболее эффективные из них, по моему мнению, самбо и дзюдо, так как именно в них ставится реальная работа с оказывающим сопротивление противником и имеется солидный багаж болевых и удушающих приемов. Для сравнения, многие японские стили, работающие с захватом, не практикуют схватки в полный контакт, а цель европейской борьбы (положить противника на лопатки) сама по себе не слишком опасна для здоровья. Вот, если в подобной ситуации "классический" борец под 90 кг садится сверху и начинает месить кулаками…, но это уже несколько из другой оперы.

Теперь, когда основные манеры обрисованы, стоит перейти к конкретным советам по тактике схватке с бойцами, пользующимися разными манерами работы, ведь именно это и было целью нашего исследования.


Круговорот техник в схватке.

Если ваш противник работает на дальней дистанции ("Птица"), расстреливая вас ударами ног, то самой эффективной тактикой боя против него будет вход и атака со средней дистанции. То есть работа в манере "Кошки". При хорошей собранности и мобильности уклониться от удара ногой в голову и войти в ближний бой не слишком сложная задача. На средней же дистанции умение бить связки ударов, а так же подключение в работу двух рук, локтей и коленей обеспечивают "Кошке" солидный перевес. Как говориться, страшнее "Кошки" зверя нет - для "Птицы", естественно.

"Змея" - самый опасный враг "Кошки". Против серии ударов на средней дистанции руками и локтями - коленями у "Змеи" есть простое и эффективное средство - взять захват и прижаться к противнику. Для удара нужна хотя бы минимальная дистанция, а также свободное владение телом. Близкий контакт не дает удару разогнаться, а захват противника не позволяет вложить в удар вес тела. Если при этом "Змее" удастся повалить "Кошку" на пол, ее участь практически решена. Без навыков работы в партере самый крутой боец с пушечным ударом превращается в легкую добычу. "Змея", она на то и "Змея", чтобы в положении лежа чувствовать себя более уверенно, чем стоя.

Если ваш противник ищет возможность взять захват и прижаться к вам, работая в манере "Змеи", то единственный ваш шанс уцелеть - это держать дистанцию, встречать жесткими ударами его попытки подобраться к вам ближе и сбивать захваты. В этом положении скорость и подвижность "Птицы" могут переиграть силу "Змеи", хотя слишком часто бить высокие удары ногами в голову я, лично, все равно бы не советовал. Больше подходит грамотная работа по среднему уровню и по коленям.

Если просуммировать, то получается, что "Кошка" на средней дистанции бьет "Птицу", "Змея" ломает и душит на близкой дистанции "Кошку", а "Птица" расстреливает с дальней дистанции "Змею".

Все, круг замкнулся, и картина приобрела логичность и законченность, которые может иметь, правда, только схема. Естественно, что в реальной схватке все гораздо сложнее. Кроме манеры работы имеют значение еще огромное количество факторов, начиная от соотношения роста и веса и кончая духом и волей конкретных бойцов. Однако, что касается техники, такой подход вполне оправдывает себя, как в плане тактики схватки, так и в плане наведения относительного порядка в головах учеников. Естественно, что для того, чтобы действовать в бою в подобном ключе, необходимы, во-первых, интегральность техники, в которую должны быть включены как ударные, так и бросковые комбинации приемов, во-вторых, практические навыки работы во всех трех режимах. И первое, и второе требует значительного времени тренировки и определенной гибкости методики. Подготовить узкоспециализированного бойца проще, но тогда не удивляйтесь, что при встрече с незнакомой манерой работы он может растеряться и потерпеть полное фиаско, а затем и разочароваться в том, чему его учили. Самое обидное, что его навыки могут быть не так уж и плохи, просто оказались не к месту. В другой ситуации и с другим противником он бы чувствовал себя без пяти минут мастером и еще долго ходил бы грудь колесом. Интегральная же подготовка дает возможность классифицировать практически любую технику и подобрать соответствующий ситуации ответ. Образно говоря, бойца, подготовленного по интегральной методике, можно побить, но нельзя ошеломить и разложить. Можно ли действовать иначе? В принципе можно попытаться перебить на средней дистанции "Кошку" и задушить в партере "Змею", но для этого нужно быть круче и первого и второго, при том одновременно. Быть же круче всех, да еще на их условиях... Нельзя объять необъятное.

Да, кстати. Как говорят: "На любой хороший совет нужно еще два, каким воспользоваться" . Для того, чтобы данная схема работала, кроме конкретных навыков ведения боя в разных режимах, необходимо умение определить перед боем, чем занимается либо занимался ваш противник и в какой манере работы собирается вести схватку. Как добыть подобную информацию? Если дело происходит в зале, то, в первую очередь, присмотритесь, во что он одет. Несложно научиться отличать кимоно каратэ от дзюдоги, а покрой куртки тхеквондоиста от ушуистких завязочек. Неоценимую помощь при этом могут оказать нашивки и наклейки на кимоно. Может быть, в собственном зале это смотрится и красиво, но, приходя в чужой зал, такой боец заранее выдает себя, что называется, с головой ("война - это путь обмана"!) Также, если возможно, обратите внимание на то, как он будет разминаться. Здесь уже не только стиль можно определить, но и коронные приемы заметить.

Все эти советы, конечно, хороши тогда, когда вы в зале. Если же определить стиль противника необходимо на улице, то требуется более тонкий подход и чуточку больше наблюдательности. Так как обычно драки начинаются с разборок, прикиньте, на какой дистанции от вас стоит вероятный противник. Борцы, как правило, интуитивно держатся к собеседнику гораздо ближе, чем боксеры или тем более тхеквондоисты. Причем, чем разговор становится напряженнее, тем быстрее включается естественный навык правильной для данного стиля дистанции. Можно и просто, как в зале, так и на улице, что называется в лоб спросить, чем занимается данный субъект. Большинство людей, выпятив грудь колесом, начинают называть стили или школы, где тренировались, думая, что это придаст им вес в чужих глазах. Наивные... Кроме всего прочего никогда не пренебрегайте разведкой боем в первые минуты спарринга или драки. Может быть, так вы теряете возможность быстрой и красивой победы, зато приобретаете уверенность и снижаете роль случайности в бою. Одним словом "если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз - опасности не будет". Все-таки древние китайцы были мудры и говорили стоящие вещи!

Три основных манеры ведения схватки и их взаимодействие наглядно представлены на первой кассете по Интегральной боевой системе (ИБС) выходящей в серии "Боевые искусства мира". Кроме этого на кассете даны элементарные приемы техник "Птицы", "Кошки" и "Змеи", соответствующие белому поясу уровня "Земли"; также методика интеграции ударной и бросковой техники в схватке. В последующих кассетах будут показаны раскладка приемов боевого искусства по трем уровням сложности ("Земля", "Вода", "Огонь"), правильное использование роста и вес; в рукопашной схватке, техник, желтого, оранжевого и зелено го поясов.




Свои комментарии, вопросы и пожелания присылайте по адресу:
kempo77@yandex.ru

Ведущий рассылки Алексей Громов.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное