Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 6/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 6/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 6/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Строительная азбука для бюджетников

А.А. Рябков, полковник, начальник учетно-аналитического отдела Минобороны России

Содержание

Нормативно-правовая база

"Птичий язык" строителей

Бюджетная классификация: по какой статье строить?

Подряд или хозспособ, бюджет или внебюджет?

Нормативно-правовая база
Новые нормативно-правовые документы

Учреждение, начинающее или уже осуществляющее строительство, должно иметь документы всех перечисленных выше категорий. Без нормативной базы работники учреждения могут испытывать дефицит информации, а это, в свою очередь, может привести к принятию неправильного или необоснованного управленческого решения.

Отметим, что нормативно-правовая база в области строительства очень "подвижна". Поэтому необходимо внимательно следить за всеми изменениями и нововведениями в этой области.

Так, в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008–2010 годах" Президент РФ отметил, что основные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, должны быть подготовлены Правительством РФ и приняты уже в 2007 г.

При этом основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. В этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию.

Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, должны быть включены в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены.

Сметные расчеты, проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений, должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов. В них указываются цены соответствующих лет. При этом смета рассматривается исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов. В дальнейшем подрядчик может свободно выбирать наиболее эффективные и экономичные способы реализации проекта.

"Птичий язык" строителей

Строители очень любят всякие сокращения. Человеку непосвященному беседа двух сметчиков может показаться разговором на иностранном языке. Какие-то "снипы", "теры", "феры", "нпб", "сср" и т.п. Вот что все это означает:

– СНиП – строительные нормы и правила. Вместе с изменениями, дополнениями и поправками их более 200. СНиПы отвечают на вопросы, что, где, когда, как, из чего строить, а также на многие другие;

– СП – это не совместное предприятие, а свод правил по проектированию и строительству. Каких только СП не существует, например: "Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов" или "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений";

– НПБ – нормы противопожарной безопасности;

– ГОСТ – государственный стандарт;

– ФЕР – федеральные единичные расценки;

– ТЕР – территориальные единичные расценки;

– ССР – это не название страны, а сводный сметный расчет;

– ПОС – проект организации строительства;

– ПИР – проектно-изыскательские работы;

– РД – рабочая документация;

– РП – рабочий проект;

– ОКС – отдел капитального строительства.

В свою очередь, у бухгалтеров есть свой строительный "сленг":

– процентовка – акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) за определенный период времени, чаще всего за месяц. Обычно говорят: "Процентовка за май (июнь, июль и т.п.)";

– СМР – строительно-монтажные работы;

– расценка – стоимость единицы работ;

– незавершенка – незавершенное строительство.

Кроме того, в локальных сметах, сводных сметных расчетах и процентовках можно увидеть всевозможные коэффициенты удорожания, используемые подрядчиком для определения стоимости работ. Бухгалтеру необходимо понимать и знать суть этих коэффициентов.

Это следующие коэффициенты:

– индекс изменения сметной стоимости строительства – применяется для пересчета цен на 1 января 2000 г. или 1984 г. в текущий уровень цен. Сметная стоимость строительства первоначально определяется в базовых (базисных) ценах 1984 или 2000 г. Сегодня это цены, рассчитанные по сборникам ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, местным расценкам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87 или другим территориальным сборникам. Ежемесячно уполномоченные центры ценообразования в строительстве публикуют индексы пересчета стоимости строительства по федеральным округам, регионам Российской Федерации, видам работ и элементам прямых затрат;

– за работу в стесненных условиях – применяется при производстве строительных и других работ в зданиях и сооружениях, в которых в зоне производства работ есть действующее технологическое оборудование (станки, установки, краны и т.п.) и загромождающие предметы (лабораторное оборудование, мебель и т.п.), а также в которых движется транспорт по внутрицеховым путям;

– на строительство временных зданий и сооружений (от 1,1% – для строительства жилых домов до 10,1% – для сооружения мостов длиной более 50 м) – коэффициент предназначен для определения в стоимости строительства специально возводимых или приспосабливаемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства;

– за зимнее удорожание – применяется для определения дополнительных затрат производства строительно-монтажных работ в зимнее время. Рассчитывается исходя из температурной зоны расположения и вида строительства. Так, для объекта коммунального хозяйства значение коэффициента может варьировать от 0,5 до 7,5%. Не надо пугаться, если в процентовке за июль вы увидите зимнее удорожание. Данный коэффициент, как и многие другие, применяется за весь период строительства;

– за снегоборьбу (от 0,3 до 1,5%) – используется при строительстве в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в сельских местностях, расположенных в определенных температурных зонах;

– за ветер (коэффициент 1,05 или 1,08 к зимнему удорожанию) – применяется в местностях, подверженных воздействию ветров скоростью более 10 м/с. Основанием для оплаты являются данные действующего Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы;

– за перевозку работников к месту работы и обратно – коэффициент учитывает затраты подрядчика по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом. Применяется, если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозку работников и нет возможности организовать перевозку по специальным маршрутам городского пассажирского транспорта;

– за страхование (не более 3%) – это средства на покрытие затрат строительных организаций по добровольному страхованию работников и имущества, в том числе строительных рисков;

– на технический надзор – используется для определения затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора;

– на командировки – учитываются затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ;

– за непредвиденные работы (как правило до 3%) – это резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика и подрядчика. В соответствии с письмом Госстроя от 26 декабря 1997 г. № 12-301 при расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. Этот резерв может расходоваться на основании актов на дополнительные работы и затраты, утверждаемых заказчиком, в которых устанавливается необходимость выполнения тех или иных работ, отсутствующих в выданной заказчиком сметной документации.

Существует также множество других коэффициентов (они используются гораздо реже):

– за дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

– на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

– на затраты, связанные с набором рабочей силы, в том числе оплата проезда к месту работы и отпуска перед началом работы выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение;

– на дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и т.п.;

– на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

– на текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат и т.д.

До введения в действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ) многие коэффициенты включались в сводный сметный расчет, но оплачивались при фактическом осуществлении затрат или при условии, что подрядчик подтверждал перевозку работников, командировки, страхование, работу в стесненных условиях и т.п. Сегодня все эти коэффициенты нужны для определения начальной цены контракта, выносимой на конкурс.

Бюджетная классификация: по какой статье строить?

Бюджетные учреждения в большинстве случаев строят объекты за счет целевых средств, выделяемых им по соответствующему виду расходов и целевой статье.

Расходы на производство строительных работ должны осуществляться по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР. Об этом сказано в приказе Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее – Указания).

По этой статье отражается оплата договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от их стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Имеются в виду строительство и прочая указанная деятельность для обеспечения собственных нужд. Это относится, в том числе, к зданиям, сооружениям, жилым и нежилым помещениям (включая приобретение квартир в многоквартирном доме).

Кроме того, по этой статье отражаются:

– расходы на новое строительство объектов, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться в оперативном управлении у государственных и муниципальных учреждений;

– оплата договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, необходимость в которых возникает в процессе осуществления строительно-монтажных работ на объектах.

Все эти расходы необходимо учитывать при планировании мероприятий по производству строительных работ.

Подряд или хозспособ, бюджет или внебюджет?

Еще лет 20 назад весьма популярным способом строительства был так называемый хозспособ – строительство объекта своими силами и за счет собственных материалов. Теоретически, если есть лицензии, средства и желание, это возможно и сегодня, но такой способ строительства для большинства бюджетных учреждений малоэффективен – слишком сложный, дорогой и длительный процесс.

Строительство предполагает значительные затраты материальных и трудовых ресурсов. Себестоимость даже самого простого объекта капитального строительства измеряется десятками и сотнями миллионов рублей. А сложные здания и сооружения с новейшими системами жизнеобеспечения и оборудованием стоят в десятки и даже в сотни раз дороже.

Многие бюджетные учреждения имеют доходы от предпринимательской и иной деятельности, которые они могут направлять, в том числе, и на инвестиционную деятельность. Но только единицы из них способны за счет внебюджетных источников построить новое здание. Как правило, внебюджетные средства направляются на менее дорогостоящую работу – капитальный ремонт.

В Минобороны России бюджетные воинские части вообще не имеют права оставлять в своем распоряжении средства от предпринимательской деятельности. Их перечисляют довольствующим финансовым органам вплоть до ГлавФЭУ включительно. Решение по использованию внебюджетных средств принимают начальники соответствующих органов военного управления.

Таким образом, основным способом строительства для воинской части является подрядный способ, а источником – бюджетные средства.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 6/2007 читайте также:

Нормативно-правовая база

Федеральные законы и постановления Правительства РФ

Нормативные акты строительных ведомств

Приказы, постановления и письма других федеральных органов

Внутриведомственные нормативные документы федеральных органов

Размещаем заказы на строительство
Участники строительного процесса: подрядчики, заказчики, инвесторы и пользователи

Инвесторы

Заказчики, застройщики и подрядчики

Государственный заказчик

Пользователи объектов капитальных вложений

Где и как взять деньги на строительство?
Финансово-экономические органы контролируют строительство

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 6/2007

Изменения в Законе о размещении заказов: в чем суть?
Строительная азбука для бюджетников
Предоставление льгот по арендной плате за земельные участки. Правомерно ли оно?
Бухгалтер как особая категория работников бюджетного учреждения
Минимальный размер оплаты труда увеличивается
Новое в законодательстве
Материалы, опубликованные в БиНО: Силовые ведомства за 6 месяцев 2007 года
Ответы на кроссворд "Основные средства", опубликованный в № 5 журнала

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное