Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Казенные учреждения' N1/2015


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 1/2015

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 1/2015;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Изучаем обновленную Инструкцию № 157н

Расширение и уточнение учетной политики

При изменении требований, установленных федеральными стандартами, учреждение изменяет учетную политику (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Приказом № 89н дополнен перечень вопросов, которые учреждение должно регламентировать в своей учетной политике. Таким образом, при переходе на применение новых положений учреждению необходимо внести следующие изменения в свою учетную политику.

Уточнение рабочего плана счетов

Рабочий план счетов необходимо уточнить в части:

– введения новых счетов, предусмотренных Приказом № 89н, которые учреждение должно применять;

– названий используемых учреждением счетов, которым Приказом № 89н их уточнили.

Уточнение кодов аналитического учета

Напомним, что с целью полноты отражения информации об осуществляемых операциях учреждение с 2015 г. вправе при формировании учетной политики установить детализацию по видам по следующим статьям КОСГУ в рамках третьего разряда кода (п. 3 приложения к приказу Минфина России от 26 мая 2014 г. № 38н):

– 130 "Доходы от оказания платных услуг";

– 180 "Прочие доходы";

– 290 "Прочие расходы";

– 310 "Увеличение стоимости основных средств";

– 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";

– 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Порядок проведения инвентаризации

Согласно новой редакции (п. 20 Инструкции № 157н) инвентаризацию имущества, финансовых активов и обязательств учреждение проводит в соответствии с установленным им в рамках своей учетной политики порядком с учетом положений законодательства РФ. Напомним, что в ранее действующей редакции порядок устанавливал Минфин России. То есть теперь учреждение должно само определять, каким образом проводить инвентаризацию: какие активы и имущество подлежат инвентаризации, в какие сроки и в каком порядке ее проводить.

Дополнения по порядку учета

Порядок отражения в учете событий после отчетной даты

Данный порядок следует определять в учетной политике. Появление этой нормы в новой редакции Инструкции № 157н объясняется общей тенденцией приближения учета и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях к стандартам МСФО. В отличие от учета в коммерческих организациях, для которых давно уже разработано соответствующее ПБУ, для учреждений это совершенно далекая и непонятная тема. Минфин России хочет увидеть в учетной политике учреждения в отношении событий после отчетной даты:

– лицо, ответственное за принятие решения об отражении операций после отчетной даты (например, главный бухгалтер учреждения);

– исходя из финансово-хозяйственной деятельности учреждения следует определить перечень событий после отчетной даты, информацию о которых включают в показатели отчетного периода. Скорее всего, это будут опоздавшие документы по расходам декабря, которые учреждение получит в январе: от коммунальщиков, от связистов, от энергетиков и тому подобные счета. Еще могут быть решения государственных или муниципальных органов. Сейчас кадастровую стоимость земельных участков меняют постоянно. И учреждение вправе принять решение и отразить измененную на 2015 г. кадастровую стоимость закрепленных за учреждением на праве безвозмездного (бессрочного) пользования земельных участков в составе операций после отчетной даты, подлежащих отражению 31 декабря 2014 г.;

– дату (предельный срок), до которой принимают первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты;

– условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения.

Кроме того, следует описать варианты отражения в учете событий после отчетной даты. Как правило, это будут заключительные проводки за декабрь истекшего года, которые учреждение проведет 31 декабря.

Порядок формирования резервов

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливает учреждение в рамках формирования учетной политики.

Здесь учреждению следует определить, какие у него есть факты хозяйственной жизни, требующие создания резервов. Например, резерв предстоящей оплаты отпусков или резерв по обязательствам по потребленным ресурсам – тепло, свет, вода и тому подобное, по которым первичные учетные документы запаздывают. И затем в учетной политике нужно прописать, как их следует оценочно рассчитывать и отражать на новом счете 401 60.

Порядок учета имущества в пользовании сотрудников

Введение в Инструкцию № 157н нового забалансового счета 27 (п. 385 Инструкции № 157н) для учета материальных ценностей, выданных в личное пользование сотрудникам, потребует от учреждения проработки вопроса о порядке его применения, поскольку новая редакция Инструкции № 157н не дает четких указаний, что именно, как и в каких случаях следует отражать на забалансовом счете 27. Поэтому чтобы начать исполнять эту новую норму, необходимо внести в четную политику соответствующие дополнения.

Документы бухгалтерского учета

Формы учетных регистров

Теперь в учетной политике следует регламентировать помимо форм первичных документов (что было установлено еще предыдущей редакцией) еще и формы регистров бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы. В чем была необходимость вводить эту норму – непонятно. Но ведь Инструкция № 157н и так устанавливает виды учетных регистров для абсолютно всех разделов учета. Формы всех этих регистров тоже регламентированы – Приказом № 173н (приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н). В этом вопросе нет пробелов (в отличие от форм первичных документов, которые установлены далеко не для всех видов хозяйственных операций).

Причем учреждение не имеет права не делать ни один из учетных регистров, предписанных Инструкцией № 157н. А если для собственного удобства учреждение будет использовать какие-то другие формы учетных регистров (это будет обязательно, потому что учетные регистры, установленные инструкциями, крайне неудобны для практического применения), то со стороны учреждения будет крайне неразумно прописывать эти дополнительные учетные регистры в учетной политике. Потому что после закрепления в учетной политике эти дополнительные учетные регистры станут обязательными (наряду с теми, что и так надо делать в соответствии с Инструкцией № 157н).

Вся абсурдность этой новой нормы станет ясной, если правильно понимать, что такое "учетный регистр". Это бланк для записи проводок, сальдо и оборотов при ручном ведении учета. Именно поэтому он "регистр" – место, где производят регистрацию. Но сейчас в государственном секторе практически никто не ведет учет вручную. То есть учетные регистры как бланки для записи никому вообще не нужны. Учетные регистры при ведении учета с помощью компьютерных программ стали еще одной разновидностью отчетности. Бухгалтеры их просто распечатывают из программы и подшивают для ревизоров. Ни для чего и никому больше они не нужны. И тем более нет никакой нужды добавлять к килограммам макулатуры еще несколько граммов в виде дополнительных учетных регистров собственного изготовления!

В свете того, что было ранее сказано об "учетных регистрах", это новшество даже комментировать не будем.

Приказом № 89н внесено дополнение в пункт 20 Инструкции № 157н, согласно которому порядок проведения инвентаризации должен быть регламентирован учетной политикой (с учетом положений законодательства Российской Федерации).

Дополнение к порядку использования учетных регистров

В пункт 11 Инструкции № 157н добавлено весьма важное уточнение о том, что данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов можно систематизировать в хронологическом порядке не только по датам совершения операций, но и по датам принятия к учету первичных документов.

Это разъяснение развязывает руки бухгалтеру в той ситуации, когда поставщики представляют документы со значительным опозданием после отчетной даты. Теперь учреждение имеет полное право отражать такие запоздалые документы не по дате документа, а по входящей дате его поступления в учреждение.

Перечень бланков строгой отчетности

Теперь учреждению вменено в обязанность самому определять (п. 337 Инструкции № 157н), что считать бланком строгой отчетности, и устанавливать в учетной политике их перечень.

Напомним, что бланки строгой отчетности (БСО) имеют пять отличительных признаков (п. 118 Инструкции № 157н). Они:

– изготовлены типографским способом;

– изготовлены по форме, утвержденной правовым актом органа власти, учреждения, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

– содержат номер, серию;

– имеют степень защиты;

– имеют специальные требования по хранению, выдаче и уничтожению.

На практике же к бланкам строгой отчетности нередко относят такие, которые не удовлетворяют всем этим требованиям. Например, квитанции для приема наличных, которые не имеют никакой защиты.

Однако следует понимать, что если учреждение в своей учетной политике объявит какой-то вид бумажных форм бланками строгой отчетности, то, с одной стороны, это даст учреждению право покупать (изготавливать) их по статье 226 КОСГУ, но, с другой стороны, возложит обязанность вести номерной учет этих форм в Книге по учету бланков строгой отчетности.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Казенные учреждения" № 1/2015 читайте также:

Когда применять новые нормы?
Изменения, внесенные в общие положения по ведению учета
Расширение и уточнение учетной политики

Уточнение организационных вопросов ведения учета

Обзор изменений, внесенных в учет

Анонс содержания журнала
"БиНО: Казенные учреждения" № 1/2015

Проведение обязательных медосмотров и психиатрических освидетельствований в учреждении
Изучаем обновленную Инструкцию № 157н
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Для руководителя и главного бухгалтера

На сайте представлена тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/Pokupka_dorogogo_oborudovania_vhod. Приглашаем написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Для читателей электронных версий изданий

Мы сделали для вас новую версию "читалки". Теперь работать с электронной версий журналов стало еще удобнее. Убедитесь сами, читайте образец: http://bino.ru/Sample_journal_bino.

В открытом доступе

Каждую неделю на несколько дней на сайте открыт бесплатный доступ к тематическим материалам. Следите за сайтом http://bino.ru.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Овчинников Н.В. Источник: http://bino.ru/ovchinnikov_istochnik.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное