Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эффективные рецепты успешного бизнеса


Рассылка для руководителей и владельцев компаний

Эффективные рецепты успешного бизнеса

Юридический Трестъ "Туровъ и Партнёры"

Выпуск №244 от 23 декабря 2011 г


Ближайший семинар

Семинар по оптимизации налогообложения  

Оптимизация налогообложения и снижение страховых взносов
26-28 января 2012 года



Семинар будет проходить 3 дня, в течение которых Вы узнаете:

1. Способы вывода и защиты активов компании;
2. Способы снижения НДС;
3. Способы снижения прибыли с помощью фирм холдинга;
4. Как сохранить активы компании в 100% безопасности;
5. Как быть готовым к налоговым проверкам;
6. Как провести финансовый анализ;
7. Какие факторы учитывать при разработке структуры группы компаний;
8. Как грамотно провести кадровую политику при оптимизации;
9. Как сделать свой бизнес прозрачным и легко управляемым;
10. Способы снижения страховых взносов.


Ведущий семинара Туров Владимир

Страница заявки на участие в семинаре. Ссылка.




Добрый день, дорогие читатели.
Сейчас для Вас выходит статья Турова Владимира, которая является продолжением цикла статей по оптимизации.

Приятного чтения.

Отвественный за рассылку компании "Туров и Партнеры"
Туров Валерий
________________________________________________________________

Соблюдение основных признаков нормального лица



«Лицом» в целях налогообложения по НК РФ считается любое физическое или юридическое лицо. Для наших целей «лицо» - это любое ООО, ИП, ЗАО входящие в группу компаний. Мы опускаем «лица», которые в соответствие с ГК и ФЗ «Об общественных организация» не ставят себе целью извлечение прибыли. Мы рассматривает лишь коммерческие организации различных правовых форм.

В названии этой главы я использовал слово «нормальный». Ничего другого подобрать не могу. Дело вот в чем. По Российскому законодательству в природе не существует ни одного (поймите это ловушка, чтобы у фискалов всегда была причина для проверок) полностью независимого или не аффилированного лица. Таких просто нет. То же самое произошло и с понятиями «добросовестность» и «недобросовестность». Добросовестным стало иметь бумажки для прикрытия никогда не существовавших в природе сделок и недобросовестным использовать вариант, когда единственный учредитель нанимает сам в себя в свое же ООО «Управляющим» на УСН 6%. Т.е. получается абсурд: 40 статью ФЗ «Об ООО» он использовать может, назначив себя ген.директором, а уже 42, разрешающую ему быть Управляющим, не может.

Общие правила



Мой анализ судебно-арбитражной практики (сравнение выигранных налогоплательщиками дел с проигранными) показывает: чтобы уменьшить вероятность претензий со стороны фискальной системы (ФНС, ОБЭП, ОНП, прочие контролирующие органы), любое лицо должно соответствовать ниже следующим признакам самостоятельного (нормального, добросовестного) лица.

1. Лицо должно иметь помещение в аренде или собственности, где оно ведет свою деятельность, направленную на извлечение прибыли. Исключение могут составлять Лица (например, ИП), работающие в одиночку, которым в силу того бизнеса, которым они занимаются помещение не нужно. Либо имеющие штат, но в силу характера бизнеса персонал не должен иметь постоянные рабочие места. Примеры: ИП предоставляет по патенту парикмахерские услуги на дому у клиентов. Или ИП имея в штате 10 сотрудников, которые под руководством ИП оказывают курьерские услуги. В этом случае ИП может иметь одного диспетчера на дому и распределять заказы между сотрудниками по телефону.

2. Иметь в штате персонал в количестве, достаточном для производства товаров и услуг. С точки зрения фискалов не сложно определить истинность этого показателя. Существуют устоявшиеся нормы производительности труда и 1 человек в состоянии сделать лишь определенный объем работы, каким бы гениальным он ни был.

3. Иметь на балансе лица станки и оборудование, необходимые для производства продукции и/или услуг. Здесь все очень просто и примеры приводить не буду. Скажу лишь, что дорогостоящее оборудование может быть и арендованным или купленным в лизинг. Это неважно, лишь бы оно реально было.

4. Иметь в собственности необходимую мебель, оргтехнику, без которой в наше время не обходиться ни одна компания. Мы живем в начале третьего тысячелетия и в наше время выглядит странно арендованный стол и телефон.

5. Извлекать прибыль. В Уставе любого ООО на первой странице вы увидите «Общество создано в целях извлечения прибыли путем производства товаров и услуг …..» и далее по тексту. Мы можем обосновать, почему Аутсорсинговая компания, работающая в интересах других лиц компании не извлекает больших прибылей и фактически сидит на «бюджете», но очень сложно обосновать хроническое из года в год отсутствие прибыли у головной организации, имеющей оборот многие сотни миллионов в год.

Документы



1. В договорах, особенно заключенных между взаимозависимыми и аффилироваными лицами, должен быть максимально четко прописан предмет договора. Не допускайте никаких общих фраз типа «консультации по вопросам права» или «услуги по продвижению товара на рынок».

2. Здесь же в договорах обязательно прописывайте ответственность сторон и в случае неисполнения условий договора покажите, что вы действуете в соответствие с нормами, прописанными в данном разделе.

3. Четко прописывайте обязанность сторон. Именно из обязанностей вытекает возможность без лишних претензий списывать на затраты израсходованные деньги. В особенности это относится к договорам на оказание услуг.

4. Дополнительно кроме Актов по договорам оказания услуг рекомендую иметь: описание оказанных услуг, материальное подтверждение оказанной услуги, подтверждение со стороны сотрудников компании о том, что услуга была оказана. Пример. Фирма «А» перечислила ИП «В» 520 000 рублей по договору Информационно-консультационного обслуживания. Предметом договора являлось обучение персонала методам продвижения товаров на рынок. В этом случае нужно приложить к Акту описание (планы) тренингов, проведенных с сотрудниками, оставить в распоряжении сотрудников соответствующую методичку и естественно сотрудники смогут подтвердить, что данный тренинг проводился.

5. Из любой сделки по документам должна прослеживаться направленность на увеличение прибыли предприятия, увеличение эффективности работы компании, эффективности работы отдельных сотрудников и так далее. Причем речь идет именно о намерениях, а не о результате.

6. Естественно, первичные документы, особенно счета фактур, регистры (например, кассовая книга или книга продаж) должны быть оформлены в соответствии с законом и вестись настоящим временем.

Документы при случайной (или не случайной) связи с обнальными конторами



Какой-то «мудрый» парень ввел в наше законодательство термин «должная осмотрительность при выборе контрагента», который незаконно возлагает на лицо (руководителей организаций, предпринимателей) обязанность государственных органов по контролю за соблюдением законов нашими контрагентами. Это нормальная практика в обществе, где государственные служащие имеют цели отличные от тех, что прописаны в их должностных инструкциях. И все же термин введен в деловой оборот и судебную практику.

Меня не волнуют те, кто специально занимался и занимается обналичкой, таким образом уходя от своей Конституционной обязанности платить установленные законом налоги, если только эти люди не начали новую, честную жизнь добропорядочных налогоплательщиков.

Если предприятие случайно (или не случайно) оказалось связанным с обнальными конторами и/или решило покончить со своим прошлым (а существующая система наказания еще никому не помогла стать честным и порядочным и у нас нет цели почувствовать свою вину, ибо вина это просто форма безответственности), то при возникновении проблем с правоохранительными органами желательно иметь следующие документы от этих контрагентов, свидетельствующие о должной осмотрительности при их выборе.

1. Заверенную «синей» печатью и подписью копию свидетельства о государственной регистрации лица.

2. Аналогично заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет.

3. В идеале выписку из ЕГРЮЛ на данное лицо.

4. Правильно оформленную первичку (договора, накладные Торг-12, счета фактур, Акты и так далее) свидетельствующую о том, что товар действительно поставлялся, услуга действительно была предоставлена.

5. Первичку, свидетельствующую о реализации товара (списании сырья в производство). Если это была «чистая» услуга (услуга по НК это что-то что не имеет материального выражения и производится, передается и потребляется сразу в момент производства), то в распоряжении фирмы должны быть какие-то свидетельства оказанной услуги: буклеты, разработки, инструкции, планы, проекты и так далее.

6. Подтверждения со стороны сотрудников организации о реальных поставках или реально полученных услугах.

7. Номера телефонов и ФИО должностных лиц, с которыми ваша фирма связывалась при организации поставок или получении услуг.

8. Любые иные свидетельства, доказывающие, что была проявлена должная осмотрительность. Такие как данные о посещении сайтов ФНС с целью проверки контрагентов, проверка действительности паспортных данных руководителей компании поставщика, выписка из Протокола собрания учредителей поставщика о назначении директора, доверенность на представителя организации поставщика дающая ему право подписывать от имени организации (обнальной конторы) договора на поставку и так далее.

9. При подобной связи (обналичке) по «предоставленным» услугам, а возможно действительно предоставленным, необходимо дополнительно иметь Акты оказанных услуг, плюс подробное описание оказанной услуги, плюс какое-либо материальное подтверждение оказанной услуги (например: буклет с отчетом о результатах исследований рынка, буклет с рекомендациями по оптимизации налогов, буклет с разработанной оргполитикой и так далее).

Деловые цели функционирования лиц (организаций и ИП)



Несколько слов о целях людях. Есть люди (и их подавляющее большинство), которые считают, что прежде чем они будут что-то иметь (деньги, уважение, поддержку со стороны окружения), нужно что-то отдать, что было бы ценным для потребителя, директора, кого угодно.

А есть люди, которые считают, что они должны иметь за то, что они «есть» или у них есть звание, или «кресло» или красивая бирка на дверях кабинета. И именно эти люди очень негативно относятся к любым действиям со стороны налогоплательщиков, пытающихся снизить налоговое бремя, даже если это абсолютно законно. Именно они придумывают путанные, жесткие законы, которые невозможно понять, направленные на ограничение законных прав по снижению налогового бремени. Это просто страх и явно выраженная неспособность производить что-то ценное, за что бы предприниматель с удовольствием платил налоги. А раз так, налоги надо брать силой, запугиванием, угрозами наказания. Ведь с точки зрения такого человека это предпринимательское «стадо» надо пасти и своевременно доить (кормить не обязательно).

Но есть другая сторона медали – социальная ответственность любого гражданина за процветание тех людей, которые несут на себе более важную общественную функцию (более важную, нежели производство материальных благ для общества). Это деятели искусства, литераторы, ученые, учителя наших детей, врачи. Именно на поддержание этих людей посредством бюджета и уходят наши налоги. Конечно, наши налоги тратятся еще и на сотрудников спецслужб, психиатрию, борьбу с «терроризмом и» так далее. Но вот в чем проблема, чем больше денег мы туда платим, тем хуже они работают.

Вывод: налоги платить надо, и только после этого спрашивать со слуг народа за результаты их службы.

Так любое лицо (напоминаю, лицом по НК считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, с которого можно взять какие-то налоги) создается для чего-то, для каких-то целей. И единственной целью не может быть полный или частичный уход от налогов (напомню о нашей социальной ответственности).

Должна четко прослеживаться коммерческая цель функционирования организации, коммерческая цель договоров и сделок. У любой сделки должна быть разумная, экономически обоснованная цель, намерение. Иначе говоря, у любой сделки должна быть цель - создать ей (сделке) «соответствующие правовые последствия», к которым не относится снижение налогов, если это единственная цель. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Понятие "деловая цель" уже давно присутствует в правоприменительной практике. Смотри Определение ВАС РФ от 26 ноября 2007 г. N 15532/07, Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

Сформулированная судами высшей инстанции концепция деловой цели активно применяется судами. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 2 августа 2005 г. по делу N Ф09-3217/05-С7 указал: "Деловой целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная цель, а не налоговая экономия". Наличие (отсутствие) деловой цели сделки можно установить, ответив на вопрос: «Зачем заключается данная сделка?», «Для чего создана эта компания?» Однако зачастую деловая цель конкретной сделки, существования компании, может оказаться не столь очевидной, поэтому в суде придется доказывать ее наличие.

Итак, общие деловые цели (разумные хозяйственные цели) реорганизации и, соответственно, существования группы компаний в целом, а не просто ведение бизнеса в рамках одной организации:

1. Выведение из головной компании не профильных для нее видов деятельности, которые в тоже время не являются основным видом деятельности компании, определенным ее Уставом и зафиксированным в ЕГРЮЛ (смотри выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Примеры: фирма занимается оптовой торговлей программным обеспечением, но чтобы привлечь клиентов, она вынуждена предоставлять сервис к продаваемому программному обеспечению. Сервис является сопутствующей услугой. Мы выводим сервис в отдельное предприятие. Или фирма производит мебель, перевозит ее потребителям собственным транспортом и еще оказывает услуги сторонним лицам по транспортной перевозке грузов. Аналогично: транспортная услуга не является основным видом деятельности головной компании, а лишь мешает этой основной деятельности (усложняет учет и отчетность, усложняет правильное выявление уровня рентабельности по видам деятельности, усложняет оценку качества работы управленческого персонала и его ориентированность на достижение основных целей компании и так далее). Мы выводим транспорт в отдельное лицо.

2. Распределение бизнеса по видам деятельности, даже если все они являются доходными, высоко рентабельными и ОСНОВНЫМИ. Неразумно смешивать услугу по обслуживанию оргтехники с продажей автотранспортных средств и строительством и продажей элитного жилья, и еще и организацией концертов звезд эстрады. Для каждого из этих видов деятельности нужны не только свои узко специализированные специалисты, но и управленческий персонал, обладающий абсолютно разными навыками, связями и даже привычками.

3. Распределение бизнеса по региональному признаку. В том числе распределение, разделение основного вида деятельности по региональному признаку. Конечно, можно открыть филиал или представительство. Но можно создать и новое лицо (ООО, ЗАО, ОАО, ИП), тем более что часто создание нового лица связано с новыми учредителями, большей ответственностью за результаты, большей мотивацией работать и извлекать прибыль.

4. Распределение бизнеса по видам деятельности, но уже с точки зрения увеличения ответственности, заинтересованности и мотивации первых лиц, созданных компаний, а соответственно возможной прибыли группы компаний в целом. Примеры: ответственность Управляющего ООО за результаты его деятельности по определению выше, чем ответственность Ген.директора. Первый может отвечать всем своим имуществом и может нести полную материальную ответственность за любые убытки управляемой компанией. Второй работает по правилам трудового кодекса. Попробуйте его заставить продать свою квартиру если он, с его точки зрения «случайно», угробил компанию. Вас посадят за эти попытки, объявив их вымогательством. Или мотивация у директора продающей компании (например, Агента) выше, чем у начальника отдела продаж. Выше и с точки зрения статуса, и с точки зрения самостоятельности в принятии решений, да и ответственность выше.

5. Распределение бизнеса по типам потребителей: опт отдельно от розницы; крупные покупатели оптовики отдельно от мелкооптовых покупателей; потребители, которым нужен НДС, отдельно от потребителей, которым не нужен НДС к вычету и так далее. Логика проста: один менеджер по продажам великолепно совершает мгновенные сделки, он падает в апатию, если ему приходиться вести клиента к подписанию контракта месяцами. Один в силу своего общественного статуса великолепно общается с крупными оптовиками и ВИП клиентами и просто теряется, продавая услугу старушке. И еще: ВИП клиент (владелец крупной строительной компании) не должен сидеть в одном зале на одинаковом стуле с покупателем монтажником пришедшим купить прерыватели для дачи, где он делает электропроводку. Или зачем платить НДС, налог на прибыль и прочие налоги, если все ваши потребители не нуждаются в НДС к вычету и закон разрешает продавать им товар, используя главу 26.2. НК (Упрощенная система налогов) или обязывает вас применять ЕНВД (глава 26.3. НК). Здесь реально на самом деле существуют десятки вариантов обоснования распределения бизнеса по типам потребителей.

6. Вывод из головной компании «обслуживающих» основной вид деятельности и видов деятельности, которые являются однотипными для всех фирм группы компаний, в целях экономии заработной платы, должностных единиц, единого центра учета документации, единого центра контроля финансовых и товарных потоков и так далее. Примеры: очень сложно найти и обучить специалиста по подбору высокопродуктивных людей, нацеленных на результат и способных работать без внешнего контроля. Такой специалист по человеческим ресурсам на вес золота. Что ж, в таком случае он будет работать в аутсорсинговой компании, которая будет нанимать персонал для всех лиц группы компаний. Или специалист по кадровому делопроизводству, он также будет работать в аутсорсинговой компании, т.к. глупо держать кадровика в каждой фирме. В конце концов, по старым добрым нормам Минтруда 1 кадровик рассчитан на 2000 сотрудников, т.е. учитывая современные методы ведения кадровых дел один специалист, чтобы быть занятым и отрабатывать свою зарплату, должен успевать вести кадровые дела не менее 2000 сотрудников. Аналогично с работой бухгалтеров, специалистов по оргтехнике, специалистов по работе с сайтами и так далее.

7. Защита от рейдерства не только со стороны бандитов, но и государственных чиновников прежде всего. Даже наши Президенты признали, что проверяющие органы в лице чиновников различных мастей не ставят своей целью оказание помощи бизнесмену в ведение его дел. И будет очень разумно вывести (по возможности) ключевые активы на лицо, лиц, не связанных со сторонними контрагентами и не занимающихся коммерческой деятельностью, вступая в отношения со сторонними организациями, не входящими в группу компаний. Здесь особо обосновывать нечего.

8. Законная экономия на налогах. Напоминаю, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС № 53 экономия на налогах не может быть единственной деловой целью. Но экономия на налогах может быть деловой целью наряду с другими разумными хозяйственными и деловыми целями.

9. Отделение производства товаров от конечной реализации товаров; отделение реализации товаров от реализации и предоставления услуг; разделение работ и производства; разделение услуг и производства и так далее. Примеры можно привести по аналогии с выше изложенными примерами.

10. Разделение функций «головы» компании, группы компаний. В соответствие с ФЗ «Об ООО» (аналогично смотри ФЗ «Об Акционерных обществах») функции учредителей (создателей) и акционеров любого бизнеса сильно отличаются от функций исполнительных органов юридического лица. Часто функции Учредителя вынуждают его разрабатывать целый пакет оргполитики (правила, законы и технологии, используемые в бизнесе) и внедрять посредством обучения персонала данную оргполитику в бизнесе, затрачивая на это столько усилий и времени, что это автоматически попадает под разряд услуг за которые на рынке берут немалые деньги. И в самом деле, заказывая услугу на рынке по постановке системы управления, нацеленности на продукты или, например, заказывая внедрение системы ИСО 9001, бизнесмен платит часто сотни тысяч долларов. Почему же в таком случае владелец, обладающий немалым опытом и знаниями, должен затрачивать сотни часов своего драгоценного времени, предоставляя свои услуги бесплатно фирмам, которые ему принадлежат лишь частично (при наличии других учредителей и акционеров). Логично брать за свои услуги рыночную плату, зарегистрировав себя в качестве ИП на УСН-6%.

11. Точно так же обстоит дело с разработками, товарными знаками, любым НОУ-ХАУ, на которое есть авторские права. Это также может быть выведено в отдельное юридическое лицо (в том числе в целях безопасности и сохранения этого НОУ-ХАУ), и это лицо может и обязано брать рыночную плату (в виде роялти) за использование своих авторских прав.

12. Выше приведенный перечень в силу обычаев и правил делового оборота не является исчерпывающим и закрытым. Каждый бизнесмен, учитывая специфику именно своего бизнеса, имеет полное право расширить данный перечень деловых целей.


Автор статьи
фото Турова Владимира
Туров Владимир Викторович




Видеокурсы

Обложка видеокурса  

Юридическая защита бизнеса

Видеокурс представляет собой запись семинара Турова Владимира "Юридическая защита бизнеса"

Цель видеокурса:
Повысить Вашу способность защищать бизнес.

Результат:
У Вас будет план практических действий по защите бизнеса.

Основные вопросы:
1. За что цепляются проверяющие? По каким признакам они намечают себе "жертву". Как это происходит на самом деле и как это написано в законах.
2. Как ведут себя проверяющие во время любой проверки.
3. Как должны себя вести согласно законодательству РФ, точные ссылки на законы.
4. Механизм работы разума проверяющих. Почему они себя ведут именно так.
5. Фундаментальные основы защиты бизнеса.
6. Порядок поведения во время проверки, по шагам.
7. Права и обязанности предпринимателя согласно закону.
8. Алгоритм действий ИФНС.
9. Методика обоснования списания на затраты чего угодно, и методика документарного оформления для вычета и возмещения НДС.
10. Порядок действий сразу после проверки. Точные шаги, точная последовательность действий. Это не юриспруденция, это жизнь, юриспруденции тут не много, но и она будет рассмотрена вся.
11.На примере Полицейских проверок рассмотрим всю законодательную последовательность действий проверяющих и предпринимателя.
12. Законодательные нововведения по налоговым проверкам.
13. Практическое занятие по разработке соответствующих документов.
14. Что делать и как выиграть, если ваше предприятие "заказали".


Ведущий семинара Туров Владимир

Страница заказа видеокурсов. Ссылка.


ЮК "Туров и Партнёры"

Тел. 8 (498) 720-60-56; 8 (926) 535-91-91

(C) 2011 ЮК "Туров и Партнёры". Все авторские права защищены законом.
Огоромная признательность выражается библиотеке Л.Рона Хаббарда (L.Ron Hubbard Library) за любезное разрешение воспроизвести отрывок из работ Л.Рона Хаббарда защищеных авторскими правами.

В избранное