Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

АВТОЖИРные новости Мистера Твистера от 09 сентября 2011 года


СБЫЛАСЬ МЕЧТА ИДИОТА!

Наблюдая уже много лет за проектом автожира "Охотник", мне все время было любопытно, что же он из себя представляет на самом деле, ибо рассказов о заложенных в аппарате прорывных решениях было много, а реально летающих "Охотников" в нашем небе видеть довелось единицам. До этого мне три раза выпадало подниматься в воздух балластом (на самом первом прототипе и на том полуоткрытом, что с желтым обтекателем), это было давно.

Вчера удалось слетать на этом аппарате, т.ч. теперь могу что-то сказать о нем из первых рук.

Начнем с того, что аппарат, изначально задуманный гуру Шумейко, как исследовательская платформа для отработки прорывных решений, в последние годы жил по принципу "у семи нянек". Сам гуру давно отошел от этого проекта, и мне так и не удалось выяснить, кто же сейчас является ведущим конструктором пепелаца.

Перед выездом на аэродром владелец проекта пригласил на завод, где строятся "Охотники", где с гордостью показал полупустые мастерские, в которых скучали несколько полусобранных аппаратов, и иногда попадались работники с унылыми, но добрыми лицами.

Поскольку предстояло поднимать (ну, по-крайней мере попытаться) поднять в воздух непривычно тяжелый и внешне сложный предмет, какое-то время ушло на попытки выяснить технические подробности устройства и текущего состояния аппарата (летать предстояло на том черном кабинете, что встречается на фото и рекламных роликах). Он в последнее время претерпел ряд доработок, но подробности их тоже были окутаны туманом. Впечатление сложилось такое, что половина людей, занимающихся проектом, не хочет знать, что из себя представляет
их прорывной проект. А вторая половина что-то, может быть, и знает, но никому не скажет. Даже на простой вопрос о текущем весе пустого аппарата уверенного ответа услышать не удалось. Даже от директора проекта. Два техника, которые уже несколько лет сопровождают аппарат, от этого (как и от других) вопроса отмахнулись, как от назойливой мухи.

Поскольку поднимать в воздух пепелац, состояния которого не знают даже его техники и владельцы, совсем не является хорошей привычкой, последовал звонок другу, и на аэродром мы отправились вместе с гуру Шумейко, чья техническая интуиция и зоркий глаз хоть как-то могли уменьшить подозрения в состоянии пепелаца. К тому же получалось, что гуру - единственный в этой компании, кому аппарат не безразличен.

Отдельное подозрение вызывал ротор. Первые годы на "Охотниках" стояли стандартные роторы SportCopter. Однако какое-то время назад кто-то умный почему-то решил, что прочность коромысла этих роторов недостаточна. Какие-то эксперты из СибНИА поколдовали вокруг ротора с датчиками и умными лицами, после чего родили заключение, из которого следовало, что Джим Веник, который без единой рекламации делает роторы уже два десятка лет, понимает в них меньше, чем не сделавшие ни одного эксперты. В результате появилось новое
коромысло, гораздо более тяжелое и не вполне понятной формы.

На нем до меня было сделано несколько полетов, но оптимизма это совсем не добавляло, ибо ответов на вопросы, кто и как считал прочность и ресурс этого изделия, получить, как можно догадаться, тоже не удалось. Робкая просьба поставить на время облета стандартный ротор SC наткнулась на. В общем, начало было оптимистичное.

Пообсуждав с гуру, насколько велика вероятность, что от пепелаца в первом же полете отвалится что-нибудь ценное, решили все же попробовать. Двигатель вроде бы работал устойчиво, раскрутка на земле показала с третьей попытки 250 об/мин (что, конечно, для 32-футового ротора впечатляет). В кабине было не особо уютно, эргономика явно не предусматривала удобство для экипажа. Указатель уровня топлива надежно лежал на нуле, контрольные лампы - изумительно маленькие, не закрывают обзор и не видны без лупы. Указатели
давления и температуры масла двигателя не предусмотрены, только лампочка падения давления. Видимо, по принципу "меньше знаешь - крепче спишь".

Само исполнение кабины, скажем так, довольно аскетично, даже если сравнивать с отделкой салона трактора "Беларусь". Видимо, по замыслу строителей, счастливым владельцам кабины будет все равно не до того. В воздухе я понял, почему

Руление на аппарате (там раздельные тормоза и самоориентирующееся носовое колесо) по земле комфортно и удобно, по-крайней мере, по бетону. До заездов по грунту (а "Охотник" позиционируется в первую очередь как внеаэродромный аппарат) дело не дошло.

Вырулив на исполнительный, включаем раскрутку. Это целая история: сначала включается и удерживается кнопка включения компрессора, который какое-то время накачивает воздух для клапана управления включения раскрутки. Потом перемещением рычага, на котором расположен РУД, на себя, включаем сцепление. При этом нужно внимательно смотреть на приборы, чтобы давление в гидросистеме раскрутки не превысило допустимый предел. А оно при этом скачет, т.к. то гидравлика подхватывает воздух, то срабатывают предохранительные
клапаны. На МТОспорт, например, надо просто нажать кнопку включения раскрутки и все - остальное делает автоматика. Понятное дело, это скучно. На "Охотнике" процесс раскрутки по сложности можно сравнить с исполнением вступления к Пятой симфонии на трех водопроводных кранах.

На первом разбеге выяснилось, что стояночный угол аппарата и угол открытия ротора таковы, что докрутить ротор до полетных со 180-190 об/мин можно только при наличии ангельского терпения и километровой полосы. Пришлось прерваться и попробовать еще раз.

Докрутив до 235 об/мин, взлетаю, с удивлением отметив еще на отрыве, что на ручке сразу появляется большое усилие по тангажу, а УС сразу после отрыва показывает 150 кмч. Причина, видимо, в хорошей тяге двигателя. Только не подумайте, что аппарат так быстро разгоняется Просто статика указателя скорости берется прямо из кабины, а мощный движок на взлете создает в кабине изрядное разрежение.

Триммера по тангажу на "Охотнике" нет, поэтому уже на первом развороте понимаю, что если ехать с рекомендованной скоростью 130 кмч, то держать ручку уже через минуту придется двумя руками. Сбросив скорость до 90-100 (опять же прибору, черт его знает, какая она на самом деле), успеваю слегка осмотреться по приборам и оценить вибрации. На ручке они есть, но в пределах разумного. Вибрации кабины оценить оказалось сложно, но скорее всего дребезжала она больше от аццкого шума винтомоторной установки. Мало того, что
на "Охотнике" практически нет глушителей, там еще и маршевый винт крутится на околозвуковых скоростях, доставляя радость окружающим на много верст вокруг

Посадка, по целому ряду причин, доставила истинное удовольствие На прямой и на выравнивании аппарат ведет себя понятно и предсказуемо, а основное шасси с длинноходовой (200 мм) торсионной амортизацией и большими колесами позволит комфортно плюхнуться куда угодно.

Природное любопытство оказалось сильнее пережитого, поэтому после короткого разбора снова выруливаю на исполнительный. На этот раз компрессор пневмосистемы накачивает воздух медленнее, чем растут сталактиты в пещерах, молочу на старте уже несколько минут, из вежливости подвинувшись, чтобы пропустить на взлет местный самолетик. Хорошо еще, что погода портится, и желающих летать на аэродроме больше нет, а то бы выгнали со старта доводить матчасть до ума. Наконец (всего минут чз десять) давление дошло до нормы,
включаю раскрутку, успеваю докрутить до 120 оборотов, тут двигатель взвывает, раскрутка прекращается - лопнул приводной ремень. Заруливаю на стоянку, где узнаю, что замена ремня займет несколько часов (для этого надо снимать редуктор) и делать это сегодня техники не собираются, т.к. уже два месяца не получали зарплату.

Съемочная группа "Вестей" и счастливый будущий обладатель "Охотника", как назло оказавшиеся к этому времени на аэродроме в надежде посмотреть на выдающиеся полеты "Охотника", уезжают разочарованными. Мы с гуру - тоже. По дороге обсуждаем еще один замеченный в первом же полете существенный момент - явный дефицит демпфирования аппарата по тангажу (проще говоря, очевидную склонность к РIO, т.е. к продольной раскачке). Телевизионщики, правда, записали длинное интервью с рассказом о том, насколько хорош "Охотник"
в принципе. Насколько хорош он в воздухе, увидеть им, похоже, доведется не скоро.

Продолжение и обсуждение см. на нашем форуме http://rotorcraft.unoforum.ru

Удачи - в воздухе и на земле!

В избранное