← Сентябрь 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Вальс с Баширом
На вопрос, о чем "Вальс с
Баширом" (Vals Im Bashir), сначала хочется сказать, что о войне Израиля в Ливане и о резне в лагерях
Сабра и Шатила. Но это было бы так же верно, как говорить, что "Гамлет" - это хроника борьбы
за датский престол.
Ключ к этому фильму - слово память. Режиссер, сценарист и главный герой "Вальса", Ари Фольман, внезапно обнаруживает, что
ничего не помнит о войне, в которой он участвовал 25 лет назад.
Он отправляется к своим друзьям детства и боевым товарищам, к другим участникам войны, к профессиональным психологам. И
выясняется, что почти все помнят лишь отдельные эпизоды, причем странные и не слишком достойные. Вроде ночного купания у
берегов Бейрута (голые, но с автоматами), бессмысленного расстрела внезапно возникшего на линии огня мерседеса или
пресловутого "Вальса с Баширом" - безумной пляски солдата, палящего в воздух под огнем противника на фоне портретов
ливанского президента Башира Жмайеля.
Непонятная, лишенная смысла война, расслабляющая жара, растерянность молодых парней, вырванных из привычного мира летних
кафе, дискотек, красивых девушек и планов на будущее, - по настроению "Вальс с Баширом" напоминает американские фильмы обо
всех азиатских кампаниях Штатов - Корее, Вьетнаме и так далее.
Военная операция в Ливане длилась всего несколько месяцев, а с тех пор прошли десятилетия. Однако не в этом причина забвения.
Человек не в силах помнить ужасы войны и постоянно чувствовать свою ответственность, мучаться вопросом, виноват или не
виноват, - говорят Ари Фольману психологи. Но, путешествуя по миру в поисках свидетельств о той войне, пытаясь восстановить
подлинную картину вместо фантасмагорических видений, он возвращает свою память, и снова видит сцены массового убийства.
Здесь впервые изменяется стилистика фильма, которую называют одной из основных причин его успеха. Это анимация, но
документальная: реальные люди, включая автора фильма, беседуют в реальной обстановке, однако все это нарисовано. И только в
самом конце появляются кадры хроники - женщины в белых платках воздевают руки к небу, оплакивая убитых.
Итак, память возвращена. А виноват или не виноват - каждый решает сам.