Продажа подержанной машины — нешуточное испытание для нервов автолюбителя. Поэтому россияне все чаще предпочитают иметь дело не с покупателем-частником, а с организацией, пусть и коммерческой. Особенно если взамен своей «старушки» планируют купить новенькую ласточку — в последнем случае россияне все чаще пользуются услугой trade‑in.

Схема трейд‑ин очень удобна (сдал старую машину дилеру в зачет части стоимости новой — и нет проблем), но, увы, не только довольна разорительна, но и небезопасна. Да, все знают, что продажа по trade‑in означает определенную потерю в стоимости авто. Но главный тут вопрос: на сколько меньше среднерыночной цены выплатит вам автодилер в конечном счете? Перед заключением договора автовладельцу будет предложено осмотреть машину в сервис-центре автодилера. Скорее всего, небесплатно. Готовьтесь, что с будущей выкупной цены машины за это «скостят» порядка 10 000 рублей. Осмотр будет направлен на выявление любых неисправностей: как существующих, так и мнимых.

Автор этих строк однажды попытался продать свою четырехлетнюю машину в трейд‑ин через неделю после планового ТО у официального дилера марки, которое не выявило абсолютно никаких «косяков» в техническом состоянии. А при предпродажной диагностике в ремзоне того же самого «автокупца» вдруг оказалось, что машина требует немедленных вложений как минимум на 96 000 рублей. Понятно, что за неделю разбить вдрызг ходовую и рулевую системы очень даже можно. Но только не в случае, когда машина без движения простояла всю эту неделю около подъезда… Далее с учетом результатов такой «диагностики» менеджер автосалона выставит окончательную цену выкупа авто. Разумеется, скинув еще около 50 000 рублей под предлогом «мы же тоже должны хоть что-то заработать». Правда, в последнее время многие марки, если вы приобретаете у них новую машину, сдавая старую, дают за это приличные скидки — в среднем те же 50 000 «деревянных».

Но если вы не планируете новой покупки, а просто используете некую коммерческую структуру как посредника (это не trade‑in, но схема «развода» автовладельца тут такая же), то стоит серьезно подумать, прежде чем обращаться за подобной услугой. Ведь, как уже было сказано, уже на стадии оценки машины вы можете потерять чуть ли не половину ее рыночной цены, особенно если дело касается бюджетных моделей. Но, даже уехав из салона на новеньком авто, расслабляться не стоит. Особенно если вы не очень-то присматривались к документам, которые подписывали при передаче своей машины автосалону. Нет, откровенного мошенничества, как с неизвестным вам частным покупателем, тут опасаться, как правило, оснований нет. Но очень может быть, что через какое-то время вы получите извещение с требованием оплатить налог, казалось бы, за давным-давно проданное транспортное средство! Дело в том, что автосалон постарается минимизировать свои расходы — за счет экономии еще и на транспортном налоге.

Для этого с автовладельцем, сдающим авто в трейд‑ин, заключают не договор купли-продажи его авто, а получают от него доверенность на последующую продажу машины. То есть, с точки зрения налоговой службы, отданная в trade‑in машина продолжает числиться за автовладельцем, а не за автосалоном. Печаль тут в том, что оплатить налог в такой ситуации придется все-таки доверчивому автовладельцу.

Короче говоря, нужно очень критично оценивать финансовые выгоды, предлагаемые автодилером по программе трейд‑ин. Скорее всего, самостоятельная продажа транспортного средства частнику окажется более выгодным мероприятием. Хотя и потребует дополнительного времени. Если же все-таки выбор пал на трейд‑ин, то при оформлении документов нужно очень внимательно вчитываться в «мелкий шрифт» всех бумаг, которые вам подсовывают на подпись.

Максим Строкер