Нам всем нравится жить. Хорошо жить, красиво, удобно, счастливо. И нам совершенно не хочется, чтобы наша жизнь внезапно прекратилась или изменилась в худшую сторону. Дорога – место не столько опасное, сколько непредсказуемое. Никто не знает, что может случиться на дороге: снег-гололед, дурак за рулем, неисправность автомобиля… Любому водителю за рулем хочется максимальной безопасности.

Безопасность движения во многом зависит от нас. Соблюдение правил дорожного движения является одним из непременных условий безопасности за рулем. Неправда, что всем женщинам права дарят, поэтому они самые аварийно-опасные.

Как раз это мы заучиваем правила, решаем задачки и запоминаем, кто как должен действовать на дороге. Мужчины же гораздо чаще пытаются проскочить на красный, подрезать, промчаться поскорее. Тише едешь – дальше будешь, гласит известная пословица. Разумное соблюдение скоростного режима, дистанции и знаков движения очень помогает прожить год без мелких или крупных аварий.

Но даже самому аккуратному водителю может не повезти, и встретится ему на дроге неисправная машина или с неадекватным водителем за рулем. В таком случае не помогут ни низкая скорость, ни хорошая реакция. Сократить потери может крепкое железо и подушки безопасности. Давайте посмотрим, какими средствами безопасности производители снабжают наши автомобили на всякий экстраординарный случай.

Существует так называемая активная безопасность автомобиля. Это все те механизмы, над усовершенствованием которых неустанно работают конструкторы и инженеры, механизмы, которые помогут предотвратить аварию: надежные тормоза, послушность в управлении, электронные системы, помогающие при экстренном торможении - АБС, системы стабилизации и курсовой устойчивости, электронного распределения тормозных усилий и т.д.

Производители шин разрабатывают все новые и новые модели, позволяющие машине цепко держаться за покрытие в любом состоянии – сухое, мокрое, грязное, обледенелое, посыпанное гравием и т.д.

Кроме активной безопасности, есть еще и пассивная безопасность. Что это значит? Пассивная безопасность – тоже вопрос из области компетенции производителя. Она проявляется тогда, когда не помогли ни управляемость, крепкие тормоза. Пассивная безопасность автомобиля – это то, насколько попавший в аварию автомобиль способен сократить вред, нанесенный жизни и здоровью своих пассажиров.

Специальная конструкция кузова обеспечит в случае аварии более-менее свободный выход из покалеченного автомобиля, кресла конструируются таким образом, чтобы от сильного удара тело пассажира не вылетало, а максимально вжималось в кресло, ремни и подушки безопасности, специальное стекло, которое не рассыплется на тысячу осколков и не вопьется людям в лицо и т.д.

В последнее время производители автомобилей стали начинять свои модели системами интерактивной безопасности, которые могут корректировать действия водителя, если они неминуемо ведут к аварии, например, система автоматического поддержания дистанции не позволит вам ехать слишком близко к впереди идущему автомобилю, пока вы не пристегнетесь, машина не стронется с места, система ограничения максимальной скорости не даст вам пронестись с ветерком и т.д.

Вы думаете, это все? Не тут-то было! Существует еще такая вещь, как превентивная безопасность. Наверное, вы хотя бы раз сидели за рулем автомобиля, в котором стойки загораживают обзор таким образом, что вы, например, совершая разворот, не видите идущую справа помеху. Или сидение водителя установлено таким образом, что вы никак не можете дотянуться до педалей, а если дотянулись, то руль упирается вам прямо в грудь или подбородок.

Если вы когда-нибудь ездили на отечественной классике, то знаете, что иногда за шумом, производимым работающей машиной, невозможно расслышать сигналов проезжающих рядом автомобилей. Другими словами, превентивная безопасность – это все то, что помогает водителю «высоко видеть, далеко глядеть», а главное – все опасности подмечать загодя.

Но ведь и это еще не все. Кроме безопасности для водителя и пассажиров, производители обязаны думать о безопасности пешеходов и окружающей среды, то есть об экологической безопасности. Машин становится все больше, массовая доля выхлопов в атмосфере все выше, а желание подышать чистым воздухом все сильнее. Особенно сильно это желание, когда мы стоим в пробке рядом с каким-нибудь допотопным коптящим «Икарусом» или свирепо пыхтящим дизелем грузовиком.

Для того чтобы нашим детям дать шанс дышать воздухом почище, государство хоть с и отставанием от европейских стран, но все-таки ввело стандарты экологической безопасности. Первой ласточкой был запрет на эксплуатацию автомобилей, не соответствующих экологическим нормам "Евро-2", а с января 2008 г. в России должны вступить в силу требования соответствия нормам "Евро-3".

А что собой представляют эти стандарты "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4"? Они были введены Европейской экономической комиссией ООН и определяют максимально допустимое в выхлопах автомобиля содержание токсичных веществ.

Стандарт Евро-1 был введен в 1992 г. и предусматривал допустимый выброс бензиновым двигателем:

* оксида углерода (СО) не более 2,72 грамма на километр пути,* углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км,* оксидов азота (NO) — не более 0,27 г/км.

В 1995 г. ему на смену пришел более жесткий стандарт «Евро-2». В нем требования к максимально допустимым выхлопам были ужесточены почти в 3 раза (0,29 против 0,72) нормы по содержанию в выхлопе углеводородов.

Когда этот стандарт дошел до России, то очень ощутимо ударил по кошелькам российских автолюбителей. Мало того, в нашей стране намерения зачастую не соответствуют возможностям. Дело в том, что для автомобиля, соответствующего стандарту "Евро-2" и выше, нужно специальное топливо – более чистое.

У нас же в стране, к сожалению, даже не разработан соответствующий стандарт на топливо, а следовательно, нет топлива и заправить породистого иноходца невозможно подходящим кормом невозможно. На сегодняшний день европейские страны уже перешли на стандарт "Евро-4" и внедряют "Евро-5", а мы только на "Евро-3" (ему соответствуют машины, выпущенные в Европе с 1999 г.) переходим.

Ну и не забывайте, что и в ваших силах поддерживать экологическую безопасность. Нужно всего лишь вовремя проходить техосмотр и регулировать количество СО в выхлопе. Не выбрасывать из окна автомобиля мусор и проверять время от времени, не подтекает ли из вашего автомобиля масло, тосол, тормозная жидкость или другие вредные для травки и букашек жидкости. Помните, что наша безопасность и безопасность природы в наших руках.