Реформа сокращений в ГИБДД затронула в основном оперативных работников, стал стремительно сокращаться штат гаишников, в чьи обязанности входят в том числе и выезды на место аварий.

Ежедневно на дорогах Москвы происходит от 1 300 до 1 500 аварий. Существенная часть таких ДТП — мелкие аварии, при которых водители могут прибегнуть к упрощенной схеме «выяснения» отношений, то есть не вызывать на место происшествия инспекторов ГИБДД. Несмотря на то что упрощенная схема действует с 2009 года, большинство автовладельцев предпочитают перестраховаться и вызвать на место ДТП гаишников. При этом все знают, что такое автомобильное движение в Москве, и отдают себе отчет в том, что в считанные минуты инспекторы не могут оказаться на месте аварии. Так запускается «цепная реакция»: в районе ДТП образуется затор, через который приходится пробираться сотрудникам ГИБДД, такие затруднения на дорогах становятся нередко причиной новых аварий. Ждать инспекторов порой приходится часами, а машины, попавшие в аварию, осложняют и без того непростое дорожное движение в городе.

Взявшись за борьбу с московскими пробками, столичный градоначальник Сергей Собянин заявил, что существенную роль в решении этой нелегкой задачи обязаны сыграть и сотрудники ГИБДД. От них мэр потребовал «проработать вопросы по сокращению времени рассмотрения дорожно-транспортных происшествий, которые значительно осложняют дорожную ситуацию». Время, за которое автоинспекторы обязаны приезжать на место аварии, должно, по мнению Собянина, составлять максимум полчаса. Удивительно, но пользоваться в этом случае воздушным транспортом сотрудникам ГИБДД не разрешено. А потому не совсем понятно, подумал ли мэр серьезно над своими словами. И все же в сравнении с уже бывшим главой департамента связи Москвы Василием Кичеджи требования Собянина выглядят куда более реалистичными. Кичеджи заявлял в свое время, что инспекторы должны приезжать на место аварии в течение одной минуты. При этом чиновник не шутил, заявляя: «Мы должны вместе с ГИБДД сумму этого времени сократить до одной минуты». К слову сказать, Собянин уволил Кичеджи, по слухам, тот лишился должности за критику отдельных предложений мэра, касающихся улучшения транспортной ситуации в столице.

Складывается впечатление, что мэр тоже перегнул палку, говоря о получасе, или просто не оценил реальную ситуацию. А ведь вскоре на место аварий попросту некому будет выезжать. ГИБДД сейчас активно проводит «чистку» внутри своей структуры, выполняя «предписания» самого начальника Госавтоинспекции Виктора Кирьянова. Как ранее заявил главный гаишник страны, в рамках реформы МВД ГИБДД планируется сократить до 20% кадров. Кирьянов не уточнил, какие именно сотрудники будут уволены. Как того и следовало ожидать, со своих должностей не вылетели административные сотрудники. Реформа сокращений затронула в основном оперативных работников, стал стремительно сокращаться штат гаишников, в чьи обязанности входят в том числе и выезды на место аварий. Как сообщается в СМИ, в юго-западном районе столицы были уволены 35 оперативных сотрудников. А в районе Южное Бутово в ночное время дежурит только один автомобиль с инспекторами. Нетрудно догадаться, что на все аварии поспеть они не могут.

В итоге имеем достаточно банальную, часто возникающую ситуацию, когда правая рука не знает, что делает левая. То есть ГИБДД продолжает сокращать кадры и при этом «извиняться» перед автовладельцами за то, что на ДТП некому стало выезжать. А столичные чиновники, «вооруженные» призывами мэра бросить все усилия на нормализацию дорожного движения в городе, требуют сделать оформление аварий более оперативным. Как это сделать в отсутствие человеческого ресурса — им невдомек.

Сами реформаторы от ГИБДД упрямо продолжают сокращать количество оперативных сотрудников, сохраняя при этом «кабинетные» места. Это понять несложно, ведь кадровую политику как раз и осуществляют именно эти административные должности. При этом они берегут не только свои кресла, но и тех, кто находится на самых «хлебных местах» - сотрудников ДПС, осуществляющих контроль за выполнением правил дорожного движения. Странно слышать заявления о том, что обновление кадров поможет ГИБДД избавиться от коррупционной составляющей, ведь с ней борются те, кто вписан в эту схему так же прочно, как и в свое кресло. Чтобы компенсировать недостаток оперативных работников, предлагается сделать работу оставшихся более оперативной, снабдив их системами навигации и мотоциклами. Мало толку от мотоциклов, которые можно использовать только в теплое время года.

Казалось бы, оптимальным решением может стать широкое распространение упрощенной схемы оформления ДТП, которая в нашей стране действует с 2009 года. Такая схема предусматривает возможность для водителей не вызывать на место аварии автоинспекторов, а оформить мелкое ДТП самостоятельно на месте. Однако в этом деле есть несколько нюансов: упрощенная схема возможна только в случае аварий, ущерб от которых не превышает 25 000 рублей, при этом все участники ДТП должны иметь полис ОСАГО и не расходится во мнении относительно оценки аварии. Собянин предлагал расширить перечень возможностей, которые позволили бы автовладельцам пользоваться «упрощенкой». Безусловно, такое предложение необходимо адресовать автостраховщикам. Адресовали. Те объяснили, что «упрощенка» как не была, так и не стала более или менее распространенным способом оформления мелких аварий. Союз автостраховщиков (РСА) заявил к тому же, что закон «не предусматривает возможность отказа от вызова сотрудников милиции, уполномоченных на оформление ДТП, в случае если в оформлении ДТП участвуют представители страховщиков». Водители по-прежнему с недоверием относятся к упрощенной схеме и предпочитают действовать «по старинке», вызывать на место ДТП автоинспекторов. Свою роль тут играет и непонимание самой схемы, и уверенность в том, что надежнее оформлять аварию в присутствии гаишников. А РСА, высказывая возможные варианты изменения такой ситуации, «тянет одеяло на себя», предлагая внести поправки в закон об ОСАГО и увеличить размер максимальной выплаты по «упрощенке» с 25 000 до 50 000 рублей.

В итоге дорожные проблемы, которые напрямую связаны с оформлением ДТП, никак не решаются, при этом остаются одной из основных причин возникновения пробок и заторов на улицах Москвы. Есть опасения, что в дальнейшем ситуация усугубится. Ведь на аварии попросту некому будет выезжать. И пока автостраховщики посчитают свои выгоды и бонусы от возможности расширить «упрощенку», ГИБДД досократит свой штат на предписанные 20%. Безусловно, будут выделены немалые средства, чтобы повысить уровень оснащенности оставшихся на работе автоинспекторов. В пробочном «болоте» часами будут сидеть автомобилисты, и те, кто просто «встрял» в пробку, и те, кто стал причиной ДТП. Зато приехавших спустя несколько часов, прошедших с момента аварии, гаишников будут встречать как избавителей.

Сергей Василенков