Российский автопарк постепенно молодеет, хотя по-прежнему две их трех машин в стране старше семи лет. Доля автомобилей от «АвтоВАЗа» с каждым годом также постепенно сокращается, но до сих пор каждый третий автомобиль на российских дорогах сделан в Тольятти. Разразившийся кризис авторынка не должен серьезно повлиять на структуру автопарка страны, так как выбытие автомобилей в России происходит крайне медленно.

Продажи новых легковых машин в прошлом году составили 4,4% автомобилей от общего числа зарегистрированных в России машин. Всего, по данным на 1 января 2015 года, на учете стояло 40,85 млн легковых автомобилей. При этом машины 2013 года выпуска занимают значительно большую долю российского парка — 6%. Такие данные содержатся в исследовании аналитического агентства «Автостат».

Автопарк молодеет

Что касается возрастной структуры автопарка страны, то в исследовании отмечается, что на 2015 год почти треть автопарка страна (33,1%) — это машины старше 15 лет. Самую большую долю российского автопарка сегодня составляют автомобили 2008 года выпуска (7,2%), в котором продажи новых автомобилей достигли исторического максимума.

Меньше всего в парке машин 2009 года производства (2,5%), что объясняется резким сокращением выпуска новых автомобилей в России в связи с прошлым экономическим кризисом.

Отметим, что за последнее десятилетие российский автопарк заметно омолодился. Так, в начале 2005 года 73,4% автомобилей, стоящих на учете, были старше семи лет. Сейчас таких «возрастных» машин в автопарке страны уже гораздо меньше — 63,9%. А доля «стариков», чей возраст перевалил за 15 лет, составляет 33,1%, то есть более 13 млн автомобилей.

Россия пересаживается на иномарки

В исследовании приводится и нынешняя структура парка по разным автомобильным маркам. По-прежнему больше всего в российском автопарке автомобилей Lada. Доля машин производства завода в Тольятти составила на начало 2015 года 34,5%.

Однако с каждым годом доля автомобилей отечественного бренда продолжает снижаться. Например, если десять лет назад она составляла 50% (11,24 млн штук) от общего объема парка страны, то к 2011 году снизилась уже до 37,6% (13,72 млн), а в 2012-м — до 37% (13,67 млн).

Второе место по доле парка в 2015 году сохраняет за собой японская марка Toyota (8,8%) — крупнейший мировой автопроизводитель. В тройку лидеров также вошел Nissan с показателем 4,5%. Далее в этом рейтинге марка Chevrolet (3,7%), присутствие которой в автопарке будет постепенно сокращаться, поскольку компания на днях объявила об уходе в этом году с российского рынка своих самых массовых моделей. Замыкают «пятерку лидеров» Hyundai (3,5%) и Renault (3,2%).

Достаточно высокая доля — более 3% — у Volkswagen и Ford, которые расположились на шестой и седьмой строчках рейтинга. Парк южнокорейской KIA составил на начало года 2,9%. Ровно такая же доля оказалась у российского бренда ГАЗ. В топ-10 парка иномарок вошли также Mitsubischi (2,6%) и Opel (2,1%). Последний, как и Chevrolet, в ближайшее время будет терять долю из-за сворачивания бизнеса. Десятка брендов-лидеров занимает более 70% всего парка легковых автомобилей России.

Примечательно также, что доля машин марки «Москвич» до сих пор остается весьма высокой — 2,6%, хотя их производство было прекращено, по сути, еще в середине 1990-х (полностью остановлен завод в 2001 году). Для сравнения: такой же объем автопарка на начало 2015 года у бренда Mitsubishi.

По словам гендиректора «Автостата» Сергея Целикова, в кризисный период российский парк все равно будет расти, поскольку в меньшей степени реагирует на рынок. «Вне зависимости от того, сколько продается новых автомобилей, автопарк ежегодно прирастает, поскольку выбытие старых машин происходит очень медленно, — рассказал «Газете.Ru» Целиков. — На марочную структуру парка текущий кризис тоже существенно не повлияет. Доля марок в автопарке страны будет в целом изменяться теми же невысокими темпами. Но можно точно сказать, что в перспективе будет быстрее других расти парк корейских и китайских брендов, несмотря на то что последние пока даже не попадают в рейтинг».

Вполне очевидно, что при планомерном сокращении присутствия в автопарке автомобилей российских производителей — «АвтоВАЗа» и УАЗа — доля иномарок растет.

Так, согласно последним данным, за 2014 год доля машин иностранных марок в автопарке страны увеличилась на 2% — до 55%.

По данным аналитиков, уже в 46 из 50 городов России с наиболее крупными автопарками доля иномарок превышает долю машин отечественного производства.

Большинство экспертов уверены в том, что тенденция будет продолжаться и постепенно автомобили отечественных производителей будут занимать в структуре автопарка не более 20%.

Напомним, согласно недавнему исследованию «Автостата», больше всего автомобили иностранных марок пользуются популярностью на Дальнем Востоке. Лидеры по этому показателю — Находка (93,6%), Владивосток (93,4%) и Уссурийск (90,4%). Что касается автомобилей отечественных брендов, то они традиционно наиболее популярны в Поволжье: Тольятти (33,4%), Ульяновске (44%), Саратове (48,5%).

По статистике, на каждую тысячу жителей России приходится 284 легковых автомобиля. Это в несколько раз меньше, чем в ведущих странах Европы.