Land Rover Defender - культовый британский автомобиль, олицетворяющий не только целую эпоху в автомобилестроении, но саму суть понятия "мужской автомобиль". Он брутален, угловат, и в нем сохранилась армейская закалка, как у вышедшего в отставку вояки, который на "гражданке" не отказался от устоявшихся привычек.

В минувшую пятницу в английском городе Солихалл с конвейера завода сошел последний автомобиль, производство которого не прекращалось на протяжении 68 лет. Как автомобиль из дешевой разработки стал символом целой эпохи автомобилестроения разбирался Sostav.ru.

Свою историю Land Rover Defender начал в 1948 году, когда в послевоенной Англии возникла необходимость в простом, надежном и, главное, недорогом в производстве автомобиле. В то время, обессиленная и изнуренная Англия нуждалась в восстановлении сельского хозяйства и производства товаров первой необходимости.

Перед инженерами стояла задача разработать простое и дешевое транспортное средство, которое позволило бы жителям страны восстанавливать сельское хозяйство и промышленность. Решение этой задачи взяли на себя инженеры братья Морис и Спенсер Уилкс.

Они разработали модель автомобиля, который справился бы с сельскохозяйственными и коммунальными нуждами, без серьезных затрат на производство. За основу нового автомобиля инженеры взяли кузов Willys Jeep, внедорожника, который отлично себя зарекомендовал во время войны. Производили машины из алюминия, производство которого во время и после войны оставалось на высоком уровне.

В конце 1948 года с конвейера сошли первые машины марки Land Rover. Компания планировала выпускать простые и дешевые автомобили несколько лет, чтобы улучшить финансовое положение, а затем приступить к производству более элегантных и дорогих авто.

Однако десятилетиями компания продолжала производить трудяг для Британии и бывших колоний, без которых не могли обойтись ни сельская пастораль, ни джунгли, ни саванна. Имя Defender - "защитник" - появилось лишь к 80-м годам, на протяжении почти 40 лет компания использовала цифры для обозначения своей продукции.

С 1948 по 1958 компания выпускала автомобили 1-й серии, в 1958 году стартовал выпуск 2-й серии, которую в 1961 году сменила серия IIА. Также были модифицированные серии IIA и IIВ Forward Control. В 1971 появился Land Rover 3-й серии, который пережил значительные изменения с точки зрения дизайна.

Автомобили братьев Уилкс пользовались спросом не только среди фермеров. Надежный и простой аппарат, который легко справлялся с любыми дорогами и препятствиями, начиная с 1948 года поставлялся в Британскую армию. Автомобиль показал себя во время Корейской войны (1950-1953), после которой Land Rover был признан стандартом легкого военного автомобиля во всех странах Европейского Союза.

Разработки I, II и III серии Land Rover приняли на вооружение австралийские вооруженные силы, в том числе полиция, скорая помощь и пожарные. В 1948 году Land Rover 1-й серии заменил автомобили марки Austin Champs и Jeep. В 1958 власти страны вновь закупили Land Rover уже 2-й серии, а в 1971 - 3-й серии. Автомобили Land Rover Defender и по сегодняшний день находятся на службе Вооруженных силы Австралии и Новой Зеландии.

Имя Defender автомобиль получил только в 1983 году. Машину выпускали в нескольких модификациях, которые отличались не только по внешнему виду, но и модификациями: трехдверный Land Rover 90 и четырехдверный Land Rover 110. В том же 1983 году на заводе было запущено производство Land Rover 127.

Следующий этап в истории Defender начался в 1990 году. Тогда автомобиль пережил первые и единственные серьезные изменения в дизайне.

Как продвигался Defender

Легендарная автомарка из-за своих особенностей позиционирования никогда особенно не рассчитывала на классическую рекламу на телевидении. Рекламой ей служило сотрудничество с армией и силовыми структурами. Также Land Rover спонсировал и участвовал в сложнейших экспедициях, поддерживая тем самым статус самого "внедорожного" внедорожника.

В 1997 году автомобиль Land Rover Defender 90 и восемь членов экипажа поднялись на Эльбрус, высочайшую вершину Кавказа (5642 м). В 2008 году Стив Бургесс и Дэн Эванс первыми в мире преодолели путь от Сибири до Аляски (через Берингов пролив) на автомобиле Land Rover Defender (110 PickUp), который был оборудован поплавками, гребной винт приводился в действие задним карданным валом. Это лишь два ярких эпизода из сотен путешествий, в которых принял участие Defender.



Марка использовала product placement, становясь непременным участником приключенческих фильмов. Самый известный пример - для фильма о знаменитой искательнице приключений Лары Крофт инженеры Land Rover создали специальный Land Rover Defender (модель Defender 90 2.5 TD5 Tomb Raider), брутальный образ как нельзя лучше соответствовал духу приключений.

В минувшую пятницу, 29 января 2016 года, с конвейера завода,расположенном в английском городе Солихалл, сошел последний автомобиль легендарной модели Land Rover Defender. Спустя 68 лет история культового бреда подошла к своему завершению. Точнее, длительному перерыву - марку обещают возродить через два года.

Николай Васильев, генеральный директор ООО «ИД Трибуна»

Land Rover Defender – это легендарный внедорожник, икона автомобилестроения, настоящий бренд. Вне зависимости от года выпуска и типа кузова Defender имеет абсолютно узнаваемое лицо. Это машина – символ для всех, кто разбирается в технике, кто ценит надежность, мощность, проходимость. При этом в ней есть душа, думаю, настоящие автомобилисты поймут, что я имею в виду. Такие машины остаются в семье надолго. Не зря, по оценкам компании Land Rover, большая часть когда-либо выпущенных Defender’ов до сих пор остается в строю.

Отвечая на ваш вопрос, думаю, не стоит говорить о богатой истории марки, что её нельзя «убивать» и так далее. Всё это неоднократно написано, важно, что Defender уже давно клонируется. Поэтому он будет жить в том же «обличье» еще многие годы. Ко всем известным клонам (Santana, Minerva, Iveco, Tempo) нужно добавить еще один относительно новый – Otocar. Это турецкая автомобильная компания, которая производит в Турции Defender’ы для турецкой армии. Так что фанатам «настоящего» Defender’а рано расстраиваться. Помимо турок различные модификации Defender’а стоят на вооружении армии или полиции более 40 стран от Аргентины до Таиланда. Наличие более двух миллионов машин требует производства деталей и комплектующих. Так же как и огромная масса поклонников по всему миру требует оставить Defender в том стиле, который он приобрел за последние почти 70 лет. Думаю, эти и другие факторы не позволят Джерри Макговерну, директору по дизайну Land Rover, поиздеваться над брендом также как он это сделал с Land Rover Discovery Sport.

К тому же мы помним общественный взрыв после показа первого нового картонного Defender’а, после чего Джерри бросился успокаивать подданных Королевства, что это «только начало четырехлетнего путешествия». Так что история знаменитого бренда продолжается. В 2018 году нам обещают новый Defender, полностью соответствующий всем современным требованиям безопасности, экологичности и так далее. Надеюсь, что это будет машина, по максимуму сохранившая всё лучшее, что есть в бренде.