Если что-то хорошо работает, отойди и не вмешивайся. Это правило давно уже забыто в автомобильном мире. Секта «экологов» и сторонников «Гринписа», вступивших в крестовый поход против двигателей внутреннего сгорания, объявивших автомобиль вселенским злом, успешно ведет дело к какому-нибудь «Евро-10».

Недалек тот день, когда они окончательно прогнут под себя политиканов и те примут нормы, по которым выхлопная труба будет обязана мироточить, а сам автомобиль — биоразложиться по окончании гарантийного срока. Но это в будущем. Пока же в гонке за клиентом и автопроизводители планомерно мучают нас и свои машины регулярными рестайлингами и фейслифтингами. Приверженцы «тру»-спорткаров и прочих «настоящих» автомобилей стонут, но покупают. Рестайлинговые версии, проездной «Тройка» или новый «Кашкай». Кому что милее.

В сегменте off-road все уже совсем печально. Defender покинул нас в прошлом году, Isuzu у нас никогда и не было, а Patrol играется в гламурные игры с Land Cruiser 200.

Для реальной жизни и покорения бездорожья остались только две достойные модели полноразмерных рабочих внедорожников — LandCruiser Prado и Pajero Sport.

Нет, конечно, где-то там еще бродит G-Wagen, но по-честному: когда вы видели его последний раз не то что в боевой, а хотя бы в утилитарной версии?

Как вы уже поняли, речь пойдет об одном из оставшихся — Mitsubishi Pajero Sport. В 2013 году нам показали обновленную версию калужской сборки. Что бросилось в глаза тогда? Украшательство передней части псевдоагрессивными элементами, не самая лучшая шумоизоляция и посредственная эргономика водительского сиденья. В Японии нужно запретить вегетарианство и ввести обязательные мясные дни четыре раза в неделю. Пусть они прибавят еще 10 см среднего роста и перестанут делать машины для лилипутов!

Чего-то похожего я боялся и готовясь к встрече с новым «Спортом». После того как закончив разглядывать еще сильнее облепленную пластиком и хромом «морду» новинки, вспоминая гоголевское «Экий ты смешной!», в салон забирался, ожидая увидеть там что-то не менее занимательное.

Так оно и оказалось. Сиденья! Они наконец сделали нормальные сиденья для нормальных людей! Проектируя салон третьего поколения, в Mitsubishi наконец обзавелись мерками «гайдзинов» или заполучили для этих целей какого-нибудь рослого американца или австралийца. Водительское сиденье нового Pajero Sport просто великолепно. Глубокое, мягкое, с нормальной сидушкой, широкой спинкой и боковой поддержкой. Теперь в нем можно сидеть долго. На плохой дороге, на шоссе.... Везде!

Впрочем, восторженный панегирик интерьеру на этом месте придется закончить. Его дизайнер перепутал теплое с мягким, а комфорт и функциональность — с «красивостью». Например, прежний «Спорт» комплектовался головным устройством, которое можно было заменить на что-то более приличное, а в отсек под магнитолой установить весьма полезную во внедорожных «покатушках» или путешествиях радиостанцию. Теперь нет.

«Голову» придется ставить китайскую или мастерить под 2DIN-устройство, а место для радиостанции искать где-то еще.

В салоне появились пластиковые накладки под серебро. Одна представляет собой ручку двери и сильно выдается, мешая положить локоть, дотянуться, не поднимая руки, до клавиш стеклоподъемников или открывания двери. Ау, японцы! Запомните: самый правильный дизайн дверных панелей у Land Rover. Это горизонтальный, прямой и широченный подлокотник на который спокойно можно уложить iPhone 6+ и не бояться, что он свалится в повороте. Скопируйте и не придумывайте ничего.

Вместо рулевой колонки теперь в колени и локти впивается и вторая «красивая» и лишняя деталь — «серебряные» накладки, обрамляющие центральный тоннель (в нем теперь есть кармашки). Толстые ребристые штуковины расходятся под углом, расширяясь в направлении лобового стекла и огибая центральную консоль. Эти бесполезные детали ощутимо так впиваются в коленку и водителю, и пассажиру. «Интересно, а ведь ее можно снять — она же только для красоты, и закрыть отверстие чем-то типа куска пластика?» — задумчиво произнес один из сотрудников российского Mitsubishi, чья могучая нога моментально оперлась в эту «красоту», едва он уселся в салон.

В российском офисе компании часто подчеркивают: «Мы всегда готовы слышать и слушать клиентов и журналистов. И не просто слушать, но и прислушиваться, всячески мотивируя головной офис вносить изменения «по желанию трудящихся». Ну раз так, то можем посоветовать компании, если она действительно хочет сделать комфортным рабочий внедорожник, приглядеться к своим землякам из Komatsu или их коллегам из Caterpillar, John Deere или Renault Trucks. Для чего? Да просто вот там-то и можно найти правильное понимание комфортного рабочего места. Попробуйте предложить работяге на бульдозере или карьерном погрузчике «добавляющие комфорта накладки под алюминий и мягкий пластик» вместо правильно расположенных манипуляторов, хорошо читаемых приборов и эргономичного сиденья, в котором ему не кататься по шоссе, а работать многочасовую смену. Готов поспорить, что через секунду на горле горе-дизайнера сомкнутся могучие пальцы, способные открутить болт на тридцать без гаечного ключа.

Но, кроме шуток, в этом классе общий тренд на украшательства бессмысленными и, как оказывается, мешающими деталями под видом «комфорта и роскоши» явно вредит. Выглядит как стразы на хорошей рабочей лопате. И что с ней делать? Рыться в песочнице вместо карьера? Ну так вот в этой песочнице Mitsubishi может легко закопать настоящий бриллиант — один из последних в мире реальных внедорожников.

Учитывая, что Pajero Sport действительно бриллиант в короне Mitsubishi, ожидаемо было бы наблюдать культивирование его рабочих качеств и черт, а не деградацию в сторону кроссоверов, пусть пока только и внешнюю.

Логичным было бы увидеть, как это было когда-то, деление на Light Duty и Heavy Duty, с трансмиссией от какого-нибудь японского БТР у второй, а также штатными аксессуарами вроде расширителей арок, колес А/Т, лифта подвески. Кстати, и цена, отличающаяся от «легкой» версии на полмиллиона-миллион, тогда будет вполне оправданна: затраты иных джиперов на дооснащение выливаются в большие суммы.

Брать не будут? Да бросьте! Посмотрите на автопарки арабов, у которых денег куры не клюют, — в Instagram каждого второго тамошнего любителя «покатушек» барханы бороздит Land Cruiser 70 и пикапы на его основе. Кстати, ведь у «Мицу» было чем ответить — до 1998 года в Японии собирался шестиместный Mitsubishi Jeep Station Wagon с очень похожими характеристиками. Так что дело за малым — у Pajero Sport уже есть две блокировки в суперселекте. Поставить еще одну вперед и вернуть неразрезной мост, адаптировав его под новый кузов. И получится настоящий автомобиль для покорителей бездорожья, которому вполне можно будет дать имя Pajero Siberia.

Но хватит фантазий, спустимся на землю и перейдем к реальным изменениям и усовершенствованиям.

На премьере, которую российский офис Mitsubishi символично устроил в виде путешествия на крупнейшее в России Ломоносовское месторождение алмазов, нам довелось попробовать только одну версию — с трехлитровым бензиновым двигателем и новой восьмиступенчатой автоматической трансмиссией.

Этот двигатель 6B31 почти ветеран. В 2007 году он дебютировал на первом Qutlander XL и потом переселился под капот предыдущего поколения Pajero Sport. В нынешнем варианте мотор выдает 209 л.с. на 6000 об./мин и развивает 279 Нм при 4000 об./мин.

Усовершенствования коснулись экологичности и устранения потенциальных проблем. Двигатель лишился механизма изменения геометрии впускного тракта — теперь владельцам не придется производить процедуру по его ампутации и перенастройке компьютера ECU — все уже сделали за вас на заводе. А вот появившуюся систему EGR, когда умрет, придется вырезать самостоятельно. Ну, или проявить сознательность и заботу об экологии. Также у двигателя новые свечи с иридиевыми электродами, не требующие замены весь гарантийный пробег. В электрооборудовании двигателя появилась система контроля зарядки, позволяющая снижать нагрузку на генератор и экономить топливо.

Если двигатель, пусть и модернизированный, но старый, то вот с коробкой совсем другое дело. Это очень интересный новый восьмиступенчатый автомат AISIN.

Характеристики коробки сильно напоминаю агрегат, используемый на Volkswagen Amarok. Первая передача в нем такая короткая, что позволяет использовать огромный крутящий момент, карабкаясь по снегу или грязи, а «понижайка» в «раздатке» уже и не нужна. А общий диапазон передаточных отношений позволяет использовать двигатель даже для длительного движения с большой скоростью и неплохо экономить на высоких скоростях. В качестве минуса можно отметить лишь то, что хотя это и самый надежный в мире AISIN, но сложность и технологичность восьмиступенчатой АКПП вызывает опасение относительно ресурса. Если такой же агрегат останется и у дизельной версии, которая нам тоже обещана, то это будет очень интересный автомобиль.

Из других новинок в «Мицу» очень гордятся системой помощи при спуске Hill Descent Control (HDC), что вполне обоснованно. Опция полезная и работающая при езде как передним, так и задним ходом. Рядом с шайбой селектора режимов работы фирменного полного привода Super Select 4WD II есть теперь еще одна кнопка — ASTC ((Active Stability & Traction Control), которая, как следует из названия, позволяет выбирать из четырех предустановленных режимов настроек системы стабилизации: гравий, грязь/снег, камни, песок.

Судя по описанию, прекрасная опция, но проверить ее на самом интересном виде покрытия — грязь/снег — нам так и не довелось. Организаторы теста предпочли оградить нас от шанса засадить машину и оторвать красивый бампер, и мы ограничились триумфальными проездами по глубоким лужам и безумным спринтом по грейдеру, ведущему к алмазному карьеру. В обоих случаях режим трансмиссии был 4Н, изредка — задний привод. На нем, кстати, у Pajero Sport весьма веселый характер. Но стоит быть осторожным. Мощный и тяговитый мотор провоцирует лететь по грейдеру все 120 км/ч, а летать-то на этом кирпиче с высоким центром тяжести по извилистым дорогам лучше на умеренных скоростях. В случае с моноприводом автомобиль очень охотно идет в классический занос, а в режиме 4Н вход в поворот на 60–70 км/ч легко превращается в езду боком.

Кстати, именно на гравийной 120-километровой трассе в полной мере удалось оценить и существенно улучшенную шумоизоляцию, и незначительно, но измененную подвеску.

Теперь там более толстые стабилизаторы, изменены точки крепления деталей.

Что до еды по грязи, по правде сказать, опасения организаторов были напрасны. Я хорошо помню, как во время премьеры российской сборки предыдущего поколения Pajero Sport без включения блокировок бодро лазил по канавам и грязным буеракам, в которые после многочасового дождя превратилась разбитая мотокроссовая трасса в Кондрово.

Получилось ли у Mitsubishi создать внедорожник без недостатков? Не совсем. Слишком много у него хрупких на вид деталей, ставших данью моде.

Получилось ли у конструкторов компании отстоять все достоинства прежнего Pajero Sport и снова создать настоящий рамный внедорожник? Однозначно да.

Сегодня мало кто может похвастаться даже при довольно существенном — до 19 литров — расходе топлива столь прекрасным внедорожным функционалом, и слоган компании «Mitsubishi — надежно» вполне оправдан.

Немного о печальном. В России ценник на новый Pajero Sport с бензиновым двигателем и АКПП будет равен 2 749 999 руб. за комплектацию Instyle и 2 949 990 руб. — за Ultimate.

Хорошо, что уже в базовой Instyle доступны ABS, Brake Assist, EBD-система Hill Descent Control и помощь при старте в гору Hill Start Assist, а также новая динамическая система курсовой устойчивости и противобуксовочная система c внедорожными режимами ASTC. Есть здесь и камера заднего обзора, и система экстренного оповещения ЭРА/ГЛОНАСС. Топовая версия отличается наличием функции контроля и предупреждения водителя о наличии препятствий в слепой зоне BSW (Blind Spot Warning), системы предотвращения столкновений при парковке UMS (Ultrasonic Misacceleration Mitigation) и системы предотвращения попутных столкновений FCM (Forward Collision Mitigation System). Также в ней присутствуют парктроник с системой кругового обзора и мультимедийная система Mitsubishi Power Sound System с распознаванием смартфона Mitsubishi Connect.

А плохо… то, что всего три года назад за комплектацию Ultimate с трехлитровым бензиновым MIVEC нужно было отдать всего 1 599 990 руб.