С 1 января для продажи полиса ОСАГО страховщику надо будет дважды выйти в интернет: перед продажей – для проверки техосмотра, и сразу после – для внесения полиса в базу. Это может парализовать работу агентов. Минфин намерен решить проблему, дав страховщикам 15 дней для этих действий.

Поправки к закону об ОСАГО, привязавшие ОСАГО к техосмотру, требуют, чтобы с 1 января 2013 г. наличие у автовладельца талона техосмотра страховщик проверял по базе ЕАИС ТО, а сведения о проданном полисе тут же вносил в базу АИС ОСАГО (см. врезку). По мнению опрошенных АСН страховщиков, эти требования сильно затруднят работу страховых агентов «в поле»: у множества агентов нет доступа в интернет в момент заключения договора.

Решение проблемы представители страхового сообщества видят в принятии до Нового года поправок к закону об ОСАГО, которые позволили бы делать онлайн-запросы и вводить полисы в базу не прямо при их продаже, а несколько позже.

Именно такую схему предполагают новые поправки к закону об ОСАГО, уже направленные Минфином в правительство, сообщил АСН источник в Минфине. Согласно этим поправкам, страховщику даются дополнительные 15 дней. За это время он должен внести новый полис в базу АИС ОСАГО и проверить по базе ЕАИС ТО, действительна ли диагностическая карта, предъявленная автовладельцем при заключении договора.

В случае отсутствия сведений об этой диагностической карте в базе страховщик должен будет принять по отношению к автовладельцу «меры, предусмотренные правилами ОСАГО». Что это будут за меры, пока не решено. Обсуждаются, в частности, применение повышающего тарифного коэффициента «за грубые нарушения» и наделение страховщика правом одностороннего расторжения договора страхования, рассказал АСН собеседник из Минфина.

Предполагается, что предложенные Минфином поправки будут обсуждены на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, которое может состояться уже на следующей неделе.

Между тем некоторые опрошенные АСН страховщики не слишком надеются на то, что изменения успеют вступить в силу вовремя. Поэтому они готовят свои IT-системы к новым требованиям. Так, в СГ «УралСиб» АСН сообщили, что компания разрабатывает онлайн-сервисы для агентов и партнеров. В «Альянсе» предполагают, что в офисах будут работать специальные интернет-системы, а «в поле» посредники смогут пользоваться услугами call-центра страховщика. В «РЕСО-Гарантии» создается специальный интерфейс для онлайн-запросов агентов.

Несмотря на сложности, которые сулит страховым компаниям необходимость взаимодействовать с АИС ОСАГО и ЕАИС ТО, большинство опрошенных АСН участников рынка оценивает нововведение положительно.

Например, руководитель направления продакт-менеджмента СГ «УралСиб» Егор Лысой считает, что внедрение в работу страховщиков баз данных заставит работать систему «бонус-малус» и позволит страховым компаниям эффективно контролировать факт проведения автовладельцем техосмотра.

«Это шаг в верном направлении, который может позволить заработать системе «бонус-малус», – соглашается руководитель дирекции андеррайтинга массовых видов страхования СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов.

«Как только возможность привлечения клиентов через демпинг цен посредством предоставления необоснованных скидок уйдет в прошлое, на передний план выступят такие показатели, как надежность, репутация и хороший сервис», – полагает директор по страхованию автогражданской ответственности СК «Альянс» Андрей Антохонов.