Пополняются новыми ожиданиями прогнозы относительно продаж автомобилей. Если в Европе, США и Японии уже давно говорили о катастрофическом снижении продаж на рынке и улучшений не прогнозировали, принимая срочные меры по спасению автопромышленности, то Россия, как обычно, прогнозы преподносит по убыванию - постепенно и порциями. Прогноз снижения продаж в 2009 году до 19 проц. на прошлой неделе сменился уже 25-50 проц. на нынешней неделе.

Усугубить прогноз по падению продаж автомобилей в РФ решила компания PricewaterhouseCoopers (PWS). Партнер компании Стенли Рут озвучил падение в интервале от 25-50 проц., что составит от 2,3-1,6 млн штук по сравнению с предыдущим годом. Причем, "в базовом сценарии падение продаж составит 25 проц. в количественном выражении, таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн автомобилей, при пессимистическом сценарии падение достигнет 50 проц. при объеме рынка в 1,6 млн штук", - констатировал он.

С.Рут также отметил, что, в соответствии с прогнозом PWC, доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизится с 31 проц. в 2008 году до 20-10 проц. в 2009 году. Средняя стоимость продаваемого автомобиля в 2009 году составит 20-18 тыс. долларов против 21,7 тыс. долларов годом ранее. "Автомобильный рынок России вернется к показателям двухлетней давности, то есть к уровню 2006 года. В то же время рынки развитых стран могут вернуться к показателям 10-20-летней давности", - отметил С.Рут.

Он добавил, что краткосрочные перспективы местного производства выглядят более благоприятными, нежели автомобильный рынок России в условиях кризиса в целом. Автомобили местного производства увеличат свою рыночную долю, считает он. Ослабление рубля и повышение таможенных тарифов, которые могут пойти на пользу местным производителям, могут негативно сказаться на автодилерах. "Мы ожидаем значительную консолидацию в отрасли", - отметил партнер PWC.

Между тем, всего неделю назад вице-президент автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Мартин Ян говорил о сокращении продаж в 2009 году всего на 19 проц. - до 2,4 млн штук. "Мы не можем ожидать роста продаж в РФ в 2009 году", - отмечал он. "Есть и другие прогнозы - что рынок упадет на 15 или на 40 проц. Считаю, что наш прогноз более реалистичен. Покупатели не смогут откладывать приобретение автомобиля вечно", - подчеркнул М.Ян.

В свою очередь, вице-президент комитета автопроизводителей выделил две тенденции на 2009 год. Первая - это повышение цен на новые иностранные автомобили из-за повышения импортных пошлин и девальвации рубля. М.Ян предположил, что в среднем рост цен на иномарки в России составит порядка 10 проц. Он отметил, что будут расти объемы производства автомобилей иностранных брэндов в России, а перспективы роста продаж иностранных марок по отношению к российским брэндам "будут зависеть от девальвации рубля, пока это вопрос я оставил бы открытым".

Стоит отметить, что отмечается не только падение продаж, но и сокращение выпуска автомобилей. Так, в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем выпуск машин сократился на 16,7 проц. Наибольшее падение производства - 53,1 проц. - зафиксировано в III декаде декабря, когда было изготовлено 18,809 тыс. машин. В I декаде месяца российские автопроизводители выпустили 42,943 тыс. машин, во II декаде - 40,116 тыс. машин. Это, соответственно, на 2,6 и на 6,6 проц. меньше по сравнению с аналогичными периодами.

Что касается Европы - то там, в декабре зафиксировано падение продаж автомобилей на 17,8 проц. по отношению к тому же месяцу 2007 года. За весь 2008 год продажи составили 14,71 млн автомобилей, что на 7,8 проц. меньше, чем в 2007 году. Это максимальное годовое падение за период с 1993 года. Хуже всего в декабре чувствовали себя рынки Ирландии (-61,9 проц. к предыдущему году), Латвии (-57,3 проц.), Испании (-49,9 проц.), Эстонии (-45,6 проц.), Литвы (-41,5 проц.), Болгарии (-40,1 проц.), Дании (-39,3 проц.). На основных европейских авторынках ситуация также тяжелая: в Великобритании продажи упали на 21,2 проц., в Италии - на 13,3 проц., во Франции - на 15,8 проц., в Германии - на 6,6 проц.