Наверное, многие родители задумываются, как привить ребенку вкус, как научить его отличать прекрасное от кича, удачное сочетание цветов от аляповатой пестроты? Вот несколько мыслей на эту тему. Мыслей достаточно спорных, поскольку я убеждена, что эстетическое воспитание работает впрок, на будущее и еще долго мы не увидим его результатов.

1. Дети тянутся к яркому и блестящему. И если категорически запретить в доме такие вещи они превратятся в запретный плод. Поэтому если ребенок очень мечтает о какой-то безвкусной игрушке, аксессуаре, наряде, без конца просит о них – быть может, стоит приобрести эту вещь?

2. Обязательно высказывайте свое отношение к окружающим ребенка вещам. Но не будьте категоричны, говорите именно о том, что вам нравится или не нравится, какие сочетания вам кажутся удачными, а какие нет. И если ребенок ответит, что думает по-другому – это тоже хорошо.

3. С дошкольниками не стоит посещать места массовых увлечений безвкусными вещами. Очень легко начать смеяться и восхищаться вместе с толпой. Однако, если дошкольник просит что-то, что есть у его лучшего друга или всех детей в садике иногда стоит ему уступить. Особенно если ребенок не очень уверенно чувствует себя в детском коллективе.

4. Старайтесь не столько забирать плохое, сколько окружать ребенка хорошими, красивыми вещами.

5. Попробуйте понять, почему ребенок вцепился именно в эту игрушку или выбрал в магазине самую жуткую футболку. Красота вещи имеет для него второстепенное значение, если игрушка действительно интересная, а на одежде нарисован любимый мультгерой. И в таких случаях проще подобрать замену, чем убеждать ребенка, что его выбор – безвкусица.

6. Если ребенок просит у Деда Мороза подарок, вызывающий у вас неприятие, попробуйте уступить. Но обязательно положите под елку какую-нибудь замечательную игрушку.

7. Приобщайте к искусству, показывайте красоту, обсуждайте, объясняйте, поясняйте свой выбор. Но не ждите результатов и не требуйте от ребенка "Как ты можешь даже смотреть на это, ты же вчера был в музее!".

8. Чаще спрашивайте у ребенка "А это красиво". Например, читая книгу, можно узнать, нравятся ли ребенку картинки. И не обязательно высказывать в ответ свое мнение.

9. Не беспокойтесь о плохом вкусе ребенка. Страсть малыша к ярким цветам, протест подростка против привычных сочетаний пройдут. Важно лишь то, что останется.

10. Разберитесь, чему именно вы учите ребенка. К сожалению, кроме нужных эстетических принципов мы в детстве усвоили множество шаблонов “как можно и как нельзя”. Поэтому прежде, чем чему-то учить ребенка подумайте, действительно ли вы так считаете или бездумно повторяете заученные слова?

До новых встреч, Луговская Юлия