Если спросить у Интернета, как поставить звук «р», ответы не будут разнообразны, все как один повелят обратиться к логопеду. Но это сделать мы всегда успеем. А пока пробуем научить сами.

Для начала покажем, как можно на кончике языка, как на ложечке, удерживать ягодку или небольшой шарик. Можно позабавиться, сделав из языка чашечку и наливая в нее воду.

Дальше краем этой чашечки касаемся верхних зубов. Должны натренироваться мышцы.

Если чашечка никак не получается, придется погрешить против правил хорошего тона и начать с облизывания тарелок. Это очень хорошая тренировка для языка, и там, где естественное желание слизать остатки мороженого с блюдечка не обрубалось строгим окриком, и скороговорки в основном не представляют собой никакой трудности:

«Ехал грека через реку...»

«Триста тридцать три тракториста...»

«Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь...»

«Карл у Клары украл...»

«Вороватые вороны разворовывали варенье...»

«Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали...»

«Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель...»

«Во дворе трава, на траве дрова ...»

«Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка...»

«Осип охрип, а Архип осип...»

«Жили-были три китайца Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони...»

«В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров!...»

«Триста туристов раз по триста треску трескали...»

«Заря заряжает, зараза заражает. С презрением воззрись на заразу на заре...»

«Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи...»

«Пригрезилось Ивану Грозному, что грозны Иваны грязные...»

«Горожане нагородили, пригород разгребает...» и так далее.

Тренируя каждый день мышцы языка, заодно поставим и дыхание. Приложите лист бумаги к стене и просите дуть на него так, чтобы был прижат и не падал вниз. Попросите наклонить пламя свечи, не затушив его, и подольше удержать пламя наклоненным. Поиграйте в футбол, гоняя дыханием ватный шарик. Сделайте пульверизатор из двух трубочек для обрызгивания цветов. Научите рассеивать ртом воду так, как это делали хозяюшки до появления утюга с отпаривателем.

Когда край «чашечки» из языка будет легко удерживаться у альвеол, можно мизинцем или наконечником ручки поводить под языком из стороны в сторону на выдохе. Получается некое подобие «р», которое довольно легко переходит в нормальный звук «р», особенно после «т», как в слове «трава». Иногда «р» возникает как маленькая хитрость в ответ на просьбу как можно быстрее произнести сто раз подряд «д». И не важно, что в споре с подсчетом числа «д» за минуту победит не «д», а «р», был бы результат.

После того как язык начинает слушаться и звук «р» – получаться, встает вопрос об изменении привычки. Ребенку, который привычно грассирует, ни к чему переучиваться, у него и без того все неплохо звучит. Даже по-своему изысканно. А если голову запрокинуть?

И тут оказывается, что маленький язычок в этом положении не работает, а настоящее русское рррычание с трепыханием кончика языка у края верхних зубов отлично получается. После нескольких тренировок с запрокинутой головой картавость проходит.

Но договориться с ребенком о таких тренировках непросто. Зато можно поиграть с ним в машинку. Мотор машины рычит, а видеть, что впереди, машина сама не может. Кладем руку сзади на шею, откидываем на свою руку голову ребенка и водим его, пока рычит, то есть пока мотор работает. Интерес тем больше, чем больше несложных препятствий встречается на пути «машины» и чем больше комментарии приближены к ситуации на дороге. При этом хоРошо бы взРослому утРиРованно выговаРивать «Р».

Ну а дальше снова скороговорки. Например:

Те, кто говорят скороговорки – скороговоруны.

Те, кто изучает мастерство скороговорунов – скороговоруноведы.

Те, кто любит читать скороговоруноведов – скороговоруноведофилы.

Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов – скороговоруноведофилофобы.

Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов – скороговоруноведофилофобофаги.

Те, кто ведёт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами – антискороговоруноведофилофобофаги.

Те, кто выдаёт себя за антискороговоруноведофилофобофагов – квазиантискороговоруноведофилофобофаги!

В пРинципе «Р» выРабатывается на Различных пРавилах Русского языка, на теоРемах геометРии, на Рассказах об истоРических закономеРностях, о Радио и РадаРе, о гаРажах, о Ремеслах, о пРофессиях от Рыболова до пРограммиста.

Предложите ребенку упражнение на внимательность: надо в тексте повычеркивать «р» и «л», это неплохо тренирует различение схожих звуков, при котором органы артикуляции делают нужные микродвижения. Заодно, быть может, найдутся словосочетания с очень частым звуком «р» для новых скороговорок, которые можно разместить на специальных сайтах (хотя бы Скороговор.ру) для других любителей скороговорения. Раскатистый сонорный звук «р» очень нравится детям, и они с удовольствием сочиняют или повторяют стишки с ним:

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

(Л. Ульяницкая)

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С. Маршак)

Попробуйте добавить свое, авось получится?

Автор статьи: Елена Ермолова