Многие родители задаются вопросом: «Стоит ли выполнять во время летних каникул какие-либо домашние задания по обучению?» Наш ответ – безусловно, нужно! Чтобы ребенок не потерял за лето полученные знания, умения и навыки их нужно закреплять, но помните о том, что ребенок за каникулы должен отдохнуть, набраться сил перед школой. Поэтому занятия нужно дозировать, устраивать между ними отдых.

Мы предлагаем вам рекомендации по занятиям чтением и письмом.

Не заставляйте ребенка читать сразу большие тексты. Ограничивайтесь вначале слогами, затем словами, небольшими предложениями. Разместите где-нибудь в комнате магнитную азбуку. Пусть ребенок поиграет с ней:

- слоги можно «петь» (ма - мо - мы – ми - ме), изменяя высоту голоса (как гамму);

- или складывать слова, поочередно отыскивая нужные слоги (иг-руш-ки). Следите, чтобы слоги в словах читались плавно. Старайтесь подбирать слова так, чтобы они были похожи по звучанию, отличались одной или несколькими буквами, ударением:

- сок – сук – стук,

- лак – лук – люк – люкс,

- лес – леса – лесной.

И только после того, как ребенок будет легко справляться с такими заданиями, приступайте к небольшим детским текстам.

Как же пробудить у ребенка интерес к чтению? Иногда нужно прибегнуть к хитрости. Читая ребенку рассказ или сказку, оставьте их недочитанными. Сделайте вид, что вам некогда дочитать, а узнать чем закончилась история, очень хочется. Пусть сын или дочь выручат вас: дочитают и расскажут вам оставшиеся события. Момент любви, сочувствия к ближним людям также поможет вам.

– Почитай бабушке и дедушке (младшим сестре и брату). Они плохо видят (не умеют читать), а послушать сказку им очень хочется.

Не гонитесь за объемом прочитанного. Проверяйте, понимает ли ребенок то, о чем он читает. Попросите его рассказать, о чем он прочитал, задайте вопросы по содержанию текста. Не заставляйте ребенка читать молча, про себя. При тихом чтении ему сложнее понять смысл прочитанного, поэтому переходите к чтению «про себя» постепенно. Для наработки темпа чтения можно применить следующий способ. Вы садитесь читать вместе с ребенком. По мере его чтения закрывайте прочитанный участок линейкой, бумагой. Постепенно старайтесь «догнать» чтеца, убыстряя движение бумаги. Такое упражнение длиться не более 5-10 минут, 2-3 раза в неделю. Следите, чтобы скорость чтения не стала самоцелью. Если ребенок будет стараться прочитать быстро, а рассказать, повторить, о чем прочитал, будет сложно, от такого чтения больше вреда, чем пользы. Не мучайте ребенка ненужным натаскиванием, не отбивайте у него желания вообще читать. Помогите ему полюбить книгу, пробудите к ней интерес. Желательно, чтобы читаемые книги были с крупными буквами и сопровождались иллюстрациями.

Рекомендуем для чтения произведения Л. Толстого, А. Пушкина, К. Чуковского, В. Драгунского, А. Барто, В. Осеевой, сказки разных народов. Эти книги не только обогатят словарный запас ребенка, но и сделают его более чутким к окружающему миру.

Кроме чтения детям необходимы задания по развитию графических навыков. Помните, что при занятиях по письму должна быть строгая мера. Нужно учитывать особенности физического развития ребенка, в частности то, что рука его растет, а фаланги пальцев, кости запястья, кончики пальцев имеют много хрящевых соединений. Помните, его рука быстро устает и нуждается в отдыхе. Чтобы ребенку было легче научиться писать, нужно развивать мелкую моторику. Раскрашивание картинок, книжек-раскрасок, перерисовывание и просто рисование способствует этому. Пусть ребенок обводит контуры, штрихует. Хорошие результаты дает рисование по бумаге в клетку – две клетки влево, одна клетка вниз, три клетки вправо и т.д. Хорошо развивают руки и занятия с разными конструкторами, сборными моделями машинок, перебирание пуговиц, бусинок, складывание мозаики, лепка, аппликация. При работе с карандашом важно наносить линии не хаотично, а в определенной последовательности, одну возле другой. Покажите, что при большой площади рисунка вначале надо раскрасить часть возле контурной линии, вокруг мелкой детали (пуговицы, нос, глаза, цветы), а затем переходить к закрашиванию основного поля. Результат будет лучше, если цвет положить не один, а несколько раз, меняя направление линий. Наряду с этими упражнениями нужно заниматься и написанием слов, предложений печатными буквами. Очень полезно разгадывать кроссворды, ребусы, шарады, Такой литературы сейчас много продается в книжных магазинах.

Слова, которые расходятся с произношением (огурец, сад и др.) нужно диктовать ребенку. Диктовать нужно так, чтобы он не спеша, успевал за вами. Для этого нужно «петь», тянуть звуки: ко-о-о-р-р-о-о-в-в-а-а, зу-у-б-б. Научите ребенка диктовать себе слова во время письма и при проверке. Ему будет легче правильно написать слово или увидеть ошибку. При письме важно следить за размером букв, чтобы они не выходили за контур клетки. Следите также за правильным оформлением предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце, между словами расстояние).

Предложите ребенку поиграть в словарные игры. Вот некоторые из них.

- «Наборщик». Составьте из букв данного слова как можно больше новых слов. Жаворонок, ворона, вор, кожа, вар, кран, нож, ров, норка, кора (любое длинное слово).

- «Цепочка слов». Первый игрок пишет слово «дом», следующий слово, которое начинается с буквы «м» - «мяч», затем – «черепаха» и т.д.

- «Прятки». Взрослый пишет слово с пропущенной буквой, ребенок восстанавливает слово ( соб . ка, за . ок, те . радь).

- «Веселая арифметика».

Кабан – ан лук =? (каблук)

Ква рак – ак тира = ? ( квартира) и т.п.

Все занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовольствием и прилагали необходимые усилия.

Важно, чтобы взрослый отмечал любые достижения ребенка.

А, как известно, успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

Статью подготовила преподаватель прогимназии детского сада «ЛУЧиК» на Остоженке Реброва О.