Родители, чьи дети посещают общегосударственные учреждения, сталкиваются с проблемой: давать - не давать. Если давать, то, сколько и на что. Речь идет о сборе денег на различные нужды школы и на подарки учителям.

Взгляд изнутри.

Моя дочка учится в четвертом классе районной школы. В течение учебного года мы сдали четыре тысячи рублей на подарки учителям и школьные нужды, и пять тысяч - на окончание начальной школы (читайте: на одну экскурсию и подарки педагогическому составу). Всего - девять тысяч рублей. Я не могу вообразить, какую сумму нам придется «отвалить» на окончание школы, учитывая инфляцию.

Я не возмущаюсь, а хочу разобраться в вопросе. Мне могут ответить: «Не нравится – не платите. На родительском собрании обсудите сумму, которую вы готовы «выложить» на подарки учителям. Выберете другого человека, который будет заниматься финансовыми вопросами класса». Все логично, но что получается на деле.

Платить - не платить

Если я явлюсь членом некого коллектива, то подчиняюсь законам этого коллектива. Не нравится, уходи. Меня не устраивает сумма поборов в нашем классе, но где гарантия, что в другой школе она будет меньше? Надо учитывать факт, что моей дочери нравится учиться в этой школе. Здесь у нее друзья, хороший грамотный классный руководитель, школа находится рядом с домом. Поэтому из школы мы не уйдем.

Встать «в позу» и не платить, считаю не этичным. И моя позиция «не платильщика» обязательно скажется на моем ребенке. Одноклассники будут показывать пальцем и обсуждать: «Все платят, а она… самая умная». Подобный прессинг дочь не выдержит, начнутся слезы, нежелание ходить в школу и вопросы: «Мама, тебе трудно заплатить?» И я, в конце концов, сдамся и пойму, что мое противостояние школьным поборам, прежде всего, ударяет по моему ребенку, он страдает.

Смена «финансового директора»

В нашем классе сбором денег и закупочными действиями занимается неработающая мама с высоким материальным достатком. У нее достаточно свободного времени, есть машина и твердое убеждение «у ее дочери должно быть самое лучшее». Это распространяется на все. Если делаются подарки на Восьмое марта директору и заучу школы, то от нашего класса подарок должен быть самый лучший, то есть самый дорогой.

На родительском собрании мы обсуждали вопрос о сумме на подарки учителям. И выше названная мама ответила: «Если вам не нравится, какие подарки я покупаю учителям, то я с удовольствием сниму с себя эти обязанности. Занимайтесь сами». А заниматься некому. Мамы в классе - работающие. Есть три мамы – домохозяйки. Одна – многодетная, у нее нет сил и времени, перед праздниками мотаться по Москве в поисках подарков, другие две «не в теме». Нерешительные, во всем сомневающиеся, не знающие, где, что и как. На просьбу купить цветы учителям, они забивают вопросами: «А какие цветы покупать? А где? А по какой цене? А кто букеты будет составлять?..»

Менять председателя родительского комитета не на кого. Свою позицию по поводу дороговизны подарков, она объясняет, что ей стыдно дарить подарки учителям на сумму в пятьсот рублей. Это несолидно, не серьезно. И что чайных пар, вазочек, рамочек и всего другого на выше упомянутую сумму учителям за двадцать лет непрерывной работы в школе столько было «передарено», что очередная гжельская ваза или жостовский поднос, уже не является подарком, а докучливой единицей музейного хранения на кухонной полке».

Поэтому на подарок классному руководителю на каждый праздник выделяется сумма – 3000 руб., директору и заучу по – 3500 руб., другим учителям - сумма скромнее, но тоже не маленькая. Дарятся золотые украшения, наборы коньяка, дачный декор.

Философские рассуждения

Я не против подарков учителям. Знаю, насколько трудна их работа. Сама была воспитателем в лагере, и могу оценить ту эмоциональную, психологическую нагрузку, которую они испытывают, ту ответственность, которая ложится на их плечи. Через несколько дней после начала смены, я стала уже, как дембель, подсчитывать, сколько дней осталось до ее окончания. Настолько было тяжело. Дети полагают, что взрослые, особенно воспитатели и учителя, как Боги, все могут и умеют, в состоянии разрешить любой конфликт, дать единственно правильное решение. И мяч из-под забора достать, и Ваньке сказать, чтобы слез с дерева и яблоком угостил, и маме позвонить, чтобы та тут же «приехала, потому что очень надо…» А в школе еще сложнее, нужно детей еще обучать. Поэтому, я снимаю шляпу перед учителями. Низкий им поклон.

Повторюсь, я не против подарков учителям, я против обязаловки. Процесс идет. Если когда - то учителя были благодарны за букет цветов, то сейчас чуть ли не открытым текстом говорится, что они хотят видеть в качестве подарка. На Новый год - садовый столик, на Восьмое марта - декоративный напольный светильник. С другой стороны, есть плюсы, Родители уже не задумываются о подарке, знают, что дарить, и квартиры учителей не загромождаются ненужно - бестолковыми вещами.

Но тогда подарок теряет свое предназначение. Он перестает быть подарком, предметом неожиданным и благодарственным. Ты даришь в знак признательности, любви и уважения. Заранее оговоренный подарок превращается в доплату к зарплате учителя.

Саватеева Марина