Вступивший в силу закон «Об образовании в РФ» обещает бесплатное и доступное образование для всех. Собственно, ничего нового. Обещали и раньше. И, как и раньше, родители продолжают выкладывать немалые деньги за наше бесплатное образование. Причём с новым законом суммы, похоже, только увеличатся

Учитель плюс репетитор

Чиновники уверяют: бесплатно у нас всё! И даже доступнее стало. Может, дети наших начальников от образования учатся в каких-то других школах? Где не надо с наступлением каждого нового учебного года сдавать деньги на учебники, на новую доску или мебель в классе, отсчитывать регулярно энную сумму в школьный совет?

Мало того. Родители из собст­венного кармана уже чуть ли не наравне с государством софинансируют зарплаты учителей, оплачивая их услуги в качестве репетиторов. Причём даже в начальной школе. «Если кто-то из детей и не ходил на занятия английским вне школы, то к третьему классу у нас все садятся на репетиторов. А нет у родителей такой возможности - ребёнок становится безнадёжным троечником, - говорит учительница начальных классов одной из школ Московской области. - При этом те же педагоги, что некачественно учат в школе, дают прекрасные частные уроки и, говорят, хорошо готовят к ЕГЭ».

«Если в начальной школе нанимают репетиторов, это свидетельствует о низкой квалификации педагога, который ведёт класс вашего ребёнка, - говорит Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО. - И никакие отговорки - что у него 30 человек в классе, что трудная программа, а дети плохо себя ведут - не пройдут».

Скорее это свидетельствует о желании подзаработать на дополнительных часах. Хотя новый закон прямо запрещает преподавателям заниматься репе­титорством с детьми из класса, в котором он ведёт уроки, но кто это проконтролирует? А даже если и проконтролирует - кто мешает подтягивать деток из параллельных классов?

Этика вместо русского

В последние годы в школе то и дело появляются новые предметы. Ввели третий урок физкультуры в неделю, «Основы религиозных культур и свет­ской этики». Активно обсуждается идея уже с начальных классов учить психологию, ввести уроки финансовой грамотности. За счёт чего их вводить? Увеличивать общее число уроков нельзя по санитарным нормам. Выходит, за счёт русского и математики. Это значит, что все пробелы в освоении школьной программы у детей придётся опять восполнять их родителям за свой счёт.

В старших классах репетиторы становятся очень серьёзной статьёй расходов семьи (от 1,5 до 2-3 тыс. руб. за одно занятие) - в преддверии ЕГЭ, к которому надо готовить дитя, расценки возрастают в разы. «Ещё несколько лет назад, по подсчётам экспертов, объём коррупционных платежей в образовании составлял около 5 млрд долларов в год, включая подарки учителям, подачки за хорошие оценки, на ремонт класса и т. д., - говорит Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Понятно, что сейчас эта сумма ещё возросла. С той лишь разницей, что теперь родители больше платят в «белую кассу» - за школьную форму, за учебники. Хотя в новом законе зафиксировано, что они должны предоставляться бесплатно».

На днях был утверждён и новый стандарт дошкольного образования. И снова обещания. «Бесплатность этим стандартом гарантируется. Но одновременно СанПиН определил, что число занятий должно быть строго ограниченно. А это значит, что многие занятия оказались «лишними», - говорит Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания. Мы бы и рады, чтобы дети обходились без дополнительных нагрузок. Лишь бы то, что преподаёт государство детям бесплатно, давало качественные знания, позволяющие поступить в приличную школу, а потом и в вуз. Но вот это-то как раз в нашей стране, судя по всему, зависит не от стандартов, а от родительского кошелька.

Юлия Борта